Чтобы гладиаторские бои были интересными, римляне использовали множество типов исполнителей, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки.
Кульминацией римских игр были мунера или гладиаторские бои. Хотя на римских играх присутствовало много типов гладиаторов, было несколько, которые более распространены, чем другие, и о которых мы знаем больше, например, самнит, галл, фракийец, мурмилл, ретиарий и секутор. У каждого типа было свое оружие и доспехи, что давало свой индивидуальный боевой стиль с разными сильными и слабыми сторонами.
1. Ранние гладиаторы и базовая броня
Чтобы дать каждому бойцу определенные преимущества и недостатки, были организованы гладиаторские бои между двумя основными типами вооружения: легковооруженными и тяжеловооруженными. Первый предлагал большую мобильность за счет большей уязвимости, а второй предлагал бойцу большую защиту за счет скорости и ловкости. Целью такого объединения гладиаторов было зрелище. В конце концов, гладиаторский бой был событием для зрителей, и зрителям нужно было продолжать участвовать в представлении; пара подобных гладиаторов не была бы интересна ни бойцам, ни зрителям.
Хотя у каждого доспеха гладиатора было свое собственное снаряжение, некоторые предметы были более или менее стандартными для всех. Набедренная повязка, или сублигакулум, например, крепилась к талии гладиатора поясом или балтеусом. Для защиты ног носили тканевые или кожаные подушечки, называемые фасциями.
Точно так же на руках для защиты рук носили манику — кожаную или тканевую подушечку, часто украшенную металлом. Большинство гладиаторов носили шлем и какой-либо щит, хотя конкретные типы щитов и шлемов различались в зависимости от доспехов. Базовое снаряжение, которым был экипирован каждый гладиатор, обеспечивало, по крайней мере, определенную защиту базового уровня, которая была общей для всех доспехов, чтобы предотвратить слишком быстрое выбывание любого конкретного бойца из боя из-за непрямого удара по конечностям.
Первые гладиаторы, вероятно, были военнопленными, и, за исключением ретиариев, римляне создавали большую часть вооружения на основе снаряжения своих врагов. По мере развития гладиаторского института доспехи, возникшие в результате боевых стилей врагов Рима, иногда все еще носили названия своего национального или этнического происхождения: самнис или самнит, фракийский или фракийский и галл или галл. Самниты и галлы были врагами Рима со времен середины республики. Они были вооружены одинаково, оба несли основное снаряжение, описанное выше: шлем, набедренную повязку, поножи на левой ноге и манипулятор.
Каждый из них также нес длинный прямоугольный щит и гладиус — короткий меч, используемый римской пехотой. Во время принципата самниты и галлы подверглись романизации, и поэтому стало политически некорректным поносить их на арене. Бойцы сохранили свое снаряжение, но были переименованы и перепрофилированы на секутор и мурмилло (у галлов на шлеме был гребень в форме рыбы, отсюда и термин мурмилло, обозначающий определенный вид рыб). Некоторые, такие как эсседариусы, были названы в честь своего стиля боя, в данном случае боя на колесницах в британском стиле. Состав бойцов на колесницах остается неясным.
2. Траексы и гопломахи
В то время как секутор и мурмилло носили длинный щит (скутум) и более короткие поножи, траексы, или фракийцы, были оснащены прямоугольным щитом гораздо меньшего размера, но более длинными поножами, чтобы компенсировать отсутствие защиты меньшего щита. Фраксы носили сика, короткий меч с загнутым концом, используемый для колющих ударов.
Обладая подобным защитным снаряжением, как и у траексов (шлем с забралом, маника на правой руке и длинные поножи, защищающие ноги), гопломах («боец со щитом») представлял собой доспехи гладиатора, оснащенные для нападения коротким круглым щитом, копье и длинный кинжал. Возможно, что этот тип произошел от снаряжения, используемого греческой пехотой (гоплитами). На мозаике Злитена изображено несколько сцен, одна из которых — гопломах, опознаваемый по копью и маленькому круглому щиту, ожидающий вердикта рефери; его противник — мурмилло стоит, истекая кровью, с поднятым пальцем (ad digitum), сигнализируя о подчинении сопернику и о поражении.
3. «Человек сети»
Одним из наиболее узнаваемых доспехов гладиатора был доспех ретиария, или «сетевого человека», названного так из-за характерной утяжеленной сети, которую он держал в одной руке; в другой — трезубец с заостренными зубцами и длинный кинжал. Броня у него была очень легкая: у него не было ни шлема, ни поножей, ни щита. Маника располагалась на левой руке, при этом он иногда дополнялся галерусом или губкой — металлической защитой, защищавшей плечо, часть головы и часть шеи.
Техника ретиария заключалась в том, чтобы опутать своего противника, обездвижить его, прежде чем атаковать трезубцем. Учитывая большую дальность действия трезубца в качестве его основного оружия, ретиариусу было лучше всего сражаться со своим противником на расстоянии. Марсьяль утверждает, что один особенно опытный ретиарий смог победить, даже не ранив своего противника. Светоний утверждает, что Клавдий любил отдавать приказы казнить случайно павших гладиаторов, особенно ретиариев. Римская мозаика, которая сейчас находится в Национальном археологическом музее в Мадриде, показанная выше, изображает боевую технику ретиария-гладиатора Календио.
На нижней ступени изображен секутор Астианакс, сражающийся с Календио, который вонзает свой трезубец в Астианакса; здесь видны маника и галерус ретиария. Хотя Календио забил Астианакса, секутора это, похоже, не смутило — он продолжает приближаться к Календио. Верхняя, последняя половина мозаики изображает решающий момент, когда Астианакс сбивает раненого Календио (здесь видны лужи крови) и поднимает кинжал в знак покорности. Изображены также два сотрудника арены — они поднимают руки и поворачиваются к редактору, которого не показано. Арбитр примет окончательное решение относительно судьбы Календио, и, похоже, он выбрал смерть, учитывая нулевой знак, который отображается рядом с именем Календио.
4. Секутор
Гладиатор-секутор («преследователь») и мурмиллоны были очень похожи, главным отличием был шлем секутора, который не имел забрала, как шлем мурмиллона, а перетекал от макушки головы вниз к верху плеч. Шлем также имел два небольших отверстия для глаз, которые ограничивали обзор, но в остальном имел гладкую поверхность; эта поверхность была особенно эффективна для отражения ударов трезубца ретиария. Как и у мурмиллона, шлем тоже чем-то напоминал рыбу.
Основным недостатком этого типа шлема было то, что он ограничивал подачу воздуха гладиатору, что также имело тенденцию усиливать последствия ношения тяжелых доспехов в течение длительного времени. Мозаика из Вероны, Италия, датируемая концом второго или началом третьего века нашей эры, изображает последние моменты боя ретиария, которого заставил встать на колени в знак подчинения его боец-секутор.
Секутор также был традиционным противником в паре с ретиарием (как обозначает альтернативное название контраретиарий). Эта пара хорошо демонстрирует симметрию гладиаторского боя: секутор перешел в наступление и использовал свой щит для защиты, в то время как ретиарий изо всех сил старался держаться на расстоянии, чтобы он мог закинуть утяжеленную сеть и вонзить трезубец в ноги, или голова секьютора (остальная часть тела прикрыта большим щитом).
Как упоминалось выше, недостатком тяжелой брони и сжимающего шлема секутора было то, что он задыхался и уставал, если не сразил ретиария быстро; если бы он это сделал, у ретиария почти не было бы защиты из-за его чрезвычайно легкой брони. С другой стороны, ретиарий должен действовать быстро, чтобы запутать секутора в свои сети; если он это сделает, то тяжелобронированный секутор открыт для атак трезубца или кинжала ретиария. Исидор Севильский комментирует эту пару, заявляя, что ретиарий посвящен Нептуну, а секутор посвящен Вулкану, а вода и огонь всегда являются противниками.
5. Конный гладиатор
Хотя визуальные изображения гладиаторов этого типа показывают, что они сражаются пешими, всадники сражались верхом на лошадях. Этот воин носил шлем с забралом, украшенный перьями сбоку, и небольшой круглый щит. Скорее всего, они начинали драку верхом на лошадях, но в конечном итоге спускались на землю. Копье было оружием конного боя, а короткий меч использовался, когда бой переходил на землю. Этот тип обычно изображается в тунике вместо сублигакулы. Необычно то, что они также показаны сражающимися друг с другом, а не с другим противником, предположительно потому, что римляне считали конных и пеших гладиаторов несправедливой парой гладиаторов. Первый имел бы слишком большое преимущество перед вторым, чтобы можно было вести настоящее соревнование.