- 1. Адад или Хадад — бог бури и дождя
- 2. Даган или Дагон — бог плодородия сельскохозяйственных культур
- 3. Эа — Бог Воды
- 4. Набу — Бог мудрости и письма
- 5. Нергал — бог чумы и войны.
- 6. Энлиль — бог воздуха и земли
- 7. Нинурта — бог войны, охоты, земледелия и писцов
- 8. Нанна — бог луны
- 9. Шамаш — Бог Солнца
- 10. Гибиль — бог огня
Народ Междуречья был очень религиозным, и месопотамские писцы записали более сотни богов и богинь. Пантеон богов в Месопотамии был продолжением их культуры и духовных верований. Хотя имена божеств различались в разных месопотамских цивилизациях, их роли были одинаковыми. Время шло, боги менялись и развивались. Например, шумерский бог солнца Уту стал для аккадцев Шамашем . Все боги были разными, так что давайте теперь посмотрим на некоторых из самых известных богов древней Месопотамии.
1. Адад или Хадад — бог бури и дождя
Месопотамский бог бури менялся от места к месту. В Вавилонии и Ассирии его звали Адад, в Угарите — Хадад, а в Шумере — Искур. Он был внесен в пантеон амореями в 3000-летии до н. э. У этого бога был обоюдоострый аспект: он был и дарителем, и разрушителем. Как бог бури он разрушил жизнь, и как бог дождя он дал жизнь. Там, где ураганы и штормы были символами его гнева по отношению к врагам и олицетворяли тьму и смерть, дождь показывал его счастье. Благодаря этому дождю земля росла зерном, и люди могли прокормить себя, поэтому его также называли богом изобилия. Бог неба Ану был его отцом, а Шалаш — его супругой. Однако в некоторых сценариях говорится, что он был сыном бога всех земель Бэла.
Символом Адада был кипарис, а его священное число — шесть. Лев и бык считались его священными животными. В Алеппо, Ассирии и Вавилонии он был также известен как бог предсказаний и оракулов. Хотя у него не было культа под своим именем, ему широко поклонялись, особенно в городах Вавилон и Ашур.
2. Даган или Дагон — бог плодородия сельскохозяйственных культур
Дагон был западно-семитским богом плодородия сельскохозяйственных культур. В древние времена ему широко поклонялись на Ближнем Востоке. Слово дагон было собирательным существительным на угаритском и еврейском языках для обозначения зерна, и Дагону поклонялись еще в первые дни 2500 г. до н.э. Согласно текстам, обнаруженным в Угарите, или современном Рас-Шамре, бог Ваал был его сыном. Его главный храм находился в древнем Угарите, и он был известен как бог филистимлян в Палестине. У него было много других святилищ, таких как те, что были найдены в Бет-Дагоне в Ашере и Газе. Кодекс Хаммурапи заявляет, что Дагон защитник народа Туттля. Во втором тысячелетии он появлялся в разных текстах, письмах и списках подношений. Его функция как бога плодородия сельскохозяйственных культур или растительности была передана Ваалу в 1500 году до нашей эры.
3. Эа — Бог Воды
Эа, известный на шумерском языке как Энки, был месопотамским богом воды. Он также был одним из трех божеств наряду с Энлилем и Ану. Сначала он был не более чем местным божеством, но вскоре его поклонение перешло на другой уровень. Он стал одним из важных богов, известных как владыки Абзу или Апсу, бога пресной воды. Его изображали наполовину рыбой, наполовину козой. Именно от него происходит фигура Козерога. Будучи богом воды, он также был божеством-покровителем чистильщиков. Эа ассоциируется с магией, заклинаниями и мудростью, и он был важен для экзорцистов и прорицателей. Для экзорцистов он имел еще большее значение, поскольку они получили от него знания о ритуалах, необходимых для изгнания злых сил. Кроме того, он выдвинул меценатство в области декоративно-прикладного искусства.
В вавилонских мифах «Атрахаси» и « Эпосе о Гильгамеше» Эа выступает как создатель и защитник человечества. Он планировал использовать глину для создания людей, чтобы они могли служить богам, выполняя свою работу. В то время как Эа создавал человечество, Энлиль пытался уничтожить его большим наводнением, потому что их шум нарушал его сон. Зная о намерениях Энлиля, Эа уже сказал мудрецу Атрахасису построить ковчег, чтобы помочь человечеству избежать разрушения.
4. Набу — Бог мудрости и письма
Набу, бог искусства, мудрости и писцов, также был известен как Нисаба в шумерской мифологии. Он прославился в Вавилоне в первом тысячелетии, так как был сыном бога Мардука. Ему также поклонялись в Борсиппе, городе-побратиме Вавилона. Каждый год его статую переносили из Борсиппы в Вавилон в честь его отца. Его символом было перо на табличке, и благодаря этому в его храмах предлагались глиняные таблички с каллиграфическим письмом. Его женой была аккадская богиня Ташмет.
Говорили, что Набу был изобретателем письма. Он также считался оракулом и был связан с Сином, богом луны. Его иконография изображает его стоящим с руками в позе священника в рогатой шапке на голове. Он ехал на крылатом драконе по имени Сирраш, который изначально принадлежал его отцу. Вавилоняне также отождествляли его с планетой Меркурий. Во втором веке до нашей эры его поклонение стало падать, когда клинопись стала не чем иным, как утраченным искусством.
5. Нергал — бог чумы и войны.
В шумеро-аккадском пантеоне Нергал был второстепенным месопотамским богом. Его отождествляли с Месламтеей и Иррой как с богом войны и выжженной земли. Он считался благодетелем людей, слушал их молитвы, приносил жизнь от смерти и защищал скот и сельское хозяйство. Гимны древних также показывают, что он бог разорения, голода и эпидемий.
6. Энлиль — бог воздуха и земли
Древний бог земли и воздуха Энлиль был одним из главных божеств шумерского пантеона. Позднее его стали почитать в Вавилоне, Аккаде, так же хурриты и ассирийцы. Его центральным святилищем был храм Экура в Ниппуре, который, как предполагали люди, он построил для себя. Его также называли канатом для швартовки между небесами и землей. Он так гордился своей святостью, что думал, что другим богам даже нельзя смотреть на него. Поклонение ему завершилось в 1230 г. до н. э., когда Ниппур захватили эламиты. Наконец, он был принят в качестве верховного бога Месопотамии в пантеоне богом Вавилона Мардуком.
Энлиль участвует в шумерском мифе, где он изображен отделяющим небо (Ан) от земли (Ки) как акт превращения земли в место для людей. В другом шумерском мифе о наводнении Энлиль вознаграждает Зиусудру вечной жизнью за то, что он выжил во время массового наводнения. В вавилонском мифе о потопе Энлиль изображен как сам потоп. И, наконец, что не менее важно, его соблазнение богини Нинлил в разных обличьях привело к рождению Нанны, бога луны, и божеств Нергала, Энбилулу и Ниназу, которые принадлежали подземному миру.
7. Нинурта — бог войны, охоты, земледелия и писцов
Сын Энлиля и Нинхурсага, Нинурта впервые появился в текстах в 3000-летии до н. э. как бог местных городов и сельского хозяйства. Вскоре его роль изменилась, поскольку города военизировались и начали воевать друг с другом. Его женой была Гула, богиня исцеления. В некоторых старых надписях также говорится, что он был женат на Бау. Хотя его главной чертой была агрессия, у него также были ассоциации с защитой и исцелением. Его союз с Гулой помог ему вызвать магические заклинания, чтобы предотвратить демонов и болезни. Изображенный как храбрый воин, он держал лук и стрелу вместе с булавой, называемой шарур. На некоторых вавилонских произведениях искусства он изображен верхом на льве с хвостом скорпиона.
Он впервые появился в Шумере как Нингирсу, и в текстах того времени говорится, что он был сыном Энлиля и Нинлиля. Он был признан богом войны во втором тысячелетии до нашей эры после того, как был показан в эпосе об Анзу. Нингирсу перешел в Нинурту примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Он был защитником богов и спасителем человечества. Вплоть до 1500 г. до н.э. он ассоциировался с ростом и урожаем. Он был богом, совершавшим великие дела, но он также считался несовершенным во многих отношениях.
8. Нанна — бог луны
Нанна была сыном Нинлиль и Энлиля, который позже стал известен как Син в аккадской мифологии. Двумя основными местами, где ему поклонялись, были Харран и Ур в северном и южном регионах соответственно. Он один из старейших месопотамских богов. Его главенствующий культ находится в Уре, и он упоминался в различных надписях и гимнах между 2047 и 1750 гг. до н. э.
Его рождение связано с мифом об Энлиле и Нинлиль, где Энлиль очаровывает Нинлиль, и она беременеет. Нингал, «великая дама», была его женой, бог солнца Уту-Шамаш был его сыном, а Инанна, богиня любви, была его дочерью. Необычно то, что в культе Нанны Луна считалась отцом солнца. Возможно, это произошло потому, что во время путешествия охотники-собиратели руководствовались луной.
9. Шамаш — Бог Солнца
Сын Сина или Нанны (бога луны) Шамаш был также известен под именем Уту в шумерской мифологии. Согласно некоторым историям, Инанна была его сестрой-близнецом, которая обладала несколькими силами, и шумерские тексты показывают сильную связь между ними. Его женой была богиня Шерида. Для жителей Месопотамии луна имела большее значение, чем солнце, и роль солнца стала значительной только тогда, когда они начали изучать сельское хозяйство.
Считается, что вавилонский царь Хаммурапи заимствовал большинство своих законов от Шамаша. Будучи богом солнца, он побеждал зло тьмы, а когда наступила ночь, он стал одним из нескольких судей подземного мира. Он также известен как правитель вселенной и, как таковой, изображен сидящим на троне с посохом и кольцом в руках как символы праведности и справедливости.
10. Гибиль — бог огня
Гибилу поклонялись в Месопотамии до начала периода Селевкидов. Он был не только богом огня, но и переработчиком металлических предметов, а значит, покровителем мастеров по металлу. Гибиль поделился мудростью в области металлургии, и многие писатели называют его «богом кузницы». Его разум был настолько обширен, что другие боги не могли его постичь. Еще он участвовал в очистительных обычаях и обрядах.
Люди месопотамского периода были очень религиозными и создали богов для всего, что существовало на земле; список бесконечен. Из-за множества цивилизаций у жителей Древней Месопотамии было множество богов, и те, кто попал в этот список, представляют лишь некоторые из них. Месопотамская мифология настолько обширна, что было бы трудно охватить все аспекты пантеона.