Как ассирийцы сформировали древний Ближний Восток?

Ассирийцы (История, Искусство, Политика Ближнего Востока) Месопотамия

Древних ассирийцев часто помнят за их жестокость, но их влияние на Ближний Восток было гораздо более глубоким.

Древних ассирийцев оценивали несколько несправедливо как жестоких людей, единственным желанием которых было завоевание своих соседей. Хотя в некоторой степени это верно, при этом упускается из виду важная роль, которую ассирийцы сыграли в истории Ближнего Востока. Ассирийские цари оказались одинаково искусными в дипломатическом и военном искусстве, а также проявили большие способности к бизнесу.

Ассирийцы использовали свое богатство для создания одних из первых в мире библиотек, которые они наполняли религиозными сочинениями, правительственными документами и некоторыми из наиболее впечатляющих историографических текстов древнего мира. Кроме того, дворцы ассирийских царей были украшены одними из самых вдохновляющих и красивых произведений искусства древнего мира.

 

Ассирийские купцы и древнеассирийский период

Ассирийская армия марширует на город Астарту
Ассирийская армия марширует на город Астарту, неоассирийцы, 730-727 гг. до н. э. (правление Тиглатпаласара III), Британский музей, Лондон.

История древней Ассирии начинается с периода, который ассириологи считают древнеассирийским периодом (ок. 2000–1800 гг. до н. э.). Именно в это время ассирийцы установили многие отличительные черты своей культуры, построив свою столицу Ашур на западном берегу реки Тигр. В эту эпоху они начали использовать свои навыки в торговле для усиления влияния.

Ассирийские купцы создали торговые сети по всему Ближнему Востоку и оставили после себя тайник письменных документов в центральном анатолийском городе Канеш. В документах Канеша говорится, что ассирийская торговля была достаточно организована, что заложило основу для сложных торговых сетей, которые развились в позднем бронзовом веке.

 

Среднеассирийская империя

Рельеф Ашшурбанипала
Рельеф царя Ашшурбанипала на банкете, неоассирийский период, 668-627 гг. до н. э. (правление Ашшурбанипала), Британский музей, Лондон.

По мере того, как ассирийцы переживали бронзовый век, они использовали свои торговые сети для финансирования Среднеассирийской империи (ок. 1400–1050 гг. до н. э.). Это была эпоха, когда Ассирия присоединилась к «клубу великих держав» Ближнего Востока вместе с Египтом, Вавилоном, Митанни, Алашей и Хатти. Ассирийский царь Ашур-убаллит I (правил около 1365–1330 гг. до н.э.) привел своих людей в клуб. Он написал египетскому царю клинописное письмо на аккадском языке, в котором говорилось следующее:

«Я посылаю к вам своего посланника, чтобы он посетил вас и посетил вашу страну. До сих пор мои предшественники ничего не писали; сегодня я пишу тебе. В качестве поздравительного подарка я посылаю тебе прекрасную колесницу, двух лошадей и один финиковый камень из настоящего лазурита».

Бронзовые гири
Бронзовые гири, неоассирийцы, 726–722 гг. до н. э. (правление Салмансара V), Британский музей, Лондон.

Ассирийское геополитическое влияние на Ближнем Востоке росло, совпадая с военной мощью Ассирии. Во время правления царя Туткульти-Нинурты I (правил около 1243–1207 гг.) ассирийцы поглотили царство Миттанни к востоку от реки Евфрат. Однако их восхождение было временно остановлено внешними силами. Примерно в 1200 году до нашей эры Ближний Восток был опустошен серией миграций, возглавляемых таинственными народами моря. Когда ситуация наконец урегулировалась, ассирийцы и египтяне оказались единственными народами, чьи царства продолжились и в железном веке.

 

Неоассирийская империя

Настенный рельеф с изображением ассирийских воинов
Настенный рельеф с изображением ассирийских воинов из Юго-Западного дворца в Ниневии, неоассирийцы, 700–695 гг. До н.э. (правление Сеннахирима), Британский музей, Лондон.

Ассирийцы использовали свое военное мастерство, чтобы основать то, что ассириологи называют Неоассирийской империей (934–610 гг. до н.э.). Неоассирийская империя продолжила религиозные и культурные традиции Среднеассирийской империи, но оказалась гораздо более продвинутой на военном фронте. Неоассирийцы использовали старую, но жестокую тактику, которая включала волновые атаки, запугивание, унижение побежденных народов и принудительную миграцию, а также несколько новых технологий.

Ассирийцы были одними из первых людей в древнем мире, которые использовали кавалерию, которая была значительным усовершенствованием дорогой и часто громоздкой колесницы. Но, пожалуй, величайшим военным нововведением было их современное осадное оружие. На живописных рельефах из ассирийских дворцов изображены осадные башни и защищенные колесами тараны, что является значительным усовершенствованием простых лестниц.

Неоассирийская империя пала в 610 г. до н. э., когда коалиции государств наконец удалось свергнуть могущественное царство.

 

Ассирийцы и Израиль

Кубический медный сплав
Кубический медный сплав. Измерение веса со скарабеем в египетском стиле, неоассирийский, 800-700 гг. до н.э., Британский музей, Лондон.

Одним из величайших влияний ассирийцев на Ближний Восток, которое ощущается и сегодня, было их влияние на Ветхий Завет. Израиль был среди многих царств, завоеванных неоассирийцами, хотя они и многие другие покоренные народы так и не признали свою подчиненную роль. Чтобы уменьшить мощь непокорных подвластных народов, царь Саргон II (правил в 721–705 гг. до н. э.) увеличил число провинций в империи с 12 до 25. Израильскому царю Осии (правил ок. 732–722 до н. э.) не нравилось сокращение его власти, поэтому он решил восстать. Израильтяне переманили Египет на свою сторону, но этого было недостаточно, чтобы противостоять ассирийской мощи. В исторических анналах говорится, что ассирийцы разгромили Израиль (Самарию), взяв в плен многих его жителей.

«Я осадил и завоевал Самарию, увел в добычу 27 290 жителей ее. Я сформировал из них отряд из 50 колесниц и заставил оставшихся (жителей) занять их (социальные) положения. Я поставил над ними своего офицера и обложил их данью бывшего короля».

Рельеф с телохранителями Сеннахирима
Рельеф с телохранителями Сеннахирима из юго-западного дворца Ниневии, неоассирийский, 700-695 гг. до н. э. (правление Сеннахирима), Британский музей, Лондон.

Книга Ветхого Завета (4 Царств 18:9-11) также рассказывает об осаде, хотя и утверждает, что Салманасар был ассирийским царем, который возглавил атаку. Ассириологи теперь знают, что ассирийские и библейские рассказы подтверждают, а не противоречат друг другу. Считается, что осада была начата Салманасаром V (годы правления 726–722 гг.), а затем завершена его преемником Саргоном II. Обстоятельства передачи власти остаются загадочными, хотя многие полагают, что Саргон II пришел к власти в результате государственного переворота .

 

Ассирийское Искусство

Львиная охота Ашшурбанипала
Рельеф после охоты на львов царя Ашшурбанипала. Северный дворец, Ниневия, зал C, ок. 645-635 гг. до н.э. Король в сопровождении слуг закалывает льва.

В некоторой степени контрастом с жестокой эффективностью ассирийцев на поле боя и их безжалостной дипломатической тактикой было их понимание искусства и красоты. Подробные графические рельефы, обнаруженные в руинах Ашура, Ниневии, Нимруда и других ассирийских городов, подробно описывают, как жители знали и уважали мир природы.

Помимо подробных сцен военных действий, на многих рельефах изображены большие сады и множество животных, особенно львов. Во многих сценах царь охотится и убивает львов, но один рельеф из Северного дворца Ниневии демонстрирует, что ассирийские художники были не только одержимы насилием. Рассматриваемая сцена, которая сейчас находится в Британском музее в Лондоне, изображает льва и львицу, мирно отдыхающих в саду. За хорошо детализированными львами расположены одинаково детализированные деревья и цветы, дающие зрителю ощущение безмятежности.

Статуя царя Ашурнасирпала II
Статуя царя Ашурнасирпала II, неоассирийца, 883-859 гг. до н. э. (правление Ашурнасирпала II), Британский музей, Лондон.

Мифологические мотивы были распространены и в ассирийском искусстве. Духи-защитники были частой темой на рельефах: существа, известные как угаллу и урмахлилу, служили духовными телохранителями царя. Угаллу имел тело человека и головы льва, тогда как урмахлилу был человеком от туловища вверх и львом ниже пояса, похожим на греческого кентавра. Ассирийцы также изображали мифологические мотивы, среди которых довольно популярным было крылатое существо-лев с человеческой головой, известное как ламассу.

Наконец, они унаследовали месопотамскую традицию царской скульптуры и усовершенствовали ее. Прекрасным примером этого является статуя ассирийского царя Ашурнасирпала (годы правления 883–859 гг. до н.э.) высотой сорок четыре дюйма. За любовью к искусству и красоте последовали нововавилоняне, которые применили многие из тех же стилей. Фактически, в книге «Тайна висячего сада Вавилона» (2015) британский ассириолог Стефани Дейли утверждала, что сады Ниневии были настоящими висячими садами Вавилона.

Топ-10 шумерских богов и богинь

Топ-10 богов древней Месопотамии

 

Ассирийская литература

Частичная табличка эпоса о Гильгамеше
Частичная табличка эпоса о Гильгамеше из Библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии, неоассирийская, седьмой век до н.э., Британский музей, Лондон.

Наконец, ассирийцы помогли создать культуру обучения и литературы на древнем Ближнем Востоке. Хотя эти культурные элементы существовали до того, как ассирийцы унаследовали письменность от аккадцев, они вывели религиозную литературу и историографию на новый уровень. У ассирийцев хранились тысячи религиозных клинописных табличек, написанных на аккадском языке.

Причина, по которой сегодня ассириологи так много знают об ассирийской литературе, заключается в том, что они были такими дотошными летописцами. Когда современные археологи раскопали Ниневию, одним из величайших открытий стала библиотека Ашшурбанипала (годы правления 668-627 гг. до н. э.). Археологи нашли 5000 клинописных документов, подробно описывающих государственные дела, религию и историографию.

Текст религиозного ритуала
Текст религиозного ритуала королевского двора из Библиотеки Ашшурбанипала, неоассирийский, седьмой век до нашей эры, Британский музей, Лондон.

В религиозных текстах царь играл центральную роль хранителя мирового порядка. Однако, хотя король был назначен Богом, он не был божественным. Король был проводником, позволяющим богам и богиням делать все, что им заблагорассудится. В текстах говорится, что обязанности царя варьировались от выполнения обычных ритуалов до ведения войны от имени богов. В тексте из правила Ашшурбанипала отмечается:

«(Это) дворец Ашурбанипала, верховного жреца Ашура, избранного Энлилем и Нинуртой, любимца Ану и Дагана (который является) разрушением (олицетворенным) среди всех великих богов – законного царя, царя мир, царь Ассирии».

Ассирийцы обычно следовали тем же богам, что и другие месопотамские народы, давая им аккадские имена. При этом они отдавали предпочтение божествам, которые наиболее соответствовали ассирийским ценностям. Первым в пантеоне был Ашур, бог-покровитель города с одноименным названием, но сразу за ним шла Иштар, богиня плодородия и войны. Другие важные божества, упомянутые в религиозных текстах, включают Шамаша, бога солнца, и Набу, бога мудрости. В текстах рассказывается, как царь делал подношения этим божествам после успешных битв, выставляя напоказ своих захваченных врагов.

Фундаментальная табличка Салманасара I из Ашура
Фундаментальная табличка Салманасара I из Ашура, Средняя Ассирийская (правление Салманасара I, ок. 1273–1244 гг. до н.э.), Британский музей, Лондон.

Какой бы важной ни была ассирийская религиозная литература, развитие историографии было еще более важным. Хотя историография (запись исторических событий) практиковалась в других ближневосточных культурах до ассирийцев, исторические записи были более подробными и точными. Исторические анналы были написаны с точки зрения царя, дающего подробный ежегодный отчет о его военных кампаниях. Летопись была впервые написана во время правления Тиглатпаласара I (правил около 1114–1076 гг. до н.э.) и продолжалась до конца Неоассирийской империи.

Фактически, ассирийские летописи повлияли на более позднюю вавилонскую историографию, а именно на Вавилонские хроники. Влияние также можно обнаружить в персидских исторических надписях Ахеменидов. Следует отметить, что ассирийская историография сильно отличалась от современной историографии. Летописи были написаны как письма царя богам как теократическая история государства, которое должным образом следует божественным законам.

Шумерско-аккадский клинописный географический список
Шумерско-аккадский клинописный географический список из Библиотеки Ашшурбанипала, неоассирийский, седьмой век до нашей эры, Британский музей, Лондон.

Еще одним жанром историографического письма, в котором они преуспели, были списки царей. На древнем Ближнем Востоке списки царей представляли собой просто упорядоченные списки царей определенной династии или королевства. Списки царей использовались еще шумерами и даже Египтом, но ассирийцы составляли более полные списки. Самый ранний из трех списков царей начался с полумифического царя по имени Тудия и закончился в 722 году до нашей эры. Однако современные ученые расходятся во мнениях относительно того, кто был первым настоящим ассирийским царем.

Ассирийцы называли Шамси-Адада I (правил около 1808–1776 гг. До н. э.) своим первым историческим царем, хотя он был этническим амореем, а не из Ашура. Некоторые известные современные историки полагают, что Сулили, правивший в конце третьего тысячелетия до нашей эры, был первым настоящим ассирийским царем.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий