Проклятие Вавилонской башни и дар языков

Месопотамия

Смешение языков у Вавилонской башни было проклятием. Отцы церкви верили, что дар языков снимает это проклятие, позволяя одаренным говорить на всех наречиях.

История Вавилонской башни, возможно, является одним из самых знаковых библейских повествований. Однако сегодня многие люди не подозревают о связи между историей Вавилонской башни и даром языков, дарованным в Пятидесятницу. Частично это связано с тем, что большое количество ученых считают Бытие 1–11 мифом.

Отцы церкви не считали мифами ни одно из ветхозаветных повествований, в том числе и историю о Вавилонской башне. Фактически, многие из них видели четкую связь между Вавилонской башней и даром языков. Они интерпретировали языки как отмену проклятия, которое было использовано, чтобы остановить строительство Вавилонской башни.

 

Проклятие Вавилонской башни

Нимрод
Нимрод, Дэвид Скотт, около 1832 года

Смешение языков произошло из-за бунта Нимрода против Бога. Нимрод означает «Мы восстанем». Первый город, построенный Нимродом, Вавилон, стал синонимом восстания против Бога.

Преступлением, которое совершили строители города и Вавилонской башни, похоже, было самовозвышение и непослушание (Бытие 11:4). Во-первых, они хотели построить себе имя и репутацию, возвысившись, так сказать, до небесных высот. Во-вторых, Бог повелел человечеству размножаться и наполнять землю (Бытие 1:28; 9:1). Намерение строительства города и башни не заключалось в том, чтобы «рассеять их по лицу всей земли» и, таким образом, противоречить Божьему указанию.

Вавилонская башня
Вавилонская башня, Александр Михальчик, 2019, через Wikimedia Commons

Их план был сорван, когда Бог пришёл проверить их работу и решил смешать их языки (Бытие 11:7-9). Эта путаница диалектов нарушила единство человечества, но была необходима, потому что они объединились, чтобы противостоять Богу. Таким образом, хотя результат можно интерпретировать как благословение в данных обстоятельствах, разобщенность, от которой человечество пострадает из-за неспособности говорить друг с другом, была проклятием.

 

Языки ангелов

Благовещение, Эль Греко
Благовещение, Эль Греко, около 1576 г.

В переводе Септуагинты Второзакония 32:8, который использовал Севериан из Габалы, говорится:

«Бог установил пределы народов по числу ангелов».

Основываясь на этом переводе, некоторые отцы церкви полагали, что народы были разделены на 70 (некоторые утверждают, что на 72 и 75) народов. Каждой нации был назначен ангел, который наблюдал за ней и следил за тем, чтобы нации не воссоединились.

Некоторые отцы церкви верили, что ангелы могут говорить на всех наречиях, известных человеку. Филастрий писал:

«Конечно, ангельская добродетель знать языки всех людей»

( CSEL 38 :62-63), и Севериан Габалинский согласился, когда сказал:

«Языки ангелов относятся к различным языкам, на которых говорят на земле с тех пор, как разрушение Вавилонской башни»

(НТА 15:268). Вероятно, именно это имел в виду Павел, когда говорил о речах ангелов в 1 Коринфянам 13.

Святой Филастрий в саркофаго Берардо Магги
Святой Филастрий в саркофаго Берардо Магги, через Wikimedia Commons

Подразумевается, что «языки человеческие» относятся к языкам, которые можно выучить естественным путем, подобно тому, как мы изучаем иностранную речь, изучая грамматику и словарный запас. Владение «языками ангелов» означало бы способность говорить на всех диалектах, что было бы недостижимой целью для любого человека любым естественным путем.

Важно отметить, что в 1 Коринфянам 13:1-3 используются гипотезы и гиперболы, чтобы подчеркнуть важность любви. Таким образом, стих 1 не пытается установить концепцию уникального языка, на котором говорят ангелы, поскольку подразумеваются языки (множественное число). В 1 Коринфянам 13:8 говорится, что «языки умолкнут». Если Второе пришествие провозгласит возвращение к тому состоянию, которое существовало до Вавилонской башни, все народы снова будут говорить «одним языком и одними и теми же словами» (Бытие 11:1 ESV). Языки (множественное число) вполне могут прекратиться и снова стать единым, общим, как указано в Бытие 11:1.

Топ-12 открытий и изобретений древнего Вавилона

Топ-11 самых важных событий в Древнем Вавилоне

 

Дар языков

Дуччо ди Буонинсенья - Пятидесятница
Дуччо ди Буонинсенья — Пятидесятница, между 1308 и 1311 годами

В свете Евангелия, которое должно было проповедоваться всем народам, начиная с Пятидесятницы (Деяния 1:8), языковой барьер, вероятно, был самым большим препятствием. Однако дар решил эту проблему. По мнению отцов церкви, он относится к сверхъестественной способности говорить на иностранных языках, также называемой ксенолалией (Бузениц 2006 :62; Гумерлок 2004 :123-138). Его целью было сделать Евангелие известным всем народам.

Однако только в 2023 году точка зрения многих отцов церкви на дар как на способность говорить на всех наречиях вновь получила широкое распространение. Ксенолалия означает способность говорить на одном или некоторых других языках, не выучив его. Необходимо было придумать новую фразу, которая могла бы выразить идею ксенолалии, которая потенциально охватывает все иностранные диалекты. Таким образом, пан-ксенолалия относится к сверхъестественной способности говорить и понимать речь любого встреченного человека.

Руфин Аквилейский
Руфин Аквилейский, автор Фредерик Блумарт, 17 век, через Wikimedia Commons

Вот как описал это Руфин Аквилейский в своем труде «Комментарий к Апостольскому Символу веры:

«Наши праотцы передали нам предание, что после вознесения Господа, когда через сошествие Святого Духа языки пламени поселились на каждом из Апостолов, чтобы они могли говорить на разных наречиях, чтобы ни одна раса не каким бы иностранным, каким бы варварским ни был язык, они не были для них недоступны и вне их досягаемости, Господь повелел им идти по отдельности к нескольким народам, чтобы проповедовать слово Божие».

(НПНФ2 3:542)

Точно так же Евсевий Эмесский заявил:

«Но, когда Он [Бог] дал невеждам способность к писанию, чтобы они могли писать Евангелия, дав способность писать, Он дал также и римский язык Галилеянам, и языки мира – Апостолам Своим для научения и вразумления и увещевание народов мира».

(Байтаерт 1953: I, 216)

 

Откуда они узнали, что даром является способность говорить на всех языках?

Темпера и золото на пергаменте
Темпера и золото Никколо да Болонья на пергаменте, 1494–1502 гг. На нем изображена Пятидесятница, момент, когда Святой Дух сошел на двенадцать апостолов, двавая им способность говорить на иностранных языках, чтобы они могли проповедовать по всему миру.

На момент написания отцов церкви несколько континентов и сотни народов еще не были открыты тогдашним «цивилизованным миром». Итак, откуда они могли знать, что дар языков — это способность говорить на всех языках?

Помните, как Руфин из Аквилеи сказал:

«Наши предки передали нам традицию…»?

Очевидно, что существовала традиция, передаваемая на протяжении всей святоотеческой эпохи, согласно которой одаренные языками никогда не встречали никого, с кем они не могли бы поговорить. Вероятно, это привело к ожиданию, что они смогут говорить на любом диалекте, с которым они столкнутся.

В каком-то смысле ссылки отцов церкви на Вавилонскую башню в контексте дара языков также подразумевают все языки. По их мнению, Вавилонская башня была источником речевого разнообразия.

 

Проявляется ли панксенолалия сегодня?

Иоанн Златоуст Софийский собор 11 век.
Иоанн Златоуст Софийский собор 11 век.

Ориген (ANF 4:615), отец ранней церкви, утверждал, что сверхъестественные знамения Святого Духа, данные после вознесения Христа, в его время уменьшились. Вероятно, он имел в виду знамения, упомянутые в Марка 16:17-18. По мнению Златоуста (NPNF1 12 :168), неясность дара языков объяснялась тем, что он «был раньше, но теперь уже не имеет места».

Августин (PL 38 :1234-1235) утверждал, что, поскольку Евангелие так быстро распространилось по известному тогда миру в первом столетии после апостольской эры, дар языков больше не был необходим. Кирилл Александрийский (PG 71 :1005) разделял аналогичные чувства, утверждая, что только первое поколение апостолов получило дар.

На протяжении многих столетий не было сделано никаких заявлений о способности говорить на всех диалектах. Сегодня пятидесятники и харизматы интерпретируют дар как язык молитвы, а некоторые полагают, что языки Деяний и Первого послания к Коринфянам — это два разных проявления. Отцы церкви не делали такого различия. Они ссылаются как на Деяния, так и на Первое послание к Коринфянам, придерживаясь при этом панксенолалической точки зрения.

 

Вавилонская башня: все вместе

Святой Августин
Филипп де Шампень — Святой Августин, между 1645 и 1650 годами

Никакая другая ссылка не говорит так красноречиво о большинстве элементов, с которыми мы столкнулись в этой статье до сих пор, как ссылка Филастриуса в его «Книге разнообразных ересей». Он имеет в виду Вавилонскую башню, когда говорит о том, что произошло за 2700 лет до Пятидесятницы:

«Но всё знание языков, которое обижающие люди утратили за двадцать семь столетий тому назад, Господь даровал вновь через Духа Святого во времена блаженных апостолов, по вознесении Его, без всякого труда уверовавшим, как написано в Деяниях апостолов.

Конечно, знать речь всех людей — ангельская добродетель; тем не менее через веру во Христа без всяких усилий верующим давалось знание всех языков. Как мы читаем, что Дух Святой учил апостолов, так и язычники, уверовавшие в Господа как Христа Спасителя, получили знание всех языков, чтобы, когда пришло время Петру и Павлу и прочим учить народ, на котором они говорили многие языки Духом Божьим, и люди сии слушали, и изумлялись, и веровали во Христа, ибо видели, что знание языков дается без изучения».

(CSEL 38:63).

Деталь Апостольского Символа веры
Деталь Апостольского Символа веры из Compost et Calendrier des bergers. Роберт Гаген? 1493 год

В каком-то смысле дар языков отменил проклятие Вавилонской башни. Это позволило одаренным верующим говорить на любом диалекте, с которым они встречались, для распространения Евангелия. Это объединило бы верующих всех народов в одну веру. Дар, хотя и был связан с событием Вавилонской башни, имел противоположный эффект. Руфин объяснил это так:

«Итак, Апостолы, как мы сказали, собираясь отделиться, чтобы проповедовать Евангелие, остановились на этом знаке или знаке своего согласия в вере; и, в отличие от сыновей Ноя, которые, когда они собирались отделиться друг от друга, построили башню из обожженного кирпича и смолы, вершина которой могла достигать неба, они воздвигли памятник веры, который мог противостоять враг, составленный из живых камней и жемчужин Господних, так что ни ветры не смогут опрокинуть его, ни наводнения не подкопят его, ни сила бурь и бурь не поколеблет его.

Итак, справедливо поступили первые, когда накануне разделения они построили башню гордости, обреченную на смешение языков, чтобы никто не мог понимать речь ближнего своего; тогда как последние, строившие башню веры, были наделены знанием и пониманием всех языков; чтобы одно было знаком и знаком греха, а другое веры».

(НПНФ2 3 :543)

Руфин справедливо указывает на Вавилонскую башню и связанную с ней языковую путаницу как на «знак и знак греха». Связь с даром языков обнаруживается в восстановлении единства, ставшего возможным благодаря панксенолалии, которая является знаком и знаком веры.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий