Энума Элиш: Откройте для себя вавилонский миф творения

Энума Элиш (Поэма Древнего Вавилона о Сотворении Мира) Месопотамия

Исследуйте древнюю месопотамскую космогоническую поэму и политические интриги в Энума Элиш. Раскройте тайны мифа, происхождение богов и его роль в древней пропаганде.

Как представляли себе сотворение мира древние месопотамцы? Или создание человечества? Со времени расшифровки клинописи примерно 150 лет назад в Месопотамии и ее окрестностях было раскопано огромное количество глиняных табличек, позволяющих заглянуть в мысли и идеи давно потерянных цивилизаций.

Одним из самых известных рассказов о сотворении мира и человечества из плодородного полумесяца является вавилонский миф о творении, названный «Энума Элиш» («Когда небеса выше»). Точная дата написания стихотворения до сих пор остается предметом споров. Однако известная нам сегодня версия состоит из семи табличек примерно по 160 строк каждая и, скорее всего, была записана в конце 2-го тысячелетия до нашей эры неизвестным автором в Вавилоне.

 

О чем «Энума Элиш»?

Божественное существо
Божественное существо, сражающееся с монстром, картина Остина Генри Лэйарда, рисунок согласно рельефу из Нимруда, 1853 год, из Нью-Йоркской публичной библиотеки, Нью-Йорк.

Большая часть «Энума Элиш» посвящена происхождению богов и борьбе бога Мардука с первородным существом и матерью всех богов Тиамат, и ее слугами, а также последующему восхождению Мардука на вершину вавилонского пантеона. Фактическая часть творения, связанная с созданием нашего человеческого мира и человечества, описывается довольно кратко ближе к концу поэмы. Таким образом, эпос часто называют также «Песней о Мардуке», поскольку он является наиболее заметной фигурой и движущей силой развития сюжета.

Топ-11 самых важных событий в Древнем Вавилоне

Топ-12 открытий и изобретений древнего Вавилона

Как мифологический текст «Энума Элиш» выполняет прежде всего две функции. Во-первых, оно объясняет происхождение и генеалогию богов (теогония). Во-вторых, оно описывает начало человечества и нашего мира (космогонию). Однако «Энума Элиш» также следует читать в контексте прихода к власти Вавилона в Месопотамии во 2-м тысячелетии до нашей эры. Учитывая это, «Энума Элиш», как мы увидим, дает нам интересное представление об использовании религиозных текстов в качестве инструментов политической пропаганды более 3000 лет назад.

В этой статье мы сначала рассмотрим сюжет стихотворения, а затем более широкий исторический контекст и цель стихотворения. Все цитаты из «Энума Элиш» следуют из перевода Ламберта 2013 года.

 

Теогония: как были созданы боги?

Две крылатые фигуры
Две крылатые фигуры в рогатой шапке, изображающие месопотамских божеств, работа Остина Генри Лэйарда, рисунок по рельефу из Ниневии, 1849 год, через Нью-Йоркскую публичную библиотеку, Нью-Йорк.

Стихотворение начинается следующими строками:

Когда небес наверху не существовало,

И земля внизу не возникла —

Был Апсу, первый по порядку, их породитель,

И Демиург Тиамат, породивший их всех;

Они смешали свои воды вместе

Прежде чем луга слились воедино и появилась тростниковая заросль —

Когда ни один из богов не был сформирован

Или появился на свет, когда судьбы еще не были предопределены,

Боги были созданы внутри них.

(Таблица I, 1-9)

До того, как что-либо появилось, существовало только два больших водоема: Апсу, что буквально означает сладкая вода, и Тиамат, что можно перевести как соленая вода. В то время как Апсу считается изначальным отцом всего сущего, Тиамат — его женский аналог. В тот момент, когда эти два водоема смешались вместе, родились божественные существа Лахму и Лахаму. Этимология их названий и их атрибуты до сих пор неясны.

Однако эта пара представлена ​​как прародители всех богов, появившихся впоследствии. Сначала возникли боги Аншар и Кишар (буквально верхняя и нижняя вселенные). Кажется, что Аншар и Кишар были довольно неопределенными божествами, которые не играли заметной роли в системах верований и религиозных практиках Месопотамии. Однако их сын, бог неба Ану, обычно считается высшим богом в месопотамском пантеоне, за ним следует его сын Эа, бог мудрости и заклинаний, который упоминается в стихотворении под своим менее известным именем: Нудимуд.

 

Беспорядки среди богов и убийство Апсу

Ассирийский царь едет в битву
Ассирийский царь едет в битву на своей колеснице, картина Остина Генри Лейарда, рисунок согласно рельефу из Ниневии, 1849 год, через Нью-Йоркскую публичную библиотеку, Нью-Йорк.

Вскоре Апсу и Тиамат, изначальные родители новых богов, встревожены присутствием своих потомков. Привыкшие к вечной тишине огромной пустоты, в которой они жили раньше, они не могут найти покоя днем ​​и спать ночью, потому что юные боги просто слишком громки. Таким образом, Апсу и Тиамат совещаются, что делать с их шумными детьми.

В то время как Тиамат предлагает ужесточить дисциплину среди богов, Апсу выступает за более радикальное решение. Под злонамеренным влиянием своего советника Мумму Апсу планирует убить всех молодых богов. Несмотря на отказ Тиамат от такого жестокого наказания, Апсу полон решимости положить конец проступкам богов. Однако бог Эа в своей мудрости понимает замысел Апсу и решает действовать раньше своего отца. Произнося магическое заклинание, Эа погружает Апсу в глубокий сон и убивает его.

 

Рождение Мардука

Изображение дракона Мушхушшу
Изображение дракона Мушхушшу, обычно связанного с Мардуком, из Вавилона, через Детройтский институт искусств, Детройт.

После убийства Апсу Эа решает устроить свое жилище в глубинах пресного океана, где раньше жил Апсу. Там рождается его сын Мардук, который впоследствии превзойдет всех других богов. В стихотворении описывается устрашающий и могущественный вид Мардука и то, как его дед Ану сформировал четыре ветра и дал их Мардуку с командой: «Сын мой, пусть они кружатся!» (Таблица I, 106).

Мардук следует приказу Ану, причиняя большой ущерб не только Тиамат, но и неназванной группе других богов. Беспомощные, эти боги просят Тиамат помочь остановить дикого Мардука. Что сбивает с толку, в тексте не уточняется, кем именно являются эти другие боги. Однако это, должно быть, группа богов, противостоящая Мардуку и его божественным родственникам. Тиамат соглашается выступить против Мардука и поддерживающих его богов. Таким образом она готовится к войне и собирает вокруг себя армию демонов и монстров.

Она создала Гидру, Дракона, Волосатого Героя,

Великий Демон, Дикий Пес и Человек-Скорпион,

Свирепые демоны, Рыбочеловек и Могучий Бык,

Носители беспощадного оружия, бесстрашные перед лицом битвы.

Ее приказы были потрясающими, и им невозможно было сопротивляться.

Всего она сделала одиннадцать таких

Табличка I, 141-146.

 

Мардук против Тиамат

Мардук в сопровождении мушушу
Мардук в сопровождении мушушу (его священного животного), стоящего на воде, что символизирует его победу над Тиамат, рисунок цилиндрической печати Ф. Х. Вайссенбаха, 1902 год, через Wikimedia Commons.

Предводителем своей армии Тиамат назначает своего нового супруга Кингу. Боясь силы Тиамат, Аншар посылает своих сыновей Эа и Ану противостоять Тиамат и умилостивить ее. Однако оба колеблются перед ее огромной силой. Таким образом, Аншар обращается к Мардуку и просит его выступить против Тиамат и ее армии. Мардук соглашается, но только при условии, что все боги должны склониться перед ним и признать его своим верховным лидером и высшим среди всех богов, как только он победит Тиамат. В качестве демонстрации своей силы Мардук создает на ночном небе созвездие звезд и заставляет их исчезать и появляться снова.

Топ-13 удивительных и увлекательных фактов о Древнем Вавилоне

Топ-10 богов древней Месопотамии

Убедившись в могуществе Мардука, боги радуются и посылают его против Тиамат. Но сначала Мардук готовится к битве: вооружённый могучим луком и дубиной, сопровождаемый ветрами и штормовым наводнением, Мардук, дышащий огнем и наполненный аурой ужаса и мощи, отправляется на своей колеснице, чтобы противостоять Тиамат.

Приближаясь к Тиамат и ее армии демонов, Мардук собирает все свое мужество и высвобождает свои силы. В завязавшейся битве Мардук закидывает сеть вокруг Тиамат и направляет на нее свои ветры. Не в силах выдержать его нападение, Тиамат связана и убита Мардуком. После смерти Тиамат ее армия без предводителя отступает, и битва подходит к концу. Ее супруг и генерал Кингу взят в плен в ожидании наказания. Теперь, в момент своего величайшего триумфа, Мардук разрабатывает другой план, который должен еще больше увеличить его славу.

 

Космогония: Сотворение мира и человечества

Вид на Вавилон
Вид на Вавилон: перед храмом Мардука Эсагил, рисунок Роберта Колдевея, 1919 год, через Zentral und Landesbibliothek, Берлин.

Стоя перед трупом Тиамат, Мардук берет его и разделяет на две части. Одной половиной он формирует небеса вверху и помещает туда луну, солнце и звезды. Здесь автор вплетает обширные астрономические знания древнего Вавилона. Сначала звезды создаются и группируются в определенные созвездия. Далее деление года фиксируется путем присвоения каждому из 12 месяцев одного года по три определенных звезды. Затем Мардук предписывает путь богу луны Нанне (Сину) по ночному небу, фиксируя таким образом деление месяца по лунным фазам. Наконец, богу Солнца Шамашу поручена задача регулирования дня (таблица V).

После того как все небесные тела установлены на свои места, Мардук приступает к созданию земли. И снова он берет другую часть тела Тиамат и формирует мир, в котором мы, люди, живем. Из ее глаз он выпустил две реки – Евфрат и Тигр; он воздвигает горные хребты на ее груди и роет колодцы в ее теле. Наконец, у Мардука возникает желание совершить последний поступок, чтобы возвысить его еще дальше. Посоветовавшись с Эа, богом мудрости и заклинаний, Мардук формулирует следующий план:

Я соединю кровь и образоваю кость,

Я создам Луллу, имя которой будет «человек»,

Я создам Луллю-человека

На ком будет возложен труд богов, чтобы они могли отдохнуть.

Табличка VI, 5-8

Из крови предателя Кингу, возлюбленного Тиамат и предводителя ее армий, Мардук создает человечество. Цель создания людей ясна с самого начала; мы здесь, чтобы служить богам и работать на них, чтобы они могли отдохнуть. После создания мира и человечества боги выполнили свое обещание и признали Мардука своим верховным вождем и высшим среди них. Кроме того, боги выразили свою благодарность Мардуку, построив Вавилон и его храм, и жилище Эсагиль. Наконец, поэма заканчивается длинным списком различных имен и восхвалений Мардука.

 

Исторический контекст и цель текста

Фрагмент стелы Кодекса Хаммурапи
Хаммурапи поклоняется богу солнца Шамашу, фрагмент из кодекса Хаммурапи

Помимо выполнения основной функции мифологического текста, т.е. объяснения природных и культурных явлений данного общества, «Энума Элиш» также содержит в высшей степени политическое послание. Во время правления Хаммурапи I в 18 веке до нашей эры Вавилон превратился из небольшого города-государства в большую империю. Он стал политическим и культурным центром Месопотамии и прилегающего региона. Соответственно, главное божество города, Мардук, превратилось из второстепенного бога, которому поклонялись только в Вавилоне, до одного из самых важных божеств месопотамского пантеона.

Топ-8 вкладов царя Хаммурапи

Что такое Законы Хаммурапи и почему они были написаны?

Правители Вавилона, должно быть, понимали, что их правление в Месопотамии с ее многочисленными городами-государствами, каждый из которых поклонялся разным богам, нуждалось в достаточно прочной идеологической основе, чтобы поддерживать и оправдывать их притязания на власть. И это именно то, что делает Энума Элиш. Он представляет собой притязание Вавилона на власть как естественное обстоятельство, исходящее от верховного руководства Мардука. Поскольку Мардук правит духовным миром Месопотамии, кажется уместным, что правители Вавилона доминируют над материальным миром.

Исследования показали, что «Энума Элиш» исполнялась публично во время фестиваля Акиту, вавилонского праздника обновления весной, что указывает на то, что ее услышали многие люди и распространили по всему месопотамскому миру. Таким образом, превратив его в мощный инструмент политической пропаганды, объясняющий и оправдывающий возвышение Вавилона. На этом фоне «Энума Элиш» представляет собой не просто мифологический текст, но и очень умный образец пропагандистской литературы, поддерживающей владычество Вавилона в Месопотамии.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий