Что такое Законы Хаммурапи и почему они были написаны?

Что такое Законы Хаммурапи Месопотамия

Законы Хаммурапи, составлены в 18 веке до нашей эры, являются одними из самых ранних всеобъемлющих правовых кодексов, значительно превосходящих по объему другие кодексы, открытые в тот же период.

Кодекс Хаммурапи, вырезанный на базальтовом памятнике высотой 7 футов, содержит 282 закона, разработанных во времена Первой Вавилонской империи. На вершине стелы находится рельеф, изображающий царя Хаммурапи, получающего законы от древнего месопотамского бога Шамаша, что отсылает к тем же темам, которые можно увидеть во многих сохранившихся месопотамских юридических артефактах. Эти законы отличаются широким охватом сфер коммерческого, имущественного, семейного и уголовного права.

Кодекс Хаммурапи уникален в нескольких ключевых областях, включая сферу применения кодекса и объем законов. Также существует явный акцент на наказании преступников, а не на компенсации жертвам, что в некотором смысле является отходом от более ранних месопотамских юридических текстов. Кодекс, пожалуй, наиболее известен благодаря принципу lex talionis, также известному как «око за око», который присутствовал во многих последующих правовых кодексах.

Он также примечателен тем, что в нем применяется презумпция невиновности, устанавливающая, что обвиняемые в преступлениях были невиновны, пока их вина не была доказана. Историки все еще работают над пониманием цели кодекса, и многие ассириологи теперь полагают, что этот текст был произведением теории права или юриспруденции, а не законодательства, как первоначально предполагалось.

Ниже вы найдете дополнительную информацию об этом древнем вавилонском правовом кодексе и о царе, который его создал.

 

Кто создал Законы Хаммурапи?

Рельеф Хаммурапи в Конгрессе США, работа Томаса Хадсона Джонса, 1950 год
Рельеф Хаммурапи в Конгрессе США, работа Томаса Хадсона Джонса, 1950 год

Правление Хаммурапи как шестого царя вавилонской династии амореев началось в начале 18 века до нашей эры. За четыре десятилетия его правления влияние Вавилона выросло из небольшого города-государства в тени могущественного Элама до эпицентра империи, контролирующей большую часть Месопотамии. Хаммурапи теперь известен своим юридическим кодексом. Однако его правление характеризовалось быстрым ростом города, обусловленным сочетанием дипломатии и военных кампаний, последняя в конечном итоге охватила последние 16 лет его жизни.

В первые годы своего правления Хаммурапи опирался на дело своего отца Син-Мубаллита, который отрекся от престола по состоянию здоровья. Это включало развитие городской администрации и начало работ по строительству крепостной стены вокруг древнего города. Первые завоевания Хаммурапи позволили царю ловко ориентироваться в сложном политическом ландшафте Месопотамии. Заключив союз с аморейским городом-государством Ларса, Хаммурапи привел Вавилон к победе над Эламом после того, как они вторглись в Месопотамию с востока.

Карта, показывающая Вавилонские империи, включая империю Хаммурапи (желтая)
Карта, показывающая Вавилонские империи, включая империю Хаммурапи (желтая линия)

Победив Элам в 1764 году до нашей эры, Хаммурапи разорвал союз с Ларсой, заключив новые союзы, чтобы захватить два города, ранее находившиеся в рабстве Ларсы. Ларса, центральная держава в Месопотамии на протяжении начала 18 века до нашей эры, потерпела поражение от Хаммурапи в 1763 году до нашей эры. Это сделало Вавилон выдающейся державой в регионе. Процесс создания и разрушения союзов будет характеризовать военную экспансию Вавилона при Хаммурапи.

Хотя при Самсу-илуне, сыне Хаммурапи, влияние империи быстро ослабло, город оставался под контролем Вавилона вместе со многими бюрократическими и политическими реформами, проведенными на протяжении 40-летнего правления Хаммурапи. Частью этого наследия был кодекс, составленный к концу правления Хаммурапи. Хотя некоторые историки интерпретируют это как инструмент пропаганды, созданный стареющим царем, стремящимся определить свое наследие, кодекс представляет собой важнейший источник для понимания правовых проблем в Вавилоне и обществах, находящихся под его влиянием.

Топ-8 вкладов царя Хаммурапи

Топ-13 удивительных и увлекательных фактов о Древнем Вавилоне

 

Как был (повторно) открыт Кодекс Хаммурапи?

Место раскопок в Сузах, Иран
Место раскопок в Сузах, Иран

Стела с Законами Хаммурапи в Лувре была обнаружена во время раскопок древнего эламского города Сузы на территории современного Ирана. Открытие было сделано между 1901 и 1902 годами археологической группой под руководством Жака де Моргана. Стела была найдена в трех частях и позже реконструирована. Хотя это наиболее полная доступная копия, в нижней части памятника все еще не хватает более восьмидесяти строк.

Одна из теорий того, как стела попала в Сузы, связана со стиранием этих строк. Первый отчет о статуе был опубликован французским ассириологом Жаном-Винсентом Шейлем, который предположил, что эти строки были стерты эламским королем Шутруком-Нахунте, который правил регионом в 12 веке до нашей эры после того, как привез статую в Сузы. Мотивом стирания было добавление текста, прославляющего достижения Шутрука-Нахунте.

Открытие стелы
Открытие стелы

Хотя теории о точном происхождении стелы различаются, общепринято считать, что она была перевезена в Элам в 12 веке. Историк Марта Рот обсудила трудности с выяснением происхождения стелы, заявив, что она могла быть увезена Шутруком-Наххунте или его сыном Кутир-Наххунте в XII веке из одного из мест, где были установлены стелы. В число таких мест входили Вавилон и Сиппар, город, находившийся под контролем Вавилона.

Французская археологическая миссия обнаружила стелу в мастерской, что указывает на планы эламитов добавить дополнительные Священные Писания. Рот отметил, что это игнорировало бы оригинальную надпись, угрожающую, что любой король, изменивший стелу, будет проклят. Обнаружение памятника в этом древнем эламском городе отражает понимание кодекса на всем древнем Ближнем Востоке, даже спустя сотни лет после смерти Хаммурапи.

Топ-12 открытий и изобретений древнего Вавилона

Топ-11 самых важных событий в Древнем Вавилоне

 

Что такое Законы Хаммурапи?

Стела Законов Хаммурапи, ок. 1755–1750 гг. до н.э_
Стела Законов Хаммурапи, ок. 1755–1750 гг. до н.э.

Полный перевод текста на стеле представляет собой юридический кодекс, охватывающий широкий спектр областей права, имеющих отношение к жизни в Вавилоне XVIII века. 281 правило на стеле принимает форму четких, условных утверждений. Это означает, что текст принимает форму утверждений типа «если… то…», описывающих конкретные ситуации и предусматривающих правовую реакцию. При такой структуре многие законы относятся к весьма конкретным случаям, например, один из примеров гласит:

«Если кто-нибудь наймет быка, а лев убьет его в поле, ущерб возлагается на его владельца».

 

Презумпция невиновности

 

Одной из важнейших составляющих Законов Хаммурапи является введение презумпции невиновности. Это одна из центральных концепций в тексте, которая представляет собой один из самых ранних примеров идеи о том, что граждане государства невиновны, пока их вина не доказана. Кодекс также устанавливает, что дела могут быть переданы судье при наличии доказательств и свидетелей для установления невиновности или виновности.

 

Отражение социальных классовых структур

Фрагмент стелы Кодекса Хаммурапи
Фрагмент стелы Кодекса Хаммурапи

Законы отражают то, как репрессивные социальные классовые структуры определяли жизнь в Вавилоне. В одном из положений говорится:

«Если свободнорожденный человек ударит тело другого свободнорожденного человека или равного по рангу человека, он должен заплатить одну золотую мину».

Это контрастирует с предыдущей строкой, в которой говорится:

«Если кто-нибудь ударит тело человека более высокого ранга, чем он, он получит шестьдесят ударов бычьей кнутом публично».

Это указывает на упор на умиротворение богатого высшего класса, что отражает стремление поддерживать установленный социальный порядок.

 

Глаз за глаз

 

Еще одной определяющей чертой текста является философия lex talionis, или «око за око». При переводе кодекса современные ученые быстро определили эту философию во всем кодексе. В контексте времени создания закона это ввело ограничивающий фактор в наказании за преступления, установив идею соразмерности преступления и наказания. Эта концепция рассматривается в римском праве в максиме «culpae poenae par esto», что примерно переводится как «пусть наказание соответствует преступлению».

 

Минимальная заработная плата

Надписи на стеле Кодекса Хаммурапи, ок. 1755–1750 гг. до н.э.
Надписи на стеле Кодекса Хаммурапи, ок. 1755–1750 гг. до н.э.

Ближе к концу текста есть ряд положений, определяющих минимальную заработную плату, которая должна быть предусмотрена для ряда различных должностей, что многим может показаться удивительным в тексте, написанном более 2500 лет назад.

Роли, к которым это относилось, включали ремесленников, чернорабочих и моряков. В текст также включены строительные нормы и правила, определяющие ответственность в случае обрушения здания. Аналогичные положения включены в отношении травм, полученных во время медицинских операций, хотя наказания для врачей менее суровы, чем для строителей.

 

Какова цель Законов Хаммурапи?

Таблички из Библиотеки Ашшурбанипала, включая табличку с перечислением приговоров Хаммурапи
Таблички из Библиотеки Ашшурбанипала, включая табличку с перечислением приговоров Хаммурапи

Существует ряд теорий о целях и применении Законов Хаммурапи в Вавилоне XVIII века. Хотя некоторые историки интерпретировали этот текст как закон или статут, многие ассириологи рассматривают этот текст как труд по теории права, малоприменимый в судах. Альтернативная теория состоит в том, что кодекс представлял собой юридический отчет, содержащий информацию о соответствующих случаях по всей Месопотамии. Это соответствует структуре и содержанию текста, многие записи касаются вполне конкретных обстоятельств.

Некоторые аргументы в пользу цели текста как теории права или юриспруденции связаны с ключевыми упущениями во многих центральных областях права. На кодекс также не ссылаются в судебных делах по всей Месопотамии, причем многие решения противоречат кодексу. Ученые выявили сходство между форматом списка, используемым в кодексе, и другими работами месопотамских ученых.

Просмотр кода через эту призму показывает, что многие записи отражают предыдущие записи, изменяя одну переменную для изменения результата. Теория о том, что текст был произведением юриспруденции, связана с тем фактом, что месопотамские писцы копировали текст в рамках своего обучения.

 

Влияние Кодекса Хаммурапи

Вотивный памятник из известняка с изображением Хаммурапи, 1792–1750 гг. до н.э.
Вотивный памятник из известняка с изображением Хаммурапи, 1792–1750 гг. до н.э.

Копирование Кодекса Хаммурапи играло центральную роль в обучении писцов по всей Месопотамии. Это указывает на возможное влияние кодекса на законотворчество во всем регионе. Однако писцы копировали и другие юридические тексты, которые также имели влияние.

Это говорит о том, что месопотамские законодатели находились под влиянием более широкой правовой традиции, в которой Законы Хаммурапи составлял лишь одну часть. Тем не менее, слава Хаммурапи на протяжении столетий после его правления, возможно, способствовала влиянию его правового кодекса в Месопотамии.

Были серьезные споры по поводу влияния текста на более поздние правовые системы в регионах, окружающих Месопотамию. Были установлены связи между принципом lex talionis в Кодексе Хаммурапи и Кодексом Пакта. Кодекс изучался и копировался писцами по всей Месопотамии, и есть свидетельства того, что он был известен в близлежащих регионах. Однако многие историки полагают, что эти тексты имеют общее культурное влияние, а не Кодекс Завета, находящийся под прямым влиянием Хаммурапи.

Еще одним примером того, как кодекс мог оказать влияние, являются положения, напоминающие раннюю версию страхования. В одном из положений говорится, что, если моряк повредит судно, но спасет его от полной гибели, он будет обязан выплатить судовладельцу только половину стоимости судна. Это ранний предшественник принципа общей средней в морском праве в более поздних обществах. Принцип общей аварии гласит, что понесенные убытки будут разделены между участниками судоходства, если были приняты меры для успешного предотвращения полной гибели судна.

Аналогичное правило стало частью Морского кодекса Родоса, появившегося примерно в 9 веке до нашей эры и до сих пор присутствующего в морских законах многих стран. Хотя историки спорят о цели и влиянии Законов Хаммурапи с тех пор, как он был заново открыт в начале 20-го века, объем текста означает, что это один из наиболее подробных сохранившихся юридических документов бронзового века.

Спустя более 3500 лет с момента его написания некоторые аспекты этого текста, такие как презумпция невиновности и предшественник принципа общей аварии, могут предложить параллели с положениями современных правовых систем, пролагающими удивительную связь с древним миром.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий