Древний Египет под властью Персидской империи Ахеменидов

Ахеменидский Египет (VI—IV века до н. э., История, Влияние) Египет

Персы-ахемениды завоевали Египет в 525 г. до н. э., правя этой страной более 150 лет в составе Двадцать седьмой династии. Персидское правление в Древнем Египте до сих пор до конца не изучено.

В 525 г. до н. э. ахеменидские персы и египтяне представляли собой две культуры, развивавшиеся в совершенно разных направлениях. Персы начали политику империализма, построив империю Ахеменидов на руинах нескольких старых культур, включая древний Египет. Хотя египтяне были гораздо более древней культурой, они находились в середине позднего периода, когда разные иностранцы по очереди правили долиной Нила. Персидское завоевание Египта было кровавым и трудным, но еще труднее было завоевать мир на земле фараонов.

 

Ахеменидские персы

Персидская армия
Рельеф с царскими гвардейцами из дворца Суз, правление Дария I, 522–486 гг. до н. э.

Чтобы понять сложности персидского правления в Египте, важно начать за сотни лет до Персии. Ахеменидские персы возникли как племенное общество в районе Фарс на юге Персии (современный Иран). Эламиты были первыми известными народами, правившими этим регионом, за ними следовали мидяне. Мидяне и персы были этнически связаны, поскольку оба были индоевропейскоязычными народами, хотя мидяне были более урбанизированными и организованными.

Персы-ахемениды утверждали, что их родословная началась с правителя по имени Ахемен, именно так и была названа династия. Персы также во многом признавали эламитов своими предшественниками, а цари Ахеменидов использовали титул «царь Суз». Город Сузы был столицей эламитов, а когда персы позже создали свою обширную империю, они также сделали его одной из своих столиц.

Двойная капитель из Ападаны
Двойная капитель из Ападаны (аудиенции) дворца Дария в Сузах. Wikimedia Commons.

Персы развили свою культуру под властью мидян, но к середине шестого века до нашей эры персы были готовы отстоять свою независимость. Когда Кир II (Кир «Великий» (правил в 559–530 гг. до н. э.) взошел на трон Ахеменидов, он повел династию в новом направлении. Кир вступил с мидянами в открытую войну в 553–550 гг., которая закончилась победой Ахеменидов. сделав их бесспорными правителями Персии. Кир продолжил свою победу над мидянами, завоевав более древние, более изысканные ближневосточные царства. Сначала он завоевал богатую Лидийскую империю примерно в 546 г. до н. э., а затем взял Вавилон в 539 г. до н. э. Преемник Кира, Камбиз (правил 530–522 гг. до н. э.), затем принял мантию завоевателя, захватив Египет в 525 г. до н. э.

Кир Великий краткая биография

Топ-10 свершений и достижений Кира Великого

 

Установление двадцать седьмой династии

статуя египетского чиновника Уджахореснета
Нанофорная статуя египетского чиновника Уджахореснета, египтянин, правление Дария I, 522–486 гг. до н.э., Источник: Музей Ватикана, Ватикан.

Завоевание Камбисом Египта недостаточно документально подтверждено: об этом событии говорится только в двух текстах. Самый современный текст — это полупрозрачная статуя человека по имени Уджахореснет, который служил адмиралом при Псамтеке III (правил в 526–525 гг. до н.э.). Уджахорреснет также был врачом и первосвященником богини Нейт, покровительницы города Саис. Он имел доступ к храмовым архивам и был весьма образован, вероятно, поэтому Камбиз решил сделать его своим личным врачом. Статуя Уджахореснета рассказывает о некоторых разрушениях, которые вторжение принесло стране.

«Уджахорреснет, (который является администратором дворца), священник Хериеп, священник Ренеп, священник Уаджет, пророк Нейт, главный из саитского нома Пафтуанейт. Он сказал: «Камбиз, великий вождь всех иностранных земель, пришел в Египет с большой международной военной силой и завоевал всю страну. После того, как они оккупировали страну, он стал царем Египта и правителем мира. Его Величество назначил меня главным врачом»».

Деревянная дверь Наоса
Деревянная дверь Наоса, египтянин, 27-я династия, 521–486 гг. до н. э.,Британский музей, Лондон.

Другой источник, в котором рассказывается об этом, принадлежит греческому писателю II века нашей эры Полиэну в его «Стратагемах войны». Поскольку Полиэн написал свой отчет примерно через 600 лет после этого события, многие люди отнеслись к нему со скептицизмом. При этом Полиэн приводит довольно занимательное повествование о том, как персы использовали благочестие египтян против них. Он писал, что персы бросали священных животных из катапульт в египтян, которые затем «мгновенно останавливали их действия».

 

Персидские цари на египетском троне

Бронзовая фигура египетского царя
Бронзовая фигура египетского царя, поклоняющегося быку Апису, египтянин, поздний период, 664–332 гг. до н.э., Источник: Британский музей, Лондон.

Камбис и его преемник Дарий I «Великий» (правил в 522–486 гг. до н. э.) физически сидели на египетском троне. Благодаря этому современные ученые многое узнали о природе персидского правления в Египте, которое представляет собой сложную картину. Одно из наиболее негативных описаний Камбиса было написано греческим историком пятого века до нашей эры Геродотом. Геродот писал, что Камбис убил своего египетского предшественника Псамтека III, заставив его пить бычью кровь. Греческий историк также утверждал, что Камбис в порыве гнева убил священного быка Аписа.

Оба этих рассказа были подвергнуты сомнению современными историками, однако вполне вероятно, что он действительно приказал убить своего предшественника. Как Камбис убил Псамтека III, вероятно, никогда не станет известно, хотя маловероятно, что бычья кровь, которая обычно не смертельна, была оружием.

Топ-10 свершений и достижений Дария Великого

Топ-12 царей Древней Персии династии Ахеменидов

Ритон (рог для питья)
Ритон (рог для питья) с протомом козерога. Конец VI – IV веков до н.э. (Музей Лувр, Париж, Франция). Wikimedia Commons.

Хотя правление Камбиса над Египтом, возможно, началось с жестокого вторжения и убийства последнего египетского фараона, ситуация быстро изменилась. Статуя Уджахорреснет добавляет, что после вторжения Камбис отремонтировал храм Нейт в Саисе.

«Я попросил Камбиса изгнать чужеземцев из храма Нейт и вернуть ему былое величие. Его Величество приказал изгнать всех иностранцев, проживавших на территории Храма Нейт, выбросив их кровати и любые другие оскорбительные предметы, которые они оставили. . . Его величество приказал очистить Храм Нейт, отдав в него всех ее людей».

Достоверность рассказа Геродота об убийстве Камбисом священного быка Аписа также подвергалась сомнению в свете египетских иероглифических текстов. Быков Аписа хоронили в подземной погребальной камере в Саккаре, которая стала известна под греческим названием Серапеум. Поскольку одновременно жил только один бык Апис, когда он умирал, его торжественно хоронили в Серапеуме, мумифицируя и хороня в саркофаге. Фараоны, правившие после смерти быка Аписа, обычно оставляли надпись на саркофаге быка. Камбиз оставил надпись на саркофаге и посвятил эпитафию быку, которого он предположительно убил. Вряд ли это были бы действия безумца-убийцы.

 

Дарий Терпимый

Стела-эпитафия, посвященная Дарием I быку Апису в Серапеуме
Стела-эпитафия, посвященная Дарием I быку Апису в Серапеуме, Египет, правление Дария I, 521–486 гг. до н.э., Лувр, Париж.

Дарий I заслужил свое прозвище «Великий» не из-за своей военной доблести, а из-за своей политической политики, которая сохранила Империю Ахеменидов в неприкосновенности. Социальную и политическую политику, которую Дарий проводил по всей империи, можно увидеть во многих храмах, учреждениях и строительных проектах Египта.

Персидскую культуру Ахеменидов можно охарактеризовать как эклектичную во многих отношениях. Персы импортировали материалы, рабочих и свои собственные стили для строительства своих дворцов в Персеполе и Сузах. Результатом стало заметное египетское, греческое и месопотамское архитектурное влияние, демонстрирующее поистине эклектичный стиль. Персидский эклектичный архитектурный стиль распространился и на их власть над неперсами.

Рельеф с иностранными дани из дворца Персеполя
Рельеф с иностранными даниками из дворца Персеполя, Ахеменидская Персия, шестой-четвертый века до н.э., Лувр, Париж.

Персы обычно изображали себя законными правителями завоеванных ими земель, начиная с завоевания Киром Вавилона. После завоевания Кир поручил увековечить это событие на аккадском клинописном цилиндре Кира. Кир утверждал, что он восстановил вавилонские культы, которые игнорировал Набонид (правил в 555–539 гг. до н. э.), последний нововавилонский правитель. Это можно сравнить с тем, как Камбиз восстанавливал культ Нейт в Саисе и как Дарий впоследствии совершал аналогичные действия по всему Египту. В конечном итоге персы старались быть принятыми неперсидскими элитами, что позволяло им в определенной степени сохранять власть. Однако они требовали налогов и воинов, если это было необходимо.

Цилиндр Кира II Великого
Цилиндр Кира Великого. Автор фото: Blondinrikard Fröberg. Он датируется VI веком до нашей эры и был обнаружен на руинах Вавилона в Месопотамии (современный Ирак) в 1879 году.

Дарий последовал примеру Камбиса, покровительствуя культу Аписа, о чем свидетельствует стела-эпитафия четвертого года его правления. Стела с эпитафией указывает на то, что бык Апис умер во время правления Дария — одновременно существовал только один — и персидский царь позаботился о том, чтобы был установлен еще один. Апелляции Дария к египетским религиозным чувствам были символом попыток Персии привлечь на свою сторону египетскую элиту. Дарий сделал и другие внешние жесты согласия.

Оазис Эль-Харга расположен примерно в 150 милях к западу от Фив (современный Луксор) посреди Западной пустыни. Эль-Харга не был известен ничем, кроме храма скромных размеров, построенного во времена Двадцать шестой династии и посвященного богу, Амон-Ра. После того как персы завоевали Египет, Дарий заинтересовался оазисом и его храмом, который сегодня известен как Храм Хибис. Персидский правитель взял на себя строительство, оставив свое имя в картушах и присвоив себе храм, посвященный одному из самых важных богов Египта.

 

Оригинальный Суэцкий канал

канал Дария I
Канал Дария Великого

Более чем за 2000 лет до того, как сегодняшний Суэцкий канал стал реальностью, древние народы соединили Красное и Средиземное моря через каналы. Вполне возможно, что египетский царь Рамсес II (правил около 1279–1213 гг. до н.э.) руководил строительством первого канала. Однако первый задокументированный канал, согласно Геродоту и греческому историку первого века до нашей эры Диодору Сицилийскому, был построен намного позже.

По мнению этих древних авторов, строительство канала было инициировано царем Некавом II (годы правления 610–595 гг. до н.э.), но завершено во время правления Дария I. Это утверждение подтверждается тремя сильно поврежденными иероглифическими стелами, обнаруженными в 1800-х годах. Стелы, вероятно, были установлены вдоль маршрута канала. Маршрут канала пролегал от Красного моря к Горьким озерам, а затем направлялся на запад к Пелусийскому рукаву реки Нил.

Фрагмент стелы Суэцкого канала/Красного моря
Фрагмент стелы Суэцкого канала/Красного моря (стелы Чалуфа), египетского периода правления Дария I, 521–486 гг. до н.э., Лувр, Париж.

Стелы Красного моря демонстрируют ряд важных аспектов персидского правления в Египте. Во-первых, поскольку они были написаны на египетском языке, они демонстрируют сознательное желание персов быть признанными законными правителями Египта. В тексте также восхваляется египетский бог солнца Атум и позиционируется Дарий как настоящий фараон, несущий жизнь людям. Завершение строительства канала Красного моря также указывает на то, что у персов были долгосрочные планы относительно Египта. Канал дал им возможность более эффективно перемещать товары и людей между Персией и Египтом.

 

Египет после Дария

Арамейский брачный папирус из Элефантины
Арамейский брачный папирус из Элефантины, еврейско-египетский, 449 г. до н.э., Бруклинский музей, Нью-Йорк.

Терпимость и внимание, которые Камбиз и Дарий I уделяли Египту, не были повторены их преемниками. Цари после Дария не правили из Египта, хотя персидское влияние в Египте сохранялось. Одним из наиболее интересных аспектов позднего персидского правления в Египте было наличие значительного еврейского наемного гарнизона, базировавшегося в городе Элефантина/Абу.

Неизвестно, когда возникла колония, но, возможно, она возникла еще до персидского правления. Египет всегда был местом встречи разных людей, и к концу седьмого века здесь были созданы колонии для внешней торговли и наемников. Современные ученые знают о еврейской колонии на Элефантине из тайника папирусов на арамейском языке, который американский журналист и археолог К. Э. Уилбур приобрел в 1893 году. Папирусы показали, что колония представляла собой самодостаточный город с синагогой и официальным лидером.

Однако напряженность между элефантинскими евреями и коренными египтянами нарастала и достигла пика во время антиперсидского восстания 463–455 гг. до н.э. Евреи остались верны персам, которым они помогли подавить восстание. Персы убили Инароса, лидера восстания, но не раньше, чем египтяне убили персидского сатрапа. Затем межобщинная напряженность снизилась, но возобновилась во время правления Дария II (годы правления 424–405 гг. до н. э.).

Договор об усыновлении на арамейском языке
Договор об усыновлении на арамейском языке из Элефантины, еврейско-египетского происхождения, 416 г. до н.э., Бруклинский музей, Нью-Йорк.

На четырнадцатом году правления Дария II хорошо организованная толпа египтян напала и разрушила еврейский храм. Причины нападения неясны, но, вероятно, свою роль сыграл ряд факторов. Негодование египтян по отношению к еврейским наемникам за поддержку персов во время восстания, вероятно, было основным фактором, но следует учитывать и другие вещи. Замкнутый характер еврейской общины, вероятно, вызвал у египтян недоверие к ней, что усугубило культурные различия в таких мирских вещах, как диетические ограничения.

Какими бы ни были причины, персидское правление в Египте внезапно закончилось в 359 г. до н.э. Хотя персы ненадолго вернулись в Египет в 343 г. до н.э., они произвели на свет только трех царей, оказавших минимальное влияние. Когда Александр Македонский завоевал Египет в 332 г. до н.э., персидское правление было окончательно заменено греческим правлением Птолемеев, но это уже другая история!

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий