Хоремхеб был последним фараоном 18-й династии Древнего Египта и восстановил традиционное поклонение после хаоса Эхнатона, Тутанхамона и Эйе.
Он вернул стабильность и процветание в Древний Египет после хаотического правления «фараонов Арманы» и был последним фараоном 18 -й династии. Родившись простолюдином, он заработал себе репутацию в армии под руководством Эхнатона как одаренный писец, администратор и дипломат. Затем он возглавлял армию во время недолгого правления мальчика- короля Тутанхамона. Он управлял египетским народом вместе с визирем Эйе и отвечал за восстановление храма Амона в Фивах, который был осквернен во время революции Эхнатона.
После того, как Тутанхамон умер еще подростком, Эйе использовал свою близость к трону и жрецам, чтобы взять на себя управление и стать фараоном. Так, как Хоремхеб представлял угрозу правлению Эйе, но сохранил поддержку военных и провел следующие несколько лет в политической ссылке.
Хоремхеб становится фараоном
Он занял трон четыре года спустя после смерти Эйе, при этом некоторые ученые предполагают, что он стал королем в результате военного переворота. Эйе был пожилым человеком, которому было далеко за 60, когда он стал фараоном, поэтому более вероятно, что Хоремхеб получил контроль над вакуумом власти, оставшимся после его смерти.
Чтобы укрепить свое положение, Хоремхеб женился на сестре Нефертити Мутноджмет, одном из единственных оставшихся членов предыдущей царской семьи. Он также проводил фестивали и торжества во время коронации, завоевав расположение населения, восстановив традицию политеизма, которую Древний Египет знал до Эхнатона.
Указ Хоремхеба
Хоремхеб удалил упоминания об Эхнатоне, Тутанхамоне, Нефертити и Эйе, стремясь вычеркнуть их из истории и заклеймить как «врагов» и «еретиков». Его вражда с политическим соперником Эйе была настолько велика, что он опустошил гробницу фараона в Долине царей, разбив крышку саркофага Эйе на мелкие кусочки и высек его имя со стен.
Хоремхеб провел время, путешествуя по Древнему Египту, восстанавливая ущерб, нанесенный хаосом Эхнатона, Тутанхамона и Эйе, и подчеркивал обратную связь от простых людей при внесении изменений в политику. Его масштабные социальные реформы стали катализатором возвращения Древнего Египта в порядок.
Одним из его непреходящих наследий стал «Великий эдикт Хоремхеба», прокламация, выгравированная на десятом столбе в Карнаке.
Указ высмеивал состояние коррупции в Древнем Египте, которое наблюдалось при царях Амарны, отмечая конкретные случаи давней коррупционной практики, разрывавшей структуру общества. К ним относились незаконно захваченное имущество, взяточничество, растраты, нецелевое использование собранных налогов и даже захват рабов для личного пользования сборщиками налогов.
Хоремхеб ввел решительные законы, ограничивающие бюрократический взяточничество, такие как ссылка на границу коррумпированных солдат, избиения, порка, отрезание носов и смертная казнь в наиболее серьезных случаях. Интересно, что он также улучшил ставки заработной платы судьям, государственным чиновникам и солдатам, чтобы снизить их мотивацию к коррупции.
Построенная по индивидуальному заказу столица Эхнатона Ахет-Атон (Амарна) была полностью заброшена, а камень величественных зданий, которые Эхнатон и Нефертити посвятили солнечному диску Атону, был снесен и перепрофилирован под традиционные храмы. Он также удалил или заменил упоминания о «вражеских» царях Амарны на иероглифах и памятниках, пытаясь вычеркнуть их из памяти.
Хоремхеб и цари Рамессиды
Хоремхеб умер, не оставив наследника. Он назначил своего коллегу по военным временам править фараоном после его смерти. Визирь Парамессу стал королем Рамсесом I, правившим всего один год до своей смерти и перехода к власти через своего сына Сети I. Этого было достаточно, чтобы установить родословную 19-й династии Древнего Египта.
Возобновившуюся мощь под руководством таких лидеров, как Рамзес II Великий, можно объяснить примером Хоремхеба. Цари Рамессиды повторили его прецедент в создании стабильного и эффективного правительства, и есть основания полагать, что Хоремхеба следует помнить, как первого египетского царя 19-й династии.
Он умело делегировал полномочия. У него был визирь, командующий армией и главный жрец Амона, базирующийся как в Мемфисе, так и в Фивах, что стало стандартной практикой при фараонах Рамессидах, которые относились к Хоремхебу с большим уважением в официальных отчетах, иероглифах и заказанных произведениях искусства.
Две гробницы
У Хоремхеба было две гробницы: ту, которую он заказал для себя как частного лица в Саккаре (недалеко от Мемфиса), и гробницу KV 57 в Долине царей. Его частная гробница, обширный комплекс, мало чем отличающийся от любого храма, не была разорена грабителями и посетителями в такой же степени, как гробницы в Долине царей, и до сегодняшнего дня была отличным источником информации для египтологов.
Стелы и иероглифы в Сакарре рассказывают множество историй о Хоремхебе, которого часто ассоциировали с Тотом — богом письма, магии, мудрости и луны — с головой ибиса. На стеле выше упоминаются боги Тот, Маат и Ра-Хорахти, служащие списком почета для практических, почетных и религиозных титулов, которые он заслужил за свою жизнь.
Его первая жена Амения и вторая жена Метноджмет, умершие при родах, были похоронены в Саккаре. Предполагается, что фараон предпочел бы быть похороненным там, но хоронить его вдали от Долины царей было бы слишком большим нарушением традиции.
Наследие
Хоремхеб остается скромным фараоном. Его хорошо организованное и разумное руководство сыграло решающую роль в том, чтобы помочь Древнему Египту перейти от хаоса царей Амарны к религиозной стабильности и процветающей экономике 19-й династии.
Он невольно создал возможность узнать больше о царях Амарны Эхнатоне (и его жене Нефертити), Тутанхамоне и Эйе, разбирая, закапывая и повторно используя большое количество камня из их построек. Если бы Хоремхеб не закопал так много камней, которые могли найти современные археологи, ему, вероятно, удалось бы полностью исключить их из истории, как он намеревался.
Фараон Хоремхеб теперь играет более важную роль в изучении Древнего Египта. Археологи узнают больше о его правлении и используют сведения других фараонов о том, как их руководство формировалось и осуществлялось в соответствии со стандартами, которые он установил.