Топ-5 популярных заблуждений о Древнем Египте

Древний Египет (Заблуждения и Реальность, с XXX в. до н.э.) Египет

Древний Египет нам так знаком — иероглифы, пирамиды, странные боги, и все мы знаем о проклятии мумии. Однако многие популярные «факты» на самом деле не соответствуют действительности.

Древний Египет вечно популярен и в наши дни нашел свое отражение в нашей культуре благодаря фильмам, выставкам, моде и многому другому. Письменность, погребальные обычаи, религия и искусство узнаваемы мгновенно, но мы часто реагируем на идеализированный или общий образ Древнего Египта. Иероглифы, мумификация и поклонение животным практиковались не так широко, как кажется, а что касается проклятий… они были не такими, как мы думаем. Эта статья погружается в некоторые из наиболее известных заблуждений.

 

1. Проклятие Тутанхамона

усыпальница тутанхамона
Усыпальница Тутанхамона

Обнаруженная в 1922 году гробница Тутанхамона стала первой найденной практически нетронутой древнеегипетской царской гробницей. Древний король в давно разыскиваемой гробнице, полной удивительных предметов, несущих мистический и первобытный смысл. Эта история захватила воображение публики, и газеты того времени воспользовались этим интересом, рассказав о проклятии.

«Смерть придет на быстрых крыльях к тому, кто нарушит покой царя»

на самом деле нигде в гробнице не появляется. Есть проклятия, но это было не одно из них. Проклятие Тутанхамона возникло в результате битвы СМИ за читательскую аудиторию.

«Таймс» обладала исключительными правами на освещение раскопок, поэтому другие газеты публиковали спекулятивные истории, в том числе слухи о проклятии. Это сыграло на поствикторианском знакомстве со спиритизмом, интересе к готике в литературе, растущей одержимости Древним Египтом и тенденции к сувенирам для путешественников, которые часто включали мумифицированные останки или другие предметы из гробниц.

Читатели с удовольствием поддались идее проклятия. Была также серия болезней, несчастных случаев и других событий, которые газеты приписывали открытию гробницы. Самой заметной стала смерть лорда Карнарвона, который финансировал раскопки, 5 апреля 1923 года. Причиной смерти стал инфицированный порез, но средства массовой информации не смогли удержаться от расширения истории о проклятии.

Более поздние исследования полностью опровергли идею о том, что присутствующие на открытии встретили безвременный конец. Лишь горстка людей, присутствовавших на открытии, умерла в течение следующего десятилетия, а Говард Картер, который руководил командой открытий и раскопок, умер в 1939 году в возрасте 64 лет. Тем не менее, наша любовь к хорошим историям и наше увлечение Древним Египтом означает, что «проклятие» продолжает жить.

 

2. Мумификация была не для всех

Мумия Лувр
Мумия Лувр, ок. 332–30 гг. до н.э.

Спросите любого о Древнем Египте, и, скорее всего, первое, о чем он подумает, — это мумифицированные человеческие останки в гробницах. Возможно, тогда удивительно, что реальность захоронения многих людей в Древнем Египте была гораздо менее сложной. Мумификация представляла собой сложный процесс, который со временем совершенствовался и позволял тем, кто мог себе это позволить, стильно бальзамироваться. Мы можем думать об индустрии бальзамирования как о предлагающей несколько уровней пакетов услуг, при этом «золотой» стандарт оставляет лучшие материалы и технологии для членов королевской семьи и других лиц с высоким статусом.

Практика различалась в разное время, но мумификация обычно состояла из нескольких этапов: омовение и подготовка тела путем удаления и выбрасывания мозга, а также извлечение и сохранение некоторых внутренних органов (сердце обычно оставляли в теле); период обезвоживания в натроне (природная минеральная соль) в течение примерно семидесяти дней; нанесение на кожу масел и смол и тампонирование полостей тела; обертывание льном, иногда с помещенными в обертки для защиты амулетами; затем окончательное нанесение смол перед помещением в гроб. Ритуал мумификации был священным, и у нас мало прямых свидетельств от самих древних египтян, поскольку они не оставили текстов об этом процессе, поэтому мы в основном полагались на сообщения греческого историка Геродота V в. из вторых рук. до нашей эры.

Как умер Тутанхамон? (5 теорий)

Тутанхамон: Биография и загробная жизнь мальчика-фараона

Элитные клиенты могли рассчитывать на свою загробную жизнь стильно, полностью обеспеченными, но, если бы вы не были одним из немногих привилегированных, чего вы могли бы ожидать от своих похорон? Был доступен более простой процесс, который заключался в обезвоживании и обертывании тела маслами и смолами менее высокого качества; минимальное внутреннее очищение и извлечение внутренних органов или растворение их маслом. Это, конечно, означало, что тела, обработанные таким образом, были более склонны к ухудшению состояния.

Бедным людям, возможно, придется довольствоваться элементарной внутренней чисткой и обезвоживанием, и мы находим кладбища беднейших слоев населения, которых просто похоронили в песке. По иронии судьбы, это один из самых эффективных способов сохранения тела, поскольку песок и жара вытягивают влагу.

Фараон Сети I
Фараон Сети I, около 1279 г. до н.э., через Wikimedia Commons.

В лучшие времена мумификация была непредсказуемым искусством. На результат влияли такие переменные, как промежуток времени между смертью и началом процесса консервации, мастерство бальзамировщика и качество имеющихся материалов. Есть также современные проблемы, такие как музейный экологический контроль и хранилища для консервации. Некоторые прекрасно сохранившиеся мумифицированные тела сохраняют естественный вид, но с другими дела обстояли не так хорошо, даже при самых лучших попытках.

Останки некоторых фараонов Нового царства (около 1550–1069 гг. до н.э.) являются вершиной этого искусства, плодом многовековых экспериментов, таких как Сети I и его сын и наследник Рамсес II (часто известный как Рамсес Великий). . Они спокойно лежат рядом с другими членами королевской семьи в Национальном музее египетской цивилизации, и посетители в восторге от возможности увидеть древние лица некоторых из самых известных имен в истории. Однако это исключение, а не правило.

 

3. Реальность, скрывающаяся за иероглифами

иероглифы Египта
Иероглифы Египта

Одной из главных вещей, связанных с Древним Египтом, является иероглифическое письмо, но, как и мумификация, это был навык, доступный только избранным. Это может показаться удивительным, поскольку письменность есть повсюду — на папирусах, в гробницах, на памятниках, — но реальность такова, что очень немногие древние египтяне умели читать и писать. Трудно подсчитать точную цифру, но ученые обычно оценивают, что уровень грамотности составлял всего около 3-5%, а некоторые называют эту цифру всего лишь 0,4%. У нас есть бесценный ресурс в виде многочисленных текстов из деревни королевских гробниц в Дейр-эль-Медине, на западном берегу Луксора, но это необычная находка. Если бы вы не умели читать и писать сами, вы могли бы нанять кого-нибудь другого, чтобы он сделал это за вас, но насколько это было необходимо и кто в обществе действительно мог это сделать?

Письменность была изобретением, необходимым для того, чтобы позволить культурам с растущим уровнем социальной иерархии, технического прогресса и групповой идентичности управлять записями. Важность письма можно увидеть не только в его постоянном присутствии, но и в его связи с администрацией, религией и искусством. В Древнем Египте слова имели священное и магическое значение — это была речь богов (medu netjer, «божественные слова»), дарованная божеством-создателем Птахом. Это качество признано древними греками, от которых мы получили слово иероглиф («сакральная резьба»).

фараон Нармер
Палетка Нармера, около 3100 г. до н.э.

Самые ранние свидетельства письменности в Древнем Египте насчитывают около пяти тысяч лет и связаны с возникновением государства. Палетка Нармера (ок. 3100 г. до н.э.) показывает, что даже на этом раннем этапе изображение короля и связанных с ним идей, таких как доминирование и власть, хорошо сформировано в изображениях, усиленных иероглифическими знаками. К ним относится имя короля, начертанное между изображениями богини и заключенное в Серех (символ царского дворца и идентификатор ранних царей).

Образование в Древнем Египте было доступно не всем, поэтому мало кто научился читать и писать. Такие профессии, как писец, как правило, передавались от отца к сыну, а грамотные люди в основном принадлежали к элите в таких профессиях, как придворный, священник и казначей. Поскольку письмо является инструментом бюрократии, это означало, что доступ к знаниям и контроль над ведением записей и повествованием были очень ограничены. Даже художники, работавшие над красивыми иероглифическими надписями, не все умели читать и писать, копируя другие надписи или обучаясь у грамотного мастера.

боги в папирусе Книга мертвых
Боги в папирусе из Книги мертвых

Отношения между искусством и текстом в Древнем Египте были очень тесными, часто объединяясь для создания еще более сильного послания, и мы можем видеть это в красоте формы иероглифического письма. Формальные иероглифы предназначались для надписей в храмах и т. п., высеченные на камне как постоянное выражение, подходящее для такого престижного места, в то время как для повседневного письма использовался более рукописный шрифт. Папирус был дорогим, поэтому чаще использовали лен, глиняные черепки, дерево или любую другую поверхность.

Что касается чтения, то мы привыкли изучать древнеегипетскую литературу на бумаге, как в оригинале, так и в переводе, но большинство людей тогда не имели бы доступа к таким текстам, а тем более читать их. В зависимости от типа текста они могли исполняться или произноситься.

Иероглифы из гробницы царя Сети I
Иероглифы из гробницы царя Сети I, около 1280 г. до н. э., из Британского музея.

Более того, многие надписи, которые мы видим в древних контекстах, не предназначались для того, чтобы их можно было увидеть. Храмы были темными, уединенными местами, и в некоторых местах слова могли видеть только боги; священный акт письма был так же важен, как и сами слова. У гробниц было доступное пространство, часовня, куда люди могли приходить, оставлять подношения и т. д., но погребальная камера со всеми ее текстами на гробу, погребальными папирусами на стенах не предназначалась для чьего-либо доступа после того, как она была был опечатан.

 

4. Поклонялись ли египтяне животным?

Гранитный саркофаг быка Аписа
Гранитный саркофаг быка Аписа в Серапеуме в Саккаре. Wikimedia Commons.

«Древние египтяне поклонялись животным» — часто используемая фраза, но была ли она правдой? В каком-то смысле да, но дело было не только в этом. Люди не поклонялись самим животным, а почитали их связь с богами. Было несколько исключений, самым значительным из которых был бык Апис, который считался ка (концепцией, примерно эквивалентной духу или жизненной сущности) бога-создателя Птаха, покровителя ремесленников. Культовый центр Птаха находился в Мемфисе, а проспект соединял его с обширными катакомбами, известными как Серапеум, где были похоронены быки.

Бык Апис был очень специфическим животным, и его выбрали по окраске. Чтобы его можно было идентифицировать как аватар бога, должны были присутствовать определенные черты — белая вспышка на лбу, форма луны на боку, двойные волосы на хвосте, отметины стервятника на спине и след скарабея под его телом. язык. Когда было подтверждено, что это подходящее животное, его принесли в храм и установили в качестве объекта поклонения и посредника между людьми и богами, действуя как оракул посредством движений, интерпретируемых жрецами. Иногда его вынимали в праздничные дни. Мать быка также устанавливали в храме и относились к ней с почтением.

В то время существовал только один бык Апис, и когда он умер, его мумифицировали и с большой церемонией похоронили в Серапеуме, в огромном саркофаге со всеми почестями и стелой, отмечающей его жизнь. Корова, родившая Аписа, также почиталась как мать священного быка.

Мумифицированный кот
Мумифицированный кот, Древний Египет, 2000–100 гг. до н.э. Wikimedia Commons.

Быки были одними из животных, образ которых с древнейших времен был тесно связан с царем из-за его силы и плодовитости. Среди других царских животных были лев (как видно на Большом Сфинксе в Гизе), сокол и змея. Эти качества стали ассоциироваться с разными богами и привели к возникновению огромной индустрии мумификации, размеры которой затмили человеческую.

Некоторые боги привлекали больше подношений, чем другие, например, Бастет, Анубис и Тот. Как боги семьи, смерти и знаний соответственно, они широко присутствовали в религии Древнего Египта, а их культовые центры стали местами паломничества. Большинство людей оставляли вотивное приношение, обычно мумию наиболее тесно связанного с ними животного — в данном случае кошки, собаки и ибиса. В этих местах находятся буквально миллионы мумифицированных животных и птиц, поскольку культы существовали на протяжении веков и стали особенно активными в более поздние времена.

Не все мумии были целыми — расследование показало, что многие из них были «поддельными», состоящими в основном из упаковки или просто из частей животного, таких как крыло или голова. Есть свидетельства того, что некоторые недобросовестные священники были замешаны в афере с поддельными мумиями, но по большей части это не подделка в смысле попытки обмануть паломников; скорее, это был случай спроса и предложения. Непрактичность выращивания или ловли некоторых животных в частности (например, хищников), а также идея о том, что часть представляет собой целое, означали, что дело больше в жесте и намерении.

Саркофаг кота принца Тутмоса
Саркофаг кота принца Тутмоса Тамиута из Египетского музея, Каир.

В храмах осуществлялась программа разведения животных, предназначенная для поддержки индустрии мумификации животных, поэтому нам может показаться удивительным, что древние египтяне относились к этому столь же беспристрастно, как мы считаем их любителями животных. Тем не менее, они жили рядом со своими рабочими животными и хорошо их содержали, и у нас есть доказательства искренней привязанности к некоторым домашним животным. Особый случай представляет собой случай с принцем Тутмосом, который подарил своей любимой кошке каменный саркофаг с погребальными надписями, изображениями подношений и ее именем — Тамиут. У нее даже есть образ Ушебти (фигура, изображающая слугу загробной жизни), адаптированный так, чтобы иметь кошачье лицо, а не человеческое.

Не всегда легко сказать, какова была конкретная роль животных в жизни и смерти, но отношения Древнего Египта с ними выходили за рамки простой категоризации, в их практиках было представлено божественное и светское.

 

5. Эхнатон не был таким уж странным?

Стела Эхнатона, Нефертити и их трех дочерей
Стела Эхнатона, Нефертити и их трех дочерей, 18-ядинастия, Амарна

Эхнатона, десятого правителя 18-й династии, называли неудачником, еретиком, безумцем и причиной, возможно, самого трудного периода в истории Древнего Египта — периода Амарны. Действительно ли он так сильно отличался от других королей?

Эхнатон начал свое правление как Аменхотеп IV, но на пятом году его правления сменил имя, что ознаменовало официальное изменение его идеологии. Аменхотеп («Амон доволен») стал теперь «душой солнца». Он также перенес столицу государства из Фив в ранее неиспользуемое место в Среднем Египте — современный Телль-эль-Амарна, — от которого мы и получили название того периода. Древний Ахетатон («горизонт Атона») не был связан ни с какими другими богами или королями, и его продуваемые ветрами равнины были идеальным местом для начала построения видения Эхнатона о королевской власти.

Атон был солнечным диском и центром поклонения стандартному египетскому пантеону в новом городе. Вопреки распространенному мнению об абсолютном характере решения Эхнатона, остальные боги не были запрещены, а понижены в должности; а не монотеизмом, правильнее было бы назвать его монолатрией. Подношения по-прежнему делались божествам, таким как бык Мневис и Ра, хотя это были боги, связанные с солнцем, поэтому они соответствовали плану Эхнатона.

Рельефный портрет Эхнатона
Рельефный портрет Эхнатона. ок. 1353–1337 гг. до н.э.

Эхнатон вел кампанию враждебности против Амона, доходя до того, что исключал имя бога везде, где это было возможно, но мы должны отметить, что Амон, как главный бог старой столицы Фив, вероятно, стал мишенью как по политическим, так и по религиозным причинам. Культ Амона был очень могущественным: первосвященники контролировали многие сферы управления и бюрократии, и это могло быть одним из способов уменьшить их влияние. Уход из Фив и изменение Эхнатоном способа поклонения также ослабили их хватку, поскольку единственным, кому разрешалось совершать необходимые подношения и обряды, был сам царь.

Топ-25 фактов об Эхнатоне, которые вы должны знать

Эхнатон древнеегипетский фараон-революционер

Ученые обвинили его в том, что он был отстраненным царем, сознательно игнорирующим политические вопросы, в то время как он сосредоточил свое время и ресурсы Египта на этом новом культе в Ахетатоне. На самом деле Атон был очень древним божеством, получившим известность во время правления Аменхотепа III, отца Эхнатона, хотя нет никаких сомнений в том, что период Амарны был пиком культа.

Раскопки в городе показали, что в этом масштабном строительном проекте было использовано огромное количество материалов, продуктов питания для подношений и рабочей силы, большая часть которых была сосредоточена на царском дворце и храмах Атона. Анализ скелетного материала с кладбищ показывает, что жители много работали и многие недоедали. У Амарны, возможно, просто не было возможности вырасти в красивый город, которым она должна была стать, поскольку это была недолговечная попытка, но факт неоднозначного жизненного опыта там усугубил картину об Эхнатоне как пренебрегающем своим народом.

Аменхотеп IV Эхнатон
Аменхотеп IV Эхнатон

Одна из главных дискуссий об Эхнатоне — его внешний вид и то, что он может представлять. Теории предполагали генетические проблемы или болезни, но они в основном были опровергнуты. Одним из камней преткновения является природа египетского искусства, которое передает идеи и концепции, а не реальность, поэтому мы не можем использовать его для определения того, как выглядел Эхнатон. Его статуи — не портреты, а утверждения идеологии. Его андрогинная внешность с широкими бедрами, грудью и пухлыми губами расходится с классическими изображениями древнеегипетских царей, однако некоторые из этих черт уже были замечены в иконографии его отца. Как показывает более внимательное изучение надписей, многие из его собственных изображений на самом деле не являются самим королем. Как солнечный диск, Атон не является ни мужчиной, ни женщиной, и неосязаемость его существа отражена в форме Эхнатона.

Испорченный гроб из гробницы КВ55
Испорченный гроб из гробницы КВ55, через Wikimedia Commons.

По общему мнению, тело в гробнице KV55 в Долине царей является останками Эхнатона или его очень близкого родственника, и оно соответствует вполне нормальным параметрам. Однако связанный с ним гроб был поврежден, в основном лицо и место, где должно было быть имя, поэтому это предполагает враждебность с определенных сторон. Возможно, он пошел вразрез с убеждениями некоторых людей в том, что понимается под приказом, но его все равно похоронили как царя, даже если это было не в Ахетатоне, как он намеревался.

Что касается политических связей, Эхнатон поддерживал связь с внешними державами и вассальными государствами, как видно из «Писем Амарны». Это архив документов, найденных в центре города в конце XIX века, состоящий из около 350 копий букв, начертанных клинописью на глиняных табличках. Помимо Эхнатона, в письмах упоминаются его отец Аменхотеп III и мать Тие, что свидетельствует об их участии в международной политике. Эхнатон продолжил это, а также предоставил равное положение своей Великой Царской Жене Нефертити. Для короля и королевы необычно находиться на таком уровне, но это не беспрецедентно, а участие всей королевской семьи в культе Атона еще больше отталкивает жречество и усиливает контроль короля над городом.

Известняковая статуя Эхнатона и Нефертити
Известняковая статуя Эхнатона и Нефертити, ок. 1353–1337 гг. до н.э.

Смерть Эхнатона привела к разрушению его города. Его сын Тутанхамон (при рождении Тутанхатон) восстановил старых богов, и Фивы снова стали столицей. К сожалению, Тутанхамон и его непосредственные преемники Эйе и Хоремхеб все еще находились в тени Эхнатона и были запятнаны его связью. Короли Амарны были исключены из записей, а имя и образ Эхнатона испорчены, поэтому кажется, что он вызывал сильные чувства в прошлом и настоящем. Однако он не был таким уж неортодоксальным, как некоторые могли бы сказать.

 

Заблуждения о Древнем Египте: Заключение

Царь Эхнатон в образе Сфинкса, период Амарны (ок. 1340 г. до н. э.)
Царь Эхнатон в образе Сфинкса, период Амарны (ок. 1340 г. до н. э.)

Это лишь некоторые из аспектов Древнего Египта, которые часто понимаются неправильно. Полезно помнить, что у нас есть большая предвзятость к сохранению, то есть высшие классы были теми, кто мог позволить себе мумификацию, погребальные папирусы, искусно расписанные гробницы и имели возможность получать доступ к знаниям и контролировать их посредством письменности. За последние несколько десятилетий раскопки выявили больше свидетельств представителей рабочего класса, но нам еще многое предстоит о них узнать.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий