Мумификация: древнеегипетское искусство бальзамирования мертвых

Мумификация в Древнем Египте (История, Обряд, Тайны) Египет

Мумифицированные человеческие останки являются синонимом Древнего Египта, но, когда были изготовлены первые мумии, и как и почему древние египтяне так тщательно бальзамировали своих умерших?

С мумиями, которые мы видим в музеях, обращались с помощью процесса, разработанного в течение длительного времени, с намеренной попыткой сохранить тело.

Самые ранние мумии, обнаруженные в Египте, датируются периодом до фараонов, в додинастический период (ок. 5500–3100 гг. до н. э.), и большинство из них высохло естественным путем под воздействием тепла песка, в который они были помещены.

Некоторые из них находятся в отличном состоянии, с сохранившимися волосами, кожей и даже ногтями, и были похоронены вместе с погребальным инвентарем, таким как керамика, что указывает на веру в загробную жизнь (даже если у нас нет конкретных доказательств их мыслей по этому поводу).

Возможно, самые ранние мумии, захороненные просто в пустыне, вызвали желание активно сохранять тело, а по мере развития религиозных верований и верований в загробную жизнь параллельно с ними развивалась мумификация. Недавняя находка в Саккаре обнаружила то, что считается самым старым и наиболее неповрежденным намеренно мумифицированным человеком.

Обратите внимание, что эта статья содержит изображения человеческих останков и подробную информацию об инвазивных процедурах.

 

Почему египтяне мумифицировали своих мертвецов?

Додинастическая мумия Гебелейн Британский музей
Додинастическая мумия Гебелейн Британский музей

Очевидный ответ заключается в том, что бальзамирование сохраняет тело, но что мы можем сказать об этом в отношении культурных верований и обычаев Древнего Египта? Сохранность тела была необычной для этой части мира, и это было одним из самых больших отличий Древнего Египта от его соседей. Практика захоронения в Месопотамии, например, вращалась вокруг подобных богато оборудованных гробниц для элиты, но попыток сохранить тело таким же образом не предпринималось. Ответ кроется в одном из древнейших мифов Древнего Египта.

Тексты пирамид в погребальной камере Унаса
Тексты пирамид в погребальной камере Унаса

Бог Осирис был одним из важнейших существ древнеегипетского пантеона. Вначале он был первым царем. Он был убит своим ревнивым братом Сетом, а части его тела были разбросаны по всему Египту. Жена Осириса Исида собрала осколки и связала его вместе, используя свою магию, чтобы воскресить его на время, достаточное для зачатия их сына Гора. Поэтому Осирис стал символом жизни, возрождения и возрождения, а также символом умершего царя. Его белое забинтованное тело, зеленая или черная кожа символизируют плодородие и возрождение, а также королевские регалии отмечают, что он первым умер, первым возродился и – что имеет решающее значение для развития древнеегипетского погребального дизайна – первым мумифицированным.

Гор победил Сета и стал символом живого царя, отражая двойственность в существе, связывавшую всех царей — божественных и земных, мертвых и возрожденных, призванных и персонифицированных Осирисом:

«О Унас, ты не умер, ты вернулся живым, чтобы воссесть на трон Осириса»

– Изречение 213 «Текстов пирамид», ок. 2475 г. до н.э.

 

Кто был мумифицирован?

боги в папирусе Книга мертвых
Боги в папирусе из Книги мертвых

Не все древние египтяне были мумифицированы, потому что это был дорогостоящий и трудоемкий процесс, и не каждый мог позволить себе полную процедуру. Существовали различные варианты бальзамирования, и разное мастерство бальзамировщиков, а также такие аспекты, как климат, означали, что результаты не всегда были хорошими. Лучшие материалы и пристальное внимание, конечно, достались королевской семье и высшей элите, но существует много плохо сохранившихся экземпляров. Низшие классы общества зачастую обходились самыми простыми захоронениями, а многих людей вообще не бальзамировали. По иронии судьбы, ранняя практика закапывания тел в песок без преднамеренных попыток их сохранения, вероятно, была лучшим способом сделать это.

Те, кто был забальзамирован, могли быть уверены, что их земные останки будут преобразованы в традиции Осириса и полностью восстановлены в загробной жизни. Погребальные верования и практики, ранее предназначавшиеся только для короля, со временем проникли в общество, так что обычные люди также могли достичь состояния трансформации в гробнице. Погребальные тексты Нового Царства, которые мы знаем как «Книга Мертвых» («Заклинания для выхода днем» у древних египтян), берут свое начало в Текстах пирамид и претерпели изменения на протяжении веков. Слова и изображения, связанные с возрождением царя, также стали частью стандартного оборудования гробниц: гробы в форме мумий, рисунки на гробницах, отражающие обновленную жизнь в загробной жизни, и даже возможность присоединиться к Осирису.

 

Что это на самом деле включало в себя?

Четыре сына Гора
Этот набор каноп предназначался для хранения внутренних органов, извлеченных из тела во время процесса мумификации.

Искусство мумификации, как священный и глубокий процесс, представляло собой навык, выполняемый дискретно, и точные детали не раскрывались большинству. Текстов, в которых упоминается мумификация, мало, и те, кто работал в этой отрасли, прошли соответствующую подготовку. Поэтому мы полагаемся на другие доказательства, чтобы объяснить этот процесс. Нашим основным текстовым источником является греческий историк Геродот (V в. до н. э.), который сообщил о мумификации в своих «Историях». Этот источник несколько проблематичен, поскольку он сообщал информацию из вторых рук, но, судя по тому, что мы теперь знаем о мумификации, его рассказ, похоже, был довольно точным.

Самый дорогостоящий процесс занял около семидесяти дней и начался с извлечения мозга и других внутренних органов — легких, печени, желудка и кишечника, которые, если их оставить, ускорили бы разложение. Их помещали в отдельные сосуды, известные как канопы. Сердце часто оставляли на месте, поскольку считалось, что оно является вместилищем воспоминаний, эмоций и записей его жизненных поступков. Полости очищали и заполняли пальмовым вином и специями, а затем тело помещали в натрон (природную соль) на необходимый период для полного высыхания плоти. Затем тело мыли и оборачивали льняными полосками, часто с защитными амулетами или погребальными текстами на папирусах, помещенными между слоями, а затем покрывали смолой, которая помогала сохранить форму и целостность тела и подавлять рост бактерий. Сети I, царь Египта в 13 в. BCE является одним из лучших примеров мастерства бальзамировщиков.

Сети I мумия
Мумия Сети I, около 1279 г. до н.э.

Более дешевый вариант заключался в более простом методе опорожнения полостей тела с помощью клизмы с кедровым маслом, которая растворяла органы и дренировалась в конце периода лечения натроном. Затем тело можно было либо обернуть, либо вернуть семье в таком виде. Самое элементарное обслуживание включало только клизму.

Со временем некоторые детали, похоже, изменились, возможно, в результате реакции на движения за культурные или религиозные убеждения или в качестве попытки еще больше усовершенствовать процесс мумификации. Например, иногда сердце удаляли, мозг оставляли в черепе или внутренние органы лечили, заворачивали и заменяли в теле. Однако основные практики, похоже, остались относительно неизменными.

 

Какие инструменты и материалы они использовали?

Бронзовый нож, используемый при мумификации, Египет, 600-200 гг. до н.э.
Бронзовый нож, используемый при мумификации, Египет, 600-200 гг. до н.э.

Натрон в основном добывался из Вади Натрун, к северо-западу от Каира. Специи и масла включали мирру, сосну, кедр, корицу и тмин. Основной разрез для извлечения органов находился сбоку, сделанный острым камнем. Геродот сообщает, что человек, сделавший первый надрез, удалил мозг длинной шпажкой (металлической, тростниковой или деревянной), разбивая ткань и позволяя ей выйти через нос. Бронзовые и медные инструменты обеспечивали эффективные разрезы и включали щипцы, ножи, ложки и сверла. Небольшие пакеты натрона, завернутые в льняную ткань, помогали скорректировать форму тела и поддерживать обезвоживание. Это делалось в бальзамировочной мастерской.

Использовались разные сорта льна, а обертывание тела было навыком, причем некоторые примеры были очень сложными. Когда процесс был завершен, оставшиеся материалы также были захоронены.

Большая овальная корзина
Большая овальная корзина для хранения материалов для бальзамирования, около 1492–1473 гг. до н.э.

Недавние попытки воссоздать этот процесс дали неоднозначные результаты: часто с использованием трупов животных, а иногда и человеческих тел, переданных в дар науке. Однако реальный успех этих экспериментов, возможно, является подтверждением уровня древнеегипетских медицинских навыков и знаний в области биологии. Удаление внутренних органов во всех вариантах мумификации, а также сушка тела показывают, что они понимали влияние жидкостей на разложение и что крайне важно было максимально обезвоживать. Роль мозга в биологии человека была несколько неправильно понята; как часть, которую нужно было удалить в первую очередь, она считалась относительно неважной. Точно так же неверно и сердце как центр мыслей человека, но его связь с жизнью, любовью, здоровьем и болезнью не ошибочна.

Доказательства их медицинского опыта можно увидеть в различных трактатах, таких как Папирус Эберса; хотя коренные причины некоторых недугов были определены неправильно, лечение в целом было эффективным и демонстрировало целостное понимание тела и отличные хирургические навыки. Антимикробные свойства бронзовых и медных инструментов были признаны еще древними египтянами, и вполне вероятно, что команда бальзамировщиков имела медицинскую подготовку или, по крайней мере, имела возможность наблюдать за врачами.

 

Мумии сегодня

Мумия Лувр
Мумия Лувр, ок. 332–30 гг. до н.э.

Наши отношения с мумифицированными древними египтянами прошли несколько этапов. Принято считать, что египтология как область науки возникла на рубеже XIX века, после экспедиции эпиграфистов и рисовальщиков Наполеона (опубликованной как «Описание Египта»), а также открытия в 1798 году Розеттского камня и его последующей расшифровки Жаном Франсуа Шампольон в 1822 году. С этого момента интерес особенно распространился в Западной Европе, и священная природа и цель мумификации часто упускались из виду в попытках «понять» Древний Египет.

Памятники, тексты и артефакты привлекали ученых и коллекционеров для научных дискуссий и возможности владеть и демонстрировать фрагменты древней цивилизации. Предметы раздавались по университетам, музеям и частным домам, часто теряя при этом свое контекстуальное значение. Красота многих артефактов и ажиотаж вокруг вновь открытого языка означали, что мумии часто считались неважными или простыми диковинками. Многие из них использовались способами, которые мы сейчас сочли бы отвратительными — в качестве топлива, пигмента для художников и даже в качестве лекарств.

Сочетание академических кругов и богатых покровителей имело важное значение для истории египтологии: многие мумии разворачивали на общественных мероприятиях. Для общества это был шанс проявить интерес к Древнему Египту довольно жутким образом. Были исключения: некоторые мумии исследовали в таких областях, как медицинские исследования, но все это неизбежно приводило к разрушению тела.

Жуткий интерес к мумифицированному телу продолжался на протяжении всего XIX века и нашел идеальную стадию викторианского интереса к спиритизму и готической литературе, а также после Второй мировой войны. Обнаружение гробницы Тутанхамона в 1922 году стало проблеском света в послевоенном мире, а выживание тела молодого короля, несмотря на трудности времени и мародеров, нашло отклик в викторианском и эдвардианском обществе, а также стало острым эхом. молодых людей, погибших в результате конфликта. Это открытие также вызвало новую волну «египтомании», когда образы и идеи Древнего Египта оказали влияние на искусство, моду, архитектуру и средства массовой информации. Наше увлечение этим явлением продолжается: мумия до сих пор появляется в литературе, кино, театре и т. д.

Наши сложные отношения с мумиями продолжаются с возобновлением дебатов об этике человеческих останков. Закон о человеческих тканях (2004 г.) регулирует определения, условия использования в исследованиях и дает рекомендации по этическому обращению с фрагментарными и полными образцами, включая мумифицированные останки. Кодекс этики Ассоциации музеев также признает необходимость сохранения человечности и достоинства останков при хранении, исследовании и демонстрации. Недавнее «развертывание» (актера в повязках) проводилось театрально, но в медицинских условиях – с целью продемонстрировать виды, звуки и запахи викторианского опыта, но неизбежно напоминая нам о реальности человека под повязками. Мы очарованы и, возможно, немного недовольны мумиями, видя лица древних людей, которые, казалось бы, достигли невозможного — бессмертия для немногих счастливчиков.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий