Имя Сет (или Сетх) означает силу, но в Древнем Египте этот бог также символизировал хаос, разрушение, ярость, зло, гнев и бури. Сета боялись и люди, и боги, поскольку он был убийцей Осириса, но его характер был сложным, и в другие периоды египетской истории его почитали как спасителя Солнечной ладьи Ра. В этой статье вы узнаете настоящую историю этого неординарного египетского бога.
1. Кем был Сет?
Сет был одним из первых египетских богов, и хотя в течение долгих периодов времени он ассоциировался с хаосом и насилием, в другие времена он был известен как важный союзник Ра и других божеств, поддерживающих порядок. Сложный характер Сета особенно отражен в его изображении в религиозных текстах, которые сильно колеблются в описании бога.
Его имя впервые упоминается в «Текстах пирамид», первом большом сборнике египетских письменных рассуждений. Короли Раннего Царства, такие как Перибсен и Хасехемви, брали имя Сета как символ своей силы. Позже Сет изображается в смешанном свете, как нейтральном, так и негативном, в Текстах для гробниц Первого промежуточного периода, а также в Книгах мертвых Нового Царства. Однако после Нового Царства его значение начало угасать.
В поздний и греко-римский периоды Сет открыто демонизировался. Он появляется в трудах Плутарха (ок. 46–120 гг. н. э.), Отождествляемого с греческим чудовищем по имени Тифон, ответственным за стихийные бедствия и разрушения. Его изображали как «Животное Сета», очень характерное существо с четырьмя ногами, длинной мордой и длинными заостренными ушами. Некоторые ученые идентифицируют антропоморфное существо в палитре двух собак как первое засвидетельствованное иконографическое изображение Сета. В этом артефакте двуногий человек с головой животного, очень похожий на более поздние изображения Сета, стоит рядом с остальными животными и играет на чем-то вроде флейты.
Некоторые египтологи считают, что это мог быть какой-то шаман в маске, но каким бы ни было объяснение, ясно, что эта фигура напоминает более поздние изображения Сета. Этот пример взят из палитры, которая представляет собой каменный инструмент, предназначенный для измельчения минералов, чтобы их можно было носить в качестве макияжа. Поскольку только очень видные люди в раннем египетском обществе обладали палитрой, обычно предполагается, что между Сетом и ранним египетским царством существовала тесная связь.
2. Какова была работа Сета?
С самых ранних времен Сет занимал важное место в египетской мифологии и культе. Тысячи стел с изображением Сета, особенно начиная со Среднего царства, были сделаны в надежде, что бог исполнит желания преданных. К ним относятся пожелания успеха в судебных разбирательствах, защиты покойных родственников в загробной жизни и повышения мужественности.
Сет служил защитником солдат, охотников, торговцев и вообще любого человека, проводившего значительное количество времени вдали от дома. Согласно египетскому мифу, он унаследовал пустыни Египта от Геба, бога земли. Вот почему его считали защитником торговых караванов и называли египетским богом оазисов. Он также должен был посеять раздор и смятение среди врагов Египта, тем самым обеспечив успех египетской армии в бою.
Сета описывали как бога-обманщика, который обманывает людей ради удовольствия, а не потому, что у него плохие намерения. Поскольку египтяне ценили Маат, или божественный порядок, больше всего на свете, это может показаться маловероятным богом для поклонения. Однако в египетской религии Маат процветала только тогда, когда ей бросали вызов — и это было основным занятием Сета. В некоторых поздних религиозных текстах он также защищает фараона и даже солнечную барку (волшебную барку, перевозящую богов), на которой Ра каждый день пересекал небо.
3. Сет и иностранцы
Египетское название своей страны — Та-ви буквально означает «две земли». Одна была черной землей, плодородным участком почвы рядом с рекой Нил, а другая была красной землей или землей пустыни. Сет ассоциировался с последним, с красным цветом и с Подземным миром. Пустыни считались местом Подземного мира, потому что солнце всегда садилось в Западной пустыне. По этой же причине он был связан с чужими землями и людьми, которые там жили.
Во Второй промежуточный период (ок. 1650–1550 гг. до н. э.) группы ближневосточных народов, известные в египетских текстах как гиксосы (буквально «правители чужих (горных) земель»), поселились в Аварисе, регионе Нижнего Египта. В конце концов, они основали королевство в дельте Нила и выбрали Сета своим главным богом. Даже после того, как гиксосы были изгнаны из Египта около 1522 г. до н.э., сильный культ Сета оставался популярным во всем регионе Дельты.
4. Сет, убийца Осириса
Согласно египетской мифологии, Осирис и Исида были родными братьями Сета и Нефтиды. Осирис был царем Египта, но Сет завидовал силе своего брата и замышлял отобрать у него трон. Некоторые мифические рассказы доходят до того, что предполагают, что Нефтида, привлеченная красотой Осириса, замаскировалась под Исиду и соблазнила благочестивого фараона, забеременев от него Анубисом.
В конце концов, Сет решил устроить переворот против своего брата. У него была великолепный сундук, сделанная из лучших пород дерева по точным размерам Осириса. Затем он пригласил всех египетских богов на большую вечеринку, и после еды и питья Сет сказал, что у него есть особый сюрприз. Он приказал принести ему гроб и сказал гостям, что тот, кто лучше всего поместится в деревянном сундуке, может забрать его домой. Гости один за другим лезли в гроб, но не помещались. Осирис лег в него и неудивительно обнаружил, что она идеально подходит ему. Затем Сет закрыл крышку и бросил гроб в реку, надеясь, что ему больше никогда не придется видеть Осириса. Но ларец поплыл, и Осирис оказался в Сирии, где его нашла жена Исида.
Сет не сдавался и попытался снова. На этот раз он позаботился о том, чтобы убить Осириса, расчленив его и разбросав части его тела по разным местам страны. Затем Исида и Нефтида посетили каждый уголок Египта, чтобы найти все части тела Осириса. Благодаря своей великой магии и неоценимой помощи Анубиса, бога мертвых и бальзамирования, Исида смогла на короткое время собрать и оживить своего мужа, в течение которого она зачала от него ребенка. Затем Осирис продолжил свое путешествие в Подземный мир, став царем мертвых, точно так же, как он был царем на земле. Исида назвала своего ребенка Гором.
5. Сет и Исида
Узнав, что Осирис снова оживлен, а Исида родила ребенка, Сет стремился убить и мать, и сына. Испуганная Исида спрятала своего ребенка в дельте Нила, чтобы защитить его от Сета. Какое-то время они жили на болотах, надеясь, что Сет их там не найдет, но, тем не менее, нашел. Он послал ядовитую змею, чтобы укусить ребенка Гора, когда его мать отсутствовала, собирая пищу.
Когда Исида вернулась в свой лагерь, она с ужасом обнаружила, что Гор смертельно ранен. Она громко плакала, пока Тот, египетский бог медицины, не пришел на помощь и не вылечил молодого бога. В результате Гор стал известен как ребенок, переживший смертельный укус. Особенно в Поздний период люди держали стелы Гора, переступающего через крокодилов и держащего опасных ядовитых животных для защиты. Они либо помещали эти стелы в определенные святилища, либо держали их в своих домах, чтобы получить защиту Гора.
Гор стал одним из самых важных египетских богов. Он появлялся во многих формах на протяжении всей истории Египта, но наиболее распространенным был образ сокола. У него была очень сложная личность, и он герой многих мифов, наиболее важным из которых был «Борьба между Гором и Сетом».
В этой сказке собирается жюри богов, чтобы решить, кто унаследует царский статус Осириса после его смерти: его сын Гор или его брат Сет. Тот факт, что Сет был тем, кто убил и расчленил Осириса, не имел значения во время суда, и два бога соревновались в разных играх. Одна из этих игр состояла в том, что боги превращались в гиппопотамов и задерживали дыхание под водой. Тот, кто всплывет последним, станет победителем. Исида, мать Гора, обманула и пронзила Сета копьем, чтобы заставить его всплыть раньше, но, несмотря на это нарушение, Гор в конце концов победил и с тех пор считался божественной формой фараона.
6. Египетский бог насилия
Вполне логично, что после убийства и расчленения другого бога и попытки убить своего новорожденного племянника Сет стал египетским богом, который чаще всего ассоциируется с насилием и хаосом. Важно подчеркнуть тот факт, что хаос не означает зло. Согласно известному египтологу Яну Ассманну, древние египтяне всегда были известны сложной природой своих богов, и в каком-то смысле не было египетского бога, который был бы хорошим или плохим.
Кроме того, как сказано выше, хаос способствует поддержанию порядка, поскольку только постоянный вызов системе может поддерживать ее функционирование. Однако его единодушно считали богом, способным на огромное насилие и разрушение. Его изображение обычно носили с собой в битвах, чтобы наполнить египетские армии жестокостью и мощью бога. Кроме того, считалось, что само изображение Сета способно причинить вред людям и имуществу, поэтому статуи и портреты Сета обычно служили объектом Damnatio memoriae — уничтожения изображений.
7. Даже Сет иногда был хорошим
Египетские боги не были ни хорошими, ни плохими, но сложными персонажами, которые могли быть и тем, и другим в разное время. Сет не был исключением. Фактически, помимо Перибсена, Хасехемви и царей гиксосов, в его честь был назван ряд фараонов из 19-й династии.
Сети I был известен как великий воин, руководивший важными кампаниями в Сирии, включая завоевание стратегического места Кадеш. Его имя также часто включалось в личные имена обычных египтян, доказывая, что простые люди открыто поклонялись Сету.
В мифологии Сет иногда был защитником солнечной барки (ладьи). Согласно поздним текстам, каждую ночь чудовищный змей Апоп (по-гречески Апофис) гипнотизировал солнечного бога Ра и всю его команду. Единственным египетским богом, способным противостоять смертельному взгляду Апопа, был Сет, и поэтому он смог сразиться со змеем, вонзив свое большое медное копье в чешуйчатое тело чудовища. Таким образом, благодаря Сету солнечная барка смогла завершить свое ночное путешествие, готовая вновь появиться на востоке как раз к рассвету.