Амон: египетский бог творения и царь богов

Амон Бог Египта (История, Происхождение, Мифы и Легенды) Египет

Амон был местным богом Фив. После слияния с Ра он стал известен как Амон-Ра и верховный бог Египта.

Амон, центральная фигура древнеегипетской мифологии, олицетворяет сложное переплетение космических и земных сил. Почитаемый как бог творения, ветра и плодородия, его влияние простиралось за пределы небес и на саму ткань жизни. Через свои ассоциации с солнцем как Амон-Ра и с плодородием как Амон-Мин он сплел воедино разнообразные нити существования. Как «Царь богов», его присутствие пронизывало храмы, ритуалы и титулы фараонов, приравнивая земное правление к божественной власти. Исследование глубин характера божества раскрывает загадку существования и дает возможность заглянуть в глубокое взаимодействие между невидимым и человеческим опытом в Древнем Египте.

 

Бог Амон: один из восьми Огдоад

Солнце восходит из холма творения
Солнце восходит из холма творения в начале времен. Центральный круг представляет холм, а три оранжевых круга — солнце на разных стадиях восхода. Вверху находится иероглиф «горизонт», на котором появляется солнце. По обе стороны расположены богини севера и юга, изливающие воды, окружающие курган. Восемь фигурок из палочек — это боги Огдоады, рыхлящие почву. Книга издана в 2003 г.; произведения искусства, созданные во времена Двадцать первой династии (ок. 1075–945 до н.э.)

Прежде чем стать Амоном-Ра, «Царем богов», Амон был просто местным божеством плодородия Фив в паре с Амаунетом (или Амунетом) в «Текстах пирамид» (2400–2300 гг. до н. э.). «Тексты пирамид» являются старейшими известными погребальными текстами Древнего Египта и включают в себя древнеегипетские истории сотворения мира, функции богов и судьбу людей после смерти. В этих древних текстах Древнего царства (2649–2130 гг. до н.э.) именно Монту, бог войны, был верховным богом Фив, а Атум (связанный с Ра) был богом-творцом, а не Амоном.

Хотя позже Амон был коронован как «Царь богов», он был не более могущественным и влиятельным, чем другие божества Огдоады во времена Старого Королевства. Огдоада была ярким примером древнеегипетской концепции Маат (истина, справедливость, баланс и гармония). Огдоада состояла из четырех парных божеств, которые представляли мужские и женские аспекты четырех творческих сил. Первичные воды были представлены Нун и Наунет, вечность — Хе и Хаухет, а тьма — Кук и Каукет. Однако, в то время как другие члены Огдоады представляли собой четко определенные концепции, Амон и Амаунет этого не сделали. Амон символизировал «то, что скрыто» и мог быть связан с любой частью реальности, в то время как другие диады были ограничены своими сферами.

 

Скрытый и Фиванская триада

Статуэтка Амона с перьями шути из Фив
Статуэтка Амона с перьями шути из Фив. 19-20 династия. Дерево, бронза, золото. Высота 42,3 см. IN 4553. Музей Ремера-Пелизеуса, Хильдесхайм.

Во время Среднего царства (2040–1782 гг. до н.э.) популярность Амона резко возросла, и он стал членом фиванской триады вместе с Мутом (который заменил Амаунета) и их сыном Хонсу, богом луны. Но почему возросла его популярность?

Поскольку Амон символизировал то, что скрыто, у него не было четкой связи с какими-либо известными природными явлениями. Царство Амона, связанное с невидимой природой воздуха или невидимыми космическими силами, формировавшими существование, позволило ему воплотить многочисленные атрибуты и роли, желаемые верующими. Это подчеркнуло его адаптируемый характер, укрепив его почитаемое положение как универсального божества, способного удовлетворить различные потребности преданных.

Топ-10 самых почитаемых древнеегипетских богов

Топ-10 самых почитаемых богинь Древнего Египта

Когда Амаунет была вытеснена богиней-матерью Мут, Амон стал единственным правителем царства скрытых. Маат, с другой стороны, не был потерян. Фиванская триада была божественной семейной единицей, которая отражала человеческие семейные уклады и подчеркивала многие аспекты творения, плодородия и космического порядка. В результате египетское значение Маат было сохранено. Значение фиванской триады распространилось на религиозные праздники и церемонии, которые сформировали фиванское общество (например, фестиваль Опет), что способствовало укреплению триады и будущему возвышению Амона.

 

Вознесение к Амону-Ра

Амон-Ра, Карнакский храм
Амон-Ра, Карнакский храм, Луксор, Египет. Wikimedia Commons.

Эволюция Амона во время Среднего царства не была полной, и он вознесся дальше во время Нового царства (1550–1070 гг. до н.э.). Он испытал синкретизм с широко известным богом солнца и создателем всех других богов Ра (или Атумом), чтобы повысить популярность Амона, тогдашнего локализованного божества, и политическую экспансию Фив. Теперь действуя как Амон-Ра, он представлял собой сплав солнечных и невидимых творческих сил, переплетая животворящую энергию Солнца (Ра) и творческие способности Амона. Эта синхронизация имела не только богословский смысл, но и повысила авторитет Фив.

В результате фараоны использовали это составное божество, чтобы утвердить свою божественную легитимность и повысить свое правление, используя силы творения и солнца. Вновь установленное выдающееся положение Амона-Ра продолжалось на протяжении всего Третьего промежуточного периода (1070–664 гг. до н.э.) и Позднего периода (664–332 гг. до н.э.), но в конечном итоге ослабло с завоеванием Александра Великого и Римской империи. Это объединенное божество олицетворяло способность Египта к теологической адаптации, отражая как культурную эволюцию, так и прочную связь между божественностью и правлением.

Египетский бог Солнца: кто такой Ра?

Что такое Глаз Ра?

 

Амон-Мин: Бык своей матери

Амона-Мин-Камутефа
Изображение мумиформного Амона-Мин-Камутефа с эрегированным фаллосом намекает на его роль бога плодородия. Его правая рука поднята в жесте радости. Имя Камутеф («бык своей матери») передает, что бог является одновременно отцом и сыном и, следовательно, создан самостоятельно. Вместо обычной высокой пернатой короны бога на этой статуэтке (редкий экземпляр) изображен бог в короне Верхнего (южного) Египта, что подчеркивает его южное происхождение. 7 век до н.э.

Во времена Нового царства в Древнем Египте появился Амон-Мин, смесь Амона и бога плодородия Мина. В результате смесь объединила космические и королевские атрибуты Амона с сельскохозяйственными и репродуктивными атрибутами Мина. Один из важнейших эпитетов Амона — «Камутеф» или «Бык своей матери». Считается, что в форме «Быка своей матери» Амон-Мин обладает силой сына, способного оплодотворить свою мать и стать своим собственным отцом. Однако, как предположил египтолог Хельмут Якобсон в книге Die Dogmatische Stellung Des Konigs In Der Theologie Der Alten Ägypter (1939):

«Мифология сына, ставшего собственным отцом, является выражением древнеегипетских взглядов на перерождение и циклическую природу вселенной, объединяющих прошлое, настоящее и будущее в одном существе».

Амон-Мин, как божество плодородия, был связан с изобилием земли и часто изображался с прямым фаллосом, символизирующим плодородие и силу. Как божество, олицетворяющее как силы созидания, так и плодородия, он также олицетворял взаимосвязь космических циклов и природы. Чтобы обеспечить обильные урожаи и продолжение жизни, древние египтяне совершали множество ритуалов и фестивалей, посвященных Амон-Мину. Хотя он был продуктом Нового царства, еще в 3000–2000 годах до нашей эры у Мина были фестивали, посвященные ему, такие как «Выход Мина». Будучи мостом между небом и землей, Амон-Мин занимал жизненно важное место в египетском пантеоне, воплощая фундаментальные принципы созидания, изобилия и возрождения.

 

Владыка Восточной пустыни

Кирпичники, Гробница Рехмира
Кирпичники, Гробница Рехмира. около 1479–1425 гг. до н.э. Период: Новое Королевство. Династия: Династия 18. Царствование: правление Тутмоса III – раннего Аменхотепа II. Wikimedia Commons.

Еще одним важным эпитетом, приписываемым Амону, особенно в период Нового царства, был «Повелитель Восточной пустыни». Этот эпитет подчеркивал связь с определенным географическим регионом. Амон господствовал над различными владениями, и его связь с Восточной пустыней усилила это влияние.

Восточная пустыня, простиравшаяся к востоку от реки Нил, представляла собой обширное и загадочное пространство, характеризующееся засушливыми ландшафтами и минеральными богатствами. Как «Повелитель Восточной пустыни», власть Амона простиралась за пределы его традиционных царств, таких как солнце или творение. Этот титул подчеркивал его контроль над природными ресурсами, в том числе драгоценными минералами и материалами, добытыми в пустыне, что еще больше укрепило его роль благодетеля древнего египетского народа. Кроме того, как защитник Восточной пустыни, он обеспечивал защиту потенциальным путешественникам и торговцам, путешествующим по ее труднопроходимой местности.

Эпитет Амона как «Повелитель Восточной пустыни» подчеркивал взаимосвязь божественного и физического мира, а также демонстрировал его роль кормильца и защитника.

 

Память и почитание Амона

храм Амона-Ра в Карнаке
Луксор (Египет): храм Амона-Ра в Карнаке. Wikimedia Commons.

Топ-10 самых знаковых архитектурных памятников Древнего Египта

Хотя поклонение Амону пришло в упадок из-за иностранных захватчиков и прихода христианства, его присутствие сохраняется благодаря памятникам и именам исторических личностей. Подчеркивая свою преданность богу и укрепляя свою легитимность и авторитет, многие фараоны Древнего Египта связывали свои имена с этим богом. Такая практика, известная как теофорное именование, включала включение элементов имени или титулов Амона в их собственные королевские имена. Среди этих людей были такие люди, как Тутмос I, Аменхотеп III (Амон доволен), Рамсес II (Ра — тот, кто его родил) и Тутанхамон.

Хотя эти люди уже давно скончались, по всему Древнему Египту разбросаны археологические памятники, посвященные поклонению Амону. Некоторые известные места включают: Карнакский и Луксорский храмы в Фивах, Великий храм Мина в Панополисе, Храм в оазисе Сива, Храм Амона-Ра в Гелиополе и Храм в Солебе. Эти храмы не только почитали божество, но также почитали отдельные его аспекты и демонстрировали широту его влияния в Древнем Египте.

Поклонение Амону достигло Нубии, Королевства Куш и греческой колонии Кирены в Ливии. В конце концов, он даже был ассимилирован в греческий пантеон как Аммон (или Зевс-Аммон). Хотя Амон прошел через сложное восхождение и даже столкнулся с уничтожением от рук фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) во время атенистской ереси, его выживание служит свидетельством преданности Древнего Египта своим богам.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий