Хотя это часто упускалось из виду, народная религия Древнего Египта, исповедуемая простыми людьми, имела чрезвычайно важное значение.
С незапамятных времен люди разработали множество верований в своем стремлении общаться с богом. Древние египтяне в этом отношении ничем не отличались, но большая часть того, что известно о египетской религии, касается монументальных элементов, таких как храмы и пирамиды.
В тени этих пирамид и храмов обычные египетские люди исповедовали религию, известную сегодня как «народная религия». Благодаря сочетанию текстовых источников и археологических артефактов современные ученые получили уникальное представление о том, как египтяне исповедовали свои верования.
Основы древнеегипетской религии
Прежде чем изучать, как древние египтяне практиковали повседневную религию, важно понять некоторые основные богословские идеи. Египетская религия была политеистической. У конкретных богов и богинь были свои последователи в определенных местах. Для взаимодействия со своими богами и богинями приверженцы конкретных божеств должны были следовать определенным ритуалам, которые современные египтологи назвали «культовыми».
Термин «культ» также используется для обозначения последователей каждого египетского божества. Хотя у всех основных древнеегипетских божеств были определенные ритуалы, которые должны были выполнять их последователи, египетская религия имела объединяющие концепции, наиболее важной из которых была Маат.
Маат — древнеегипетское слово, обозначающее «порядок», который был жизненно важной частью всех элементов египетского общества. Идея порядка играла настолько важную роль в египетских вероучениях, что ее даже персонифицировали в образе богини, также называемой Маат. Конечно, противоположностью порядка был хаос, который возникал, когда богам не поклонялись с помощью надлежащих ритуалов.
Таким образом, все египтяне, независимо от класса, должны были сыграть свою роль в поддержании мирового порядка. Для египетских королевских особ это означало заказ строительства храмов и пожертвование богато украшенных подношений религиозным культам. Поскольку у обычных египтян не было ресурсов для таких показных проявлений благочестия, они в конечном итоге разработали уникальную форму народной религии.
Понятие популярной или повседневной религии
Народная религия, или повседневная в Египте, относится к религиозным практикам людей, которые проводились за пределами официальных государственных культов и храмов. Хотя народная религия часто ассоциируется с людьми, не принадлежащими к королевской семье, она включает в себя все классы и указывает на то, как люди в частном порядке общались с богами. Методы, с помощью которых это делалось, во многом отражали официальные верования, при этом ритуалы имели приоритет над моралью или идеологией. И главным среди ежедневных ритуалов, которые совершали египтяне, были жертвоприношения по обету.
Вотивные подношения, оставленные в храмах, существовали во многих формах, начиная с раннего династического периода (начало третьего тысячелетия до нашей эры), причем большинство из них было пожертвовано элитой. Существует мало сохранившихся текстовых или археологических свидетельств повседневной религиозной практики простолюдинов до Нового царства (ок. 1550 г. до н.э.). Многие сохранившиеся примеры народной религии этого периода происходят из рабочей деревни в Дейр-эль-Медине.
Работники гробниц пожертвовали там обетные стелы и даже построили алтари богам в своих домах в знак благочестия. По мере развития Нового царства популярная религия среди простолюдинов набирала обороты, пока не стала полностью реализована в Поздний период (664–332 гг. до н.э.), что некоторые египтологи назвали «демократизацией загробной жизни». Начиная с позднего периода и до правления греков и римлян, существует множество первоисточников, документирующих повседневные египетские религиозные практики.
Вотивные подношения
Наиболее распространенными жертвоприношениями были стелы и статуи, которые передавались в дар храму определенного божества. Стелы представляли собой небольшие каменные плиты, на которых обычно была написана стандартная формула, а иногда и краткая биографическая надпись. Поскольку для изготовления стел требовались квалифицированные и грамотные мастера, пожертвование одной из них храму было символом жертвы и благочестия.
Хотя большинство сохранившихся стел, которые сегодня находятся в музеях, были пожертвованы элитой, простые люди также пожертвовали изрядную долю. Кроме того, по мере того, как демократизация египетской религии прогрессировала в Поздний период, все больше женщин участвовали в культовых функциях, жертвуя храмам обетные стелы.
Одну особенно интересную вотивную стелу подарила женщина по имени Исенхебе. Вспоминается, как, несмотря на трудное детство, она осталась верна богам:
«О Царь Богов, повелитель вечности, к которому приходят все люди! Дай мне хлеб, молоко, ладан, воду, исходящие от Твоего жертвенника, я молодая девушка без вины!»
Вотивные стелы были для человека экономичным способом общения с богами, но если у человека было больше ресурсов, то предпочтение отдавалось вотивным статуям. Вотивные статуи представляли собой небольшие статуи — обычно не более фута в высоту — которые изображали владельца/дарителя. Как и в случае с вотивными стелами, статуи имели надписи с похожими религиозными формулами: обозначение божеств, которым была посвящена статуя, и почти всегда краткая биография.
Среди наиболее исторически важных вотивных статуй была статуя, посвященная врачу по имени Уджахорресент. В тексте указано, что статуя была первоначально подарена в шестом веке до нашей эры Уджахором и отправлена в храм богини Нейт в Саисе. Религиозный аспект текста интересен, но биографическая надпись дает увлекательное представление о том, как египтяне реагировали на иностранное правление. В тексте рассказывается, как Уджахорресент служил адмиралом при египетском царе Псамтехе III (правил 526–525 гг. до н. э.), но затем служил помощником персидского царя Камбиза (правил Египтом 525–530 гг. до н. э.).
Народное поклонение быку Апису
Многие из древних египетских богов и богинь изображались в искусстве и текстах либо как гибриды человеческих животных, либо как антропоморфные животные. С самого начала египетской истории культы животных играли решающую роль в религии, хотя со временем они развивались. Жрецы считали священными только определенных животных, тогда как люди считали священными всех животных определенного вида. Это стало более выраженным в Поздний период, особенно во время правления греков и римлян. Дихотомия между официальным и народным покровительством культам животных наиболее ярко была продемонстрирована в районе священного некрополя Саккара.
В регионе Саккара находились памятники Древнего царства, такие как Ступенчатая пирамида Джосера, а также гробницы всех периодов. Но не во всех этих гробницах находились человеческие останки. По всей Саккаре также были захоронены десятки тысяч мумифицированных священных животных, самым важным из которых был бык Апис. Бык Апис был живым священным быком, который, по словам греческого историка пятого века до нашей эры Геродота, имел очень четкие отметины. Геродот описал его как «черного, с белым бриллиантом на лбу, изображением орла на спине, двойными волосами на хвосте и скарабеем под языком». Одновременно существовал только один из этих уникальных быков, и, что удивительно, всегда оставался один живой.
Культ Аписа, вероятно, зародился во времена Первой династии (ок. 3000–2890 гг. до н. э.), но он не стал широко популярным до Восемнадцатой династии (1550–1295 гг. до н. э.). Именно во времена Восемнадцатой династии был впервые построен комплекс гробниц мумифицированных быков Аписа, известный как Серапеум. Быков Аписа мумифицировали так же, как и людей, а затем хоронили в Серапеуме. Частные лица начали жертвовать стелы по обету Серапеуму после его открытия, и к началу XXIV династии культ Аписа стал центром народной религии в Египте. Египтологи обнаружили в Серапеуме более 1000 вотивных стел, подаренных египтянами всех слоев общества.
Другие популярные культы животных в Древнем Египте
Серапеум, возможно, был самым популярным культом животных, но рядом с ним располагались и другие, также популярные и значимые. К северу от Серапеума тысячи мумифицированных соколов, ибисов и бабуинов были пожертвованы в ходе открытых публичных ритуалов. К востоку от Серапеума находился Анубион, некрополь, посвященный богу мумификации с головой шакала Анубису. Здесь были подарены мумифицированные шакалы и собаки, но чем была бы древнеегипетская религия без священных кошек?
Каждый день египтяне могли проявлять свое почтение к Бастет, кошачьей богине дома, мумифицируя и жертвуя своих кошачьих друзей в качестве вотивных подношений Бубастеуму. Археологи обнаружили в Бубастеуме тысячи кошачьих мумий, раскрыв при этом пару интересных фактов. Некоторые из кошачьих мумий на самом деле были подделками, состоящими из частей других животных, а также небиологических остатков. Возможно, самое интересное то, что некоторые из кошачьих мумий, судя по всему, были убиты специально для захоронения, что поднимает вопросы о личном благочестии.
Вся эта религиозная деятельность в Саккаре в конечном итоге превратила ее в древнее место назначения к четвертому веку до нашей эры. Египетские религиозные паломники всех сословий путешествовали с севера, вплоть до Саиса, и из Элефантины на юге, чтобы принести пожертвования по обету в Саккаре. Население некрополя Саккара могло увеличиться в любой момент, особенно во время религиозных праздников, что приводило к созданию религиозной экономики. Когда паломники прибывали в Саккару, их встречали торговцы, продававшие товары, среди которых, несомненно, были мумии животных, готовые к передаче в дар.
Поклонение Имхотепу
Последний аспект повседневной религии, который мы обсудим, касается обожествления человека, которого многие считают первым в мире ученым. Имхотеп был визирем (главным администратором) царя Джосера (правил около 2667–2648 гг. до н.э.). Помимо помощи Джосеру в управлении повседневными делами Египта, он был первосвященником, врачом и архитектором. Имхотепу приписывают создание Ступенчатой пирамиды Джосера, но именно его навыки врача заслужили бессмертный статус. Это совершенно невероятно, потому что в Древнем Египте обычно единственными смертными, которых обожествляли, были только цари и царицы.
Примерно через 100 лет после смерти Имхотепа он стал легендой, и к девятнадцатой династии Нового царства египтяне начали поклоняться ему. Как и другие формы народной религии, поклонение Имхотепу стало популярным среди обычных египтян в Поздний период. Имхотепу поклонялись как сыну бога-создателя Птаха, центры его культа располагались в Саккаре и Филах. Он также был связан с богом мудрости с головой ибиса Тотом. Эта связь побудила его последователей пожертвовать мумифицированных ибисов некрополю Саккара. Больные паломники также спали в общественных частях его храмов, надеясь на исцеление или на хорошие предзнаменования во сне.