Топ-7 интересных фактов в противостоянии Гора и Сета

Гор и Сет Египет

Одна из самых длинных и запутанных мифологических историй древнего Египта повествует о том, как Гор и Сет боролись за право унаследовать трон Осириса после того, как бог мертвых был убит… своим братом Сетом.

 

Гор, Сет и убийство Осириса

Статуэтка Осириса

Большая часть того, что мы называем египетской мифологией, была тщательно реконструирована египтологами, в основном по частичным упоминаниям в литературе, рассказам и надписям на памятниках. Древнеегипетская космогония не описана в мифологических книгах. Вот почему эксперт по египетской литературе Антонио Лоприено называет «Борьбу Гора и Сета » «единственным египетским мифом». Это сложное и последовательное повествование о сверхъестественных существах в главных ролях, и оно пытается объяснить происхождение некоторых вещей из повседневной жизни.

Все противостояние описано на длинном свитке папируса, известном как Папирус I Честера Битти, названном в честь его владельца, ирландского горнодобывающего магната Честера Битти. В нем рассказывается история о том, как после смерти Осириса Эннеада Гелиополя искала нового царя всех богов. Как и во многих других классических эпических повествованиях, он начинается с середины. То есть мы не узнаем из этого папируса обстоятельства кончины Осириса, как это уже произошло. Что мы действительно узнаем, так это то, что главные египетские боги собрались, чтобы найти подходящего преемника, и все указывает на то, что Гор, сын Осириса, является единственным истинным наследником. Есть только одна проблема, он слишком молод, чтобы править. Это заставляет Эннеаду сомневаться, и когда хаотический бог Сет претендует на трон Египта из-за того, что Осирис является его братом, Эннеада понимает, что нет простого способа определить, кто должен быть королем.

Топ-10 самых почитаемых древнеегипетских богов

Топ-10 самых почитаемых богинь Древнего Египта

 

Кто или что такое Эннеада?

Эннеада богов древнего Египта

Любая группа из девяти может быть определена греческим словом «эннеада», но в случае древнего Египта этот термин относится к гелиопольской эннеаде, группе из девяти богов и богинь, которые считались наиболее важными в египетском пантеоне. Гелиополь был городом солнца, и их космогония отражает то, как боги солнца, сначала Гор, а позже Атум-Ра, стали наиболее выдающимися фигурами в пантеоне.

Согласно гелиопольским текстам о сотворении мира, вначале не было ничего за пределами огромного океана, известного как Нун. Внезапно из Нуна возникла земляная насыпь, и там сидел бог-создатель Атум. Атум начинает свое творение с разделения элементов, и так родились Шу (воздух) и Тефнут (влага). Из этой пары была создана вторая пара богов, состоящая из Нут (небесный свод) и Геб (земля). Наконец, Осирис, Нефтида, Исида и Сет завершили Эннеаду. Гелиопольское жречество признавало многих других богов и богинь, но первые девять были наиболее важными и главными героями многих более сложных мифов.

Сет — 7 фактов о египетском боге хаоса

Богиня Исида – 11 увлекательных фактов о Матери всех богов

 

Испытание начинается

Гор и Сет на рельефе с трона Сети I

Сначала Эннеада склонялась к тому, чтобы отдать трон Гору, а Ра хотел принести Сету царскую власть. Они решили призвать другого бога по имени Банебджедет, чтобы урегулировать спор, но, не желая злить, ни Ра, ни Эннеаду, Банебджедет признал себя некомпетентным. Однако он рекомендовал им связаться с древней богиней Нейт. Поскольку она была здесь еще до того, как началась история Египта, она наверняка знала, что делать.

Нейт отправляется письмо, и через несколько недель приходит ее ответ: Хорус должен быть царем. Это привело Ра в ярость, поскольку он начал жаловаться, что Гор еще не может быть царем, потому что он слишком молод и неопытен. Сет также был разгневан, так как он утверждал, что, будучи братом Осириса, он получил корону только по праву. Однако Исида, мать Гора, ругала других богов за нерешительность. Было немыслимо, чтобы Сет, ответственный за смерть Осириса, мог унаследовать его трон. Это, безусловно, был убедительный аргумент, но Ра пока не был готов уступить и жаловался, что мнение Исиды не было беспристрастным, и что, если они хотят иметь справедливый суд, он должен состояться на острове посреди океана. Тем самым присяжные могли принять решение без внешнего давления.

Итак, все боги отправились на остров. То же самое сделала и Исида, поскольку ей удалось подкупить перевозчика, чтобы тот разрешил ей переправиться. Она превратилась в красивую молодую девушку и сразу же влюбила в себя Сета. Она рассказала богу хаоса историю о том, что вышла замуж за богатого человека и родила от него сына, но этот человек умер. Их сын с этого момента стал присматривать за скотом. Через некоторое время на ферму пришел мужчина и поселился там благодаря женской доброте. Воспользовавшись такой добротой, мужчина заявил права собственности на землю и скот. В этот момент истории замаскированная Исида спросила Сета, что он думает по этому поводу. Он возмущается, что никогда нельзя отдавать скот иностранцу, если жив сын покойного владельца.

Топ-10 интересных фактов которых вы не знали об Исиде и Осирисе

Топ-10 самых необычных легенд и мифов Древнего Египта

 

Превращение в бегемотов

Гор пронзает Сета в образе бегемота в сопровождении своей матери Исиды

Ра не хотел награждать Гора троном Осириса, но в сложившихся обстоятельствах у него не было выбора. В крайнем случае, он убеждает Эннеаду, что исход состязания должны решить сами Гор и Сет. Им предстояло состязаться в серии испытаний, победитель которых будет провозглашен царем всех богов Египта. Это понравилось Сету, и, будучи богом, связанным с гиппопотамами и другими водными существами, его первым предложением для испытания было то, что Гор и он сам должны превратиться в гиппопотамов и нырнуть в Нил. Победит тот, кто дольше всех сможет задержать дыхание.

Этот суд, который кажется очень наивным, имел в Египте глубокое мифологическое значение. Потому что, конечно же, у Сета было преимущество перед Гором в форме бегемота. Вот почему Исида принимает меры, чтобы спасти, Гора от Сета, делая гарпун из меди и пронзая Сета копьем, когда он находится под водой, заставляя его вернуться на поверхность. Суд отменяется, и Гор и Сет продолжают участвовать в различных соревнованиях, чтобы узнать, кто заслуживает царствования Осириса. Излишне говорить, что Сет был, не очень доволен тем, как Исида вмешалась в суд, поэтому в порыве гнева он выколол Гору глаза. Исиде удается вылечить его глаза молоком. Такое поведение считалось нечестной игрой со стороны Эннеады и Ра, который, наконец, был готов принять решение, которое принесло бы пользу Гору.

 

Инцидент с салатом

Статуэтка Сета

Печально известная сцена с салатом началась в ночь победы Хоруса. Обрадованные тем, что нашли замену Осирису, боги решили устроить вечеринку, пригласив всех в Египет. Поскольку было приглашено так много богов, некоторым из них пришлось делить палатки, в том числе Гору и Сету. Последний воспользовался этим расположением, тайком пробравшись к кровати Гора, когда все спали, и эякулировал на его тело. Но Гор почувствовал присутствие Сета (и его намерения) и поймал его семя одной рукой, не дав ей коснуться своего тела. Когда он рассказал об этом своей матери, Исида быстро отрезала ему руку и бросила ее в Нил. Тем временем она начала собирать сперму своего сына и пошла спросить садовника богов, какие из овощей, которые он выращивал, были любимыми у Сета. Садовник указал на салат, и именно туда Исида вложила семя Гора.

Позже в тот же день, после вкусной еды из свежего салата, Сет встал посреди комнаты, где все боги собрались на празднование, и заявил, что должен сделать объявление. Затем он сказал всем присутствующим, что он «выполнил мужскую работу» над Гором и что этот факт является достаточным доказательством того, что Сет станет лучшим королем, чем Гор. Но когда он «позвал» свое собственное семя, оно ответило из середины реки, а не из тела Гора, как он ожидал. Вместо этого, когда Исида вмешалась, чтобы вызвать сперму своего сына, она ответила изо лба Сета. Таким образом, всем было очевидно, что Сет проделал над собой «мужскую работу». Стало ясно, что Хорус победил в этом состязании.

 

И победителем становится…

Сокол Гора

На этом споры Гора и Сета не закончились. Испытания продолжались некоторое время, пока, в конце концов, Эннеада не решила спросить самого Осириса. Боги отправили в Подземный мир письмо, на которое Осирис ответил, что именно Гор заслужил свой трон. Так и было сделано. Гор стал царем и единственным Богом, ответственным за восстановление космического порядка в земле Египта, и все возрадовались.

 

Гор восстанавливает порядок

Гор, Осирис и Исида

История, содержащаяся во II папирусе Честера Битти, представляет собой наиболее полную древнеегипетскую мифологическую историю, и эта история неоднократно пересказывалась. Одним из самых известных из них был рассказ Плутарха в его книге «О поклонении Исиде и Осирису», опубликованной в I веке н. э. Работа Плутарха представляет собой гораздо более традиционную сказку, объясняющую не только смерть Осириса, но и основные характеристики богов, и поклонение им.

Например, Плутарх упоминает, что с Сетом ассоциировался не только бегемот, но и осел, черепаха и крокодил. В конце истории Гору удается победить Сета в бою, и Исида приводит его к сыну в кандалах. Но, показывая, насколько он великодушен, Гор приказывает освободить Сета. Это говорит не только о том, что он был справедливым и доброжелательным царем, но и о том, что космический порядок, по мнению египтян, не мог бы выжить, если бы не хаос. Оба принципа были необходимы для продолжения жизни, и порядка не было бы, если бы не постоянная угроза хаоса. Египетская космология была космологией вечного возвращения, поэтому космический баланс порядка и хаоса должен был постоянно находиться в движении. Вот почему устранить принцип хаоса, воплощенный богом Сетом, было бы так же плохо, как позволить хаосу победить порядок.

Поделиться с друзьями