Чжэн Хэ был китайским адмиралом, совершившим семь эпических путешествий между 1405 и 1433 годами. Под его командованием великий флот включал в себя самые большие деревянные корабли всех времен.
За восемьдесят лет до того, как Васко да Гама достиг Индии и положил начало эпохе географических открытий, другой великий мореплаватель, адмирал Чжэн Хэ, командовал большим флотом, чтобы распространить влияние и престиж минского Китая. Под его руководством китайский флот совершил семь экспедиций для установления и содействия мирным дипломатическим и торговым отношениям с зарубежными странами, плавая из Юго-Восточной Азии в Индию и из Персидского залива в Восточную Африку. Так называемый «Флот сокровищ» представлял собой зрелище, насчитывающее более 300 судов.
Помимо гигантских «кораблей с сокровищами» длиной более 120 метров, армада состояла из множества судов снабжения, военных кораблей, водовозов и патрульных катеров, на борту которых находилось более 28 000 человек. Флот Сокровищ выполнил свою миссию, повысив престиж Китая и его императора за границей, но не смог сделать следующий логический шаг. После смерти Чжэн Хэ путешествия резко прекратились. Флот был расформирован, а Китай закрыл свои границы для всего мира, оставив господство в открытом море зарождающимся европейским колониальным державам.
Чжэн Хэ, неожиданный адмирал
Учитывая прошлое Чжэн Хэ, странно, что он стал одним из величайших адмиралов и мореплавателей в истории Китая и мира. Родившийся в 1371 году н.э. в известной мусульманской семье, Чжэн Хэ, первоначально известный как Ма Хэ, провел свое детство в не имеющей выхода к морю провинции Юньнань, контролируемой последними остатками монгольской династии Юань.
Будущий адмирал, вероятно, так и не увидел бы моря, если бы не вмешалась судьба. Когда ему было десять лет, китайские войска вторглись в регион и свергли монголов. Его отец погиб в бою, а Ма Хэ попал в плен. Для некоторых это было катастрофой, для Ма Хэ это была возможность, начало поистине замечательного путешествия, которое уведет его далеко от дома и далеко от Китая, в места, существовавшие только в воображении маленького мальчика.
После ритуальной кастрации (обычной практики в то время) Ма Хэ поступил при дворе династии Мин в качестве евнуха. Здесь он попался на глаза Чжу Ди, одному из сыновей императора, который взял его к себе на службу. В течение следующего десятилетия Ма Хэ отличился и стал одним из самых доверенных советников молодого принца. Когда Чжу Ди восстал против преемника своего покойного отца, Ма Хэ присоединился к делу, возглавив силы принца в битве при Чжэнглунба (недалеко от Пекина).
Искусный в военном искусстве и стратегии, он победил имперские войска и потребовал трон для своего друга. Чжу Ди не забыл об этом, и, став «императором Юнлэ» в 1402 году, Ма Хэ был переименован в Чжэн Хэ в честь этой битвы. Он также стал вторым самым могущественным человеком в Китае, доверенным лицом императора и идеальным выбором для грандиозного плана по возвращению Империи на мировую арену.
Брак, заключенный на небесах
Отец Чжу Ди основал и укрепил династию Мин, сражаясь в жестоких битвах с монголами. Теперь, после того как внешние и внутренние обстоятельства стабилизировались, император Юнлэ мог начать подготовку к своему грандиозному замыслу: продемонстрировать миру силу Мин и возродить золотые эпохи династий Хань и Тан. Вместо применения силы новый император хотел увеличить влияние и престиж Китая с помощью мягкой силы и дипломатии. Этот амбициозный план требовал умного и способного лидера, который мог бы быть заслуживающим доверия послом императора в отдаленных землях. Неудивительно, что выбор был прост — близкий друг и соратник Чжу Ди, Чжэн Хэ.
План предусматривал использование большого флота, который должен был отправиться в дальние страны, чтобы «убедить» иностранных правителей признать Китай своим превосходством, а его императора — владыкой «всего под небом». В обмен на дань Китай будет устанавливать и поддерживать торговые и дипломатические связи. К тому времени Китай уже был морской державой. И династии Сун, и династии Юань имели большие флоты и контролировали Южно-Китайское море. При Хубилай-хане монголы построили устрашающую военно-морскую силу, состоящую из тысяч кораблей, и развернули ее во время неудавшегося вторжения в Японию. Таким образом, Мин унаследовал грозный флот. Но план императора был более амбициозным. Существующие корабли послужат основой для более внушительного и крупного великого флота под командованием Чжэн Хэ.
Самый большой флот, который когда-либо видел мир
Адмирал Чжэн Хэ в окружении «кораблей с сокровищами», Хун Нянь Чжан, конец двадцатого века, через журнал National Geographic.
Чтобы реализовать свой грандиозный план, император предоставил в распоряжение Чжэн Хэ все ресурсы своей огромной империи. У всех верфей вдоль побережья Китая была одна задача — построить большой флот. Под надзором Чжэна рабочие рубили деревья, обрабатывали пиломатериалы и создавали новые верфи для выполнения этой гигантской задачи.
Были построены десятки новых кораблей, но изюминкой флота, несомненно, были знаменитые «корабли сокровищ» или баочуань. Эти корабли были гигантами во всех смыслах этого слова, 122 метра в длину (более чем в пять раз больше каравелл Колумба), на них размещались девять огромных мачт, экипаж до 300 матросов, 60 кают и четыре палубы, заполненные солдатами. , купцы, дипломаты, врачи, картографы и другие чиновники. Историки до сих пор спорят об их точном размере, но недавнее обнаружение 11-метрового руля позволяет предположить, что корабли могли быть такими большими, как утверждалось.
Помимо ошеломляющих размеров, корабли также использовали инновационный дизайн. «Корабли-сокровища» и вспомогательные суда — пятимачтовые боевые корабли, шестимачтовые десантные транспорты и шести-семимачтовые транспорты для перевозки зерна, лошадей и воды — имели разделенный корпус с несколькими водонепроницаемыми отсеками. Передовая инженерия позволила Чжэн Хэ брать с собой беспрецедентное количество питьевой воды в дальних плаваниях, а также добавить столь необходимый балласт, баланс и устойчивость, необходимые для плавного плавания в открытом море.
Флот Сокровищ был разработан, чтобы «показать флаг», произвести впечатление и запугать региональных правителей. По этой причине суда были искусно украшены, снасти украшены желтыми флагами, паруса выкрашены в красный цвет хной, корпуса разрисованы огромными замысловатыми птицами, а на носу нарисованы большие глаза. Можно только представить, какое впечатление оставит армада из 300 судов Чжэн Хэ, прибыв в иностранный порт. Действительно, сам вид величественного флота выполнил свою главную задачу — продемонстрировать славу и могущество минского Китая и его императора.
Это также была дипломатия канонерок во всей красе. Хотя главной целью Флота Сокровищ была дипломатия, огромные корабли Чжэн Хэ были хорошо вооружены, их огромные палубы были полны пушек, одного из величайших китайских изобретений.
Путешествия
Первое из семи путешествий началось в июле 1405 года. Флот Чжэн Хэ насчитывал около 255 судов, 62 из которых были огромными «кораблями сокровищ» и перевозили почти 28 000 человек. Их первой остановкой был Вьетнам, недавно завоеванный династии Мин. Отдохнув в Малакке, дождавшись зимнего муссона, чтобы плыть на запад через Индийский океан, флот посетил Цейлон (современная Шри-Ланка) и Каликут на юго-западном побережье Индии.
Малабарское побережье, центр торговли в Индийском океане, также было конечной точкой первых трех экспедиций. Четвертая экспедиция достигла Ормуза в Персидском заливе, а более поздние рейсы продвинулись дальше на запад, войдя в Красное море и попав к побережью Восточной Африки. Ученые до сих пор спорят, обогнул ли «Бег с сокровищами» мыс Доброй Надежды в 1420 году, прежде чем повернуть назад из-за отсутствия ветра.
На каждой остановке Чжэн Хэ устанавливал дипломатические и торговые отношения с местными жителями, посещал королевские дворы и собирал дань, включая специи, ладан, слоновую кость, драгоценные камни и даже экзотических животных. Наиболее известно, что четвертая экспедиция привезла в Китай жирафа, которого современник назвал цилинем — существо, похожее на единорога, голова которого покоилась на длинной шее более пяти метров (очевидно, преувеличение). Четвертый рейс также был самым впечатляющим, в нем участвовало около 300 кораблей.
Кроме различных товаров и животных, флот доставил в Китай многочисленных послов и представителей разных стран для аудиенции у императора. Это также был эффективный способ для Чжу Ди продемонстрировать силу и влияние минского Китая, не тратя огромные суммы денег и рабочей силы на дорогостоящие военные кампании. Однако Чжэн Хэ не уклонялся от насилия, когда считал это необходимым. Он безжалостно подавлял пиратов, которые долгое время терзали воды Китая и Юго-Восточной Азии, и вел мини-войны с местными правителями, не желавшими сотрудничать.
Последнее путешествие
После десятилетий путешествий и торговли стоимость содержания плавучей столицы становилась непомерно высокой даже для амбициозного императора Юнлэ. Жалобы его влиятельных придворных на эти дорогие дальние круизы усугублялись возобновившейся монгольской угрозой на северной границе, что вынудило императора перенести столицу из Пекина. Строительство и снабжение гигантских кораблей стало значительным бременем для имперских финансов. По этой причине шестая экспедиция Чжэн Хэ в основном была сосредоточена на возвращении иностранных посланников на родину.
Затем, в 1424 году, Чжу Ди умер, и у нового императора, сменившего его, были другие приоритеты. Чжэн Хэ потерял свою позицию. Его главными противниками были более консервативные конфуцианские придворные, и теперь к ним прислушивался император. Китай постепенно переключал свое внимание на монголов, строительство и расширение Великой стены.
Новые военные расходы напрямую конкурировали со средствами, необходимыми для продолжения военно-морских экспедиций. Чжэн Хэ, однако, продолжал сотрудничать с новым императором, сыграв роль в завершении величественной пагоды и окружающего храма, разрушенных столетия спустя во время восстания тайпинов. Он выполнил свою задачу превосходно, так как в 1431 году император одобрил седьмое плавание.
Кто построил Великую Китайскую стену и зачем
Топ-8 интересных и увлекательных фактов о императорах Древнего Китая
Наследие Чжэн Хэ
Седьмое путешествие Чжэн Хэ должно было стать последним. 62-летний адмирал умер на обратном пути в 1433 году. Его похоронили в море, а флот повернул обратно в Китай. Вскоре после этого император при поддержке конфуцианских чиновников приказал сжечь корабли и запретил большую часть морской торговли. Что было чисто политическим шагом, все официальные записи о путешествиях систематически уничтожались. В последующие десятилетия любые предложения вернуться в открытое море решительно отвергались, а Китай закрыл свои двери для мира.
Несмотря на попытки его противников стереть Чжэн Хэ и Флот Сокровищ из истории, его наследие осталось. Например, Малакка на Малайском полуострове, игравшая важную роль в снабжении великого флота, стала крупным портом и центром торговой сети, протянувшейся через Юго-Восточную Азию до Китая.
Кроме того, путешествия Чжэн Хэ оказали неизгладимое влияние на Азию, создав маршруты миграции и культурный обмен, которые изменили Китай и регион. После того, как Империя отказалась практически от всей морской торговли, прибрежные общины взяли верх, и многие жители обратились к контрабанде и пиратству. Кроме того, многие моряки Чжэн Хэ так и не вернулись в Китай, строя свои дома и склады в портах Сингапура, Индонезии, Малайзии, Таиланда и Вьетнама. Китайские общины остались в этих регионах до наших дней.
Чжэн Хэ и его семь экспедиций поставили Китай на грань превращения в главную державу в открытом море. Затем, по жестокой иронии судьбы, адмирал умер, и императоры династии Мин изменили свою политику за несколько десятилетий до того, как исследователи Европы отправились в свои собственные путешествия, вступив на старый континент в эпоху исследований и колониализма. Когда Китай, наконец, вышел из своей долгой изоляции, он столкнулся с совершенно другим миром, где правитель «всего под небом» был ниже, а в открытом море правили иностранные флоты.