Китайская династия Тан: космополитический золотой век

династия тан Китай

Династия Тан в Китайской империи была более космополитичной, чем когда-либо до или после, впечатляющий подвиг для императорской династии, существовавшей более тысячи лет назад.

Прославленная как «золотой век» Китая, династия Тан олицетворяла ее экономическую, социальную и политическую стабильность, процветающую художественную и литературную культуру и усиливающееся взаимодействие с внешним миром. В первой половине Танского периода триумфальные военные завоевания империи расширили границы империи до предела.

К моменту правления Тан многие города Китая были космополитическими мегаполисами, а в столице, Чанъане, проживало более миллиона жителей, в том числе эмигранты из Центральной Азии и других стран. Столица династии Тан стала самым большим и разнообразным городом средневекового мира. И влияние империи распространилось по всей Азии, способствуя коммерческому, кулинарному, художественному, религиозному и интеллектуальному обмену по всему региону. Но к концу периода династии Тан стабильность и единство, характерные для седьмого и начала восьмого веков, почти ухудшились. Тем не менее, этот период вызывает восхищение как время невероятного культурного богатства и разнообразия — и не без оснований.

 

Многонациональное начало династии Тан

Портрет императора Гаозу династии Тан

По общему мнению, династии Тан с самого начала было суждено стать периодом космополитизма. Основатель династии Ли Юань (впоследствии император Гаозу) происходил из многоэтнического происхождения. Первый император Тан был частью северной аристократической семьи, вероятно, Хэбэй по происхождению, которая вступила в брак с аристократией племени Сяньбэй.

Гаозу заложил основу для широкого признания множества этнических групп, которые процветали в обществе раннего и среднего Тан. Этническая и/или расовая идентичность, по-видимому, не ограничивала степень, в которой человек мог достичь больших высот власти и статуса при правлении Тан. Множество неханьских китайских элит действовало на самых высоких уровнях во всех областях администрации Тан, включая военную, торговую и управленческую.

Мы не должны, конечно, понимать это в том смысле, что танское общество было какой-то всеприемлющей, держащей за руку утопией, в которой подданные империи не «видели» иностранцев как иностранцев. Отнюдь не. Как указал историк Марк Абрамсон, танханьские элиты очень хорошо осознавали этнические различия, открыто отличая себя от этнических Иных и называя разные народы «не такими, как мы».

Тем не менее, хотя китайцы хань считали этническое, географическое и классовое происхождение очень важным, это убеждение не заставляло их отвергать иностранное влияние или не доверять ему. Наоборот; на всех уровнях танского общества было с готовностью принято неханьских и некитайских людей. Иностранцев и других этнических групп на самом деле приветствовали с энтузиазмом из-за предполагаемых талантов и навыков, которые, как считалось, они привнесли в империю.

Танские элиты часто ссылались на обогащающее влияние этого культурного импорта, проводя различия между иностранцами в отношении их различных желаемых талантов, таких как навыки ведения войны, технологии, животноводство и более развлекательные занятия, такие как музыка, танцы, мода и ремесла.

Тан не просто терпели этническое разнообразие, они считали его необходимым для создания сильной империи. Именно такое отношение к этническим и культурным различиям лежало в основе успеха династии Тан.

Топ-5 деятелей сформировавших Китай во времена династии Мин

Топ-10 величайших императоров Древнего Китая

 

Города династии Тан

Картина павильона Лоян

В свете этого признания культурного разнообразия династия Тан увидела приток тысяч иностранцев, которые поселились в китайских торговых центрах, таких как Кантон и Чанъань. Экспатрианты хлынули со всей Азии и из-за ее пределов, с большим количеством людей из Персии, Аравии, Индии, Кореи, Юго-Восточной и Центральной Азии. Китайские города стали шумными эпицентрами коммерции и торговли, изобилующими иностранными жителями и изобилием культурных богатств, которые они принесли с собой.

Южные портовые города, такие как Кантон и Фучжоу, наполнялись иностранцами по мере расширения торговли в Юго-Восточной Азии и вдоль побережья Китая. Перепись, проведенная в 742 г. н.э., показала, что доля иностранцев в зарегистрированном населении резко увеличилась с почти четверти в начале седьмого века до почти половины к середине седьмого века, при этом только в Кантоне проживает около 200 000 иностранцев.

С притоком иностранцев и, как следствие, культурным разнообразием, появилась мода на все экзотические вещи, которые пропитали все слои китайского общества. Китайцы развили склонность к иностранной моде, еде и музыке среди многих других вещей, кульминацией которых стала гламурная космополитическая идентичность, олицетворяющая династию Тан.

 

Влияние экзотики на моду династии Тан

Статуэтка с изображением лошади и всадницы

Турецкий и иранский стили, казалось, оказали особенно большое влияние на моду династии Тан. Это стало все более очевидным в седьмом и восьмом веках, когда танские модники переняли различные формы ближневосточных головных уборов. В начале седьмого века знатные дамы Тан носили мили (комбинация шляпы и вуали, закрывавшая лицо и большую часть тела для обеспечения анонимности во время путешествий).

В середине седьмого века мили вышли из моды и были заменены другим ближневосточным головным убором; своего рода «шапка-занавес» с вуалью, спускавшейся на плечи и открывавшей лицо. К восьмому веку турецкие шапки стали обязательными, и женщины династии Тан разъезжали по своим городам в своих новых стильных головных уборах или (что шокирует) вообще без головных уборов.

В середине династии Тан наблюдался всплеск космополитической моды, такой как обтягивающие лифы с плиссированными юбками, которые предпочитали иранские женщины, и столь же экзотические стили прически и макияжа, такие как «уйгурский шиньон», который носили придворные дамы.

Топ-20 лучших открытий и изобретений Древнего Китая

Топ-10 интересных и увлекательных мифов Древнего Китая

 

Еда

Статуэтка, изображающая верблюда с дионисийскими изображениями на седельных сумках

Династия Тан также видела такой же энтузиазм китайцев в отношении иностранных продуктов. Приток восхитительных новых продуктов, импортируемых со всех концов суши и моря, обеспечил растущую популярность космополитической кухни. Новые экзотические ингредиенты нашли свое применение в китайской кухне.

Китайцы приобрели специи с Индийского субконтинента, такие как кардамон. Были введены новые фрукты; манго из Юго-Восточной Азии, корень женьшеня из Кореи, финики, инжир и золотые персики из Самарканда. Благодаря влиянию импорта из Центральной Азии и Ближнего Востока экзотическое мясо, такое как верблюжье, также было в меню Тан.

В Танском Китае также был огромный спрос на другой новый импорт: сахар. Индийские посланники при дворе императора Харшавардхана (который правил северной Индией с 606 по 647 г. н.э.) любезно привели двух производителей сахара, чтобы научить китайцев выращивать сахарный тростник. Новый основной продукт сладкого привел к росту спроса на различные виды иностранных тортов и, в частности, на сладкую выпечку с западно-азиатским влиянием, часто жареную и посыпанную семенами кунжута.

 

Музыка и танцы

Надгробная фигурка танцующей девушки

Танские китайцы также оказались космополитами в своей страсти к музыке и танцам других стран. При дворе Тан было в общей сложности девять музыкальных ансамблей, исполнявших все виды музыки со всей Азии.

Было импортировано несколько иностранных музыкальных инструментов, в том числе ударные инструменты, такие как колокольчики и тарелки из Индии. Между тем гобои, миниатюрные барабаны и флейты были завезены из Кучи (город-оазис в Средней Азии). Инструменты из Персии, такие как пипа (подобный лютне инструмент, около трех футов длиной с четырьмя струнами), были подарены посланникам из Японии, посетившим Китай в конце седьмого — начале восьмого веков.

Танцы иностранных культур также стали очень модными в Танском Китае. Это заметно, например, в скульптуре периода Тан из коллекции Кембриджского университета, изображающей танцующую даму с чувственно покачивающимися бедрами и волнообразными движениями рук, что кажется родственным ближневосточному раку (от которого произошел современный танец живота).

Музыканты и танцоры из регионов к западу от Китая, похоже, были очень популярны в период Тан. Особым спросом пользовались «западные девушки-вертушки»; в восьмом веке император Сюаньцзун получил в дар этих танцоров с запада через Шелковый путь. Говорили, что император был очарован молодыми женщинами, одетыми в алые туники и красные кожаные сапоги, и их танцами, когда они «прыгали и кружились на шарах, катившихся по танцполу… их ноги никогда не касались земли».

Кто построил Великую Китайскую стену и зачем

Семь путешествий Чжэн Хэ

 

Иностранная религия в Китае династии Тан

Будда, вероятно, Амитабха

Иностранные религии, такие как несторианское христианство, иудаизм, ислам и зороастризм, исповедовались среди тысяч иностранных жителей Танского Китая. Хотя, как подчеркивает историк Патрисия Эбрей, эти религиозные практики не так хорошо интегрировались в жизнь китайцев, как музыка, еда и мода иностранных культур, присутствие этих иностранных религий следует рассматривать как свидетельство удивительно терпимого и космополитический подход правления династии Тан.

Религиозное разнообразие китайских городов, таких как Кантон и Чанъань, не имело аналогов в других городах мира в средневековый период. Например, стела, воздвигнутая в Чанъане в 781 г., служит вещественным свидетельством присутствия иностранной религии в танском Китае. На стеле записаны (на китайском и сирийском языках) факты о несторианской церкви в Китае; будучи завезенной в Китай в 631 году во время правления Тайцзуна иранцем по имени Олопан (или Алопен), несторианская церковь получила императорское разрешение на проповедь и возведение церквей в конце седьмого века.

Однако — несколько странно — к буддизму ранней династии Тан, в отличие от династий, предшествовавших Тан, относились с некоторым терпимым недоверием, нехарактерным для космополитической позиции периода высокой династии Тан. Первый танский император в начале своего правления уменьшил зависимость престола от буддизма как объединяющей силы в Китае. Он назначил Фу И (даосского священника, известного своей яростной критикой буддизма) своим главным астрологом и продемонстрировал свое предпочтение даосизму и конфуцианству в указе, объявив их «ключевыми столпами государства».

Точно так же император Тайцзун (правивший с 626 по 649 год н.э.) демонстрировал довольно враждебное отношение к буддизму. В 637 году он издал указ, в котором критиковал видное положение, которое буддизм занял в Китае, и постановил, что даосское духовенство будет иметь приоритет над буддийскими монахами и монахинями.

Хотя Тайцзун, казалось, по-прежнему критически относился к буддизму, в 649 году (год его смерти) он дал аудиенцию известному буддийскому паломнику Сюаньцзану — возможно, у императора поздно проявился интерес к буддизму, или, возможно, он был очарован путешествиями Сюаньцзан. за границей. В любом случае следует признать, что терпимость к буддизму была непростой. С точки зрения религиозной интеграции и легкого принятия Тан были не такими космополитами по сравнению с их стремлением принять еду, моду и музыку других культур.

 

Этническая напряженность в династии Тан?

Портрет императора Тайцзуна династии Тан

Несмотря на исключительную терпимость и космополитизм династии Тан, как и в любой период человеческой истории, всегда должны быть некоторые досадные исключения.

Сомнительно, чтобы между ханьскими и неханьскими членами танского общества не было напряженности, особенно в периоды конфликтов — например, в начале восьмого века, когда восточные тюрки господствовали в степном регионе от Маньчжурии до Ферганы, создавая огромная угроза империи Тан. И, конечно же, произошли заметные изменения в отношении и политике после восстания Ань Лушань, которое ознаменовало вторую половину династии Тан и ее окончательный упадок.

Несмотря на подобную напряженность, в период раннего и среднего Тан существовал явный энтузиазм по отношению к иностранным культурам. Император Тайцзун, например, был известен своей любовью к турецкой культуре. Император предпочитал говорить на турецком языке, носил одежду турецкого хана и даже жил в шатре в турецком стиле, который он воздвиг на территории дворца. Подобный энтузиазм по поводу турецкой культуры разделял поэт Бай Джуйи (или Бо Джуйи), который, как говорят, развлекал гостей в небесно-голубых турецких палатках.

Конечно, в ранний и средний период Тан существовало популярное увлечение иностранными культурами с точки зрения еды, моды и даже языка. Поэтому, хотя следует признать, что межкультурная напряженность, безусловно, существовала, историки, возможно, переоценили влияние этой напряженности, которая, по-видимому, имела ограниченное влияние на широко распространенное космополитическое отношение, по крайней мере, в то время, когда империя находилась на пике своего развития. его могущества в начале-середине династии Тан.

 

Династия Тан: выводы

династия тан, выводы

Это нельзя отрицать; Династия Тан была удивительно космополитической эпохой. Внедрение различных народов и их культур через Шелковый путь и торговые пути за границу было горячо воспринято и интегрировано в кухню, моду, развлечения и саму структуру танского общества династии.

Хотя неизбежно случались периоды беспокойства, а некоторые аспекты иностранной культуры — в первую очередь религия — не так легко интегрировались в китайское общество, замечательное принятие и терпимость, с которыми относились к иностранцам и иностранным обычаям в раннем и среднем танском обществе не что иное, как выдающийся для такой ранней эпохи.

Тан олицетворял собой период непредубежденности и либерального отношения, уникального для своего времени, и династия по-прежнему считается золотым веком космополитизма в Китае.

Поделиться с друзьями