Наши цивилизации были построены на тяжелом труде наших предков, а наследие, которым мы дорожим, является результатом многих лет обучения и знаний. Состоялись бесчисленные битвы и многочисленные экспедиции, чтобы исследовать планету и создать лучший мир для будущих поколений.
История не воздает должного усилиям наших предшественников, и без их вклада мы не были бы там, где находимся сегодня. Наши знания и понимание основаны на фундаменте, который они построили, наш вклад — это просто обновления и инновации. Список этих исторических пионеров слишком длинный, чтобы его описать, но один человек, оставивший наследие не только своей нации, но и всем нам, — это Конфуций, или «великий китайский мудрец».
Конфуций родился 28 сентября 551 г. до н.э. в районе Лу (современный Цюйфу) во времена династии Чжоу. Он родился в семье среднего класса, но после смерти его отца, когда Конфуцию было всего три года, семья оказалась в нищете. Он женился возрасте 19 лет на девушке Цигуань и имел сына и двух дочерей, одна из которых умерла в очень раннем возрасте.
Конфуций работал в поле и бухгалтером, но позже стал учителем, обучая небольшую группу преданных последователей морали и этике. Вскоре его учение начало обращать на себя все больше внимание, и он стал губернатором города. Это положило начало пути, который привел к его репутации великого философа и мыслителя.
Своим учением Конфуций коснулся жизни людей не только в Китае, но также в Японии, Вьетнаме и Корее, которые также имеют глубокую связь с его учением. Его высказывания и философия известны под общим названием конфуцианство и составляют основу всемирно известного сборника «Аналекты Конфуция».
Конфуций сыграл ключевую роль в истории благодаря своим впечатляющим философским учениям. Хотя трудно отдать должное всем его вкладам, вот список из 10 основных идей Конфуция, чтобы дать вам представление о его влиянии на общества по всему миру:
1. Отец конфуцианства
Конфуцианство — это философия или образ жизни, названный в честь своего отца-основателя Конфуция. Конфуцианство, также известное как руизм, можно рассматривать как религию, традицию, учение или идеологию. Сначала он возник как вдохновение из буддизма, а затем развился как индивидуальная философия, оказавшая влияние на жизнь многих людей. Конфуцианство включает в себя множество философий, которые не только учат нас вести нравственную жизнь, но и эффективно управлять справедливым правительством.
Во многих смыслах конфуцианство несет в себе суть веры в божественное присутствие, поскольку многие из его учений говорят о том, что человек должен идти законным путем на небеса. Он прокладывает путь где-то между человечностью и религией.
Его учение повлияло на население многих стран Восточной Азии, таких как Китай, Вьетнам, Корея и Япония, и до сих пор пользуется большим уважением. Образовательные учреждения в Корее считают его не только влиятельной личностью, но и уважаемым и образованным учителем, поэтому даты его рождения и смерти по-прежнему отмечаются дважды в год на церемонии, называемой Сокчон Тэдже.
2. Нарушение культурных границ
Учение Конфуция произвело нечто вроде культурной революции в мире, и многие культуры приняли его философию. Его простой, но добродетельный образ жизни очаровал миллионы людей и познакомил их с новым образом мышления. Его идеи гуманизма затронули жизнь многих людей и сломали культурные границы.
Топ-12 важнейших открытий и изобретений Архимеда
Топ-12 главных открытий и вкладов Гиппократа в развитие медицины
3. Неоконфуцианство
Неоконфуцианство — это обновленная версия конфуцианства. Оно стремилось внести рациональные изменения в конфуцианство, такие как удаление суеверий, которые возникли из мистических теорий буддизма и даосизма. Неоконфуцианство продвигало разумный и рациональный подход к вещам, которые нравились его последователям. Оно началось во времена династии Тан, но полностью превратилось в более новую версию во времена династий Сун и Мин.
Возрождение конфуцианства в Китае возглавил великий философ Чжу Си. Чжу Си написал несколько книг и эссе, чтобы дать ясное и логичное представление о неоконфуцианстве. Его философия и мысли были похожи на многих предыдущих великих философов по всему миру, испытавших влияние конфуцианства. Книги, которые он написал, на протяжении многих лет влияли на Китай и более 10 десятилетий включались в китайские государственные экзамены. Четыре книги или Шишу, написанные Чжу Си и перечисленные ниже, исследовали систему верований Китая глазами конфуцианства:
Великое обучение — изучение китайской философии, правительства и политических исследований.
Доктрина среднего — обучение правильному пути достижения золотой конфуцианской добродетели.
Аналекты — сборник бесед Конфуция с учениками. Он состоит из множества цитат Конфуция.
Мэн-цзы — собрание работ конфуцианского философа Мэн-цзы, демонстрирующих его конфуцианский образ мышления.
4. Пять классических произведений
Пять классических произведений были текстами из учебной программы династии Западная Хань, спонсируемой государством, и были написаны в период Воюющих царств.
Классика поэзии — книга «Классика поэзии» состоит из гимнов, которые поются в честь жертв, принесенных монархией и их предками. Он включает 105 праздничных песен, исполняемых на придворных церемониях, 160 народных песен и 40 гимнов и панегириков.
Книга документов — это сборник китайской повествовательной истории, вероятно, первый в своем роде. Рассказы об истории Китая и его царях, таких как периоды Чжоу, Шан и Ся.
Книга обрядов. Книга обрядов, как следует из названия, дает описание древних таинств, правил суда и органов управления. Она была написана в третьем веке до нашей эры, и ее исправленная версия все еще доступна.
Книга Перемен. Книга Перемен, также известная как И Цзин, содержит систему предсказаний, которая включает в себя понимание ситуации с помощью сверхъестественных или оккультных ритуалов.
Летопись весны и осени — самая длинная из всех классических произведений, Анналы Люй Бувэя весны и осени или Чунь-Цю — государственная классическая или официальная хроника государства Лу. Она включает в себя краткое описание каждого значительного события, происходящего в штате каждый год.
Считается, что все пять этих классических произведений были составлены или отредактированы Конфуцием.
5. Конфуций и политика
Конфуций считал, что лучший способ сделать правительство успешным для правителя — это быть добродетельным и подавать пример. Если правитель добродетелен, люди автоматически последуют его примеру. Если царь компетентен и действует этично, и никого не заставляют делать что-то против его воли, тогда люди в конечном итоге будут уважать своего правителя. Конфуций имел очень твердые взгляды на практику взяточничества. Он считал, что внутреннее чувство стыда должно останавливать людей от плохих поступков и вести их по пути добродетели.
6. Влияние на образование
Конфуций был учеником и наставником. Он внес свой вклад в систему образования Китая не только своими учениями и этикой, но и продвигая образование для бедных и обездоленных.
Династия Чжоу предлагала образование правительственным чиновникам и государственным администраторам, но это было доступно только для аристократов, а широкая публика вообще не имела доступа к образованию. Только представители элитного класса имели возможность получить традиционное образование, основанное на шести искусствах: вождение колесницы, математика, музыка, стрельба из лука, каллиграфия и ритуалы.
Чтобы разрушить этот феодализм и аристократическую монополию, Конфуций основал частные учреждения для обучения студентов всех социальных слоев. «Мое обучение открыто для всех без исключения», — сказал он. Он принял много учеников и обучил их овладению шестью искусствами. Сам Конфуций никогда не переставал учиться и продолжал оттачивать свои навыки, чтобы лучше учить других.
7. Создал концепцию Меритократии
Одной из самых эффективных реформ, введенных Конфуцием, была реформа меритократии. Меритократия — это власть человека по его способностям, а не по знатному происхождению.
Как можно было видеть почти в каждой крупной правительственной организации, в древние времена правительственные посты занимали наследники прежних постов, и им доверяли эту власть только на основании статуса их семьи.
Конфуций боролся против этой феодальной системы, внедряя идею имперской экзаменационной структуры в Китае. Такая структура позволяла любому, кто сдал экзамен, занимать должность государственного служащего. Он верил в «благородство добродетели, а не в благородство крови».
Эта политика была введена во времена династии Суй, которая дала возможность людям из неблагополучных семей показать свой талант и принести честь и богатство своим семьям.
8. Создание великих аналектов
Аналекты Конфуция — это книга, основанная на учении Конфуция при его жизни и написанная его последователями после его смерти. Поскольку название книги буквально означает «избранные речи», Аналекты — это сборник известных и влиятельных высказываний Конфуция. Считается, что книга документирует некоторые из речей, которые на самом деле имели место между Конфуцием и его учениками.
Книга была издана во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) и имела две версии: версию Ци, в которой было 22 главы, и версию Ли, которая состояла из 20 глав. Они известны как Пхеньян Аналитики и Динчжоу Аналитики.
Аналекты оказали влияние на очень многих людей в Китае, и многие из них до сих пор интересуются ими. Философия Конфуция не ограничивалась одним предметом. От вопросов общества до его мыслей о том, как образование может принести пользу человечеству, Аналекты охватили широкий круг тем, включая мораль и достоинство. В нем говорится о том, чтобы вести праведную жизнь, которая в конечном итоге научит ваших последователей и будущие поколения тому же пути.
9. Религиозный и светский деятель
Философия Конфуция считается религиозной, но в некотором смысле он также поддерживал секуляризм. Характер его учения показывает, что он верил в превосходство природы над религией. Он обсуждает учения, которые можно найти в различных других религиях, но больше всего в своих учениях он отстаивал гуманизм и этику.
10. Этика
«Чего ты себе не желаешь, не делай другим».
Эти известные цитаты Конфуция многое говорят о его взглядах на мораль, а конфуцианство снова и снова возвращается к вопросам ценностей и добродетелей.
Конфуцианские практики включают следующие этические концепции:
Рен, Жэнь – доброжелательность, гуманность, милосердие, любовь к людям.
Йи, И – праведность, справедливость.
Ли – приличия, обряд, ритуал.
Чжи – мудрость, здравый смысл.
Синь – искренность, доброе намерение, добросовестность.
Заключение
Исследователь, философский гуру, религиозный наставник и добродетельный человек; редко можно увидеть все эти качества в одном человеке. Конфуций — не только неотъемлемая часть китайской цивилизации, он также сыграл важную роль в истории Азии. Он стал образцом для подражания для многих людей, и именно поэтому конфуцианство все еще практикуется во всем мире.