Афинский ученый Платон (ок. 428–347 гг. до н. э.) выделялся среди древнегреческих философов, и его идеи легли в основу большей части западной идеологии. Он был учеником Сократа и в своей работе продолжил многие его учения. Он основал Академию, которую считали первым университетом в мире, и в ней обучал своего самого выдающегося ученика Аристотеля.
Платона интересовали отношения между искусственными и естественными структурами, а также влияние, которое это оказало на людей и общество. В своей книге «Республика» он исследует значение справедливости и задает вопрос: разве справедливый человек счастливее несправедливого?
Ниже мы перечислили 12 основных работ Платона:
1. Основал Первый университет в Европе
В 399 г. до н.э., после того как Сократа приговорили к смерти, Платон покинул Афины. Считается, что в этот период он много путешествовал и вернулся через 12 лет в 387 г. до н.э. Нет никаких данных о конкретном времени, когда была основана школа Платона, но исследования показывают, что это было примерно в середине 380-х годов до нашей эры.
Школа, или Академия, была основана за пределами городских границ старых Афин и предлагала широкий спектр предметов, преподаваемых экспертами в своей области. Академия считалась главным университетом в Европе и привлекала таких ученых, как Евдокс Книдский и Теэтет, оба математика, и Аристотель, философ.
Платон знал, что такое учреждение будет способствовать социальному прогрессу и постепенно устойчивому правительству, и он руководил Академией до своей смерти в 347 г. до н. э. Академия была разрушена в 86 г. до н.э. после нападения на Афины римского военачальника Суллы. Спустя почти 500 лет после этого, в 410 году нашей эры, восстановленная неоплатоническая академия была построена как центр неоплатонизма до 529 года, когда была закрыта христианским императором Юстинианом I, который считал, что она была основана на агностицизме.
2. Понимание философского учения Сократа
Сократ считается одним из основоположников западной философии. Хотя Сократа в свое время высоко ценили, он не записывал ни одного из своих трудов, а его идеи известны только через сочинения его современников, таких как Антисфен и Аристипп, или его учеников, таких как Ксенофонт и Платон.
«Обмен» или ранние сочинения Платона, по-видимому, были получены непосредственно от Сократа. Учитель Платона Сократ по большей части является центральным персонажем в этих произведениях, темы которых обычно вращаются вокруг диалогов Сократа. Самым известным из диалогов Сократа является «Апология», в которой персонаж Сократа защищает свои идеи от обвинений афинского двора.
Топ-12 главных открытий и вкладов Гиппократа в развитие медицины
3. Теория форм
Идея структуры является ключевой для философии Платона и может быть напрямую связана с учением Сократа. Идея состоит в том, что нефизические формы или идеи являются наиболее точной реальностью, а чудеса физического мира — несовершенным отражением идеальной, совершенной модели, существующей вне реальности.
В своей работе «Республика» Платон демонстрирует эту теорию форм в представлении под названием «Аллегория пещеры».
4. Эпистемология или теория познания
Платон считал, что подлинные знания можно получить из более широкой вселенной. Например, в своем сократовском диалоге «Мено» Платон объясняет, как ребенок может открывать математические теории без предварительного знания мира, делая логические выводы, задавая вопросы и рассматривая альтернативные ответы. Платон утверждал, что это стало возможным благодаря памяти прошлых жизней или обучению путем экзамена, а не восприятию. Он предположил, что знание неотъемлемо присутствует в духе человека и было скрыто их взглядами и опытом реального мира.
5. Разделение труда
Платон признал необходимость того, чтобы люди работали вместе в обществе для взаимной выгоды. Он считал, что у всех разные навыки и атрибуты, и их можно комбинировать для удовлетворения потребностей всего общества.
Он заявил, что людей можно разделить на три основных типа:
Те, кого заставляли производить вещи, такие как фермеры, торговцы и ремесленники. Говорят, что эти люди олицетворяют «голодную» стихию духа.
Те, кто действовали как хранители и заботились о защите и «душевном» элементе духа. Об этих людях говорили, что они храбрые, надежные и смелые, например, военачальники.
Те, кого интересовал «разумный» элемент духа: правители или ученые, которые были умными, проницательными, самоконтролируемыми и стремились к разуму и справедливости. Это считалось самой маленькой из трех групп.
6. Политика
На основе разделения труда и трех основных типов людей в обществе Платон смог создать политическую и экономическую модель, которая работала на благо всех. В этом обществе люди могли бы работать вместе для взаимной выгоды, что, в свою очередь, привело бы к процветающей политической и экономической структуре.
7. Платоническая любовь
В своей работе «Симпозиум» Платон пытается объяснить обожание и превосходство. В этой философской работе семь персонажей обращаются к Эросу, божественной силе привязанности и нужды. Платон исследует различные точки зрения через этих персонажей. Характер Сократа говорит о том, что мужчинам следует начинать с привязанности к конкретному человеку, которая затем приводит к любви и восхищению их физическим и моральным совершенством. Следует также поклоняться человеку за его знания и, наконец, ценить и приветствовать его индивидуальность. Говорят, что в этом первые семена того, что мы называем платонической любовью; своего рода страстное и потустороннее товарищество без сексуального элемента.
8. Мастерство и стихи
Платон говорит, что поэзия вдохновлена мечтами и не проницательна. В «Федре» он благосклонно отзывается об этом и о других ощущениях, таких как опьянение, чувственность и воображение. В «Республике» Платон часто возражает против стихов Гомера, но в его «Ионе» характер Сократа не оставляет следов этой критики. Ион предполагает, что «Илиада» Гомера играла в древнегреческом мире ту же роль, что и сегодняшняя Библия: она была вдохновлена сверхъестественным, но все же выполняла функцию морального дискурса.
9. Целеустремленные анекдоты
Может показаться необычным, что Платон, приверженец Сократа и логический мыслитель, использовал искусство рассказывания историй и мифов для объяснения своих идей. Однако он широко использовал это устройство.
Платон признавал, что фантазия часто зависит от логического мышления и может привести к ясному пониманию предмета. Он считал, что, хотя философский дискурс ограничивался лишь несколькими интеллектуалами, каждый мог понять эти аргументы, если бы они были представлены в виде историй. Платон основывал некоторые из своих фантазий на старых рассказах, некоторые он адаптировал, а некоторые придумал сам.
10. Математика
Хотя Платона в основном считают философом, он также был одним из самых известных ученых Древней Греции. Вдохновленный Пифагором, он основал свою Академию в Афинах в 387 г. до н.э., где сосредоточился на науке как методе исследования реального мира. В частности, его убедили, что геометрия — это способ понять Вселенную. Вывеска над входом в Академию гласила: «Пусть сюда не входит никто, не обращающий внимания на геометрию».
Платон сыграл жизненно важную роль в поощрении греческой интеллигенции рассматривать науку как теорию. Его Академия преподавала арифметику как часть философии, как это делал Пифагор, и первые 10 лет обучения в Академии включали изучение геометрии, астрономии и музыки. Платона называли «создателем математиков», и в его Академии были представлены самые выдающиеся математики древнего мира, такие как Евдокс, Теэтет и Архит.
11. Исследование диалектики Платона
Приверженность Платона логике и рассуждению была глубокой, и он использовал стратегию дискурса для исследования философских идей. Большинство дискурсов Платона принимало форму обмена мнениями между Сократом и другими персонажами. Эти персонажи спорят и не соглашаются между собой, и Платон использовал этот обмен различными точками зрения, чтобы противопоставить идеи и мысли друг другу, позволяя лучшим идеям всплывать на поверхность. Этот метод гарантировал тщательное изучение каждой идеи и до сих пор используется в философском дискурсе.
12. Законы и Тимей
В последней работе Платона «Законы» философ возвращается к теме общества. В отличие от Республики, законы не столько заботились об определении идеального государства, сколько о планировании практической, хотя и несовершенной, системы правления.
Персонажи в «Законах» беспокоятся об экспериментальных тонкостях управления государством, формируя стандарты, соответствующие огромному количеству возможностей, которые могут возникнуть из «нынешней реальности» человеческих проблем. Огромный и сложный труд, насчитывающий около 345 страниц Стефана, «Законы» оставались незавершенными до смерти Платона. Биограф Диоген Лаэртский рассказывает, как она осталась незаконченной и написана на восковых дощечках.
Платоновский «Тимей» известен тем, что документировал создание Вселенной Демиургом. В отличие от средневековых историй творения, демиург Платона не создает вселенную из ничего, а создает ее из существенной материи, подобной вечным формам. Платон берет четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю — и утверждает, что они объединены в то, что он называет «телом вселенной». Из всех работ Платона «Тимей» самым непосредственным образом касается того, что мы считаем важнейшими науками, такими как материаловедение, космическая наука и т. д.