Между своим прошлым и будущим Сократ является краеугольным камнем важной фазы эволюции философии.
Репутация Сократа как первого из трех важнейших философов Древней Греции опережает его, и не без оснований. Несмотря на огромное влияние, его трудно сравнивать с философами, которые учились до него и после него. Но рассмотрение Сократа в сочетании с его историческим контекстом позволяет легче понять значение его вклада в философию.
Жизнь и смерть Сократа
Сократ родился примерно в 469 г. до н.э., когда Афины переживали золотой век. При правлении Перикла процветала демократия, а афинская культура была богата политическим участием и социальным обменом. Его философское путешествие началось после того, как друг сказал ему, что Дельфийский оракул объявил его самым мудрым человеком в Афинах. Чтобы проверить это, он начал обращаться к афинским гражданам и вовлекать их в разговоры о значении определенных ценностей и о том, как они действуют.
Он часто инициировал эти разговоры, занимая позицию беспомощного невежества и сбрасывая свою личину, подвергая сомнению и опровергая услышанные ответы; это известно как сократическая ирония. Форма философии Сократа отличалась от философии досократиков, как, по существу, так и по методу, поскольку они в основном обсуждали природу реальности и не были так доступны для публики.
Почему Дельфийский оракул назвал Сократа мудрейшим человеком?
Жизнь в Афинах
Сократ установил сильное присутствие в Афинах, взаимодействуя таким образом с другими гражданами. Невозможно было отрицать, насколько он уникален, но и не любить его было невозможно. В пьесе Аристофана «Облака» Сократ и его последователи изображены как беспечные и невежественные интеллектуальные мошенники. Он не обиделся на это изображение, и вряд ли Аристофан написал пьесу из ненависти, но она все же имела влияние на общественное мнение по отношению к Сократу во время суда над ним.
После того, как его обвинили в развращении молодежи и отречении от афинских богов, он был приговорен к смертной казни судом присяжных, состоящим из его коллег. Хотя для близких Сократа было очевидно, что он обладал риторическим мастерством, чтобы влиять на общественное мнение и молить о пощаде, вместо этого он доказывал свою невиновность против этих обвинений и не оказал никакого сопротивления собственной казни.
Жизнь после смерти: Сократ, рассказанный Платоном
Большая часть документации Сократа находится в трудах Платона. Платон был его учеником, и, хотя более богатое воспитание позволило ему изучать философию до их встречи, связь с Сократом оказала заметное влияние на его творчество. Платон написал диалоги, в которых Сократ обсуждал философские проблемы с другими и подвергал сомнению их убеждения. Один из таких диалогов, «Апология», представляет собой пересказ суда над Сократом. Сходство с единственным другим рассказом об этом процессе Ксенофонта подтверждает точность этого изображения, но почтение Платона к своему наставнику проявляется почти во всех его диалогах.
Одна из проблем этих диалогов заключается в том, что трудно сказать, какие идеи исходят от учителя, а какие от Платона. Платон частично аргументировал это тем, что репутация Сократа как уверенной в себе и привлекательной фигуры сделала сходство его наставника лучше, чем его собственное, с точки зрения привлекательного изложения философии. Что еще более важно, Платон искренне считал свою философскую работу развитием того, что установил учитель.
Сократ никогда ничего не записывал, делая свою философию неразрывно связанной со своей жизнью; он полагал, что его цель — прожить процветающую жизнь, и что единственный способ добиться этого — это получить знания о том, что действительно хорошо в мире. Он определенно выделялся Платоном как идеальный философ, но Платон делал то, чего не делал его учитель, используя эти идеи для построения философии, которая могла бы стоять отдельно от своего основателя.
Платонизм
Платон встроил этический и эпистемологический императив Сократа в платонизм: систематическую призму понимания, которая отдает приоритет чистым идеям как единственному объекту мысли и, следовательно, единственным реальным вещам. Совокупность отдельных исследований Сократа таких понятий, как красота, справедливость и дружба, позволяет Платону представить себе логическую связь между всеми этими идеями — всем, что реально, — что представляет собой всю вселенную.
Несмотря на потенциал предложить широкое мировоззрение, Платон отдавал приоритет сущности и чистым идеям над частностями и материальным миром. Исследование этих частей опыта не рассматривалось как серьезное исследование, поскольку оно было всего лишь вспомогательным средством к пониманию сферы идей.
Философия Сократа, Эпилог
Помимо упомянутых до сих пор имен — Платона, Ксенофонта и Аристофана — не существует других сохранившихся письменных свидетельств о Сократе от людей, которые лично знали его. Однако Аристотель упоминает его в своих трудах постольку, поскольку философия Сократа имеет отношение к его собственным занятиям. Акцент Сократа на том, как лучше всего прожить жизнь, помогает Аристотелю сформировать свою теорию добродетели, и в отличие от Платона, метод философии Аристотеля повторяет привычку Сократа начинать с частностей и материальных объектов, чтобы двигаться к чистым концепциям.
Термин «сократик» на самом деле не указывает на какие-либо жесткие или выдающиеся темы при описании других философий, но он подходит для описания философий, которые черпают у него вдохновение. Помимо Платона, другие ученики основали свои собственные философские школы, которые мы можем назвать сократовскими; Антисфен и Аристипп развили цинизм и киренасизм соответственно. Эти идеи, а также сочинения Платона и Аристотеля послужили основой, на которой, начиная с третьего века до нашей эры, развивались эллинистические философии стоицизма, эпикурейства и скептицизма.