- Ранняя жизнь Платона
- Обучение в Афинах и основание Академии
- Сократ и Платон
- Работы Платона
- Стиль мысли
- Платонические диалоги
- Датировка платонических диалогов
- Формы
- Формы и общество
- Политические взгляды Платона
- Теория познания
- Бессмертие души
- Проблема зла
- Моральная теория
- Аллегория Пещеры
- Критика Платона
- Итак, кем был Платон?
Знаете ли вы, что Платон, один из самых выдающихся мыслителей в истории, думал, что может, быть идеальный мир, существующий вне наших чувств?
Платон – один из самых известных философов Древней Греции и основатель академической философии. Его влияние на западную культуру огромно, а его сочинения представляют собой источник великой философской мысли. Философия Платона — это система учений, включающая метафизику, этику, политику и многое другое.
Основная идея философии Платона состоит в том, что существует высшая реальность, выходящая за пределы той реальности, которую мы видим своими глазами, состоящая из идеальных форм или идей, которые объективны и вечны. Его теории идей и его диалектика заложили основу философской традиции, известной как платонизм. Давайте рассмотрим наследие Платона подробно!
Ранняя жизнь Платона
Ранняя жизнь Платона, одного из величайших философов в истории, омрачена тайной из-за отсутствия надежных источников. Однако ученые собрали некоторую информацию о его воспитании.
Платон родился около 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье в Афинах, Греция. Его имя при рождении было Аристокл, но позже его назовут Платоном из-за его широкого телосложения и плеч (платис в переводе с древнегреческого означает «широкий»). В его семье была длинная родословная влиятельных политиков и мыслителей, а его мать, Периктиона, была родственницей легендарного законодателя Солона.
С самого раннего возраста Платон проявлял большие интеллектуальные способности и склонность к философии. Согласно древним биографическим источникам, таким как «Жизнеописания и мнения выдающихся философов» Диогена Лаэртского, он получил прекрасное образование в области музыки, поэзии, грамматики, гимнастики и математики.
Философ Кратил Эфесский был учеником Гераклита и учил Платона. Он вдохновил будущего мыслителя на изучение литературы, риторики, этики, а также других предметов. Платон преуспел в учебе в литературе, искусстве и борьбе. Он даже участвовал в ралли Олимпийских и Немейских игр.
Постперикловская эпоха, в течение которой прошли детские и юношеские годы Платона, стала свидетелем подъема лени, трусости, а также жадности. Военные действия между Делосским союзом и Пелопоннесом только усугубили ситуацию.
Отец Платона, политик Аристон, пытался улучшить жизнь сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после школы тоже стал политиком. Но у Платона были другие планы на будущее. Он также пробовал писать, пытаясь создавать стихи и драмы.
В 408 г. до н.э. молодой Платон решил отнести свое изложение написанной им трагедии в ближайший театр. На обратном пути домой он встретил пожилого, но жизнерадостного мужчину, который завязал разговор, который глубоко изменил жизнь молодого человека и положил начало новой истории в его жизни. Этим влиятельным человеком оказался не кто иной, как сам Сократ.
Обучение в Афинах и основание Академии
Обучение Платона в Афинах сыграло важный период в его жизни, когда он еще больше связал и кристаллизовал свои философские идеи. Когда ему было чуть больше двадцати, Платон стал преданным учеником Сократа. Он был загипнотизирован уникальным учением Сократа, которое приняло форму Сократовых диалогов, в которых вопросы использовались для того, чтобы докопаться до более глубоких истин и бросить вызов предвзятым представлениям. Этот преобразующий опыт чрезвычайно повлиял на философское мировоззрение Платона.
Пережив казнь Сократа за то, что он якобы развратил юношей, Платон много времени проводил в уединении. Он покинул Афины и направился в Египет, проехав через Италию и Сицилию, прежде чем снова вернуться. Такие длительные поездки очень повлияли на него, поскольку он познакомился со многими разными культурами и узнал о различных философских традициях, а также углубил свои знания в области математики и астрономии.
В 388 году до нашей эры Платон основал Академию в Афинах. Это был центр интеллектуальных занятий, который вскоре превратился в признанное высшее учебное заведение среди первых учебных заведений западной истории. Академия повлияла на дискуссии и дебаты среди философов, которые использовали ее в качестве основной площадки для сближения взглядов.
Здесь Платон реализовал свою страсть к философии, привлекая студентов к лекциям и дискуссиям. Его учение охватывало различные области, такие как этика, метафизика, эпистемология (теория познания), политическая философия и т. д. Понятие «Формы» или «Идеи» было центральным в его учении.
Работа Платона также включала в себя написание диалогов, в которых Сократ был центральным персонажем, участвовавшим в дебатах с коллегами-философами или обычными гражданами по ряду тем. Диалоги стали не только философскими трактатами, но и литературными произведениями, отражающими как интеллектуальные разногласия, так и этические проблемы.
Время, проведенное Платоном в Афинах, также помогло ему наладить отношения с выдающимися людьми, такими как Аристотель, который впоследствии стал самым выдающимся учеником Платона. Эти отношения наставника и подопечного оставили глубокий след в развитии некоторых философских идей Аристотеля.
Сократ и Платон
Отношения Платона с Сократом фундаментальны и сложны, пронизаны глубоким восхищением, интеллектуальным влиянием и глубоким влиянием, которое последний оказал на философское развитие Платона.
Платон впервые встретил Сократа, когда тот был еще юношей, и сразу же попал под чары его нетрадиционных методов обучения, глубокой мудрости и харизматической ауры. Сократ прославился своей неустанной решимостью искать истину посредством допроса, а также расшатывать общепринятые мнения.
Метод преподавания Сократа оказал большое влияние на Платона. Использование им вопросов для проверки предположений оказало долгосрочное влияние на философский подход Платона. Это можно наблюдать в диалогах самого Платона, где он часто использует подобные методы для интенсивного исследования идей.
Как Сократ сформировал классическую греческую философию?
Почему Дельфийский оракул назвал Сократа мудрейшим человеком?
Более того, как указывалось ранее, казнь Сократа демократическим правительством Афин оставила глубокий след в Платоне. Несправедливый характер этого события заставил его усомниться как в демократии, так и в тех, кто устанавливает ограничения общественного мнения в вопросах, подпадающих под философию и мораль. Этот провал демократии заставил его искать другие формы правления.
Однако здесь стоит упомянуть, что, хотя Сократ оказал глубокое влияние на образ мышления Платона, они были двумя отдельными людьми со своим индивидуальным взглядом на вещи. В то время как «Диалоги Сократа» в основном касались этических и моральных вопросов, Платон также расширил свою философию, включив в нее более широкие метафизические, а также онтологические дискуссии.
Другими словами, можно сказать, что отношения между Сократом и Платоном представляли собой интеллектуальное родство, причем Сократ был сильным мотивирующим фактором в философском развитии Платона. Посредством своих допросов, основанных на диалоге, они сформировали и изменили ландшафт западной философии.
Работы Платона
Работы Платона выдерживали испытание временем на протяжении тысячелетий, потому что они содержали глубокие идеи, великие вневременные темы и интеллектуальную строгость.
«Государство» входит в число самых знаменитых и влиятельных произведений Платона. Написанный в форме диалога, он затрагивает такие темы, как справедливость, политическая философия, образование и метафизика. В «Государстве» Платон излагает свое видение идеального государства, которым управляют цари-философы, наделенные соответствующим видом мудрости.
Другая работа, «Симпозиум», исследует значение любви или эроса через серию речей, произнесенных на общественном собрании. Каждый персонаж дает свою интерпретацию любви, варьирующуюся от физического желания до платонических идеалов. Эта работа тщательно исследует различные аспекты человеческих отношений и закрепляет стремление к красоте и знаниям как элементам, необходимым для любви.
В диалоге «Федр» Платон акцентирует внимание на риторике и говорит о силе речи посредством разговора Сократа и Федра. В нем рассматриваются такие вопросы, как убеждение, поиск истины и коммуникативные навыки. Эта работа дает нам представление о том, как риторика может либо бездумно манипулировать сознанием, либо дать настоящее философское понимание, если ее правильно применять.
Федон исследует отношения человека со смертью и бессмертием. Действие диалога происходит в последний день Сократа перед казнью. Платон просит участников диалога углубиться в разные доводы в пользу бессмертия души. Платон также дает проницательное размышление о существовании знания и о том, что душе нужно знать, когда она умирает.
В «Апологии» Платон резюмирует защиту Сократа на суде и подчеркивает его непоколебимую приверженность поиску истины в философских исследованиях. Текст исследует границы социальных норм и убеждений, одновременно проливая свет на бунтарское отношение Сократа к игнорированию общепринятых представлений.
Стиль мысли
Стиль мышления, развитый Платоном, характеризовался рационализмом, идеализмом и большой ориентацией на поиск истины и знания. Философские идеи Платона часто выходили за рамки традиционно понимаемой реальности и углублялись в абстрактные концепции.
Одним из аспектов стиля мышления Платона является то, что он делал упор на разум и логику. Он считал, что посредством критического мышления и логического анализа можно прийти к объективным истинам о мире. При обосновании своих философских аргументов Платон использовал дедуктивные рассуждения, используя предпосылки для получения обоснованных выводов.
Другая примечательная черта мысли Платона — идеализм. Он предположил, что физический мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств, является лишь ошибочной копией или отражением окончательного царства «Форм» или «Идей», которые представляют совершенные, вечные и неизменные сущности под несовершенными проявлениями, обнаруженными в эмпирическом мире.
Платон продемонстрировал интерес к метафизике: его глубоко интересовали вопросы о существовании, реальности и природе бытия. Его дуалистический взгляд отмечал различие между телом и душой: физическое тело считалось преходящим и смертным, в то время как нематериальная душа представляла нашу истинную сущность.
Что касается эпистемологии (теории познания), Платон верил в своего рода знание, хранящееся в душе. Он утверждал, что обучение на самом деле представляет собой процесс запоминания уже существующих истин, а не приобретения новой информации. Следовательно, истинная мудрость предполагает воссоединение с этим врожденным знанием посредством философских исследований.
Кроме того, политическая философия Платона отражала его образ мышления, поскольку он подчеркивал идеальный город-государство, управляемый царями-философами. В образе того, кого он называл «королем-философом», он на самом деле представлял себе добродетельных правителей, обладающих одновременно интеллектуальной силой и моральной целостностью, что необходимо для мудрого управления.
Наконец, Платон часто использовал диалог как формат представления своих идей. Такой литературный стиль позволял ему исследовать сложные темы, участвуя в беседах между Сократом (а иногда и другими персонажами), которые обсуждали несколько точек зрения. Такой метод давал возможность рассматривать различные точки зрения и решать философские проблемы посредством диалектического рассуждения.
Платонические диалоги
Одной из важнейших частей наследия Платона являются его диалоги. Платонические диалоги — уникальная форма литературы, посредством которой Платон представляет свои философские идеи в диалоговых формах, при этом Сократ является главным героем, ведущим беседы с разными людьми.
В этот сборник вошли более тридцати диалогов, описывающих различные философские темы и приводящих различные аргументы. Некоторые из самых популярных диалогов включают «Республику», «Федра», «Симпозиум», «Федон» и «Менон».
Диалоги драматичны, потому что в них Сократ ведет интеллектуальные дебаты с друзьями, учениками или противниками. Платон использует эти разговоры, чтобы привести к аргументам с разных точек зрения, затрагивающим его философские идеи.
Другой аспект платонических диалогов включает использование эленхуса или метода Сократа. Этот подход предполагает множество вопросов и изучение идей других, чтобы понять противоречия или различия. Посредством этого диалектического процесса Платон стремится побудить читателей к пониманию фундаментальных истин и знаний.
Еще одним важным элементом является то, что Платон часто использовал аллегорию и метафорический язык для иллюстрации более глубоких концепций. Иногда, например, в «Республике», он использовал аллегорию пещеры для объяснения своей теории форм или идей. Метафоры помогают сделать философские идеи доступными, одновременно побуждая читателей интерпретировать более глубокие значения.
Диалоги Платона также являются доказательством его интереса к этике и моральной философии. Он много говорит о вопросах, касающихся справедливости, мудрости, мужества, воздержания (самоконтроля) и того, как они способствуют добродетельной жизни.
Датировка платонических диалогов
Точная датировка Платоновых диалогов стала темой научных предположений и дебатов, поскольку доказательств этому недостаточно. Сам Платон не дает точных дат своих произведений, что еще больше затрудняет установление точной хронологии.
С другой стороны, ученые приблизили даты посредством анализа внутренних свидетельств диалогов и сопоставили их с внешними историческими событиями. Некоторые факторы, которые используются в этом анализе, включают ссылки на современных деятелей, политические ситуации, а также развитие философских идей Платона в различных диалогах.
В свою очередь, согласно приведенным выше соображениям, диалоги Платона делятся на три периода. Диалоги, написанные Платоном в то время, когда он был связан с Сократом вплоть до его смерти в 399 г. до н. э., обычно считаются принадлежащими к раннему периоду. Примеры работ, найденных в этот период, включают «Евтифрон», «Апология» и «Критон».
Средний период считается наиболее продуктивным этапом в творчестве Платона, примерно с 388 по 368 годы до нашей эры. В этот период времени были написаны его самые известные диалоги, такие как «Пир», «Федр», «Менон», «Федон» и «Республика». Эти работы посвящены многочисленным философским темам, сосредоточенным на метафизике, эпистемологии, этике и политике.
Поздний период состоял из таких диалогов, как «Парменид», «Теэтет», «Софист» и «Тимей». Это относится к последним годам жизни Платона — около 367–347 гг. до н.э. И эти работы часто приводят к более сложным рассуждениям о теории форм или идей.
Тем не менее, определение точного хронологического порядка остается совершенно невозможным из-за частичного совпадения тем или идей, встречающихся в разные периоды. Кроме того, среди ученых ведутся споры относительно определенных конкретных дат каждого периода.
Формы
В философии Платона центральную роль играет понятие «Формы» или «Идеи». Формы относятся к независимому царству совершенных, вечных, неизменных идеалов, которые существуют в их собственном мире рядом с нашим, и которые мы видим, как простые физические отражения или несовершенные представления этих высших истин.
Платон считает, что мир физических объектов характеризуется изменением и несовершенством. Оно воспринимается через наши чувства, субъективные интерпретации, а также через индивидуальные точки зрения. Формы, с другой стороны, абсолютны и объективны по своей природе. Они обозначают основные качества и характеристики, которые определяют, чем на самом деле является вещь.
Например, с точки зрения Платона, существует идеальная Форма красоты, которая воплощает в себе все аспекты того, что значит быть красивым. Физические объекты или люди могут обладать разной степенью красоты, но никогда не смогут полностью уловить или воспроизвести эту совершенную Форму красоты.
Платон считал, что люди каким-то образом наделены врожденным знанием или распознаванием этих Форм, поскольку человеческая душа уже имела опыт общения с ними до того, как они вошли в тело. Посредством философского исследования и созерцания можно попытаться вспомнить эти божественные истины.
Платон также считал Формы иерархическими по своей природе. Форма Добра представляла собой высшую истину и высшую реальность на вершине иерархии. Эта Форма просветила все другие Формы и предложила руководящий принцип для понимания морали и этики.
Формы также играли большую роль в политической философии Платона. Он утверждал, что обществом должны управлять короли-философы, получившие знание Форм посредством философского обучения. Эти просвещенные правители будут править мудро и справедливо, основываясь на своем глубоком понимании истинной реальности.
Формы и общество
В философии Платона концепция Форм имеет огромное значение для того, как должно быть структурировано общество. По учению Платона, общество должно быть организовано иерархически, чтобы оно отражало природу самих Форм и точно так же стремилось соответствовать их сущности.
Считается, что в идеальном обществе Платона философы обладают величайшими знаниями и мудростью. Он сказал, что эти короли-философы, прошедшие строгую подготовку по философии, должны править обществом. Их управление будет основано на их глубоком понимании истинной реальности, обеспечении порядка, справедливости и гармонии.
В предложенной им социальной структуре Платона было три класса: правители (цари-философы), стражи (вспомогательные силы или воины) и производители (рабочий класс). Каждому из этих классов присущи определенные роли, связанные с их характером и навыками.
Короли-философы несут ответственность за мудрое управление, поскольку они знают Формы, которые они применяют для создания справедливых законов и политики. Они ведут общество к процветанию, продвигая добродетель, одновременно гарантируя, что люди не преследуют простые материальные желания, а соответствуют высшим идеалам.
Стражи выступают защитниками государства, охраняя его от любой внешней угрозы. Их также обучают военным навыкам и в то же время учат формировать разносторонний характер.
Производители выполняют то, что необходимо для предоставления товаров и услуг внутри общества. Хотя они не обладают таким же философским пониманием, как правители или воины, их труд по-прежнему вносит ценный смысл, поддерживающий функционирование государства.
Политические взгляды Платона
Политические взгляды Платона лучше всего выражены в его знаменитом диалоге «Государство». Он предлагает свое идеальное государство и дает представление о природе справедливости, управления и функции философов в обществе.
В свое время Платон весьма скептически относился к демократии, существовавшей в Афинах. Он считал, что справедливым и хорошо организованным обществом должны руководить короли-философы, имеющие доступ к мудрости, знаниям и глубокому пониманию истины. По мнению Платона, только эти люди могли принимать беспристрастные решения, основанные на рациональности, а не на личных интересах или популистских призывах.
Как уже упоминалось, Платон считал, что общество следует разделить на три класса: правителей или царей-философов наверху, стражей (вспомогательных лиц), которые защищают и поддерживают порядок в обществе посредством военной службы и соблюдения законов, и производителей, которые занимаются в различных ремеслах и обеспечивать нужды всех. Каждый класс определяется присущими ему способностями и талантами.
Во-вторых, Платон настаивал на отмене частной собственности в этом идеальном государстве. Иными словами, короли-философы будут жить совместной жизнью без личного имущества, чтобы предотвратить конфликты, возникающие из-за неравенства в материальном богатстве. Другими словами, это видение стремилось искоренить жадность и создать единство между гражданами.
Платон утверждал, что образование является основным элементом социальной сплоченности и индивидуального развития. Дети в этом идеальном государстве будут проходить интенсивные образовательные программы, созданные философами для развития их интеллектуальных способностей, а также таких добродетелей, как мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Платон также рекомендовал идею специализации в этом обществе, основанной на заслугах. Разные люди обладают разными природными талантами или навыками; следовательно, они должны выполнять разные роли в зависимости от своих способностей, а не от социального статуса или наследственного происхождения.
Теория познания
Теория познания Платона является важным аспектом его философской системы. В его диалогах, особенно в «Теэтете», рассматривается природа исследования и приобретения знаний.
Центральным аспектом этой теории является понятие воспоминания или анамнеза. Платон говорит, что в нашей душе есть врожденное знание, предшествующее нашему существованию здесь и сейчас. Это знание было приобретено, когда душа жила в мире Форм до своего воплощения. Процесс обучения в этой жизни — это что-то вроде акта воспоминания: вы изучаете то, что уже знали, но забыли.
По Платону, истинное знание (эпистема) характеризуется твердостью и уверенностью, которых человек достигает. Истинное знание не возникает из чувственного восприятия в сочетании с мнением. Это продукт рационального понимания и созерцания вечных и неизменных истин, которые можно найти в сфере Форм.
Он утверждал, что, хотя наши чувства могут обмануть нас или предоставить лишь частичную информацию о физических объектах, подлинное знание возникает посредством рассуждения и интеллекта. Это интеллектуальное понимание позволяет нам постичь универсальные концепции или Формы, лежащие в основе отдельных случаев, воспринимаемых органами чувств.
Платон различал два измерения реальности: видимый мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств, и умопостигаемый мир, состоящий из вневременных, совершенных Форм. Хотя физические объекты подвержены изменениям и характеризуются несовершенствами, соответствующие им Формы существуют вечно и воплощают идеальные качества.
Согласно теории познания Платона, истинное понимание требует тщательного интеллектуального исследования, а не полагаться исключительно на чувственную информацию. Итак, философское исследование включает в себя диалектическое рассуждение — обмен мнениями между людьми, ставящими под сомнение предположения, чтобы достичь более высоких уровней понимания.
Бессмертие души
В «Федоне» Платон говорит о бессмертии души. В этой работе Сократ принимает участие в дискуссии со своими друзьями в день своей казни и начинает углубляться в философские аргументы в пользу веры в то, что душа переживает физическое тело и все еще жива после смерти.
По Платону, душа вечна, а это значит, что она не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он утверждает, что все, что подвержено изменению и распаду, непостоянно, тогда как душа, будучи неизменной и бестелесной, остается незатронутой физическими потрясениями.
Среди главных аргументов Платона в пользу бессмертия души — его теория Форм. Он считает, что за любым экземпляром объекта или атрибута, который мы видим в материальном мире (например, красоты или справедливости), за ним должна стоять абсолютная и неизменная Форма или Идея.
Эти Формы на самом деле существуют независимо от своих видимых воплощений и познаются посредством разума, а не чувственного опыта. Поэтому, поскольку наши знания об этих Формах превосходят то, с чем мы сталкиваемся здесь, в нашей земной жизни, Платон утверждает, что наши души должны были ранее соприкасаться с ними, прежде чем они были воплощены.
Еще один важный аспект, обсуждаемый в «Федоне», — это наблюдение Сократа о том, как знание приобретается посредством воспоминания, а не обучения. Он говорит, что способность распознавать математические принципы или универсальные концепции подразумевает уже существующие внутри нас знания — знания, приобретенные нашими душами до того, как они были воплощены. Это врожденное знание указывает на существование за пределами смерти, поскольку оно превосходит преходящие переживания.
Сократ также приводит телеологический аргумент. Он подчеркивает, что у людей есть инстинктивное стремление к мудрости и поиску истины, которое никогда не может быть удовлетворено в рамках нашего физического существования. Поэтому он заключает, что душа бессмертна и поэтому может достичь истинной мудрости и высшей реальности.
Проблема зла
Проблема зла — это богословская и философская дилемма, пытающаяся примирить существование зла и страданий с существованием всемогущего, всезнающего и доброжелательного Бога. Это ставит перед нами задачу: если такой Бог существует, то почему существуют зло и страдания?
В философии Платона он считал, что существует высшая реальность, внешняя по отношению к этому физическому миру, — реальность Форм. По его мнению, физический мир, который мы видим сегодня, в некотором смысле, по существу, несовершенен и постоянно меняется. Формы символизируют вечные истины и идеалы, которые действительно существуют в этой высшей реальности.
С этой точки зрения можно утверждать, что в метафизических рамках Платона есть некоторые возможные идеи о том, как двигаться вперед в решении проблемы зла. По его мнению, зло возникает из-за недостатка или недостатка, а не является самой сущностью. Зло рассматривается как результат несовершенства или отклонения от этих идеальных Форм.
Платон также считал, что человеческие души обладали предварительным знанием или памятью об этих формах до воплощения в тела. Он считал, что люди обладают врожденным стремлением к добру и истине, но могут быть легко развращены или сбиты с толку физическими комплексами или влияниями извне.
Таким образом, в понимании Платона можно интерпретировать, что зло возникает из-за незнания или несоответствия истинной природе, которая представлена Формами. Это предполагает, что люди совершают морально неправильные действия из-за непонимания или отсутствия подлинного знания.
Моральная теория
Моральная теория Платона, представленная в его диалогах и в основном развитая в таких произведениях, как «Государство» и «Федр», основана на концепции души. Для Платона мораль — это не только набор правил или внешний стандарт, но нечто, что лежит глубоко в основе личности человека, его соответствие конечному Благу.
В моральной теории Платона утверждается, что у каждого человека есть вечная душа. Платон считал, что души существуют при рождении и остаются после смерти.
Душа, по Платону, состоит из трех частей: разума (рационального элемента), аппетита (желаний и эмоций) и духа (части, которая ищет почестей). Эти три части имеют уникальные функции, но они должны гармонизироваться, чтобы человек мог достичь морального совершенства.
Платон утверждает, что истинная добродетель заключается в развитии единой души, позволяющей разуму управлять аппетитом и духом. В понимании Платона разум олицетворяет мудрость и знание, направляющие наши действия путем признания того, что действительно хорошо и справедливо. Это позволяет людям понимать абстрактные понятия, такие как справедливость, истина, красота и другие абстрактные понятия, находящиеся за пределами физического мира.
Платон чувствовал, что истинное познание этих высших истин можно получить только посредством философских исследований, размышлений и созерцания. Образование было важно для идей Платона о том, как формировать характер человека, потому что он считал, что людям крайне важно знакомиться с учениями философии, чтобы их души «содействовали добру».
Платон также считал, что гармонизация общества имеет жизненно важное значение для нравственности. Он предложил идеальное общество, управляемое королями-философами, обладающими глубоким пониманием истины и способными править мудро и справедливо. В этом справедливом обществе каждый человек будет выполнять свою роль исключительно на основании присущих ему способностей и таланта.
Моральная теория Платона стала основой будущих этических теорий западной философии. Разум, самоанализ и образование как основные требования для достижения личной и общественной добродетели продолжают вдохновлять дискуссии и сегодня. Его концепции вдохновляют читателей на более глубокое обсуждение этики и стремления к моральному совершенству.
Аллегория Пещеры
Миф о пещере (или «Пещера Платона», «Аллегория пещеры») считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма вообще.
Аллегория заключается в следующем. Не философы подобны узникам пещеры, которые могут смотреть только в одном направлении. Позади них горит огонь, а перед ними выступает стена. Между ними и стеной нет ничего, они видят только свою тень и тень вещей, которые проходят между их спинами и огнем. Они вынуждены поверить в реальность этих теней; более того, они понятия не имеют о том, что является причиной появления теней.
В конце концов одному из заключенных удается сбежать из пещеры. Впервые он может видеть истинные вещи в свете солнца и понимает, что тени его обманули. Если он философ, он должен вернуться в пещеру и освободить всех остальных заключенных, что может оказаться трудной задачей; заключенные могли противостоять своему невежеству.
Так, для Платона пещера — метафора чувственного мира, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они верят, что благодаря чувствам познают истинную реальность. Однако такая жизнь – всего лишь иллюзия. Лишь смутные тени доходят до них из истинного мира идей.
Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться поделиться полученными знаниями с толпой, неспособной оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
Критика Платона
Несмотря на непреходящее влияние, философия Платона на протяжении всей истории подвергалась многочисленной критике.
Во-первых, некоторые критики утверждают, что теория Форм Платона абстрактна и оторвана от реальности. Для Платона существует отдельная сфера совершенных идеалов, которые существуют в отрыве от нашей реальности. Критики в данном случае заявляют, что эта дуалистическая перспектива подрывает как актуальность эмпирических наблюдений, так и сложность мира природы.
Во-вторых, идеальный город-государство Платона, как он описал его в своей книге «Республика», обвиняли в утопичности и непрактичности. Идеи о королях-философах, правящих с абсолютной мудростью, считались нереалистичными и, по-видимому, приравнивались к угнетению.
Кроме того, некоторые критики считают ошибочным представление Платона о познании как воспоминании или запоминании Форм. Они говорят, что его эпистемология слишком много внимания уделяет врожденным идеям, а не процессу обучения через опыт и чувственное восприятие.
Более того, некоторые ученые спорят о том, насколько ясно Платон представляет в своих диалогах точную картину реальных убеждений Сократа. Поскольку все учения Сократа передаются через сочинения Платона, становится трудно определить, где заканчивается Сократ и где начинается Платон как независимый мыслитель.
Эта критика представляет собой важные моменты для критики философской системы Платона, от вопросов абстракции и практичности до вопросов гендерного равенства, эпистемологии, элитарности и т. д. Достаточно интересно, что даже несмотря на эту критику, по поводу идей Платона все еще ведется много серьезных философских дебатов, и они продолжают влиять на современную мысль.
Итак, кем был Платон?
Платон был гораздо больше, чем просто древнегреческим философом; он был глубоким мыслителем, чьи идеи до сих пор обращают внимание на поколения ученых и искателей истины. Его обучение в Афинах было одним из самых преобразующих периодов в его жизни, когда он познакомился с учением Сократа и отправился на поиски философских истин.
Интеллектуальная деятельность Платона не ограничивалась только абстрактной областью, но распространилась и на создание Академии, известного учреждения, которое способствовало интеллектуальному любопытству и философским дискурсам. В своих лекциях, диалогах и сочинениях Платон погружался в различные философские области, в которые этика включалась наряду с метафизикой, эпистемологией и другой политической философией.
В центре мировоззрения Платона находились Формы или Идеи — абстрактные, но совершенные идеалы, которые каким-то образом превосходили нашу несовершенную физическую реальность. Хотя эта теория со временем подвергалась тщательному изучению и критике, она вызвала размышления об объективных истинах, выходящих за рамки простой видимости.
Конечно, некоторые будут критиковать, возможно, утопические убеждения Платона или его предполагаемое оторванность от эмпирических наблюдений. Однако стоит помнить, что его идеи оказали длительное влияние на западную философию.
Его критики могут протестовать против его исключительности или явного сексизма, когда дело касается политических прав или художественного самовыражения. Тем не менее несмотря на то, что они снова и снова бросают наживку, наследие Платона покоится в глубине и широте тех интеллектуальных бесед, которые он начал.
Итак, философия Платона призывает нас заняться глубокими вопросами познания, справедливости и морали, а также самой природы самой реальности. Он призывает нас отправиться в путешествие длиною в жизнь к мудрости и самопознанию.