Платон «Федон»: бессмертна ли душа?

Платон «Федон» Греция

Какова теория души Платона в его диалоге «Федон» и каковы его аргументы в пользу ее бессмертия?

Душа всегда была категорией, о которой спорили мыслители. Некоторые думают о нем как об искусственно созданной концепции, унаследованной от религии, некоторые рассматривают его как составленный из материальных компонентов, а некоторые видят в нем нечто идеальное. В этой статье мы рассмотрим взгляд Платона на душу в его диалоге «Федон» и увидим, как Платон решил представить и привести доводы в пользу ее бессмертия.

 

Что такое душа и что о ней говорит Платон?

Элиху Веддер - Душа в рабстве. с 1891 по 1892 год
Элиху Веддер — Душа в рабстве. с 1891 по 1892 год

Некоторые отрицают существование души, говоря, что не существует чего-то невидимого и живого в человеке. С другой стороны, некоторые действительно верят, что это идеальная сущность, живущая внутри чего-то материального. Такая сущность — это нечто, что полностью отделено от материальных компонентов тела и поэтому не прекращает свое существование со смертью, а продолжает жить. Некоторые даже вписывают свою модель реинкарнации в общее представление. Независимо от того, сколько существует подходов, философы наверняка спорят об этом на протяжении веков.

Платон пишет о бессмертии души часто и в разных местах. Однако его наиболее прямой подход и подробный анализ можно увидеть у Федона. В нем в последние часы перед смертью Сократ разговаривает со своими друзьями, прежде чем выпить яд, который ему приказали принять афинские судьи. В этом диалоге Платон явно выдвигает пять аргументов в пользу бессмертия души. Все они логически верны и соответствуют метафизике и гносеологии Платона. Вот почему, прежде всего, необходимо обратить внимание на его метафизику и гносеологию.

Топ-10 важнейших произведений философии Древней Греции

Топ-12 основных работ Платона

 

Изучение метафизики Платона

Афинская школа
Афинская школа (фрагмент). Фреска, Станца делла Сеньятура, Папский дворец, Ватикан. Рафаэль 1509 г.

Давайте сначала взглянем на метафизику Платона — учение о Бытии. По Платону, идеи — это высшее объективное Существо, из которого создан мир. Идеи, говорит Платон, вечны, а не созданы человеком, совершенны и бессмертны. Например, любая мать-одиночка смертна, но идея матери бессмертна. Идея продолжает жить даже после смерти материальной вещи, которая соответствует этой идее.

Более того, идеи не существуют в том же мире, что и материальные вещи. Хотя материальные вещи возникают как непосредственная причина идей, они не сосуществуют в одной и той же сфере. Вместо этого у них есть свой собственный мир — мир идей. Мир идей, или, как его называл Платон, topos Hyperuranios, представляет собой идеальный мир, расположенный над чувственно-чувственным (материальным) миром. Идеи выпадают из сферы идей в материальный мир, так и создается мир, в котором мы живем. Материальный мир является копией мира идей.

Наряду с идеями, пребывающими в мире идей, в этом мире обитает и душа. Платон упоминает три стадии ее существования: предсуществование, существование и послесуществование. Точно так же, как идеи имеют предсуществование в мире идей до того, как они материализуются, душа также имеет предсуществование.

Как идеи попадают в чувственный мир и материализуются, так и душа попадает в тело и живет в нем до самой смерти. Вот почему Платон рассматривает тело как своего рода тюрьму для души. Она заперта в теле и не может реализовать весь свой потенциал до самой смерти. Однако, когда умирает тело, душа не умирает вместе с ним. Она продолжает жить. Возвращается в мир идей, где она существовала до этого, и таким образом начинает свое постсуществование.

Платон с черепом, бабочкой и могилой Сократа. 1874 год
Платон с черепом, бабочкой и могилой Сократа. 1874 год.

Согласно этим метафизическим постулатам, Платон создает и свою гносеологию. Затрагивая тему души, Платон погружается в саму природу и исследует ее гносеологические аспекты.

По его словам, в предсуществовании душа обладает своего рода всеведущим характером. Душа знает все о мире и познала полную истинную Истину вселенной. Однако, когда оно падает из мира идей в тело кого-либо из чувственно-чувственного мира, оно совершенно забывает все, что знало в своем предсуществовании. Он проходит через состояние забвения. В результате мы рождаемся как tabula rasa (чистые листы) — не обладаем никакими знаниями об окружающем нас мире и обречены заново познавать мир с нуля.

Таким образом, Платон говорит, что все, что мы узнаем на протяжении всей нашей жизни, на самом деле является воспоминанием души о вещах, которые она знала в своем предсуществовании до того, как упала в мир материальных вещей. В результате, по Платону, процесс обучения — это процесс запоминания.

 

Созерцательные аргументы Платона

Платон «Федон»: бессмертна ли душа?
Платон (427 — 347 гг. до н.э.) Гравюра 17 век.

Теперь мы можем проанализировать рассуждения Платона о бессмертии души. Он создает первый аргумент, исходя из предпосылки, что противоположности создаются из противоположностей, потому что все, что происходит, движется диаметрально. Процесс возникновения и происходящее в мире цикличны. Следовательно, оно не является линейным. Антогонизмом жизни является смерть, и одно возникает (оживает) из другого. Из мёртвого происходит живое, и наоборот: из живого происходит мёртвое. Таким образом, он приходит к выводу, что души умерших должны существовать в том месте, где они рождаются, и после этого возрождаться.

Второй аргумент о бессмертии души Платон выдвигает из своих гносеологических постулатов. По мнению Платона, знание — это вспоминание, и душа помнит знания, которые она имела до своего рождения, в своем предсуществовании в мире идей. Более того, он утверждает, что она способна познавать понятия только до того, как она родилась в теле. Если это свидетельствует о том, что душа существовала до рождения тела, то она будет существовать и после смерти тела.

Третий довод о бессмертии души Платон проводит из своего положения о самой ее природе — идеи единства. Он говорит, что душа проста, не сложна и не состоит из множества частей. То, что просто и едино, не может перестать существовать и распасться на более мелкие части, из которых оно состоит. Поэтому нетленная душа бессмертна. Она в этом отношении подобна идеям: идеи также не имеют частей и потому тоже нетленны.

Афинская школа. Рафаэль Санти 1511 г.
Афинская школа. Фреска. Рафаэль Санти 1511 г.

Четвертый и пятый аргументы связаны с возражениями Платона против Симмия и Кебета. Пытаясь доказать бессмертие души, Платон стремится опровергнуть их аргументы.

Во-первых, Симмий утверждает, что душу можно сравнить с гармонией музыкального инструмента — лиры. Сама по себе лира и ее струны представляют собой нечто сложное, состоящее из множества частей и изменчивое. Однако гармония, которую она создает, невидима и божественна. Однако никто не скажет, что гармония длится дольше, чем лира и струны, говорит он. Симмий уверен, что как единство струн порождает гармонию, так и душа создается посредством гармоничного строения тела. А когда ломается лира, а тело умирает и разлагается, гармония и душа перестают существовать.

В своем возражении Платон приводит здесь свой второй аргумент. Если он доказал, что обучение есть запоминание, и, если это доказывает предсуществование души, он говорит, что мы должны заключить, что душа не может быть гармонией тела, потому что она старше тела.

Человеческая душа Луиса Рикардо Фалеро
Человеческая душа Луиса Рикардо Фалеро. 1894 год.

Платон выдвигает свой пятый и последний аргумент, отвергая позицию Кебета. Кебет отверг идею бессмертия души, хотя верит в ее предсуществование. Чтобы объяснить это, он приводит пример ткача. Он говорит, что мы можем сравнить душу с ткачом, а тело — с одеждой. Нет сомнения, что ткач переживет созданную им одежду, но самый последний предмет одежды в конце концов переживет его. Вот почему Кебет думает, что то же самое происходит и с душой. Как ткач за свою жизнь создаёт много одежд, так и душа поглощает множество тел; однако, в конце концов, последнее тело, в котором она пребывает, переживает душу. Это означает, что она может пережить многие тела, но в конце концов тоже умирает и, таким образом, становится смертной.

Чтобы отвергнуть это представление, Платон возвращается к своим метафизическим постулатам об идеях. Он упоминает, что все вещи включены в идеи и что идеи являются единственными носителями истины и, следовательно, единственной мерой истины. Идеи — это настоящая причина того, что вещи такие, какие они есть. Путем детального анализа различных примеров Платон приходит к выводу, что душа неразрывно связана с идеей жизни, и в этом состоит ее имманентная сущность. Поскольку живое является прямой противоположностью мертвого, душа не поглощает смерть как свою противоположность, потому что противоположность не поглощает противоположность самой себе. Бессмертно то, что не поглощает смерть. Таким образом, душа бессмертна.

 

Влияние аргументов Платона в «Федоне»

Мыслитель. Огюст Роден
Мыслитель. Огюст Роден 1911 год.

Из этого очень краткого объяснения теории души у Федона можно заключить, что Платон предложил взгляд, соответствующий его метафизическим и гносеологическим постулатам. Даже его теория души объективна, как и его метафизика. Вот почему в истории философии он известен как основоположник объективного идеализма, и это справедливо. Он был первым, кто предложил такую ​​теорию, а также первым, кто систематически разработал теорию души.

Платон рассматривал душу как вместилище разума и знаний и считал, что конечной целью человеческой жизни является ее развитие для достижения мудрости и познания Форм или Идей. Хотя на первый взгляд эти аргументы кажутся сложными и взаимосвязанными, они остаются важным вкладом в философскую традицию и продолжают вдохновлять дебаты и дискуссии среди ученых сегодня.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий