Аристофан был древнегреческим драматургом, известным своими комедиями, критиковавшими ценности и социальную иерархию афинского общества.
Аристофан родился в Афинах около 446 г. до н. э., во время значительных политических и социальных потрясений. В это время город боролся с разрушительными последствиями Пелопоннесской войны, которая в конечном итоге привела к падению политического и культурного влияния Афин; эта тема особенно обсуждалась в его пьесах. Аристофан написал более сорока пьес, из которых полностью сохранились только одиннадцать, используя их как средство высмеивания политических и социальных проблем своего времени.
Стиль комедии Аристофана, известный как Старая комедия, характеризовался непочтительностью, сатирой и насмешкой над отдельными людьми и учреждениями, часто с использованием шутовства и сексуальных намеков. Однако, несмотря на юмор и непристойность, он был мастером социальных насмешек, используя свои пьесы, чтобы разоблачить коррупцию и безнравственность политики, войны и философии своего времени.
1. Ахарнейцы
Ахарнейцы произошли во время Пелопоннесской войны, давнего конфликта между Афинами и Спартой, который начался в 431 году до нашей эры. История рассказывает о главном герое, Дикеополисе, разочарованном афинском гражданине, который устал от разрушительного воздействия войны на его жизнь.
Пытаясь защитить свою семью, он заключает личный мирный договор со Спартой, позволяющий ему торговать товарами и предметами роскоши с врагом. Это вызывает сильное сопротивление со стороны его собратьев-афинян, которые считают его предателем своего дела. Аристофан представляет мощное антивоенное послание, проливающее свет на коррупцию и неэффективность афинских политиков. Он подчеркивает бессмысленную жестокость и жестокость войны через борьбу простых граждан Афин.
2. Всадники
Всадники следят за трудами двух рабов, Демосфена и Никия, которые пытаются избавиться от своего товарища-раба, Пафлагонца, который манипулирует своим хозяином Демосом, чтобы оскорбить их. Персонаж Пафлагонца выступает представителем Клеона – афинского государственного деятеля и полководца – и изображается гротескно-шутовской фигурой, с преувеличенными физическими чертами и комически-напыщенной манерой речи.
Аристофан использует образ Клеона, чтобы высмеивать демагогию и коррупцию, преобладающие среди афинских политиков его эпохи, изображая их эгоистичными и корыстными людьми, единственной заботой которых является их личная выгода и статус. Кроме того, в комедии подчеркивается склонность афинян быть обманутыми риторикой харизматических лидеров, даже когда это противоречит их собственным интересам.
3. Облака
В центре пьесы история Стрепсиада, старика-афинянина. По уши в долгах, Стрепсиад ищет помощи Сократа, чтобы научиться искусству софистики, чтобы выиграть судебные баталии. Однако сын Стрепсиада больше интересуется изучением натурфилософии и звезд. Он уговаривает отца записать его в школу Сократа «Мысли», где он надеется познать тайны Вселенной. «Мысль» представляет собой пародию на философские школы Афин; в пьесе его учение изображается абсурдным и бессмысленным.
Сократ и его последователи, известные как Облака, изображены торговцами пустой риторикой и софистикой, использующими язык для манипулирования и обмана, а не для раскрытия истины. В пьесе также высмеивается растущая тенденция интеллектуализма в афинском обществе, которое изображается оторванным от практических забот и проблем реального мира.
Почему Дельфийский оракул назвал Сократа мудрейшим человеком?
4. Осы
«Осы» начинаются с того, что сын Филоклеона, Бделиклеон, пытается излечить своего отца от его пристрастия к обязанностям присяжных, устроив инсценированный суд в их доме. Бделиклеон изображает себя обвиняемым и использует умные аргументы и манипуляции, чтобы убедить своего отца в его невиновности. Однако Филоклеон по-прежнему не убежден, и суд заканчивается хаосом.
Вторая половина пьесы происходит в зале присяжных, где Филоклеону и его коллегам-присяжным поручено рассматривать реальное дело. Аристофан использует эту обстановку, чтобы высмеивать коррупцию и дисфункцию афинской правовой системы, поскольку присяжные изображены легко поддающимися взяткам и риторике. В пьесе также разоблачается элита, которая манипулирует системой и уклоняется от ответственности, в то время как простым людям приходится страдать.
5. Лисистрата
Аристофан представляет группу женщин во главе с решительной и жестокой Лисистратой. Они решают положить конец Пелопоннесской войне, отказавшись от секса со своими мужьями. На протяжении всей пьесы женщины используют юмор и свою сексуальность, чтобы получить власть над мужчинами и отстаивать свою позицию. Несмотря на сопротивление со стороны мужчин, разочарованных позицией женщин, усилия женщин окупаются и приводят к мирному договору.
Аристофан пародирует традиционные гендерные роли и динамику власти древнегреческого общества, подчеркивая при этом коррумпированную и разрушительную природу войны, а также ее неблагоприятное воздействие на общество. Пали изображает женщин как политически и социально маргинализированных, но демонстрирует их потенциал мобилизации и достижения политических целей.
6. Мир
Мир следует за главным героем Тригеем, который устал от войны и решает отправиться на гору Олимп, чтобы попросить богов вмешаться и принести мир. Тригей отправляется на гору Олимп на гигантском навозном жуке, где встречает Гермеса и других богов. С их помощью он обнаруживает, что богиня Мира заперта в яме, и пытается ее освободить.
После освобождения Мир возвращается на Землю вместе с Тригеем, заканчивая историю празднованием мира и обещанием обильного урожая. В пьесе подчеркивается потенциал политических изменений и социальных реформ. Тригей, как главный герой, воплощает этот потенциал, стремясь к миру и взаимодействуя с богами для достижения своей цели. Аристофан призывает аудиторию подвергнуть сомнению социальные нормы, рассматривая альтернативные пути к процветанию.
7. Птицы
В этой пьесе персонаж Пистетера и его друга Эвельпида покидают Афины и ищут убежища в птичьем царстве. Писфетер и Эвельпид работают вместе с Королем птиц, чтобы построить новый город, между небом и землей. Это новое общество изображается как утопия, свободная от проблем Афин, где птицы возвышаются над людьми.
Птицы получают контроль над богами и людьми только для того, чтобы стать тираническими и жестокими в своем правлении. Это считается отражением афинской политики, лидеры которой часто стремились к власти и влиянию, но при этом часто становились коррумпированными и злоупотребляющими. Кроме того, Аристофан изображает птиц обладающими собственным языком и искусными в искусстве убеждения. Это служит комментарием к значению языка и риторики в афинской культуре, где способность убедительно говорить и участвовать в дебатах (ораторское искусство) высоко ценилась как средство достижения статуса.
8. Фесмофориазусы
Главный герой «Фесмофориазус» — Еврипид, знаменитый драматург, которого группа женщин обвинила в клевете на свой пол в своих произведениях. Женщины планируют отомстить, наказав Еврипида. Поэтому трагический драматург прибегает к помощи трагического поэта Мнесилоха, чтобы проникнуть на тайный фестиваль Фесмофорию и шпионить за женщинами от его имени. Мнесилох, одетый как женщина, в конце концов пойман и предан суду, что привело к серии комических недоразумений, кульминацией которых стало помилование Еврипида.
Аристофан критикует женоненавистничество и патриархальные ценности греческого общества и подчеркивает лицемерие мужчин, которые, хотя и требуют от женщин строгих моральных стандартов, сами ведут беспорядочное поведение. Он бросает вызов традиционным гендерным ролям и идее фиксированной гендерной идентичности, предполагая вместо этого, что гендер перформативен и им можно манипулировать.
9. Лягушки
Дионис, оплакивая упадок греческой трагедии, отправляется в подземный мир, чтобы вернуть великого трагического поэта Еврипида. Во время своего путешествия он встречает Геракла, который соглашается сопровождать его. В пьесе исследуется значение искусства и литературы в обществе, а Аристофан углубляется в идею о том, что великое искусство может привести к социальным преобразованиям.
Точно так же упадок искусства может указывать на глубинные социальные проблемы. Используя образ Диониса, Аристофан оплакивает состояние греческого театра, используя свои произведения как призыв к действию для художников и интеллектуалов, чтобы оживить культурную жизнь Афин.
10. Женщины-ассамблеи (Экклезиазусы)
В «Женщины в народном собрании» группа афинских женщин переодевается мужчинами и посещает Ассамблею, чтобы взять под свой контроль правительство. Они стремятся создать утопическое общество, основанное на равенстве и справедливости, но их план сталкивается с различными проблемами и в конечном итоге терпит неудачу.
Аристофан использует образ Праксагора, лидера женской группы, для критики афинского правительства и политиков, которые им управляют. Он предполагает, что политики коррумпированы и неэффективны, и выступает за то, чтобы правительство нуждалось в радикальных переменах. Однако пьеса также ставит под сомнение возможность создания утопического общества, поскольку женский план сталкивается с различными препятствиями и в конечном итоге он обречен.
11. Богатство (Плутос)
В пьесе рассказывается история бедного афинянина по имени Хремил, который отправляется в путешествие, чтобы вылечить Плутоса, бога богатства, от слепоты. В своем путешествии они встречают различных персонажей, в том числе коррумпированных священников и богатых афинян, которые предлагают понимание взаимосвязи между богатством и моралью. Плутос, будучи слепым, не способен различать достойных и недостойных, служа метафорой того, как богатство может исказить восприятие и действия людей, ослепляя их от истинной ценности вещей.
Персонаж Хремила, бедного, но честного, изображается ценящим сострадание и мораль выше богатства. Через него Аристофан бросает вызов идее о том, что бедность является результатом морального падения. Напротив, богатые афиняне представлены как морально неоднозначные и коррумпированные. Таким образом, он критикует ценности и социальную иерархию афинского общества, предполагая, что сострадание и мораль должны иметь приоритет над богатством.