Каковы 11 сохранившихся комедий Аристофана?

Аристофан, Произведения (Топ-11 Сохранившихся Комедий) Греция

Аристофан был древнегреческим драматургом, известным своими комедиями, критиковавшими ценности и социальную иерархию афинского общества.

Аристофан родился в Афинах около 446 г. до н. э., во время значительных политических и социальных потрясений. В это время город боролся с разрушительными последствиями Пелопоннесской войны, которая в конечном итоге привела к падению политического и культурного влияния Афин; эта тема особенно обсуждалась в его пьесах. Аристофан написал более сорока пьес, из которых полностью сохранились только одиннадцать, используя их как средство высмеивания политических и социальных проблем своего времени.

Стиль комедии Аристофана, известный как Старая комедия, характеризовался непочтительностью, сатирой и насмешкой над отдельными людьми и учреждениями, часто с использованием шутовства и сексуальных намеков. Однако, несмотря на юмор и непристойность, он был мастером социальных насмешек, используя свои пьесы, чтобы разоблачить коррупцию и безнравственность политики, войны и философии своего времени.

 

1. Ахарнейцы

Афинский Акрополь
Афинский Акрополь, картина Лео фон Кленце, 1846 г.

Ахарнейцы произошли во время Пелопоннесской войны, давнего конфликта между Афинами и Спартой, который начался в 431 году до нашей эры. История рассказывает о главном герое, Дикеополисе, разочарованном афинском гражданине, который устал от разрушительного воздействия войны на его жизнь.

Пытаясь защитить свою семью, он заключает личный мирный договор со Спартой, позволяющий ему торговать товарами и предметами роскоши с врагом. Это вызывает сильное сопротивление со стороны его собратьев-афинян, которые считают его предателем своего дела. Аристофан представляет мощное антивоенное послание, проливающее свет на коррупцию и неэффективность афинских политиков. Он подчеркивает бессмысленную жестокость и жестокость войны через борьбу простых граждан Афин.

Топ-10 древнегреческих трагедий, которые стоит прочитать

Топ-10 важнейших произведений философии Древней Греции

 

2. Всадники

юноши, играющие всадников
Юноши, играющие всадников — три сатира и две менады. Wikimedia Commons.

Всадники следят за трудами двух рабов, Демосфена и Никия, которые пытаются избавиться от своего товарища-раба, Пафлагонца, который манипулирует своим хозяином Демосом, чтобы оскорбить их. Персонаж Пафлагонца выступает представителем Клеона – афинского государственного деятеля и полководца – и изображается гротескно-шутовской фигурой, с преувеличенными физическими чертами и комически-напыщенной манерой речи.

Аристофан использует образ Клеона, чтобы высмеивать демагогию и коррупцию, преобладающие среди афинских политиков его эпохи, изображая их эгоистичными и корыстными людьми, единственной заботой которых является их личная выгода и статус. Кроме того, в комедии подчеркивается склонность афинян быть обманутыми риторикой харизматических лидеров, даже когда это противоречит их собственным интересам.

 

3. Облака

Смерть Сократа. Картина Жака Луи Давида 1787 г
Смерть Сократа. Картина Жака Луи Давида 1787 г

В центре пьесы история Стрепсиада, старика-афинянина. По уши в долгах, Стрепсиад ищет помощи Сократа, чтобы научиться искусству софистики, чтобы выиграть судебные баталии. Однако сын Стрепсиада больше интересуется изучением натурфилософии и звезд. Он уговаривает отца записать его в школу Сократа «Мысли», где он надеется познать тайны Вселенной. «Мысль» представляет собой пародию на философские школы Афин; в пьесе его учение изображается абсурдным и бессмысленным.

Сократ и его последователи, известные как Облака, изображены торговцами пустой риторикой и софистикой, использующими язык для манипулирования и обмана, а не для раскрытия истины. В пьесе также высмеивается растущая тенденция интеллектуализма в афинском обществе, которое изображается оторванным от практических забот и проблем реального мира.

Как умер Сократ?

Почему Дельфийский оракул назвал Сократа мудрейшим человеком?

 

4. Осы

Титульный лист одного из первых изданий Аристофана
Титульный лист одного из первых изданий Аристофана (1498 г.). Wikimedia Commons.

«Осы» начинаются с того, что сын Филоклеона, Бделиклеон, пытается излечить своего отца от его пристрастия к обязанностям присяжных, устроив инсценированный суд в их доме. Бделиклеон изображает себя обвиняемым и использует умные аргументы и манипуляции, чтобы убедить своего отца в его невиновности. Однако Филоклеон по-прежнему не убежден, и суд заканчивается хаосом.

Вторая половина пьесы происходит в зале присяжных, где Филоклеону и его коллегам-присяжным поручено рассматривать реальное дело. Аристофан использует эту обстановку, чтобы высмеивать коррупцию и дисфункцию афинской правовой системы, поскольку присяжные изображены легко поддающимися взяткам и риторике. В пьесе также разоблачается элита, которая манипулирует системой и уклоняется от ответственности, в то время как простым людям приходится страдать.

 

5. Лисистрата

Аристофан Лисистрата
Обри Бердслей: Аристофан Лисистрата, 1896 г.

Аристофан представляет группу женщин во главе с решительной и жестокой Лисистратой. Они решают положить конец Пелопоннесской войне, отказавшись от секса со своими мужьями. На протяжении всей пьесы женщины используют юмор и свою сексуальность, чтобы получить власть над мужчинами и отстаивать свою позицию. Несмотря на сопротивление со стороны мужчин, разочарованных позицией женщин, усилия женщин окупаются и приводят к мирному договору.

Аристофан пародирует традиционные гендерные роли и динамику власти древнегреческого общества, подчеркивая при этом коррумпированную и разрушительную природу войны, а также ее неблагоприятное воздействие на общество. Пали изображает женщин как политически и социально маргинализированных, но демонстрирует их потенциал мобилизации и достижения политических целей.

 

6. Мир

Эйрена (Мир)
Эйрена (Мир) с Плутом (Богатство), римская копия греческой вотивной статуи работы Кефисодота (ок. 370 г. до н. э.), стоявшей на агоре в Афинах.

Мир следует за главным героем Тригеем, который устал от войны и решает отправиться на гору Олимп, чтобы попросить богов вмешаться и принести мир. Тригей отправляется на гору Олимп на гигантском навозном жуке, где встречает Гермеса и других богов. С их помощью он обнаруживает, что богиня Мира заперта в яме, и пытается ее освободить.

После освобождения Мир возвращается на Землю вместе с Тригеем, заканчивая историю празднованием мира и обещанием обильного урожая. В пьесе подчеркивается потенциал политических изменений и социальных реформ. Тригей, как главный герой, воплощает этот потенциал, стремясь к миру и взаимодействуя с богами для достижения своей цели. Аристофан призывает аудиторию подвергнуть сомнению социальные нормы, рассматривая альтернативные пути к процветанию.

Топ-10 богинь Древней Греции

Топ-10 богов Древней Греции

 

7. Птицы

Птицы Аристофана
Птицы Аристофана, Робинсон Планш. 1846 г. Сцена из нового классического бурлеска «Птицы Аристофана» в театре Хеймаркет. Иллюстрация для The Illustrated London News от 18 апреля 1846 года.

В этой пьесе персонаж Пистетера и его друга Эвельпида покидают Афины и ищут убежища в птичьем царстве. Писфетер и Эвельпид работают вместе с Королем птиц, чтобы построить новый город, между небом и землей. Это новое общество изображается как утопия, свободная от проблем Афин, где птицы возвышаются над людьми.

Птицы получают контроль над богами и людьми только для того, чтобы стать тираническими и жестокими в своем правлении. Это считается отражением афинской политики, лидеры которой часто стремились к власти и влиянию, но при этом часто становились коррумпированными и злоупотребляющими. Кроме того, Аристофан изображает птиц обладающими собственным языком и искусными в искусстве убеждения. Это служит комментарием к значению языка и риторики в афинской культуре, где способность убедительно говорить и участвовать в дебатах (ораторское искусство) высоко ценилась как средство достижения статуса.

 

8. Фесмофориазусы

Фесмофория
Фесмофория Фрэнсиса Дэвиса Миллета, 1894–1897, Художественный музей Университета Бригама Янга.

Главный герой «Фесмофориазус» — Еврипид, знаменитый драматург, которого группа женщин обвинила в клевете на свой пол в своих произведениях. Женщины планируют отомстить, наказав Еврипида. Поэтому трагический драматург прибегает к помощи трагического поэта Мнесилоха, чтобы проникнуть на тайный фестиваль Фесмофорию и шпионить за женщинами от его имени. Мнесилох, одетый как женщина, в конце концов пойман и предан суду, что привело к серии комических недоразумений, кульминацией которых стало помилование Еврипида.

Аристофан критикует женоненавистничество и патриархальные ценности греческого общества и подчеркивает лицемерие мужчин, которые, хотя и требуют от женщин строгих моральных стандартов, сами ведут беспорядочное поведение. Он бросает вызов традиционным гендерным ролям и идее фиксированной гендерной идентичности, предполагая вместо этого, что гендер перформативен и им можно манипулировать.

 

9. Лягушки

Вакх работы Микеланджело Меризи Детто иль Караваджо, 1598 год
Вакх работы Караваджо, 1598 год. Галерея Уффицы.

Дионис, оплакивая упадок греческой трагедии, отправляется в подземный мир, чтобы вернуть великого трагического поэта Еврипида. Во время своего путешествия он встречает Геракла, который соглашается сопровождать его. В пьесе исследуется значение искусства и литературы в обществе, а Аристофан углубляется в идею о том, что великое искусство может привести к социальным преобразованиям.

Точно так же упадок искусства может указывать на глубинные социальные проблемы. Используя образ Диониса, Аристофан оплакивает состояние греческого театра, используя свои произведения как призыв к действию для художников и интеллектуалов, чтобы оживить культурную жизнь Афин.

 

10. Женщины-ассамблеи (Экклезиазусы)

Экклезиазусы

В «Женщины в народном собрании» группа афинских женщин переодевается мужчинами и посещает Ассамблею, чтобы взять под свой контроль правительство. Они стремятся создать утопическое общество, основанное на равенстве и справедливости, но их план сталкивается с различными проблемами и в конечном итоге терпит неудачу.

Аристофан использует образ Праксагора, лидера женской группы, для критики афинского правительства и политиков, которые им управляют. Он предполагает, что политики коррумпированы и неэффективны, и выступает за то, чтобы правительство нуждалось в радикальных переменах. Однако пьеса также ставит под сомнение возможность создания утопического общества, поскольку женский план сталкивается с различными препятствиями и в конечном итоге он обречен.

 

11. Богатство (Плутос)

Плутос
Плутос работы Ансельма Фламена, 1708 г., Лувр.

В пьесе рассказывается история бедного афинянина по имени Хремил, который отправляется в путешествие, чтобы вылечить Плутоса, бога богатства, от слепоты. В своем путешествии они встречают различных персонажей, в том числе коррумпированных священников и богатых афинян, которые предлагают понимание взаимосвязи между богатством и моралью. Плутос, будучи слепым, не способен различать достойных и недостойных, служа метафорой того, как богатство может исказить восприятие и действия людей, ослепляя их от истинной ценности вещей.

Персонаж Хремила, бедного, но честного, изображается ценящим сострадание и мораль выше богатства. Через него Аристофан бросает вызов идее о том, что бедность является результатом морального падения. Напротив, богатые афиняне представлены как морально неоднозначные и коррумпированные. Таким образом, он критикует ценности и социальную иерархию афинского общества, предполагая, что сострадание и мораль должны иметь приоритет над богатством.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий