Топ-10 древнегреческих трагедий, которые стоит прочитать

Топ-10 древнегреческих трагедий, которые стоит прочитать Греция

Древнегреческая трагедия остается одной из самых почитаемых и влиятельных форм драмы, известной своим исследованием вечных человеческих тем.

Греческая трагедия — это мощная и глубокая форма повествования, которая исследует сложности человеческого существования посредством яркого языка и ярких повествований. Эти пьесы часто изображают трагическое падение главных героев, вызванное их собственными недостатками и неудачами.

Посредством этого исследования человеческой природы греческая трагедия приглашает зрителей противостоять и размышлять над многими нюансами человеческого существования, включая опасности необузданной гордости и амбиций. Софокл, Еврипид и Эсхил, самые влиятельные греческие трагики, писали в V веке до нашей эры. Их работы продолжают очаровывать и волновать публику и сегодня, предлагая вневременное исследование человеческого опыта и всеобщей борьбы, с которой мы все сталкиваемся.

 

1. «Прикованный Прометей» Эсхила

Прометей, прикованный Вулканом , картина Дирка ван Бабюрена, 1623 год
Прометей, прикованный Вулканом , картина Дирка ван Бабюрена, 1623 год

«Прикованный Прометей» древнегреческая трагедия Эсхила углубляется в историю Прометея, Титана, который восстает против богов, украв у них огонь и подарив его человечеству, что приводит к его вечному заключению. В пьесе Прометей показан как отважный герой, отстаивающий свои убеждения и проявляющий непоколебимую любовь к человечеству.

На протяжении всей пьесы он встречает множество персонажей, таких как его собратья- титаны, океанские нимфы и даже сам Зевс, все они пытаются склонить его к подчинению и попросить прощения. Однако Прометей остается непреклонным в своем неповиновении, отказываясь подчиниться воле богов и сохраняя свой мятежный дух до конца.

 

2. «Персы» Эсхила

Призрак Дария, являющийся Атоссе, Джордж Ромни, 1778-9 год
Призрак Дария, являющийся Атоссе, Джордж Ромни, 1778-9 год

Эсхил мастерски воплощает в жизнь историческую битву при Саламине в своем драматическом произведении «Персы». Пьеса открывается хором пожилых персов, оплакивающих потерю своей армии и царя Ксеркса, который еще не вернулся с поля битвы.

Зрители сразу же погружаются в сильное эмоциональное смятение персидского народа, пытающегося смириться со своим сокрушительным поражением. Королева-мать Атосса требует новостей о войне от гонца, который сообщает разрушительный отчет о потерях персов и уничтожении их флота. Далее следует острое исследование психологического воздействия поражения на персидский народ и его лидеров.

Эсхил очеловечивает персов, которых в греческой литературе обычно считают злодеями, и представляет их трагическими фигурами, жертвами собственной гордости и жестоких прихотей судьбы. Призрак царя Дария, отца Ксеркса, также, кажется, предлагает слова утешения и мудрости его семье и народу.

Пьеса заканчивается возвращением Ксеркса, опустошенного унижением своего поражения и потерей армии. Способность Эсхила вызывать такие грубые эмоции и сострадание к народу, считавшемуся врагом греков, является свидетельством его мастерства драматурга и его способности преодолевать культурные и национальные границы.

 

3. «Семеро против Фив» Эсхила

Сцена из спектакля «Семь против Фив»
Сцена из спектакля «Семь против Фив»: Капаней взбирается на городские стены, чтобы свергнуть короля Креона, кампанская краснофигурная шейная амфора, ок. 340 г. до н.э.

Эсхил в своей книге «Семь против Фив» рассказывает впечатляющую историю о братском конфликте и его разрушительных последствиях. В центре пьесы борьба за контроль над Фивами, когда Этеокл и Полиник, два брата с противоположными амбициями, возглавляют армии шести других лидеров из соседних городов.

Спектакль построен вокруг семи ворот Фив, которые символизируют семь нападающих, и каждый лидер по очереди обращается к хору фиванских женщин. По мере того, как битва обостряется, Этеокл и Полиник вступают в роковую битву, исполняющую пророчество, полученное их отцом, царем Эдипом, задолго до этого. Пьеса заканчивается хором, оплакивающим трагическую судьбу братьев и жителей Фив, и мрачным предупреждением об опасностях гордыни, амбиций и разрушительных последствиях войны.

 

4. «Царь Эдип» Софокла

Эдип и Сфинкс, картина Гюстава Моро, 1864 год
Эдип и Сфинкс, картина Гюстава Моро, 1864 год

Трагедия Софокла «Царь Эдип» — это захватывающая история, затрагивающая концепции судьбы и свободы воли. Действие пьесы происходит в городе Фивы. В пьесе рассказывается история царя Эдипа, который полон решимости раскрыть правду о чуме, постигшей его город. Разгадывая тайну, Эдип обнаруживает, что он сам является источником чумы, бессознательно убив своего отца и женившись на своей матери.

Столкнувшись с правдой своих действий, Эдип ослепляет себя и изгоняется из Фив, а его жена и мать Иокаста покончили с собой. Через трагическое падение Эдипа Софокл исследует последствия гордыни и пределы человеческого знания. Захватывающий финал пьесы напоминает нам о силе судьбы и хрупкости человеческого существования.

 

5. «Антигона» Софокла

Эдип и Антигона, картина Франца Дитриха, 1872 г.
Эдип и Антигона, картина Франца Дитриха, 1872 г.

После событий в «Царе Эдипе» «Антигона» Софокла исследует катастрофические последствия семьи, разделенной властью и амбициями. В центре пьесы конфликт между Антигоной, дочерью Эдипа, и ее дядей Креонтом, занявшим трон после смерти двух ее братьев в борьбе за власть.

Когда Креонт постановляет похоронить только Этеокла, Антигона бросает ему вызов и хоронит своего брата Полиника, движимая чувством долга перед богами и своей семьей. Ее акт восстания запускает трагическую цепочку событий, в результате которой погибают Антигона, ее жених Гемон и жена Креона, Эвридика.

«Антигона» Софокла поднимает серьезные вопросы о природе справедливости, семейной лояльности и пределах государственной власти, в конечном итоге предлагая отрезвляющий урок о разрушительных последствиях необузданной гордости и власти.

 

6. «Электра» Софокла

«Возвращение Ореста», Джон Даунман, 1782 г
«Возвращение Ореста», Джон Даунман, 1782 г

«Электра» — это мощная трагедия, которая углубляется в сложности семьи, горя и мести. В центре пьесы — последствия убийства Агамемнона его женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. Электра, дочь Агамемнона, охвачена горем и поглощена мыслями о мести матери. Когда ее брат Орест возвращается из изгнания, он и его друг Пилад разрабатывают план, как отомстить за смерть своего отца, но Электра сначала колеблется, опасаясь последствий своих действий.

В конце концов, она соглашается помочь своему брату, и вместе они совершают драматические и решающие убийства. Однако последствия их действий преследуют Ореста, и его безжалостно преследуют Фурии, духи мщения за убитых.

 

7. «Медея» Еврипида

«Любовное зелье» Эвелин де Морган, 1903 год
«Любовное зелье» Эвелин де Морган, 1903 год

Пьеса начинается с Медеи, женщины, презираемой и изгнанной своим мужем Ясоном, охваченной горем и гневом. Размышляя о потере своего статуса и положения в обществе, Медея решает отомстить Ясону при помощи Эгея, царя Афин, который предлагает ей убежище. Медея делает вид, что мирится с Ясоном, и посылает отравленный подарок своей новой невесте и Креону, что привело к их ужасной смерти.

Поскольку ее месть не завершена, Медея затем обращается к своим детям, убивая их в приступе ярости, оправдывая свои действия необходимостью наказать Ясона. Ясон, опустошенный потерей своих детей, противостоит Медее, но она не раскаивается. Пьеса заканчивается тем, что Медея убегает с места происшествия на колеснице, посланной ее дедом, богом Солнца Гелиосом, оставляя Ясона сломленным и одиноким. Зрителям остается судить о нравственности действий Медеи и трагических последствиях ее стремления к мести.

 

8. «Вакханки» Еврипида

Вакханка лорда Фредерика Лейтона, 19 век
Вакханка лорда Фредерика Лейтона, 19 век

Пьеса начинается с того, что Дионис, бог вина и веселья, прибывает в Фивы с намерением распространить свое поклонение среди людей. Однако царь Фив Пенфей категорически отказывается признавать божественность Диониса и выступает против его учения. В ответ Дионис мстит, доводя женщин Фив, включая мать Пенфея, Агаву, до состояния безумия и безумия. Эти женщины покидают город и участвуют в диких и опасных ритуалах в горах, следуя учению бога.

Пенфей, отчаянно пытаясь сохранить контроль и порядок, заходит так далеко, что переодевается женщиной и пробирается в группу вакханок в горах, чтобы шпионить за их деятельностью. Однако вскоре женщины узнают его и в своем безумии принимают за животное. Они нападают и убивают его во главе с матерью Пенфея, Агавой, которая не подозревает о том, что она сделала, пока не становится слишком поздно.

Пьеса завершается ужасом, когда персонажи осознают, что произошло, поскольку Агава понимает, что убила собственного сына. Опустошенным персонажам является Дионис и провозглашает свою победу над теми, кто отказался признать его божественную силу.

 

9. «Ифигения в Авлиде» Еврипида.

Жертвоприношение Ифигении , картина Коррадо Джаквинто, 1759–1760 гг.
Жертвоприношение Ифигении , картина Коррадо Джаквинто, 1759–1760 гг.

В пьесе Еврипида Агамемнон разрывается между своим долгом царя и отца, пытаясь решить, принести ли в жертву свою дочь, чтобы умилостивить богиню Артемиду и обеспечить успех своей миссии.

Ифигения прибывает в Авлиду, которую под ложным предлогом заманил туда ее отец, который сообщает ей, что она выйдет замуж за воина Ахилла. Когда она узнает правду о своей ситуации, она приходит в ужас и умоляет отца о пощаде. Несмотря на свои сомнения, Агамемнон в конечном итоге решает приступить к жертвоприношению, полагая, что это его долг как царя и слуги богов.

Однако как раз в тот момент, когда Ифигению собираются убить, вмешивается богиня Артемида и забирает ее, подставив вместо нее оленя. Пьеса заканчивается осознанием Агамемноном совершенного им ужаса и своего горя из-за потери дочери. Греческая армия наконец-то может отправиться в Трою, но зрителям предстоит разобраться с этическими и моральными последствиями жертвы и выбора, который сделал Агамемнон.

 

10. «Троянки» Еврипида

«Горе Гекубы», Леонарт Брамер, 1630 г.
«Горе Гекубы», Леонарт Брамер, 1630 г.

Действие пьесы происходит во время падения Трои, когда греческая армия разоряет город, убивая большую часть мужского населения, включая царя Приама и его сыновей. Женщины Трои, в том числе царица Гекуба, ее дочь Кассандра и Андромаха, жена троянского героя Гектора, взяты в плен греками и вынуждены ждать своей участи.

В этой трагической истории Еврипид углубляется в разрушительные последствия войны для женщин Трои, которые лишены своих домов, семей и личности и подвергаются изнасилованиям, рабству и другим формам насилия. Эти женщины скорбят о своих потерях и пытаются найти цель и надежду среди своих огромных страданий. Гекуба становится мощным символом стойкости и силы духа троянских женщин, когда она противостоит грекам и требует справедливости и достоинства для себя и своего народа.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий