Боги майя и ацтеков сходство между ними

боги майя и ацтеков Майя

Доиспанский пантеон занимали традиционные боги майя и ацтеков, которым поклонялись древние жители Мексики, имея по одному божеству для каждого аспекта своей жизни.

Согласно исследованиям, проведенным на протяжении многих лет несколькими археологами и историками, на момент прибытия испанцев существовало более 100 богов, по крайней мере, для пантеонов майя и ацтеков.

Подобно тому, что произошло с богами греческой и римской культур, обычно возникает некоторая путаница, когда дело доходит до указания на некоторые аспекты любой мезоамериканской цивилизации, например, на календарь ацтеков, который часто ассоциируется с народом майя.

То же самое происходит, когда делается попытка указать, кто есть кто среди доиспанских богов и к какой культуре они принадлежат, поскольку они обычно играют одну и ту же роль несмотря на то, что у них много имен, и обладают одинаковыми сверхъестественными способностями, которыми наделены их соответствующие последователи.

Чтобы прояснить это, мы проанализируем в этой короткой статье сходство между наиболее важными богами и богинями культур майя и ацтеков, чтобы показать, насколько схожи были их религиозные идеологии и как они изображались в различных культурных выражениях.

Топ-15 греческих и римских богов и богинь сходство и различия

 

Место рождения и область влияния

 

Майя поселились на юго-востоке Мексики, заняв нынешние штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Чьяпас, Табаско, страны Гватемалу, Гондурас и Сальвадор; в то время как ацтеки занимали центральное нагорье Мексики и часть Мексиканского залива, а также части Гватемалы и Никарагуа.

Многие археологи и историки в значительной степени предполагают, что примерно в четырнадцатом и пятнадцатом веках ацтеки и майя имели точки соприкосновения недалеко от штата Чьяпас в Мексике, где происходил ограниченный культурный обмен между обеими культурами.

К тому времени, когда ацтеки были в зените своей территориальной экспансии и величайшего величия в четырнадцатом веке, майя уже находились в культурном упадке, достигнув своего пика около 400 лет назад, в мезоамериканский период, известный как «Классический период» между 600 и 1000 гг. н.э. К тому времени осталось лишь несколько устойчивых городов-государств майя.

 

Кукулькан – Кецалькоатль

 

Мы можем начать наш анализ с наиболее важных божеств, общих для обеих культур, мы ссылаемся на Кукулькана-Кетцалькоатля, потому что эти два бога можно найти воплощенными во многих художественных выражениях.

Кукулькан

В мифах майя говорится, что Кукулькан помог заложить основы их культуры с созданием Чичен-Ицы, самой первой важной вехи в их истории, так как это была самая важная столица региона, процветавшая около 800 лет. 1100 г. н.э.

Для ацтеков Кетцалькоатль занимал исконное место в пантеоне ацтеков, но говорят, что это божество им не принадлежало, поскольку, возможно, оно происходит из культуры тольтеков, которые поселились к северу от центрального нагорья, где процветали ацтеки.

Кетцалькоатль

Как и в случае с майя, Кетцалькоатль был очень важным персонажем-основателем, поскольку легендарный Топильтцин Кетцалькоатль, как говорят, был одним из основателей Тулы — Теотиуакана, знаменитого города богов, места, где, согласно мифам ацтеков, была создана Вселенная.

Таким образом, мы можем понять, что оба божества предназначены для изображения проводников-прометеев, которые по-разному оказывали свою помощь человеческим цивилизациям, позволяя майя и ацтекам развиваться как могущественные цивилизации в свое время, и в обмен люди начали поклоняться этих богов в качестве благодарности.

Топ-22 самых интересных факта о древней цивилизации Майя

Топ-10 памятников архитектуры древней цивилизации Майя

 

Чаак – Тлалок

 

Эти божества также являются тяжеловесами в пантеоне традиционных божеств доколумбовой Мезоамерики, поскольку в обеих культурах им поклонялись за их связь с водой и циклом дождей, что жизненно важно для дальнейшего успеха их сельскохозяйственных методов. Человеческие жертвы постоянно приносились обоим божествам, чтобы их поклонники могли быть благословлены естественным чудом воды, льющейся с неба, чтобы поддерживать многочисленное население верных последователей.

Чаак, повелитель дождя и воды

Для древних майя Чаак играл роль бога земледелия и плодородия в их системе верований, поскольку он мог управлять дождем и бурей. Также считалось, что он мог по своему желанию управлять другими разрушительными природными явлениями, такими как наводнения и ураганы, подвиг, который вызывал большое уважение.

Тлалок, ацтекский эквивалент Чаака, также пользовался большим уважением среди своего народа, так как считался правителем четвертого неба, известного как «Тлалокан», который считался вечным местом назначения тех, кто погиб под любые обстоятельства, связанные с водой, например, утопление в результате стихийных бедствий.

Тлалок

Этот бог также имел доступ к опустошительному набору сил и способностей, таких как способность вызывать нежные дожди для полива посевов своих последователей и в то же время вызывать мощные бури, которые могли уничтожить все на своем пути, поэтому его последователи всегда стремились чтобы держать его довольным, чтобы успокоить его гнев.

Хотя Тлалок и Чаак были богами дождя и часто изображались с чертами рептилий, такими как клыки и шоры или «очки», физическое представление различалось в обеих культурах. У ацтеков он изображался в виде полу ягуара, способного генерировать гром своим мощным рыком, а у майя Чаак представлялся в человеческом обличии и мог производить мощные молнии, ударяя своим топором по облакам.

Топ-10 лучших изобретений древней цивилизации майя

Топ-12 самых важных людей древней цивилизации Майя

 

Кинич Ахау – Эхекатль

 

В следующем случае у нас есть божество, которое служит для представления двух богов в одном, поскольку и Ицанма, и Кетцалькоатль имеют разные призвания или представления в произведениях искусства в обеих культурах.

Кинич Ахау

Первым примером может быть Эекатль, альтер-эго Кетцалькоатля, который также представляет бога ветра в ацтекской мифологии. Кинич Ахау, с другой стороны, был альтер-эго бога майя Итзанмы, который в этом заклинании представляет солнце и войну.

Эхекатль

Эта ситуация не является чем-то экстраординарным или необычным в религиозном воображении древних месоамериканцев, поскольку было обычным делом находить изображения божеств, которые брали на себя одну или несколько ролей и воплощались в разных персонажах в зависимости от разных потребностей и разных аспектов жизни, закрепляя их, как всемогущие и, возможно, вездесущие боги.

 

Иш-чель – Коатликуэ

 

У доиспанских жителей Мезоамерики плодородие и его художественные и идеологические представления были тесно связаны с женской стороной человечества, поскольку женщины в обеих культурах играли фундаментальную роль в сотворении мира и человечества.

В данном случае у нас есть две богини плодородия, Иш-чель и Коатликуэ, которые также играли очень важную роль в пантеонах майя и ацтеков. Коатликуэ, что на языке науатль означает «та, что в змеиной юбке», считалась у ацтеков матерью всех богов и людей и носила прозвище «Нуэстра Мадречита», что означает «Наша любимая мать».

Иш-чель

Говорят, что бог войны Уицилопочтли родился, когда его мать Коатликуэ забеременела на следующий день после того, как держала в своей одежде клубок перьев, который она нашла, подметая свой двор. Ее дети, взбешенные этой неожиданной ситуацией, решили в наказание убить свою мать. Однако Уицилопочтли внезапно вышел из чрева своей матери, одетый в боевое снаряжение и огненного змея, который использовался как меч, и убил своих братьев и сестер, создав при этом луну и звезды.

Для майя Иш-чель была изначальной матерью, от которой родились все существа во вселенной. Она представлялась (как и в случае с Тлалоком) как божество, которое могло быть, с одной стороны, кормящей матерью, а с другой — разрушителем миров; поэтому ее часто изображали молодой женщиной, несущей кролика, символизирующего полумесяц, а также старухой в юбке со скрещенными костями и змеей на макушке, которую иногда путали с ее головой.

Из этих двух описаний можно сделать вывод, что обе богини имели удивительное сходство в отношении их роли как символов жизни и плодородия.

Статуя Коатликуэ

В каждом из представленных здесь примеров можно оценить то, как люди древних времен видели Вселенную. И обе цивилизации стремились придать смысл окружающему миру, создавая существ, обладающих экстраординарными способностями, отвечающими их идеологическим и повседневным жизненным потребностям.

Поделиться с друзьями