Гладиаторы в Древнем Риме вели жизнь чрезвычайно жестокую. Некоторые из них, например «Спартак», также завоевали внушающую благоговение публику. Читайте дальше, чтобы узнать больше о звездах древней арены.
Гладиаторы занимали уникальное положение в древнеримском обществе. Их одновременно боялись и любили, поносили и восхищались люди, которых они развлекали. Они занимали самую низкую ступеньку социальной лестницы наряду с рабами. Некоторые также пострадали от позора — лишения всех прав гражданина. Тем не менее, их также почитали за храбрость и мастерство, и немногие счастливчики достигли впечатляющего уровня популярности и славы. Некоторые, как Спартак, даже оспаривали империю.
Гладиаторами были мужчины, а иногда и женщины, которые ежедневно сталкивались со страхом и жестокостью. Они сражались за свою жизнь в качестве публичного развлечения по всей Римской империи и часто покидали арену только в результате победы или смерти.
Откуда возникла концепция гладиаторов в Древнем Риме?
Распространено мнение, что представление о панцирном бое как виде развлечения зародилось у этрусков. Этруски были выходцами из региона Этрурия в Италии, и их могущество достигло своего пика в VII веке до нашей эры. В этрусской культуре парные боевые поединки проводились на похоронах погибших воинов. Есть также свидетельства проведения погребальных игр в честь умерших в Греции, начиная с бронзового века.
Первые гладиаторские игры были проведены в Риме в 264 году до нашей эры. Здесь три пары мужчин сражались в честь смерти Децима Юния Пера. В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь первым провел гладиаторские игры, не служившие памятной цели. Вскоре публичные игры стали полезным инструментом для богатых людей и завоевали широкую популярность. Это продолжалось и в имперскую эпоху; и Август, и Траян во время своего правления проводили игры с участием тысяч гладиаторов.
Амфитеатры и гладиаторы
Огромные каменные амфитеатры стали синонимом гладиаторских боев. А ведь первые гладиаторские бои в Риме действительно проводились на Форуме во временных деревянных сооружениях. Первый каменный, специально построенный амфитеатр в Риме, построенный Титом Статилием Тавром, был построен только в 29 г. до н.э. Вскоре во многих крупных римских городах появились свои амфитеатры. Археологические остатки этих сооружений можно найти повсюду от Великобритании до Турции.
Несомненно, самым известным римским амфитеатром является Колизей в Риме. Известный во времена Римской империи как Амфитеатр Флавиев, он был построен во время правления Тита и официально открыт в 80 году нашей эры. Он имел вместимость около 50 000 человек, и даже был установлен механический навес, защищающий сиденья от солнца. Здесь каждый мог стать свидетелем гладиаторских игр, от сенаторов до женщин и даже рабов, хотя и с отдельными местами для сидения. Инклюзивный характер этого публичного развлечения был ключевым фактором широкой популярности гладиаторов.
Жизнь гладиатора
Люди становились гладиаторами по разным причинам. Многие из них были военнопленными, захваченными во время военных кампаний по всей империи. Некоторые из них были осужденными преступниками, избежавшими казни и в качестве наказания вынужденными стать гладиаторами. Некоторые из них были свободнорожденными гражданами, которые за определенную плату связали себя с владельцем-гладиатором и сражались под именем этого владельца. Многие гладиаторы были рабами, которых продавали в гладиаторские школы из-за их физических способностей. Некоторые из них даже были куплены в качестве инвестиций, как сегодня скаковые лошади.
Гладиаторы жили и тренировались в школе, известной как лудус, под руководством тренера (ланиста), который часто был бывшим гладиатором. По существу, гладиаторы были дорогим товаром для владельцев школ, и поэтому о них относительно хорошо заботились. У них был структурированный ежедневный режим тренировок и строгая диета, как у современных спортсменов.
Термин «гладиатор» происходит от латинского слова «гладиус», означающего меч, жизненно важное снаряжение любого гладиатора. Гладиаторы различались по вооружению и доспехам, и каждый тип гладиаторов имел свое имя. Мурмилло был назван в честь средиземноморской рыбы, и эта тема была продолжена в гребне в форме рыбы на его шлеме. Он был тяжело вооружен большим продолговатым щитом, коротким мечом и поножей на левой ноге. Самнит также был хорошо вооружен продолговатым щитом и коротким мечом. Он носил характерный шлем с решетчатым забралом, который обеспечивал защиту, но ограничивал обзор.
Секутор носил доспехи средней тяжести, включавшие защиту на руке, держащей меч, и поножу на одной ноге. У него был небольшой щит, который позволял ему лучше передвигаться. У фракийца были похожие доспехи, но он держал изогнутый меч, известный как ятаган. Пожалуй, самым известным фракийцем был лидер повстанцев Спартак.
Самым легковооруженным гладиатором был ретиарий. Он почти не носил доспехов, а его оружие состояло из сети и трезубца. То, чего ему не хватало в защите, он приобрел в ловкости, поскольку он мог использовать скорость, чтобы опережать своих противников.
Интересно, что есть также сообщения о том, что на арене время от времени появлялись женщины-гладиаторы. Женщина-гладиатор, или гладиаторша, сражалась только с другими женщинами. Обычно они не носили никаких доспехов, за исключением поножи на одной ноге, и имели при себе продолговатый щит и меч. Женщины-гладиаторы часто ассоциировались с амазонками, женщинами-воинами из греческой мифологии. Есть записи о таких названиях, как Амазония и Пентесилея. Поэт-сатирик Ювенал описывает женщин, сражавшихся на арене, как «обнаженных до груди», что также было чертой амазонок.
Гладиаторы – звезды спорта древнего мира
Гладиаторы были социальным парадоксом; они подвергались остракизму из-за своего социального статуса, но ими восхищались за их навыки. Популярность гладиаторов можно увидеть в количестве предметов повседневного обихода, несущих их изображение. Очень распространены были светильники, подобные приведенному выше, и бытовые чаши, украшенные сценами гладиаторских боев.
Публичные игры, включавшие гладиаторские бои, пользовались огромной популярностью у всех, от сенаторов до рабов. Примечательно, что есть свидетельства того, что сенаторы и всадники даже сами хотели сражаться в качестве гладиаторов. Императоры Август и Тиберий ввели законы, запрещающие членам этих элитных слоев общества становиться гладиаторами. Однако римский историк Кассий Дион сообщает нам, что император Коммод однажды объявил себя гладиатором. Говорят, что он убил множество людей и диких зверей на публичной арене ради собственного развлечения.
Император Нерон также был большим поклонником гладиаторских боев и даже основал собственную школу гладиаторов. Во время его правления гладиатор по имени Спикул прославился благодаря своим многочисленным победам. Римский историк Светоний говорит, что Нерон лично наградил Спикула домами и поместьями, как если бы тот был победоносным полководцем, вернувшимся с войны.
Известно, что поэты даже посвящали стихи известным гладиаторам. Марсьяль написал стихотворение бойцу по имени Гермес, который был ретиарием и одновременно тренером. Марсьяль говорит, что он был настолько опытен, что мог победить, даже не ранив противника.
Говорили, что римские женщины были очарованы мускулистыми и храбрыми мужчинами на арене. Сатирик Ювенал рассказывает об Эппии, не иначе как жене сенатора, сбежавшей в Египет с гладиатором по имени Сергий. Ювенал говорит, что Сергий не был красивым, но «он был гладиатором». Это делает любого Адонисом.
Спартак – мятежный гладиатор
Спартак, пожалуй, самый известный римский гладиатор. Он был бывшим римским вспомогательным солдатом, который стал фракийским гладиатором в школе в Капуе, на юге Италии. В 73 г. до н.э. коллективные волнения начали расти в школах гладиаторов в районе Капуи. Спартак, прирожденный лидер, вышел на передний план вместе со своей правой рукой Криксом, который был кельтского происхождения.
Вскоре к их делу присоединились рабы и даже свободнорожденные граждане, работавшие в сельских районах южной Италии. По оценкам, в разгар восстания число сторонников составляло от 70 000 до 100 000 человек. Античный историк Аппиан дает объяснение масштабам этого сопротивления римскому режиму. Многие свободнорожденные мужчины, жившие в сельской местности, устали терять свою землю в пользу богатых землевладельцев, которые затем основали огромные поместья, управляемые рабами. Таким образом, армия Спартака завоевала лояльность не только рабов, но и римских граждан.
Эта неофициальная армия разбила двух римских полководцев, а также обоих консулов и их легионы. Когда они в конце концов достигли Цизальпийской Галлии на севере, Спартак думал, что большинство его сторонников разойдутся по своим землям. Но вместо этого они остались с ним. Поэтому они вернулись на юг с планами вторжения на Сицилию. Но в Лукании они были внезапно остановлены римским полководцем Крассом и его легионами. Красс был беспощаден и распинал всех, кто попадался в плен. Спартак также был убит, но его тело загадочным образом так и не было найдено.
Беспрецедентный масштаб и характер восстания потрясли римский истеблишмент. Спартак оставил после себя немалое наследие как гладиатор, поставивший на колени самое могущественное государство своего времени. Плутарх говорит, что те, кто сражался вместе со Спартаком, очень восхищались им за его храбрость, ум и сострадательное руководство.
Маршруты выхода с арены – смерть или свобода
Судьба гладиатора могла решиться за несколько мгновений на арене. Именно это чувство опасности действительно разожгло пыл толпы. Весь график дня публичных игр был построен вокруг гладиаторских боев. Другие мероприятия, состоявшиеся ранее в тот же день, включали охоту на диких зверей, имитацию морских сражений и казни преступников.
Когда наконец пришло их время, гладиаторов выставили напоказ по арене, чтобы толпа могла ими восхищаться. Если бы присутствовал император, они бы встали вместе и произнесли следующее: «Слава Цезарю! Мы, находящиеся на пороге смерти, приветствуем Тебя!»
Тогда и начнутся первые дуэли. Неправда, что все гладиаторские бои заканчивались смертью одного из бойцов. Гладиаторы стоили очень дорого, и побежденного бойца часто щадили, особенно если они пользовались популярностью у толпы.
Теоретически победитель мог решить, дать ли он жизнь или смерть своему противнику. Но если присутствовал император, то эта привилегия переходила к нему. Ревущая толпа также оказала большое влияние на окончательное решение. Император указывал на свой выбор большим пальцем вверх в случае милосердия или большим пальцем, указывающим на горло в случае смерти.
Успешным гладиаторам обычно давали какую-то награду. Это может включать в себя чеканку золотых монет или столовое серебро, а также времяпровождение с проститутками. Тем, кто регулярно побеждал, в конечном итоге будет предложена свобода по усмотрению ланисты. Затем им подарили деревянный меч (рудис) как символ их свободы. Известно также, что некоторые императоры давали свободу прямо на арене. В 109 г. император Траян объявил, что все, кто выживет в его гладиаторских играх (которые длились 123 дня), могут выйти на свободу.
Последнее слово – Гладиаторы и их эпитафии
Мозаика, изображающая различные типы гладиаторов вместе с их именами, «VIC» обозначает тех, кто добился успеха, 4 век нашей эры, через вестибюль виллы Боргезе, Рим.
Большая часть того, что мы знаем о гладиаторах, взята из литературы элиты, и свидетельств их жизни из первых рук мало. Письменные свидетельства представляют собой одни из лучших примеров, но даже их не так много.
В Помпеях есть несколько интересных граффити, на которых указаны имена конкретных гладиаторов, а также количество успешных боев, которые каждый из них завершил. Но граффити, скорее всего, были созданы фанатами, а не самими гладиаторами.
Погребальные эпитафии, пожалуй, единственные примеры того, когда мы можем услышать подлинный голос гладиатора. Эти надписи могут дать интересную информацию о карьере людей. Например, эпитафия знаменитого гладиатора по имени Фламма сообщает нам, что ему четыре раза предлагали деревянный меч свободы. Каждый раз он отказывался от этого в пользу продолжения жизни на арене.
Встречаются и пикантные подробности. Эпитафия гладиатора по имени Маседо сообщает нам, что он умер в возрасте двадцати лет, потерпев поражение в своем первом бою. Некоторые надписи содержат дополнительную информацию, например советы или предупреждения для других, что дает представление о личности. Один человек мудро советует каждому убить своего противника, когда у него есть такая возможность на случай, если он вернется, чтобы отомстить.
Некоторые гладиаторские эпитафии используют более формальный язык погребальных надписей. Возможно, это была попытка поднять себя со своего низкого социального статуса. Иногда также использовались изображения, такие как победные венки на погребальном рельефе выше. Часто можно увидеть конкретное вооружение, которое имело целью персонализировать мемориал.
Короче говоря, надгробия и эпитафии были драгоценной возможностью для гладиатора отразить свою индивидуальность и продемонстрировать свои достижения, противостоящие жизни, полной невообразимой жестокости и рабства.