Почему император Коммод хотел стать Геркулесом?

Почему император Коммод хотел стать Геркулесом Рим

Красивый и сильный, эмоционально нестабильный и жестокий, легко понять, как Коммод скопировал себя с Геркулеса. Но почему он захотел стать мифическим героем?

Что заставило императора Коммода, представителя так называемого «золотого века» Рима, отвернуться от примеров, предложенных ему его непосредственными предшественниками, и вместо этого обратить внимание на безумие и мощь Геркулеса? Сын Марка Аврелия, он унаследовал власть и стал первым императором, призванным править. Его одержимость Геркулесом привела его на коварный путь, стирая границы между реальностью и мифом. От гладиаторских боев до бесстыдного самопровозглашения римским Геркулесом, Коммод оставил в наследство дерзкую снисходительность, которая одновременно очаровывала и отталкивала его подданных.

 

Коммод и имперское подражание

Апофеоз Геракла

В Древнем Риме новый император нередко искал образец для подражания, какого-нибудь бывшего правителя или влиятельного деятеля, который мог бы вдохновить его на великие дела. Например, в четвертом веке римский сенат вспоминал безмятежные дни и приветствовал своих новых правителей обращением к прошлому: «Будьте удачливее Августа и будьте лучше Траяна!» Однако не все императоры были достаточно мудры, чтобы выбрать в качестве вдохновения либо первого и самого долгоживущего принцепса, либо даже оптимуса принцепса («лучший император»). Иногда по политическим причинам искали разные образцы для подражания.

Захватив власть после особенно длительной и кровавой серии гражданских войн, император Септимий Север, по общему мнению, пытался запугать сенат и заставить его подчиниться, восхваляя память Суллы и кровавую жестокость проскрипций, которые он наложил против своих врагов. Позже сын Северуса, Каракалла, маскировался под солдата, избегая (хотя и лишь иногда) жизни в имперской роскоши в пользу ручного труда легионеров. Каракалла был не первым императором, который избегал традиционного поведения, ожидаемого от самого важного гражданина империи, поскольку Нерон лелеял фантазии о славе благодаря своим драматическим способностям.

По большому счету, эти попытки имперского подражания потерпели полный провал. Независимо от того, нацелились ли императоры на высокие высоты, чтобы соответствовать знаменитому предшественнику, или они просто наметили другой курс, их решения часто приводили к отчуждению основных групп, на поддержку которых они полагались; а именно сенат и солдаты. Одним из самых позорных и, возможно, самых причудливых из всех этих имперских заблуждений был император Коммод и его геркулесовы притязания.

Топ-10 хороших императоров Древнего Рима

Топ-10 худших императоров Рима

 

Золотой век? Воспитание Коммода

Последние слова императора Марка Аврелия

На момент своего вступления на престол в качестве единоличного императора в 180 г. н.э. Коммод был уникальным человеком в истории принципата. Хотя имперская власть была де-факто династической, по множеству причин ни у одного правящего императора никогда ранее не воспитывался сын, который стал бы императором. Возможно, ближе всего империя подошла к власти во времена династии Флавиев во второй половине I века нашей эры. У Веспасиана, победителя в гражданской войне, известной как Год четырех императоров (68–9 гг. н.э.), остались двое взрослых сыновей — Тит и Домициан, — которые оба стали императорами.

Фактически, после падения Домициана наследование было организовано путем усыновления. Ряд императоров, не имевших детей, каждый передал императорскую власть назначенному преемнику, который был усыновлен в правящую династию: от Нервы до Траяна, Адриана, затем Антонина Пия и, наконец, Марка Аврелия. Этот период истории Рима запомнится как «Золотой век», и эта характеристика осталась особенно устойчивой, отчасти благодаря характеристике этой эпохи Эдвардом Гиббонсом. Восприятие «золотого века» во многом было результатом плавного перехода политической власти от одного императора к его приемному преемнику, а также чрезмерного влияния, приписываемого более мягким характеристикам некоторых императоров этого периода, таких как Маркус Философские интересы Аврелия.

Портрет Коммода в молодости

Однако Коммод все это изменил. Брак Марка Аврелия и Фаустины Младшей оказался особенно плодотворным: вместе у них родилось 13 детей, включая Коммода. Коммод был признан наследником своего отца с раннего возраста, не в последнюю очередь в ответ на более широкую политическую нестабильность того периода (которая снова должна смягчить предположения о «золотом веке»). На севере империи шла война на германских границах, а на востоке бывший союзник Марка Авидий Кассий — ведущая фигура в Парфянской войне — предпринял неудачную попытку восстания. Война на востоке также принесла разрушительную чуму, известную как чума Антонина, обратно в Римскую империю.

Когда его отец принял решение начать информировать о положении Коммода как своего наследника, это сделало молодого человека чем-то уникальным в истории римской империи: он стал первым багрянородным императором. Это буквально означало, что он родился в императорском пурпуре. Его ближайшие современники признали уникальность ситуации Коммода. Иродиан представляет его произносящим речь перед римскими солдатами вскоре после смерти Марка в 180 году н.э., в которой новый правитель описал себя как «единственного из ваших императоров, родившегося во дворце… императорский пурпур ждал меня в тот момент». Я был рожден.» После такого, казалось бы, благоприятного начала, правление Коммода быстро рухнуло…

 

Поклонение героям: культ Геркулеса в Римской империи

 

Фарнезский Геракл

Независимо от того, известен ли он под греческим «Гераклом» или латинизированной версией «Геркулеса», существует множество характеристик, обычно связанных с, пожалуй, самым известным героем греческой мифологии. Это может варьироваться от его божественного отца Зевса до его знаменитых подвигов, включая убийство Немейского льва и очистку Авгиевых конюшен. Одна вещь, которая не обязательно сразу приходит на ум, — это его путешествия. Однако в ходе своих приключений и трудов Геракл объездил вдоль и поперек Средиземноморский мир. Наследие этого странствующего героя ощущается и сегодня. Например, Геркулесовы столбы, обрамляющие Гибралтарский пролив, представляют собой скалистые мысы, обозначающие западные пределы путешествия Геракла (которого он достиг, совершая свой 10-й подвиг, принося скот Гериона).

Подвиги Геракла Геркулес убивающий гигантского Какуса

Геракл даже фигурирует в основополагающем мифе о Риме. Согласно VIII книге «Энеиды» Вергилия, рост культа Геракла можно отнести к спасению героем жителей Лациума. Задолго до основания города Рима жителей Лациума терроризировал грозный огнедышащий гигант Какус, сын Вулкана.

Какус поедал местных жителей, а также украл скот Гериона. На Геркулесе лежала ответственность не только за освобождение скота, но и за спасение латинян от великана. Геракл установил алтарь на месте, где он убил великана, что можно связать с Ара Максима, на Римском Форуме Быка, древнем скотном рынке. Сегодня остатки древнего поклонения Гераклу все еще заметны в круглом храме Геркулеса Виктора. В последующие столетия миф стал обычным предметом художественных изображений Геракла, созданных такими фигурами, как Дюрер и Франс Хальс, а колоссальное скульптурное изображение Баччо Бандинелли доминирует над входом в Палаццо Веккьо во Флоренции.

Храм Геркулеса Виктора на Бычьем форуме в Риме

Существуют разнообразные свидетельства поклонения культу Геркулеса в Риме и по всей империи, и регулярно появляются новые открытия. Прославленные подвиги полубога и последующее обожествление, а также его сила и мужество сделали его значимой фигурой в древнем мире. Наряду с великими храмами Геракла, воздвигнутыми в Риме и по всей империи (такими как колоссальный храм Геракла в Аммане, Иордания), важность полубога очевидна в его изображениях в различных других средствах массовой информации. Они варьируются от скульптурных шедевров, таких как «Геркулес Фарнезе», копия которого когда-то стояла в термах Каракаллы, до деревенских изображений героя на провинциальных алтарях.

 

Имперские пороки: Коммод, «плохой» император

портретный бюст коммода

Несмотря на то, что Коммод был сыном и наследником, возможно, самого знаменитого из всех римских императоров, сегодня его помнят, как одного из худших тиранов Рима. Основные исторические источники, подробно описывающие его жизнь и правление — в основном Кассий Дион, Иродиан и Historia Augusta — все резко критикуют императора. Часто эта критика отражает озабоченность самих историков.

Например, сенатор Кассий Дион в центре своих оскорблений против Коммода сосредоточил внимание на обращении императора с традиционной политической элитой империи. Дион протестовал против того, как Коммод отверг пример своего отца. Дион утверждает, что Марк предоставил своему сыну ряд доверенных сенаторов — «лучших людей» империи — для руководства его сыном. Однако, как и другой архетипичный плохой император, Нерон, Дион рассказывает, как Коммод ушел в мир подхалима и распущенности, когда император попал под влияние менее щепетильных фигур при дворе.

Против него было организовано несколько неудачных заговоров, в том числе один, в котором главный заговорщик — Клавдий Помпеян — пытался уничтожить Коммода. Размахивая мечом, он крикнул императору: «Смотри! Вот что вам посылает сенат!» Возможно, неудивительно, что заговоры против него, казалось, еще больше отдалили Коммода от функциональных отношений с сенатом.

Коммод

Другие рассказы вместо этого представляют императора, который начинает почти напоминать карикатуру, живое воплощение имперского порока во всех его разнообразных формах. Жизнь Коммода в Historia Augusta (всегда источник, богатый скандалами, хотя и не столько поддающимися проверке фактами), с удовольствием потчует читателя свидетельствами вырождения императора. Они варьируются от сексуальных развратов, включая слухи об инцесте с его сестрой (возможно, понимающий кивок автора в сторону другого архетипического плохого императора, Калигулы), до жестокости и откровенно отвратительных вещей: «Утверждают, что он часто смешивал человеческие экскременты с самыми дорогими продуктами и он не удерживался от их дегустации…»

Топ 10 самых известных людей Древнего Рима

Топ-12 удивительных и интересных фактов о Римских императорах

 

Мания величия (I): Коммод-гладиатор

Император Коммод убивающий леопарда

Физическое мастерство было важным фактором формирования отношения к правителям в Древнем Риме. Недаром биография Калигулы Светонием начинается с восхваления режима упражнений Германика, сопоставления, используемого для того, чтобы повысить оценку читателем недостатков Калигулы. Судя по нескольким источникам, сам Коммод представлял собой впечатляющий образец. Быть стройным согласно Historia Augusta., сын Марка Аврелия, кажется, посвятил много времени упражнениям и тренировкам; Иродиан пишет, что люди, ставшие свидетелями спарринга императора, были впечатлены мастерством Коммода как лучника и метателя копья. Однако, в то время как Германика хвалили за использование упражнений для улучшения себя, для Коммода тренировки стали средством лишь еще больше дистанцироваться от ожидаемого поведения императора.

Решающим фактором было то, что Коммод позволил своему обучению стать достоянием общественности. Коммод был печально известным императором-гладиатором (прославленным Хоакином Фениксом в блокбастере 2000 года «Гладиатор»).). Решение императора выйти на арену было невероятно подрывным. Зрелища, в том числе гладиаторские бои и гонки на колесницах, были сильно политизированы в римском мире, что позволяло аристократам империи и самим императорам передавать власть и завоевывать поддержку. Но решение императора принять активное участие в развлечениях само по себе предложило новую парадигму и новый язык для визуализации имперской власти. В частности, оно было тесно связано с личными качествами императора: силой, атлетизмом и боевым мастерством. Отчасти это удалось: по словам Иродиана, меткость и боевое мастерство Коммода на арене были популярны среди римской публики.

Император Коммод

Однако попытка Коммода предложить новую парадигму понимания имперской власти оттолкнула римскую элиту. Современный отчет Кассия Диона о годах правления Коммода является резким, причем историк отмечает, что — если бы не тот простой факт, что это сам император унижал свое положение, — тогда не было бы причин фиксировать такие унижения. Из повествования Диона следует, что присутствие сената на гладиаторских боях Коммода использовалось императором как способ публично утвердить свой контроль над римской элитой: присутствовавшим сенаторам было приказано кричать: «Вы господин».

Интересно, что историк также предполагает, что само римское население на самом деле не хотело выходить на арену, что представляет собой интересный контраст с рассказом Иродиана. Возможно, это сенаторский историк, подчеркивающий всеобщую непопулярность Коммода, чтобы предложить раннее оправдание переворота, который в конечном итоге свергнул бы деспотического императора…

 

Мания величия (II): Коммод в роли Геркулеса

Бюст Коммода в образе Геркулеса

Гладиаторское измерение было не единственной новой парадигмой представления имперской власти, принятой Коммодом. Геракл предоставил Коммоду дополнительные средства выражения его индивидуального статуса, приравнивая императора к полубогу и герою и связанным с ним добродетелям. В частности, связь с Гераклом также связывала Коммода с римским пантеоном: Геракл был сыном Юпитера, главного римского бога. Важно признать, что, хотя повествовательные источники снова резко критикуют открытое и явное представление Коммода как Геркулеса, оно коренится в имперском прецеденте. Все его предшественники на протяжении второго века нашей эры были связаны с Геркулесом, лишь в меньшей степени. Так было даже с Траяном, так называемым оптимусом принцепсом. В панегирике императора Плиний Младший сравнил его военные подвиги с подвигами Геракла.

Монета Коммода из медного сплава

Основная проблема, по-видимому, заключалась в том, в какой степени Коммод утверждал свою связь с полубогом и героем мифа. По словам Диона, император включил титул «римский Геракл» в свою номенклатуру, а полубог также был включен в переименованные месяцы римского календаря (вместе с именем Коммода). Эта имперская мания величия распространилась по всей империи; это явление не ограничивалось городом Римом. Алтарь, обнаруженный в Дура-Европосе, на юго-западном берегу Евфрата, является свидетельством распространения идеи Коммода как Геркулеса даже до самых дальних пределов империи. Изображения Коммода в облике Геркулеса распространялись по империи, начиная от монет и заканчивая произведениями искусства, включая, возможно, одну из самых известных статуй, сохранившихся с древности.

Связь Коммода с Геркулесом также шла рука об руку с гладиаторскими боями. Дион сообщает, что императорская дубинка и львиная шкура — сразу узнаваемые символы личности Геракла — несли перед императором в процессиях, а также помещали их на позолоченное сиденье Коммода в амфитеатре. Коммод появлялся на арене и имитировал подвиги Геракла. Демонстрация его мастерства владения луком должна была служить имитацией шестого подвига Геракла — Стимфалийских птиц.

 

Осмысление безумия: Коммод, Геркулес и новая империя

Император Коммод в образе Геркулеса и гладиатора

По сути, Коммод, маскирующийся и под гладиатора, и под Геракла, можно понимать как аспекты одной и той же цели. Эти новые парадигмы имперской власти позволили самому благородному из всех римских императоров сформулировать новую версию статуса. В то время как повествовательные источники о правлении Коммода подчеркивают, что статус императора определялся династией (по словам Иродиана, это был самый благородный из всех императоров), гладиаторский маскарад и мания геркулесового величия давали Коммоду возможность подчеркнуть свою индивидуальный статус, отличный от достижений и репутации его отца и предков.

В итоге эксперимент провалился. Коммод был убит в канун Нового 192 года. Его память была осуждена, а его смерть праздновалась в Риме, не в последнюю очередь сенаторской элитой, сговорившейся против него. Однако правление Коммода изменило динамику римского политического ландшафта. В последующие десятилетия возникли новые способы представления имперского статуса и власти. Не все из них были так узнаваемы, как подход Коммода, а отстаивание Элагабалом сирийского бога солнца вызвало особенно бурную реакцию.

В будущем императоры снова обратятся к Геркулесу за божественным союзом, особенно при тетрархах начала четвертого века. Эти императоры могли бы более успешно развивать эти связи, но, рассматривая десятилетия, последовавшие за правлением Коммода — время кризиса в Римской империи — становится ясно, что геркулесовы заблуждения императора также были влиятельными новшествами.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий