- Женщины-воины амазонки в греческой мифологии
- 1. Царица Ипполита и амазонки против Геракла
- 2. Царица Антиопа и похищение Тесея
- 3. Дуэль царицы Пентесилеи с Ахиллом
- 4. Попытка королевы Талестрис соблазнить Александра Великого
- 5. Завоевание атлантов и горгон королевой Мириной
- Как распознать амазонку в греческом искусстве
- Были ли мифы о женщинах-воинах амазонках основаны на реальности?
Воины и охотники, амазонки были нацией женщин, которые устрашали самых могущественных воинов и империй греческой мифологии.
Когда люди думают о древней мифологии и воинах, населявших ее, на ум приходят такие персонажи, как Ясон и аргонавты, Ахиллес, Геракл, Тесей и другие великие герои. Хотя в древнем воображении действительно доминировали мужчины-воины, сразу за пределами известного средиземноморского мира существовали свирепые женщины-воины, которые могли противостоять величайшим из этих мужчин. Этими воинами были амазонки. Сказки об этих воительницах, заслуживших репутацию благодаря своей храбрости и боевому мастерству, навсегда укоренились в коллективном сознании древней Греции.
Женщины-воины амазонки в греческой мифологии
Считалось, что амазонки были дочерями Ареса бога войны. Образно или нет, они были потомками Ареса, но они действительно были жестокими воинами, обладавшими навыками войны, о чем свидетельствует греческая мифология. Спасаясь от деградации, подавления, порабощения, нападений и убийств, с которыми регулярно сталкивались женщины греческого мира, амазонки сформировали свою собственную нацию. Нация, исключающая присутствие мужчин.
Нация, где женщинам был предоставлен потенциал для неограниченного роста в качестве воинов. Рядом с Черным морем и за пределами известного Средиземноморья нация Амазонки будет называться Темискира. Хотя Темискира была самым известным городом-государством женщин-воинов в мифологии, это было не единственное место, занимаемое ими. К амазонкам также относились такие города, как Эфес, Кима, Синопа, Приена, Мирина, Лесбос и Митилини.
Обычно занимая оборонительную позицию, они постоянно оказывались во власти мужской агрессии и завоеваний. С учетом вышесказанного, возник ли этот миф из уст и умов угнетенных женщин, чтобы утешить себя в патриархальном мире? Или миф служил сказкой, демонстрирующей превосходство самцов над сильнейшими из самок? Или амазонки были настоящей расой женщин-воинов? Независимо от их первоначальной цели в греческой мифологии, амазонки могли противостоять полубогам, королям и народам.
1. Царица Ипполита и амазонки против Геракла
Девятый подвиг Геракла, возложенный на него царем Эврисфеем, потребовал от Геракла отправиться на амазонский остров Темискира, чтобы вернуть золотой пояс Ипполиты, царицы воительниц. Надвигающаяся жестокость прибытия Геракла была ниспровергнута, когда Ипполита неожиданно приветствовала Геракла с распростертыми объятиями. Однако обреченная судьба королевы была предрешена.
Без ведома Ипполиты в дело вмешалась Гера, царица олимпийцев. Переодевшись воительницей-амазонкой, Гера убедила амазонок поверить, что Геракл и его товарищи по кораблю пытались похитить Ипполиту. Проявив верность своей царице, амазонки напали на корабль Геракла. Произошла великая битва, в результате которой Ипполита погибла от руки Геракла. Примечательно, что другая история предполагает, что Ипполита случайно попала в руки своей сестры царицы Пентесилеи. В то время как воительницы были временно побеждены, Геракл поспешил покинуть Темискиру и смертоносных обитателей острова с поясом Ипполиты в руке, завершив свой девятый подвиг.
2. Царица Антиопа и похищение Тесея
После убийства Ипполиты произошла еще одна противоречивая история: похищение царицы амазонок Антиопы, сестры Ипполиты и Пентесилеи. Есть три существенные версии произошедшего.
Первая история предполагает, что Антиопа охотно села на корабль Геракла после убийства Ипполиты из-за того, что была влюблена в Тесея. Антиопа и Тесей поженятся в Афинах и даже родят ребенка. Однако амазонки напали на Афины, пытаясь спасти свою мечту о похищенной царице и вернуть пояс царицы Ипполиты. Столкнувшись со своими любимыми сестрами, Антиопа встала на сторону Тесея и афинской армии, чтобы защитить город.
Во второй истории Антиопу действительно похитили против ее воли. Считается, что по прибытии женщин-воинов Антиопа встала на сторону своих сестер по оружию и напала на Афины, чтобы вырваться из рук Тесея.
Последняя значимая история предполагает, что Антиопа была влюблена в Тесея, но не встала на его сторону после прибытия амазонок. В этой версии Антиопа охотно оставила своих соотечественниц ради Тесея, но Тесей отказался от нее в пользу Федры. В ярости Антиопа задумала убить всех гостей на свадьбе Тесея и его новой возлюбленной жены Федры. Чтобы остановить оправданный гнев Антиопы, потребуются усилия Тесея, Геракла и афинской армии. Антиопа встречает свой конец во всех трех вариантах, как это принято в историях с амазонками.
3. Дуэль царицы Пентесилеи с Ахиллом
Когда люди думают об Ахиллесе, первое, что часто приходит на ум, — это его репутация величайшего воина и героя Троянской войны. Действительно, Ахиллес был одним из самых устрашающих воинов в истории, но был один воин, который осмелился с радостью встретиться с ним лицом к лицу и победить его, царица Пентесилея.
Помогая царю Приаму после смерти Гектора, Пентесилея решила, что Троянская война требует вмешательства амазонок. Пентесилея вместе со своими сестрами неистовствовала в рядах греков, убивая каждого солдата, который стоял на их пути. Действия Пентесилеи и амазонок не остались незамеченными. Это был лишь вопрос времени, когда Ахиллес и Пентесилея бросят вызов друг другу на поле битвы.
После эпического противостояния Пентесилея убила Ахилла в бою. Однако, поскольку греческие боги всегда плетут интриги, Зевс воскресил Ахилла из смерти, а Ахиллес убил Пентесилею. Предполагается, что Ахиллес оплакивал смерть Пентеслеи, восхищаясь ее мужеством и красотой. Ахиллес даже убил бы Терсита, греческого солдата, который осмелился высмеивать его траур.
4. Попытка королевы Талестрис соблазнить Александра Великого
В мире, где царят войны и завоевания, процветать могут только самые сильные и хитрые. Зная о невзгодах древнего мира, королева Талестрис хотела вывести расу детей, которые смогли бы относительно легко ориентироваться в таком мире. Кто больше подошел бы на роль королевы амазонок, чем Александр Македонский, завоеватель большей части известного мира? Легенда гласит, что царица Талестрис приветствовала Александра с 300 воительницами, надеясь, что он станет отцом такого же великого воина, как он.
Однако, как и в случае с большинством легенд, существует множество предположений, и академическое сообщество, как древнее, так и современное, отвергает тот факт, что эта история действительно произошла. Тем не менее, есть свидетельства того, что скифский царь предложил свою дочь в жены Александру.
5. Завоевание атлантов и горгон королевой Мириной
Согласно Диодору Сицилийскому, царица Мирина была амазонкой, имя которой распространилось по Греции и Египту. С армией в тридцать тысяч пехотинцев, тремя тысячами кавалеристов и безжалостной тактикой города добровольно отдали свои земли Мирине и ее амазонкам без конфликта. Путешествуя на мифический остров Атлантида, Мирина разрушила город Кирене.
Заключив мир с атлантами после жестокого завоевания, Мирина попытается помочь Атлантиде и избавить ее от соседних Горгон. Примечательно, что Диодор отверг идею о том, что Горгоны были чудовищами со змеями на головах, которые, подобно знаменитой Горгоне Медузе, мог превратить смертных в камень. Вместо этого он поддерживал идею о том, что Горгоны были нацией воинствующих женщин племени.
Истории разделены между Мириной, истребляющей всех Горгон, и ее неспособностью выполнить свою миссию. В конце концов, Мирина поведет свою армию в Египет и подружится с Гором, египетским богом-фараоном. Их партнерство приведет к поражению бедуинов, сирийцев и Западной Азии. Несмотря на все свои завоевания, Мирина погибла в бою от рук фракийцев и скифов.
Как распознать амазонку в греческом искусстве
Чтобы идентифицировать женщин-воинов в греческом искусстве, нужно задать пару вопросов. Во что одеты персонажи? А как персонажи отображаются среди медиумов?
Первоначально амазонки были созданы по образцу богини войны и мудрости Афины. Они часто были вооружены своим фирменным топором лабрис, луком, копьем, полущитом и легкими доспехами. Со временем амазонки стали больше походить на богиню охоты и дикой природы Артемиду. Воительницам, одетым в платья, придавалось то, что считалось женским признаком, что еще больше отличало их от своих собратьев-мужчин. Когда около 450 г. до н.э. греки оказались на чужих территориях или в другом, амазонки приняли форму скифских лучников и персов. С тех пор амазонки будут изображаться в кепках, украшенных брюках и верхом на лошадях.
Услышав о том, как амазонки разрушали мифологические города и армии, сталкивались с самыми могущественными полубогами и заслужили уважение народов, вы могли бы ожидать, что женщины-воины займут благоприятное положение в греческом искусстве, не так ли? Однако, если вы прокрутите страницу назад, то увидите узор среди греческих амфор. Определяющей и недостаточно значимой характеристикой амазонок в греческом искусстве является то, что они ранены, смотрят на мужчину снизу вверх и находятся в наиболее уязвимом состоянии.
Были ли мифы о женщинах-воинах амазонках основаны на реальности?
Как и в случае с большинством мифов, ученые первоначально считали, что амазонки были плодом греческого воображения. Однако вполне вероятно, что мифы имели под собой реальную основу.
Согласно легенде, переданной Геродотом, амазонки столкнулись с греками возле Термодона, реки на территории современной Турции. Разгромив их, греки взяли некоторых в плен и попытались уплыть с ними домой. Однако амазонки восстали и убили всех находившихся на борту греческих солдат. Амазонки в конечном итоге высадились на берегу Скифии. После непродолжительных ссор со скифскими воинами воительницы и скифские мужчины устанавливали интимные отношения. Потомство таких отношений будет называться савроматами. Скифы со временем стали называть этих могучих воинов «oiorpata», «убийцами людей».
Несмотря на причудливый характер легенды, археологические данные продолжают подтверждать, что савроматские женщины действительно были воинами, похороненными с полным комплектом оружия и принесенными в жертву лошадьми. Несмотря на то, что современные ученые часто отождествляют амазонок со скифскими женщинами, если рассматривать этнографические слова Геродота всерьез (что, несомненно, является большим скачком), амазонки считали себя ничем не похожими на скифских женщин. Таким образом, предположительно савроматы были потомками скифов и некоторых людей, вдохновивших легенды уважением к женщинам-воинам. Или савроматские женщины вообще вдохновили легенды об амазонках.
Тем не менее, в конце концов, истории показывают, что женщины могут быть такими же свирепыми, отважными и опытными, как и любой великий человек в истории.