7 случаев, когда Парфенон был разрушен и преобразован

Парфенон (Разрушение и Преобразование Храма в Афинах) Греция

Более 2000 лет Парфенон величественно возвышался на вершине Афинского Акрополя. Знаете ли вы, что Парфенон на протяжении всей истории много раз преобразовывался и даже разрушался?

Парфенон является обязательным местом посещения для каждого гостя Афин. Построенный более 2000 лет назад древний храм является одним из тех знаковых зданий, которые стали символом западной цивилизации. Построенный как храм богини Афины, Парфенон служил одновременно христианской церковью и мечетью и за свою долгую историю претерпел множество преобразований.

 

1. Новый Парфенон построен на руинах старого

Статуя Афины, часть фронтона Гигантомахии
Статуя Афины, часть фронтона Гигантомахии Старого Парфенона, около 525–500 гг. до н.э., Музей Акрополя, Афины.

V век до нашей эры часто называют золотым временем для Афин. В этот период было построено большинство великолепных общественных зданий на вершине Акрополя и процветали демократия, искусство, философия и театр. После пяти десятилетий войны с персами афиняне одержали важную победу в битве при Платеях в 479 году до нашей эры. Этот триумф поднял чувство национальной гордости, и город стал экономически процветать. В этом контексте было начато строительство Парфенона, одного из самых знаковых сооружений Древней Греции.

Афина богиня Древней Греции (7 ключевых фактов)

Топ-10 богинь Древней Греции

Строительство храма началось в 447 году до нашей эры и закончилось в 438 году до нашей эры. Место для Парфенона на вершине холма Акрополя было выбрано не случайно. Здесь лежали руины двух более ранних храмов. На том же месте находился более старый, незавершенный храм, Предпарфенон или Старший Парфенон. Сам Предпарфенон был построен на вершине более раннего храма, известного как Храм Гекатомпедона. Оба храма были посвящены Афине, богине-покровительнице города.

Скульптуры западного фронтона храма Гекатомпедона
Скульптуры западного фронтона храма Гекатомпедона, около 570 г. до н. э., Музей Акрополя, Афины.

Пред-Парфенон подвергся разрушению во время персидского разграбления Афин в 480 году до нашей эры. Когда персы напали на город, они безжалостно разрушили и сожгли еще недостроенный Предпарфенон и другие постройки. После нападения афиняне не стали восстанавливать Предпарфенон, а оставили руины на месте на следующие 30 лет как напоминание о персидской угрозе. Хотя сегодня от Предпарфенона мало что осталось видимым, фрагментами метопов и фронтонных скульптур оригинального храма можно полюбоваться в Музее Акрополя в Афинах.

 

2. Парфенон становится христианской церковью

Статуя Константина Великого возле Йоркского собора, Йорк, Англия
Статуя Константина Великого возле Йоркского собора, Йорк, Англия

Римляне захватили Грецию в 146 г. до н.э., и Афины стали провинциальным римским городом. Афины сохранили большую часть своих классических и эллинистических особенностей, которыми очень восхищались в Риме. Христианство было принято в качестве государственной религии Римской империей в 380 году нашей эры, а это означает, что многие языческие храмы и священные места были перепрофилированы в церкви и использовались для христианского богослужения.

Когда 15 лет спустя Римская империя разделилась на две части, Восточная Римская империя (также известная как Византийская империя) продолжала пропагандировать христианство, а не старые языческие религии.

Парфенон, храм, первоначально построенный в честь Афины, был преобразован в церковь, посвященную Деве Марии. Интерьер Парфенона был изменен с такими дополнениями, как христианская иконография, апсида и алтарь. Парфенон стал одним из важнейших мест христианского паломничества в Византийской империи. Великолепный храм, посвященный Афине, сыграл значительную роль в закреплении христианских религиозных практик и ритуалов в Греции.

Афина Паллада Реконструкция
Современная реконструкция статуи Афины работы скульптора Фидия работы Алана Лекуайра, сделанная в 1990 году

Где-то в этот период исчезла массивная статуя Афины, созданная известным художником Фидием. Выполненная из золота и слоновой кости статуя высотой около 12 метров стояла в самом сердце Парфенона во всей своей красоте и величии. Что именно произошло со статуей, остается загадкой. Вероятно, его разобрали по частям и перевезли в Константинополь.

Следует также отметить, что с 1204 года и на протяжении 250 лет Парфенон служил католической церковью, так как в это время Афины находились под контролем Латинского Государства, созданного после четвертого крестового похода, захватившего Константинополь.

 

3. Парфенон становится мечетью

минарет на Парфеноне
Парфенон после прибытия Франческо Морозини в Афины, рисунок 1672-1676 гг. Неизвестный венецианский автор изображает Парфенон как мечеть с минаретом, но с неправильным количеством колонн — 4 на 5.

После того как Османская империя захватила Афины в 1458 году, Парфенон на Акрополе снова преобразился. В Османской империи, существовавшей с 14 века по начало 20 века, ислам был доминирующей религией. Однако, в отличие от других империй, Османская империя была терпима к другим религиям. Империя пережила более консервативные и строгие периоды, но православным грекам-христианам было разрешено исповедовать свою религию, и они оставались в основном православными христианами.

Топ-7 древнегреческих храмов, которые вы должны знать

Храм Артемиды в Эфесе: история архитектурного чуда

Парфенон стал символом исламского завоевания и господства над греческим народом. Парфенон был реконструирован для использования в исламских практиках. Все следы христианского прошлого были удалены, изображения святых закрашены, а главное, к зданию пристроен минарет. Преобразование в мечеть представляет собой значительный сдвиг в религиозной и культурной самобытности города.

Сложные фризы, метопы и фронтоны классического Парфенона в этот период сильно пострадали.

 

4. Бомбардировка Парфенона венецианцами

Полное разрушение крыши Парфенона, фотография, сделанная между 1850-1870 годами английским фотографом Фрэнсисом Фритом
Полное разрушение крыши Парфенона, фотография, сделанная между 1850-1870 годами английским фотографом Фрэнсисом Фритом

Венецианская осада Афин в 1687 году была частью более крупного конфликта с участием Османской империи и коалиции европейских держав, включая Венецианскую республику. Основной целью венецианцев было ослабить османское присутствие в Восточном Средиземноморье и утвердить свое влияние в регионе. Решение атаковать Афины было стратегическим. Афины были важны как западное сердце Османской империи и имели символическое значение.

Во время осады османы использовали Парфенон и другие постройки Акрополя в качестве крепости. Будучи самым большим зданием, Парфенон использовался для хранения пороха и боеприпасов. Пытаясь ослабить оборону Османской империи, венецианцы обстреляли Парфенон тяжелой артиллерией. Когда венецианский минометный удар поразил Парфенон, он вызвал мощный взрыв, в результате которого была разрушена вся центральная часть его крыши. Было разрушено несколько колонн, скульптур и других построек.

Мечеть в Парфеноне
Мечеть в Парфеноне, автор Пьер Пейтье, 1830-е годы,

Венецианцы впоследствии покинули Афины в 1688 году. Внутри руин Парфенона была построена небольшая мечеть. Этот этап истории Парфенона хорошо задокументирован в нескольких картинах и рисунках европейских путешественников. Существует даже дагерротипная фотография этой небольшой мечети.

 

5. Мраморы Элгина

рабочие, снимающие фриз Парфенона
Акварельная картина Эдварда Додуэлла, примерно 1805 года, на работе изображены рабочие, снимающие фриз Парфенона

Парфенон регулярно появляется в новостях из-за давнего спора между правительством Греции и Британским музеем в Лондоне. Споры начались с лорда Элгина, который был британским послом в Османской империи с 1799 по 1803 год. Элгин получил разрешение от османских властей на изготовление гипсовых слепков и документацию греческих зданий, включая Парфенон. В ходе документирования было принято быстрое решение убрать скульптуры и архитектурные фрагменты из Парфенона.

Действительно ли Древняя Греция является колыбелью западной цивилизации?

Перикл, топ-10 биографических фактов и реформ

Сэр Элджин утверждал, что он действовал, чтобы сохранить мрамор Парфенона и защитить его от дальнейшего повреждения или разрушения. Он утверждал, что османы пренебрегали этим местом и что скульптуры подверглись погодным воздействиям и вандализму. С помощью команды мастеров сэр Элджин разобрал многочисленные скульптуры, в том числе знаменитый фриз Парфенона и метопы, и отправил их в Англию.

Скульптуры Парфенона – Кентавр и Лапиф из Южного метопа XXXI, Британский музей
Скульптуры Парфенона – Кентавр и Лапиф из Южного метопа XXXI, Британский музей. Wikimedia Commons.

В конце концов, в 1816 году Элджин продал мрамор британскому правительству. Скульптуры стали частью коллекции Британского музея, теперь известной как «Мраморы Элгина» или «Мраморы Парфенона». Споры вокруг действий лорда Элджина возникают из-за вопросов собственности, согласия и этических последствий удаления культурного наследия из места его происхождения. Греция уже давно оспаривает легитимность приобретения Элгина и прилагает постоянные усилия, чтобы вернуть мрамор в Афины.

 

6. Греческое государство пытается «восстановить» классический Парфенон

Османы сдаются в Салониках
Османы сдаются в Салониках. Сотирис Кристидис, между 1912 и 1918 годами

Война за независимость Греции, продолжавшаяся с 1821 по 1830 год, была конфликтом, в ходе которого греческие революционеры стремились вырваться из-под власти Османской империи. Греки, вдохновленные националистическими настроениями и идеалами просвещения, восстали против османского правления. Поддержка греческого дела, движения, известного как филэллинизм, выросла на международном уровне. Бойцы, вдохновленные греческим делом, присоединились к битве со всей Европы. Известные деятели, такие как поэт лорд Байрон, способствовали революции.

Парфенон 1839.
Парфенон. Фотограф: Пьер-Гюстав Жоли (1798–1865).
Гравёр: Фредерик Мартенс (1806–1885). Фотография: октябрь 1839 г. Гравюра: 1841 г.

В конечном итоге было сформировано независимое греческое государство, признанное Константинопольским договором 1832 года. Парфенон продолжал символизировать греческую национальную идентичность, культурное наследие и устойчивость.

Теленосец и мальчик Критио
Теленосец и мальчик Критиос вскоре после раскопок на Акрополе. около 1865 г.

Изменения, произведенные в Парфеноне в этот ранний период существования греческого государства, были направлены на «восстановление» храма его древнего, классического греческого вида. Были предприняты усилия по замене поврежденных или отсутствующих архитектурных элементов, таких как колонны, фризы и фронтоны, с использованием имеющихся исторических записей и фрагментов, обнаруженных на этом месте. Эти вмешательства были направлены на восстановление первоначального архитектурного состояния Парфенона. Постклассические дополнения, в том числе относящиеся к византийским, венецианским и османским временам, были удалены.

 

7. Защита Парфенона от туризма и загрязнения воздуха.

Руины Парфенона
Руины Парфенона. Сэнфорд Робинсон Гиффорд,
1880 г.

Греция является одним из самых оживленных туристических направлений в Европе, и немногие посетители Афин упускают возможность подняться на Акрополь и стать свидетелем вневременного чуда Парфенона. По оценкам Министерства культуры Греции, в 2022 году в высокий сезон Акрополь ежедневно посещают около 16 000 человек.

Обезопасить памятники от такого количества посетителей означает ограничить прикосновение к памятникам защитными решетками и ограничить доступ к определенным местам. Это тщательный баланс, позволяющий людям восхищаться и ценить Парфенон, одновременно защищая его.

Еще одна современная угроза Парфенону — загрязнение воздуха, вызывающее эрозию мрамора. Изменение климата приводит к экстремальным погодным условиям, а длительные периоды засухи или проливных дождей могут повредить конструкции древних стен и храмов. Также прилагаются усилия по мониторингу и анализу воздействия загрязнения воздуха на Парфенон посредством регулярных проверок и научных исследований. Для защиты мраморных поверхностей разрабатываются защитные покрытия и методы очистки, сочетающие консервацию с минимальным вмешательством. Также важно повышать осведомленность о сохранении этого архитектурного шедевра для будущих поколений.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

  1. Валерий

    Так и не известен срок восстановления ПАРФЕНОНА ?!

    Ответить
    1. admin автор

      Здравствуйте! Есть только проекты по частичному восстановлению. Последний принят в 2019 году и рассчитан на 15 лет. Вот выдержка из статьи: «Речь идёт о восстановлении северной стены целлы Парфенона. В древнегреческих храмах целлой называли главное внутреннее пространство со статуей божества, которому он был посвящён. В случае с Парфеноном, в этой части хранилась знаменитая статуя Афины Парфенос работы Фидия, которая была выполнена в хрисоэлефантинной технике и отличалась впечатляющими размерами.
      Согласно проекту, для восстановления будут использованы 360 древних каменных блоков, лежащие на территории Акрополя, и приблизительно 90 блоков из мрамора Дионисоса (Аттика), который по химическому составу и текстуре идентичен известному с древних времён мрамору Пентелиса.»

      Ответить