Действительно ли Древняя Греция является колыбелью западной цивилизации?

Почему Древняя Греция Колыбель Западной Цивилизации Греция

Древнюю Грецию обычно считают колыбелью западной цивилизации, исходя из предположения об общем культурном наследии.

Считается, что Древняя Греция является основой западной цивилизации. Повествование гласит, что культурное наследие Греции было передано Риму, а затем и остальной Европе через Римскую империю. Реальность сложнее. Идея Древней Греции как общей культурной основы европейской цивилизации возникла сравнительно недавно и датируется ранним периодом Нового времени. То же самое верно и для концепции Запада, которая сама по себе является культурной конструкцией, созданной в конкретных исторических обстоятельствах.

 

Древняя Греция и западная цивилизация

Афинский музей Акрополя Кариатида с южного крыльца Эрехтейона, ок. 415 г. до н.э.
Афинский музей Акрополя Кариатида с южного крыльца Эрехтейона, ок. 415 г. до н.э. Автор фото Gary Todd

Такие философы, как Сократ, Платон и Аристотель, обеспечили интеллектуальную основу для многих европейских философов. Греческое искусство и архитектура оказали огромное влияние на формирование европейских художественных вкусов, особенно с 18 века. Научный вклад Древней Греции также помог разработать новые научные идеи в период раннего Нового времени. Что касается политической организации, Древняя Греция считается родиной демократии. По этим причинам часто говорят, что Древняя Греция предоставила культурную модель и основу для западной цивилизации, которая продолжила греческое наследие демократии, философии, искусства и науки.

Однако эта точка зрения основана на концепции общей «западной» или «европейской цивилизации». В действительности эта концепция не является универсальной и ценностно-нейтральной. Такие идеи, как «Запад» и «Европа», представляют собой конструкции, сформированные конкретными историческими обстоятельствами.

 

«Запад» как концепция

Руины Парфенона
Руины Парфенона. Сэнфорд Робинсон Гиффорд,
1880 г.

Идея «западной цивилизации» или просто «Запада» была создана в конкретных и несколько недавних обстоятельствах. Термин «Запад» (обычно понимаемый как противоположность «Востоку») имеет множество значений. Это относится к Европе, прежде всего к Западной Европе, а также к Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, или к тому, что сегодня обычно называют «Глобальным Севером». Также Запад часто отождествляют с Северной Атлантикой, что отражает историю европейской колонизации. Однако концепция Запада основана не только на географии. На самом деле не существует полного консенсуса относительно того, какие места и страны принадлежат Западу и по каким критериям это можно определить. Например, является ли Восточная Европа частью Запада или нет?

Вместо географии Запад часто определяют на основе идеи общей культуры. Однако это тоже неопределенный критерий. Страны, принадлежащие Западу, имеют существенно разные культуры, языки и истории. В этом контексте общее культурное наследие Древней Греции часто предлагается в качестве основы западной цивилизации. Но как возникла эта идея?

 

Как древние греки смотрели на мир?

Карта мира Геродота
Карта мира Геродота

Как древние греки смотрели на мир и свое место в нем? Существовали различные древнегреческие культуры, и их понимание мира со временем менялось. Говорить об универсальном «древнегреческом наследии» непросто. Также непросто суммировать представления о мире в различных регионах и городах-государствах Греции. Однако существовало общее древнегреческое мировоззрение — мировоззрение, сильно отличающееся от нашего.

В своих «Историях» Геродот упоминает, что мир разделен на три части: Ливию на юге, Азию на востоке и Европу как остальную часть. В этом мировоззрении центром являются Балканы и Анатолия, где располагалась греческая цивилизация. Этот центр отделяет Запад от Востока и Юга. Однако сегодня эти территории рассматриваются не как центр, а скорее, как периферия Европы или даже не Европа вообще. Также древние греки не верили в единство «людей, живущих в Европе», и не имели понятия о современных расовых категориях.

Древние греки отделялись от других по языку и культурным особенностям. Тех, кто не говорил по-гречески, называли варварами. Этот термин относился как к внешним врагам, так и к союзникам. Оно относилось к великим культурам, таким как древний Египет или Персия, а также к небольшим племенам, разбросанным по северу Греции.

Еще одна вещь, которая усложняет греческое наследие, — это существование богатых торговых и культурных сетей с другими культурами Средиземноморья, а иногда и дальше на восток. Греки не образовывали обширных сетей с варварами на севере, в остальной части Европы. Пока эти контакты существовали, Греция была в первую очередь сосредоточена на Средиземноморье. Это неудивительно: такие культуры, как Древний Египет, процветали и были значительно более влиятельными по сравнению с небольшими племенными обществами Европы.

 

Наследие Древней Греции в Европе

«Смерть Сократа», Жак Луи Давид, 1787 г.
«Смерть Сократа», Жак Луи Давид, 1787 г.

Греческая культура распространилась на новые территории в эллинистический период, период, последовавший за завоеваниями Александра Македонского. Однако эллинистические государства преемников Александра находились в основном за пределами Европы. Греческая культура также оказала значительное влияние на Рим, поскольку последний завоевал греческий мир. Интересно, что после падения Западной Римской империи Римская империя не прекратила свое существование.

Восточная Римская империя (часто называемая Византийской империей) просуществовала до падения Константинополя в 1453 году нашей эры. Однако Византийская империя обычно не рассматривается как часть истории Запада, хотя она имела прямую культурную связь как с Древней Грецией, так и с Древним Римом.

В средние века территория, сегодня известная как Западная Европа, была разделена на многочисленные королевства и феодальные территории. Это было время христианизации, и религия сильно повлияла на отношения между государствами, а также с исламским миром. Отношения между христианами и мусульманами были напряженными и антагонистическими на протяжении всего Средневековья. Однако исламский мир предоставил бесценные переводы многочисленных ключевых древнегреческих текстов.

Благодаря этой деятельности многие древнегреческие тексты сохранились и сумели стать известными по всей Европе в последующие века. Напротив, Западная Европа в средние века мало уделяла внимания Греции. Лишь в эпоху Возрождения и раннего Нового времени расцвели идеи о важности древнегреческого наследия. Можно сказать, что в этот период Западная Европа познакомилась с античностью. Именно тогда зародилась идея Древней Греции как основы европейской культуры.

Афинская школа. Рафаэль Санти 1511 г.
Афинская школа. Рафаэль Санти 1511 г.

Важной фигурой, которая способствовала тому, что европейцы приняли Древнюю Грецию (и Рим), был Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768), один из первых археологов и историков искусства. Он посвятил свою работу греческому и римскому искусству и внес большой вклад в возникновение неоклассического движения. Популярность Древней Греции и растущие представления о важности ее наследия побудили многочисленных путешественников, писателей и искателей приключений в конце 18-19 веков посетить Грецию.

Однако возникла проблема. После падения Константинополя в 1453 году территории Греции находились под контролем Османской империи. Это заставило европейцев XVIII и XIX веков рассматривать Грецию как «Восток», а не как часть своей культурной сферы. В то время как некоторые западноевропейцы, такие как Байрон, поддерживали греческую войну за независимость (1821-1832 гг.) от османов, европейцев больше всего интересовала греческая древность, а не современные греки. Другими словами, Западная Европа считала себя, а не современных греков, культурными потомками «славной древности».

Эти идеи продолжались в XIX веке, когда промышленная революция и колонизация обеспечили власть Западной Европы. В то же время идеи о расе, впервые сформулированные в XVIII веке, усилились. Европейская элита утверждала, что их власть и успех во всем мире были прямым результатом их расового превосходства, которое выражалось в превосходном интеллекте, превосходных биологических характеристиках и превосходной культуре. Эти предположения рассматривали греческое культурное наследие как основу «превосходной культуры» Европы. Практика получения произведений искусства и памятников из Греции и их перевозки в западные столицы стала обычным явлением, наиболее известным примером которых стал мрамор Парфенона.

 

Древняя Греция: колыбель западной цивилизации?

Кавалькада. Блок XLVII северного фриза Парфенона
Кавалькада. Блок XLVII северного фриза Парфенона, ок. 447–433 гг. до н.э.

Значение Древней Греции в сознании европейцев огромно. Вера в то, что корни современной Европы можно проследить до Древней Греции, является мощной. С одной стороны, это подчеркивает роль, которую греческая культура играла на протяжении веков. Однако концепция Греции как колыбели западной цивилизации часто используется некритически или в гнусных целях (например, среди сторонников превосходства белой расы и расистских организаций).

Важно признавать и помнить интеллектуальные достижения Древней Греции, а также их наследие и прочное, длительное влияние. Однако важно также понимать, что идея о том, что Древняя Греция является колыбелью западной цивилизации, имеет свою собственную историю. Основная ошибка в том, что Древнюю Грецию считают колыбелью западной цивилизации, заключается не в отсутствии греческого культурного наследия, а в идее общей и эссенциалистской «западной цивилизации».

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий