Храм Артемиды в Эфесе: история архитектурного чуда

Храм Артемиды Эфесской Греция

Акт дивной преданности: удивительная история храма Артемиды Эфесской, древнего архитектурного чуда света древнего мира.

Согласно «Жизни Александра Великого» Плутарха, ходили слухи, что знаменитый македонский царь частично ответственен за разрушение одного из самых известных архитектурных чудес древнего мира. Однако, в отличие от преднамеренного разрушения Персеполя Александром в Персии на этот раз это был несчастный случай.

Примерно в 3000 километрах к западу от персидской столицы, в день рождения Александра, сгорел великий храм Артемиды в Эфесе. В древней биографии Александра Плутарха записано содержательное замечание Гегесия Магнесийского, не слишком популярного историка II века до нашей эры. По словам Гегесия, обширное святилище на Ионическом побережье сгорело из-за того, что сама богиня не смогла обеспечить защиту, настолько она была занята появлением на свет Александра Великого!

Каким бы абсурдным оно ни было, замечание Гегесия, тем не менее, является полезным способом начать понимать значение храма Артемиды Эфесской в древнем мире. Это обширное святилище богини было одним из канонических семи чудес древнего мира. Эти чудеса представляли собой праздник архитектурного мастерства древнего мира.

Однако большая часть списка имеет эллинистическое происхождение, как, например, Колосс на Родосе и Фарос в Александрии, что свидетельствует о распространении греческих культурных интересов по всему средиземноморскому миру. Подобно Колоссу, Храм в Эфесе был огромным памятником эллинистического благочестия. Откройте для себя историю этого чудесного празднования важности богини Артемиды, которое звучало на протяжении веков.

 

Древняя преданность: ранняя история Артемиды в Эфесе

Афинская краснофигурная пластина
Афинская краснофигурная пластина с центральной фигурой, обычно идентифицируемой как амазонка, приписываемая Эпиктету, ок. 520–510 гг. до н.э.

Место, где будет воздвигнуто будущее чудо древнего мира, в Эфесе, расположенном на Ионическом побережье Малой Азии (недалеко от современного города Сельчук), издавна ассоциировалось с благоговением. Священное место, известное как теменос, похоже, существовало в Эфесе с тех пор, как кто-либо в древнем мире мог его помнить. Павсаний, географ II века нашей эры, даже предположил, что оно древнее священного места в Дидиме.

Дидима, также расположенная на побережье Ионического моря, славилась своим пророческим храмом и была связана с Аполлоном, братом Артемиды, которому поклонялись в Эфесе. Это место казалось настолько древним, что было овеяно мифами и легендами. Эллинистический поэт Каллимах, живший в Александрии III века до нашей эры., приписывал поклонение Артемиде в Эфесе амазонкам, легендарным женщинам-воинам.

Статуя Дианы-Артемиды из Италии, конец I века до н.э. - начало I века н.э
Статуя Дианы-Артемиды из Италии, конец I века до н.э. — начало I века н.э

Если оставить в стороне мифы, легенды и спекуляции, современные археологические открытия показали, что древние были правы, предположив, что это было очень древнее священное место. Это место было заселено, по крайней мере, еще в бронзовом веке. Храм был впервые построен на этом месте во второй половине VIII века до нашей эры, хотя это сооружение было далеко от чуда, которое позже будет возведено здесь.

Однако этот самый ранний храм все еще был новаторским. Вероятно, это был один из первых периферийных греческих храмов, то есть он был окружен колоннами со всех сторон. Этот ранний храм был разрушен наводнением в 7 веке до нашей эры. Из разрушений восстало чудо…

Топ-15 греческих и римских богов и богинь сходство и различия

Топ-10 богинь Древней Греции

 

Знание и вера: Эфес в древнем мире

Портрет Гераклита работы Рене Бойвена, 1566 г.
Портрет Гераклита работы Рене Бойвена, 1566 г.

Эфес был одним из самых выдающихся городов древности. Он был основан на месте еще более древнего поселения греческих колонистов примерно в 10 веке до нашей эры. Согласно мифу, город был основан афинским принцем Андроклом, хотя другие источники приписывают основание города амазонской царице. Тем не менее, со временем Эфес и города, возникшие в результате греческих миграций на побережье Ионического моря, включая Милет, объединятся в Ионический союз.

В VI веке до нашей эры город был завоеван царем Крезом, которому предстояло сыграть важную роль в восстановлении Храма Артемиды Эфесской. Позднее завоеванные империей Ахеменидов, эфесцы восстали в начале V века до нашей эры. Теперь, когда город был вовлечен в более широкие политические дела греков, он также был втянут в их войны. Пелопоннесская война, а затем перешел на сторону Спарты.

Эсташ Ле Сюёр, Проповедь Святого Павла в Эфесе, 1649 г
Эсташ Ле Сюёр, Проповедь Святого Павла в Эфесе, 1649 г

Позже, под римским правлением, Эфес добился впечатляющего роста популярности. Помимо статуса города как места поклонения, он расцветет как столица провинции и центр обучения и культуры. Доказательства этого и сегодня можно увидеть среди руин древнего города. К ним относится Библиотека Цельса. Библиотека, построенная примерно в 125 году нашей эры во время правления Адриана, посвящена памяти Тиберия Юлия Цельса, бывшего губернатора, и, вероятно, когда-то содержала более 10 000 свитков.

Библиотека имеет богато украшенный фасад, напоминающий классический театр, украшенный статуями. Однако город имел давнюю традицию образования и интеллекта: в V веке до нашей эры здесь жил философ Гераклит. Гераклит прославился Концепция непостоянства: «Ни один человек никогда не войдет в одну и ту же реку дважды». Эфес также был важным центром в истории раннего христианства. Апостол Павел жил в городе в I веке нашей эры, а позже, после того как был заключен в тюрьму в Риме, он напишет Послание к Ефесянам. Эфес также является одним из семи городов, упомянутых в Книге Откровений, что свидетельствует о силе христианской веры в городе.

 

Богиня: Артемида Эфесская и ее культ

Статуя Эфесской Артемиды, II век н.э.
Статуя Эфесской Артемиды, II век н.э.

Многие города западного побережья Малой Азии продемонстрировали свое положение в местах культурных встреч. Богатое религиозное разнообразие было одной из отличительных черт этой культурной изменчивости, и это ясно видно из поклонения Артемиде в Эфесе. Артемида, сестра Аполлона, была греческой богиней охоты и часто изображалась с луком в сопровождении оленя. Она также была богиней диких животных, лесов и, что довольно противоречиво, целомудрия и деторождения. Самый ранний теменос, созданный для поклонения богине в Эфесе, возможно, был связан с верой в то, что место ее рождения находилось неподалеку, на острове Делос (который также был посвящен Аполлону).

Юноша с изображением Дианы Эфесской, Сальватор Роза, ок. 1656–57 г.
Юноша с изображением Дианы Эфесской, Сальватор Роза, ок. 1656–57 г.

Культ, развившийся в Эфесе, демонстрирует несколько явных влияний с Востока, включая черты, обычно связанные с такими богинями, как Исида и Кибела. На монетах, отчеканенных городом, статуя Артемиды изображена в фресковой короне (т. е. на городских стенах). Это свойство, общее с Кибелой, которая также считалась защитницей городов.

Эти особенности, такие как ее изображение покрытой предметами, часто воспринимаемыми как яйца (связанные с ее ролью божества плодородия) или грудью, гарантируют, что эту богиню называют именно Артемидой Эфесией или Эфесской Артемидой. Поскольку римляне просто приняли поклонение богине как часть своего типичного религиозного синкретизма, также часто можно встретить богиню, называемую Дианой Эфесией (Диана была римским эквивалентом Артемиды).

 

Восстание из пепла: восстановление храма Артемиды Эфесской

Строительство храма Артемиды в Эфесе, Хендрик ван Клев III, 16 век
Строительство храма Артемиды в Эфесе, Хендрик ван Клев III, 16 век

После разрушения первого храма Артемиды в Эфесе вскоре появились другие, стремившиеся возродить поклонение богине на этом месте. Второй храм спонсировал Крез, лидийский царь, известный своим богатством, работы начались примерно с середины VI века до нашей эры. Археологи обнаружили на этом месте барабан-колонну с надписью «Посвящено Крезу». Поразительно, но это, похоже, подтверждает рассказ Геродота, что царь принимал активное участие в Эфесе.

Работа, финансируемая правителем, имела уровень, невиданный еще в древнем мире. Крез воспользовался услугами критского архитектора Херсифрона и его сына Метагена. Сооружение, возведением которого они руководили, имело едва ли правдоподобные масштабы. Имея длину 115 метров и ширину 46 метров, это был, по общему мнению, первый греческий храм, построенный полностью из мрамора. В храме также была размещена новая культовая статуя. Заменив более раннюю, более архаичную форму, эта икона из темного дерева была создана Эндеем, согласно Плинию Старшему.

Мраморный барабан-колонна из храма Артемиды в Эфесе, возможно, изображающий Алкестиду между Танатосом (Смертью) и Гермесом, с Персфоной (сидящим) и Аидом, ок. 340–320 гг. До н.э.
Мраморный барабан-колонна из храма Артемиды в Эфесе, возможно, изображающий Алкестиду между Танатосом (Смертью) и Гермесом, с Персфоной (сидящим) и Аидом, ок. 340–320 гг. До н.э.

Эта вторая фаза Храма Артемиды была сожжена, как отмечалось выше, в 356 году, примерно в то же время, что и рождение Александра Великого. Однако несколько источников утверждают, что разрушение храма произошло не по вине отвлеченной богини. Скорее, это была тщетная славная попытка некоего Герострата. Предположительно, он пытался совершить настолько тяжкое преступление, что его имя останется в позоре.

Надо отдать ему должное, в этом он в каком-то смысле преуспел. Сегодня у нас есть термин «геростратическая слава», то есть слава, завоеванная преступлениями и разрушениями; таким образом, храм Артемиды присоединяется к райским садам в Вавилоне и гробнице Мавсола в Галикарнасе, оставляя после себя языковое наследие.

Хотя сам Александр Великий предложил в последующие годы профинансировать восстановление храма, ефесяне тактично отказались. Вместо этого со временем и за свой счет они воздвигли третий храм. И снова больший по размеру, именно этот третий этап закрепил статус Храма Артемиды в Эфесе как одного из семи чудес древнего мира. По мнению Павсания, греческого географа Римской империи, оно превосходило все другие постройки среди людей.

 

Императоры и готы: Эфес в Римской империи

Серебряная тридрахма цистофор
Серебряная тридрахма (цистофор) с аверсом портрета Клавдия, лауреата, и драпированной Агриппины, с аверсом изображения культового статуса Дианы Эфесской, 51 г. н. э.

Как и многих других, политическое будущее Эфеса в эллинистический период было омрачено нестабильностью. Смерть Александра Великого без указания преемника означала, что его обширная империя стала предметом ссор между его бывшими генералами. В конце концов, большая часть этих боевых действий оказалась тщетной, поскольку обширные территории были завоеваны римлянами.

Эфес, как часть Пергамского царства (правившегося династией Атталидов), перешел под власть Рима в 129 г. до н.э. Ранние отношения города с Римом были непростыми: он даже встал на сторону Митридата во время Первой Миртридатовой войны в начале I века до нашей эры и перенес суровые наказания со стороны диктатора Суллы, когда римский контроль был восстановлен.

Библиотека Цельса

Однако с приходом к власти императоров в Риме Эфес пережил расцвет. Август, первый император, сделал город главным городом провинции Азии (вместо Пергама), и город пользовался благом, став невероятно процветающим и развивающимся как культурный центр. Со временем он стал одним из крупнейших городов Римской империи. Олицетворением Библиотеки Цельса, а также огромного театра, возведенного в городе, Эфес пережил культурный расцвет под римским правлением. Это сохранялось и после третьего столетия, периода, характеризующегося кризисом.

Хотя город и храм были разорены готами в 260-х годах, им удалось восстановиться. Отчасти это произошло благодаря усилиям Константина, который инициировал восстановительные работы в городе, в том числе возведение новых бань. Доказательством сохраняющегося значения города в византийский период является продолжающееся вмешательство императоров: в VI веке Юстиниан приказал построить базилику Святого Иоанна, апостола, который особенно тесно связан с Эфесом.

 

Храм Артемиды в Эфесе: заново открываем одно из 7 чудес древнего мира

Храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, Филип Галле, по мотивам Мартена ван Хемскерка, 1572 г.
Храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, Филип Галле, по мотивам Мартена ван Хемскерка, 1572 г.
Третья фаза Храма Артемиды Эфесской просуществовала несколько столетий и занимает видное место в римских и более поздних описаниях города. Историк третьего века Иорданес предполагает, что он был сожжен во время набега готов в 268 году нашей эры, но степень ущерба трудно установить с уверенностью. Похоже, однако, что именно обращение империи в христианство стало похоронным звоном по прежнему чуду.

После его разрушения большая часть материалов храма была вывезена для повторного использования в новых гражданских структурах. Фактически, некоторые легенды даже предполагают, что некоторые колонны храма были взяты для строительства собора Святой Софии в Константинополе, хотя это, безусловно, апокриф. Только в 19 веке британская экспедиция установила местонахождение храма.

Сегодня от некогда чудесного Храма Артемиды в Эфесе остался только его фундамент. Над ними возвышается одинокая, довольно скорбная колонна. Составное сооружение, составленное из разрозненных останков, по-своему является достойным памятником древнему храму. Когда мы думаем о храме Артемиды Эфесской, ум сразу же вспоминает чудесное сооружение, которым оно, несомненно, и было.

Вид на место храма в 21 веке
Вид на место храма в 21 веке

Однако думать об этом как о единственном числе было бы несправедливо по отношению к богатой и сложной истории памятника и города в целом. Подобно колонне, которая отмечает это место сегодня, храм Артемиды Эфесской сам по себе был составным; акт высшей архитектурной преданности, собранный воедино на протяжении веков, восстановленный из разрушений и объединения разрозненных верований и культов.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий