Висячие сады Семирамиды: история, легенды и многое другое

Висячие сады Семирамиды Другое

Из семи чудес древнего мира только одно до сих пор ускользнуло от археологов. Читайте дальше, чтобы открыть для себя Висячие сады Семирамиды.

Древнегреческий мир был полон странников. От эпического путешествия Одиссея до наемников, торговцев, путешественников и писателей, люди отправлялись с материковой Греции, чтобы отправиться в дальние уголки Средиземноморья и за его пределы. Все эти странники были очарованы чудесами (теамата или достопримечательностями), с которыми они столкнулись. Небылицы изобиловали природным великолепием и фантастическими существами, в том числе рассказы Геродота о гигантских муравьях-золотоискателях из Индии (которые позже попали и в «Естественную историю» Плиния).

Наряду с этими чудесными описаниями окружающего мира, внимание древних людей привлекали и рукотворные чудеса. Самыми известными из них являются так называемые Семь чудес Древнего мира. В традиционный список входят Великая пирамида в Гизе, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса на Олимпе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк Фарос в Александрии.

Многие из этих древних чудес были сосредоточены по всему греческому миру в восточном Средиземноморье, что напоминает утверждение Сократа о том, что Средиземное море — это просто пруд, вокруг которого греческие «лягушки» жили. Однако одно чудо было исключением. Висячие сады Семирамиды, второе старейшее из всех чудес канонического списка, находились далеко от Средиземноморского бассейна и других древних чудес. Оно и по сей день остается самым загадочным из чудес.

 

Висячие сады Семирамиды: эллинистическое чудо?

Въезд Александра в Вавилон, или Триумф Александра, Шарль Лебрен, 1665 г
Въезд Александра в Вавилон, или Триумф Александра, Шарль Лебрен, 1665 г.

Висячие сады Вавилона — единственный из традиционных списков семи древних чудес, который до сих пор ускользнул от археологов и историков. Никогда не было обнаружено никаких убедительных археологических свидетельств, указывающих на их местонахождение или внешний вид. Вместо этого мы вынуждены полагаться на ряд коротких ссылок на них в различных текстовых источниках. Отражая отмеченный выше весьма эллинский характер чудес, многие из этих упоминаний записаны греческими писателями классического или римского мира.

Даже самое раннее известное письменное упоминание о Садах сохранилось только в римском источнике. Беросс, жрец Мардука из Вавилона, описал Сады в отчете, который сохранил еврейский историк Иосиф Флавий, действовавший во времена правления Веспасиана и более поздних императоров Флавиев.

Отчет Бероса, датируемый первыми годами III века до нашей эры (ок. 290 г.), является старейшим описанием Садов. Другие отчеты представлены древним географом Страбоном и Квинтом Курцием Руфом. Последний автор, римский историк, наиболее известен своими «Историями Александра Македонского» — македонского царя, завоевавшего Вавилон в 331 году до нашей эры.

Фактически, продолжающееся увлечение Александром в эллинистическом и римском мире, по-видимому, легло в основу многих сохранившихся текстов, содержащих описания Висячих садов. Сюда входит Диодор Сицилийский. Греческий историк, писавший в I веке до нашей эры, Диодор создал универсальную историю, известную на английском языке как «Историческая библиотека».

Историки отмечают, что его рассказ о Висячих садах, вероятно, основан на истории, написанной Клитархом, одним из историков Александра. Хотя Висячие сады Семирамиды были памятником вавилонского инженерного и архитектурного мастерства, наше представление о них сформировано явно эллинистической линзой.

 

Имперский контекст: Древний Вавилон

Вавилонская башня работы Филиппа Галле, 1569 г.
Вавилонская башня работы Филиппа Галле, 1569 г.

Поскольку во многих письменных источниках представлены лишь разрозненные свидетельства о Висячих садах, важно контекстуализировать возможную среду, в которой они когда-то существовали. Если датировать Сады примерно 600 г. до н.э., то они были бы продуктом Нововавилонской империи. Возникшая после падения Неоассирийской империи, эта Вавилонская империя была недолгой, но яркой, уступив место персидским Ахеменидам в 539 г. до н.э. (империя, из которой вышли Кир Великий, Ксеркс и Дарий).

С 626 по 539 год до н. э. Вавилон снова стал центром великой империи, как это было при Старой Вавилонской империи Хаммурапи. Это был город с богатой историей, и к прошлому и былой славе относились с уважением, иногда граничащим с благоговением.

Традиции стали важными, поэтому аккадский язык был сохранен в империи как язык власти (т.е. управления и культуры). И это несмотря на то, что арамейский язык является наиболее распространенным языком, используемым в повседневной жизни. Археологические и другие исходные материалы, похоже, предполагают высокую степень культурной преемственности между вавилонскими империями, в том числе с точки зрения религии.

Мардук, главный бог-творец в месопотамской религии, оставался самым выдающимся божеством и божеством-покровителем самого города Вавилона. Богатство глиняных табличек, найденных археологами, также свидетельствует о сохраняющейся важности местных собраний (пухру), которые отправляли правосудие по всей огромной империи.

Топ-10 шумерских богов и богинь

Топ-10 богов древней Месопотамии

 

Строитель империи: Навуходоносор II и Вавилон

«Три еврея, приведенные перед Навуходоносором», картина Филипс Галле, 1565 год
«Три еврея, приведенные перед Навуходоносором», картина Филипс Галле, 1565 год

Навуходоносор II был вторым царем Нововавилонской империи и, согласно нескольким легендам, именно он был ответственным за строительство Висячих садов. Придя к власти в 605 г. до н.э. после смерти Набопаласара, Навуходоносор правил 43 года, что является чрезвычайно долгим правлением в древнем мире. Его правление известно, в частности, двумя темами: строительством и завоеванием.

Он был царем-воином и, возможно, был назван в честь Навуходоносора I (ок. 1125–1104 гг. до н.э.), еще одного правителя такого рода. Позорно известно, что Навуходоносор был ответственен за разграбление Иерусалима и последующее порабощение еврейского народа в Вавилоне.

Книга Иеремии в еврейской Библии рисует портрет жестокого лидера, но также и орудия божественного наказания. Его изображение в религиозных писаниях вдохновляло художников на протяжении последующих столетий. Наряду с Иерусалимом, финикийский город Тир также пал под властью Навуходоносора в ходе серии блестящих завоеваний Леванта.

Навуходоносор II

Навуходоносора II помнят не только как орудие божественного гнева, но и как великого царя-строителя. Как это неоднократно случалось с правителями во всем древнем мире, инвестиции в материальную структуру городов обеспечили бы неоценимую легитимность, либо как проявление благотворительности, либо как уважение к прошлому и традициям. В случае с Навуходоносором большая часть его внимания была сосредоточена на столице империи Вавилоне (хотя и другие города тоже получили выгоду).

Современный образ города, который сложился у многих, с богатыми голубыми глазурованными кирпичами, украшавшими монументальные здания в городе, такие как ворота Иштар, принадлежит периоду правления Навуходоносора, финансируемому его завоеваниями. По всему городу были восстановлены многочисленные храмы, в том числе Эсагила, главный храм Мардука, и Этеменанки, зиккурат, посвященный тому же богу.

Для некоторых возвышающееся здание Этеменанки приравнивается к библейской истории о Вавилонской башне. Был ли Навуходоносор II ответственен за сами Висячие сады, остается открытым для споров, отчасти благодаря противоречивым сведениям, сохранившимся в более поздних эллинистических источниках…

Кем была богиня Иштар?

 

Создано как знак любви: Навуходоносор и Амитис

Навуходоносор приказывает построить висячие сады Вавилона, чтобы доставить удовольствие своей супруге Амитис, картина Рене-Антуана Уасса, 1676 г.
Навуходоносор приказывает построить висячие сады Вавилона, чтобы доставить удовольствие своей супруге Амитис, картина Рене-Антуана Уасса, 1676 г.

Выше мы отмечали, что легенда о висячих садах Вавилона во многом является продуктом эллинистических литературных источников. Вещественные доказательства продолжают ускользать от археологов. Из этих разрозненных текстовых упоминаний только одно конкретно идентифицирует Висячие сады как работу Навуходоносора II, несмотря на его репутацию великого строителя.

Это отчет, представленный Беросом, который сохранил Иосиф Флавий (и, по совпадению, является самым старым известным источником). По словам жреца Мардука, великий проект Навуходоносора не был актом мании величия или почтения к прошлому. Скорее, это был жест любви.

Деталь южного фасада тронного зала Навуходоносора II, VI век до н.э., с деталями пальм
Деталь южного фасада тронного зала Навуходоносора II, VI век до н.э., с деталями пальм

Единственное упоминание о жене Навуходоносора — это то, что записано Беросом. Он называет ее Амитис, дочь Астиага, царя Мидии. Брак между Навуходоносором и царевной, организованный Набопаласаром, был способом укрепить союз между двумя народами.

Мидяне контролировали территорию на северо-западе современного Ирана. По слухам, после прибытия в Вавилон Амитис затосковала по зелени и гористой местности своей родины. Чтобы помочь своей царице акклиматизироваться, Беросс описывает, как Навуходоносор приказал построить Висячие сады. Своей высотой и зеленой зеленью они должны были напоминать родину Амитис.

 

Оазисы: сады Древней Месопотамии

Висячие сады Вавилона, Валентин Фулкье, 1840–1878 гг.
Висячие сады Вавилона, Валентин Фулкье, 1840–1878 гг.

Независимо от того, существовали ли Висячие сады или были построены для Амитис, чтобы копировать ее родину, из множества свидетельств ясно, что обширные зеленые насаждения высоко ценились в цивилизациях, которые называли Месопотамию своим домом.

Широко распространено мнение, что современное слово «рай» происходит из языков этого региона, в результате чего слово «пари-даэза» на восточно-староиранском языке (буквально «огороженное ограждение» — «пари» — и «делать или строить» — от «диз») стало ассоциироваться с обширными огороженными садами, построенными по всей территории.

Рельеф с изображением банкета Ашшурбанипала, дворец Ниневия Северная, 645–635 гг. до н.э.
Рельеф с изображением банкета Ашшурбанипала, дворец Ниневия Северная, 645–635 гг. до н.э.

В нашем современном мире мы можем упустить из виду явные логистические возможности, связанные с перемещением природных материалов, таких как растения и деревья. Однако на протяжении всей истории эти ресурсы признавались драгоценными.

Ввоз деревьев и других кустарников на новые территории и в выставочные помещения, такие как сады, мог использоваться как символ силы и охвата империи так же, как это могло и часто делалось в Древнем Риме. Например, пальмы, изображенные на реверсе монет, символизировали завоевание Иудеи Флавиями.

Поскольку технологические достижения, такие как ирригация, способствовали созданию этих садов, вполне вероятно, что экзотическая растительность из дальних уголков империй была привезена, чтобы произвести впечатление на посетителей силой и богатством королей. Это, безусловно, имело место в садах Ашшурбанипала, неоассирийского царя. Использование этих садов в качестве экстравагантной демонстрации имперского могущества также хорошо сочетается с описанием Беросом тоски Амитис по дому.

 

Полемика: Висячие сады Ниневии?

Шестиугольная глиняная призма, записывающая кампании Сеннахирима
Шестиугольная глиняная призма, записывающая кампании Сеннахирима, известная как «Анналы Сеннахирима» или «Призма Сеннахирима», 691 г. до н.э.

Учитывая отсутствие археологических свидетельств существования чудесных Висячих садов в Вавилоне, может ли быть так, что этот пышный оазис на самом деле был ошибочно приписан? Это аргумент некоторых ученых, которые предполагают, что сады, включенные в список чудес, на самом деле были построены ассирийским царем Сеннахиримом (годы правления 704–681 гг., почти за столетие до Навуходоносора II). Сын Саргона II, Сеннахирим, как и Навуходоносор, печально известен подробностями своей жизни, правления и кампаний, описанными в еврейской Библии, хотя он и пощадил Иерусалим.

Примечательно, что Сеннахирим также был ответственен за разрушение Вавилона в 689 году до нашей эры. Именно из этих руин Навуходоносор в последующие десятилетия хотел восстановить свою имперскую столицу. Отчеты о кампаниях Сеннахирима в Леванте, включая разграбление Вавилона, записаны на призме Сеннахирима.

«Поражение Сеннахирима», Петр Клас Сутман и Петр Пауль Рубенс, 1618–1620 гг.
«Поражение Сеннахирима», Петр Клас Сутман и Петр Пауль Рубенс, 1618–1620 гг.

Опять же, как и Навуходоносор, Сеннахирим был плодовитым царем-строителем. Перенеся столицу Ассирийской империи в город Ниневию (на окраине современного Мосула на севере Ирака), он приступил к тому, чтобы город стал подходящей резиденцией для царя.

Его амбициозный строительный проект включал в себя строительство обширного дворца (Юго-Западный дворец, который он называл своим «Дворцом без конкурентов»). В этом дворце были обнаружены фантастические рельефы, демонстрирующие красоту и повествовательность ассирийского искусства. Сеннахирим также приказал построить обширные сады рядом с этим дворцом в Ниневии.

Учитывая, что только Беррос (через Иосифа Флавия) представляет эти сады как произведение Навуходоносора, есть убедительные доводы в пользу того, что это настоящие сады, которые были чудом древнего мира. Конечно, археологические свидетельства обширной системы акведуков, строительство которых в надписях приписывают строителям Сеннахирима, были предложены как сеть массового орошения, включая водоподъемные шнеки, которые могли питать своего рода висячие сады.

Висячий сад Вавилона

Висячие сады Семирамиды остаются одной из самых захватывающих загадок древнего мира. Их местонахождение, покровитель, цель и судьба остаются в конечном итоге неизвестными.

Явно эллинистический взгляд, на который мы опираемся в наших рассказах об этом затерянном чуде, в сочетании с отсутствием достаточных археологических свидетельств, гарантирует, что тайны Висячих садов Семирамиды — второго старейшего из всех семи чудес традиционного древнего мира — сохранятся. дразняще вне досягаемости.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий