Что такое семь Вселенских соборов?

Семь вселенских соборов Другое

На протяжении всей христианской истории проводились соборы для определения надлежащих христианских убеждений. Начиная с апостолов в книге Деяний в Иерусалиме, собрание христианских лидеров оказалось необходимым для определения веры.

Семь общих Вселенских соборов христианской церкви сыграли решающую роль в определении многих ортодоксальных верований, которых придерживаются христиане по всему миру. Римско-католическая церковь, восточная православная церковь (и родственные и подобные церкви) и многие протестантские церкви признают легитимность, в некоторой степени, соборов как выработавших стандартные христианские верования, особенно в том, что касается Троицы и Божественности Иисуса Христа. Все соборы проводились на территории современной Турции, одной из первых территорий за пределами Иудеи, где христианство распространилось после падения Иерусалима в 70 году н. э., и где несколько апостолов распространяли Евангелие даже в период Нового Завета.

 

Созыв Соборов

Статуя Константина Великого возле Йоркского собора, Йорк, Англия
Статуя Константина Великого возле Йоркского собора, Йорк, Англия

Общие соборы церкви обычно созывались римским императором, который желал религиозного мира во всей империи. Император был, в некотором смысле, частью церкви и имел некоторые полномочия созывать соборы, когда религиозные проблемы выходили из-под контроля.  Константин I созвал Никейский собор , и часто императорская казна использовалась для финансирования расходов церковников, присутствовавших на нем. Каждый собор, как правило, рассматривал ересь, которая была популярна в то время.

 

Семь Советов

Никейский собор, 325 г.
Никейский собор, 325 г. н. э., из монастыря Мегало Метеорон в Греции, фото Йенсена, 2008 г. Источник: Wikimedia Commons

Это были следующие соборы: Никейский собор — 325 г. н. э., Первый Константинопольский собор — 381 г. н. э., Эфесский собор — 431 г. н. э., Халкидонский собор — 451 г. н. э., Второй Константинопольский собор — 553 г., Третий Константинопольский собор? — 680–681 гг. и Второй Никейский собор — 787 г. Ниже мы более подробно рассмотрим каждый из них.

 

Никейский собор

 

Никейский собор был первым вселенским собором христианской церкви, проведенным в ответ на ересь арианства, которое считало Иисуса Христа сотворенным существом, а не Богом Сыном как членом Троицы. Собор собрался в древнем вифинском городе Никее (ныне Изник, Турция).

 

Первый Константинопольский собор

Константинополь и его морские стены, с Ипподромом, Большим дворцом и собором Святой Софии вдалеке, картина Антуана Гельберта, ок. X век,
Константинополь и его морские стены, с Ипподромом, Большим дворцом и собором Святой Софии вдалеке, картина Антуана Гельберта, ок. X век

Первый Константинопольский собор был собранием христианских епископов в Константинополе (ныне Стамбул, Турция). Группа обратилась к ереси Аполлинария, которая учила, что у Иисуса Христа не было человеческого духа, но он был заменен логосом, как описано в Иоанна 1.

 

Эфесский собор

 

Эфесский собор рассматривал несторианство — спор о том, можно ли Марию, мать Иисуса, называть Теотокос, «Богоносицей», что не обязательно говорит о статусе Марии, но представляет собой тринитарный спор о том, является ли Иисус Богом Сыном.

 

Халкидонский собор

Четвертый Вселенский Халкидонский собор, Василий Суриков, 1876 г.
Четвертый Вселенский Халкидонский собор, Василий Суриков, 1876 г. Источник: Wikimedia Commons

Халкидонский собор был крупнейшим из семи соборов, а также собором с лучшей документацией. Он имел дело как с несторианством, так и с ересью, называемой монофизитством, которая считала Иисуса Христа только божественным, а не человеческим.

 

Второй Константинопольский собор

 

Второй Константинопольский собор продолжил рассмотрение несторианства и его последствий, которые привели к расколу между Западной церковью и некоторыми восточными церквями, придерживавшимися той или иной формы несторианства, а также имевшими политические и иные проблемы с Западной церковью.

 

Третий Константинопольский собор

Икона, изображающая Третий Константинопольский собор.
Икона, изображающая Третий Константинопольский собор.

Третий Константинопольский собор был еще одним собором, который имел дело с тем, что в целом было продолжающимся разделением между восточными и западными церквями. Здесь были осуждены концепции моноэнергизма — Христа, имеющего одну «энергию», имея при этом как божественную, так и человеческую природу, и монофелитства — что Христос имел одну волю, а не две согласованные воли.

 

Второй Никейский собор

 

Второй Никейский собор имел дело с иконоборчеством — убеждением, что изображения или иконы святых не должны использоваться как часть христианского богослужения. Иконоборчество долгое время было проблемой в церкви, но популярность икон возросла к концу 700-х годов нашей эры. На Никее почитание икон было поддержано как должное.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий