Гобелен из Байё, 9 откровений средневекового шедевра

Другое

Гобелен из Байё — средневековое сокровище, которое в необычайных подробностях раскрывает историю норманнского завоевания Англии.

В 1066 году Вильгельм, герцог Нормандии, отплыл в Англию. 14 октября он победил англосаксонского короля Гарольда Годвинсона в битве при Гастингсе. К концу года герцог Нормандский был коронован королем Англии Вильгельмом.

Неизвестные художники создали вышивку, изображающую норманнское завоевание Англии на сложном гобелене. Гобелен из Байё состоит из девяти полос льна. Сшитая вместе, ее длина составляет более 68 метров (223 фута). На полотне вышито графическое изображение норманнского завоевания Англии, состоящее из людей, зданий, кораблей, животных и предметов. Направляет повествование латинская надпись, проходящая по всему гобелену.

 

1. Загадочное происхождение гобелена из Байе

Вильгельм Завоеватель
Вильгельм Завоеватель, гобелен из Байе, 11 век, музей Байе, Нормандия.

Что в имени? Гобелен из Байё появился в инвентаре собора Байе в 1476 году нашей эры и получил свое название от места своего открытия. Но был ли гобелен изготовлен в Байё, Нормандия, Франция? Зачем это вообще было сделано? А кто вышивал? За прошедшие годы было предложено множество теорий, позволяющих ответить на эти вопросы.

Многие ученые убеждены, что брат Вильгельма Завоевателя, епископ Одо, инициировал этот проект как форму средневековой пропаганды, демонстрирующей падение англосаксов и триумф норманнов. Предполагается, что вышивку выполнили англосаксонские женщины. Один ученый считает, что размеры гобелена соответствуют нефу собора Байе, а вышивка была сделана специально для собора.

Мамлюкский султанат: как рабы стали править империей

Чингисхан биография, самое важное и интересное

 

2. Крупные игроки

Вероятное изображение королевы Эдит
Вероятное изображение королевы Эдит, гобелен из Байе, 11 век, из музея Ридинг, Рединг, Англия.

Главные герои саги о Гобелене из Байё символизируются стилем их одежды и описываются расположенным рядом с ними латинским текстом. Три главных героя — это трое мужчин, занимавших трон Англии: Эдвард Исповедник, Гарольд Годвинсон и Вильгельм Завоеватель. Самый простой способ опознать Эдварда и Гарольда — поискать короны на гобелене из Байё. Эдуард Исповедник был благочестивым королем англосаксов с 1042 по 1066 год нашей эры. Он женился на Эдит, дворянке из могущественной англо-датской семьи Годвинов. После более чем двух десятилетий брака у Эдварда и Эдит не было наследника престола. Эдвард думал, что его двоюродный брат, когда его уволят, Вильгельм, герцог Нормандский, сможет выполнить эту работу.

Король Эдуард послал своего зятя Гарольда Годвинсона просить Уильяма стать его наследником. Но Гарольд и многие другие англосаксы были против того, чтобы пригласить норманнов захватить Англию. Вместо этого Гарольд решил, что из него получится лучший король Англии. Он был коронован в январе 1066 года, вскоре после смерти Эдварда. В то время как Эдвард и Гарольд отмечены своими королевскими регалиями, Уильям — единственный персонаж, вышитый кистями.

Вильгельм Завоеватель родился в семье Роберта Великолепного, герцога Нормандии, и Арлетты в 1027 году нашей эры. Его отец умер в восемь лет, оставив ему в молодом возрасте взять на себя титул и управление герцогством Нормандия. Он женился на Матильде Фландрской в ​​1050 году нашей эры и в следующее десятилетие начал ловить рыбу в Англии.

 

3. Три женщины на гобелене из Байё

Таинственная Эльфгифа
Таинственная Эльфгифа. гобелен из Байе, 11 век, музей Ридинга, Ридинг, Англия.

Гобелен из Байё изображает средневековое военное завоевание; поэтому неудивительно, что изображений мужчин больше, чем женщин. На самом деле на картине вышиты всего три женщины. Одна женщина появляется в сцене, иллюстрирующей смерть Эдварда Исповедника. Считается, что женщиной, оплакивающей у смертного одра Эдварда Исповедника, была Эдит, жена одного короля и сестра его преемника.

В другой сцене войска Вильгельма Завоевателя подожгли строение, пробираясь через Гастингс. На этой панели появляется еще одна женщина. Она стоит под горящим зданием. Неясно, заперта ли она внутри здания или сбегает из здания.

Третью женщину, появившуюся на гобелене из Байё, зовут Эльфгива. Хотя имя Эльфгифа было уникальным для XXI века, оно было распространенным англосаксонским именем. До сих пор не обнаружено ни одной средневековой рукописи, раскрывающей выдающуюся роль Эльфгифы или ее роль в норманнском завоевании Англии. В своей сцене Эльфгива стоит под дверным проемом. Мужчина тянется к ее лицу и словно снимает вуаль, обрамляющую ее лицо. Латинский текст над Эльфгифой представляет ее, но дает мало дополнительной информации, читая просто:

«…где клерк и Эльфгифа…»

Историки продолжают обсуждать личность Эльфгифы, высказывая предположения, в том числе о благородной и скандальной женщине.

 

4. Изображение животных

Лошади, бросающиеся в бой
Лошади, бросающиеся в бой, Гобелен из Байе, 11 век, Нормандия.

По подсчетам, на картине вышито более 700 животных. В это число включено более двухсот лошадей. Англосаксы не славились своим умением сражаться верхом. Фактически, их недостатки в верховой езде считались их главной слабостью на поле боя. На гобелене из Байё норманны изображаются верхом на лошадях гораздо чаще, чем англосаксы. Многие изображения англосаксов верхом на лошадях, похоже, принадлежат Гарольду Годвинсону.

Вильгельм Завоеватель и его нормандские воины чаще появляются верхом на лошадях. Навыки норманнов верховой езды высоко ценились современниками и историками. Оценки разнятся, но Вильгельм Завоеватель пересек Ла-Манш с флотом, насчитывавшим тысячи лошадей. На гобелене из Байё изображены норманнские моряки, вытаскивающие корабль на берег, устанавливающие мачту и направляющие лошадей в англосаксонские воды. Перевозка такого количества животных по воде была немалым достижением, и лошади сыграли решающую роль в завоевании Вильгельмом англосаксонской Англии.

Как крестовые походы повлияли на христианство?

Клавдий Птолемей и его геоцентрическая модель Вселенной

 

5. Гобелен из Байё: Путеводитель по средневековой войне

Хаос битвы при Гастингсе
Хаос битвы при Гастингсе, Гобелен из Байе, 11 век, музей Байе, Нормандия.

Чтобы победить англосаксов в битве при Гастингсе, норманнам понадобилось нечто большее, чем лошади, и люди короля Гарольда не сдались без боя. Гобелен из Байё изображает разнообразное оружие, использовавшееся в битве за Англию. На вышивке неоднократно изображены англосаксонские воины, владеющие длинными боевыми топорами, щитами, копьями и мечами.

Норманны также вооружены копьями, щитами и мечами, но в сценах они изображены с другим оружием, которое могло дать стратегическое преимущество на поле битвы. На вышивке изображены несколько нормандских лучников и только один англосаксонский лучник. Норманны также прибыли верхом в доспехах с копьями под мышками, что давало им значительное преимущество перед англосаксами, шедшими в бой пешими. Инновационные боевые технологии оказались необходимы норманнам, когда Вильгельм стремился получить корону, предложенную ему его покойным кузеном.

 

6. Парусная технология

Корабли, изображенные на гобелене из Байе
Корабли, изображенные на гобелене из Байе, 11 век, из музея Ридинг, Англия.

Некоторые ученые (которые, вероятно, сами не имеют опыта вышивки) раскритиковали художников, создавших гобелен из Байё, за отсутствие последовательных деталей. Тем не менее, ряд деталей, представленных на кораблях, хотя и в некотором смысле противоречив, дает представление о средневековых парусных технологиях.

Гарольд Годвинсон плывет под квадратным парусом, поддерживаемым веревками, которые держит англосаксонский моряк. В другой сцене корабль Гарольда управляется веслами. Корабли, участвовавшие в битве за англосаксонскую Англию, были готовы к атаке, что видно по щитам, прикрепленным к внутренней части корабля. Вышивка также указывает на то, что корабли были не просто транспортом, они были украшены замысловатыми деталями в сценах, изображающих англосаксонский и нормандский флоты.

 

7. Викинги приобрели большое значение

Корабли в стиле викингов
Корабли в стиле викингов на гобелене из Байе, 11 век, через The Guardian

На первый взгляд, битва при Гастингсе не касалась викингов. Детали картины намекают на исторические отношения между норвежцами, англосаксами и норманнами. Королева Эдит родилась у графа Годвина и его жены Гиты (также пишется Гида). Гита происходила из датских викингов, которые ранее вторглись в Англию и поселились в ней. Ее брат был зятем Канута (или Кнута) Великого.

Родившийся датским принцем, канут правил Англией, Данией и Норвегией в начале одиннадцатого века нашей эры, взяв в жены норманнку Эмму. Главные персонажи гобелена из Байё сохранили родственные связи с викингами, хотя норвежцы не участвовали в боевых действиях. Другое дело – их корабли. Гобелен из Байё изображает корабли в стиле викингов с парусами и богато украшенными форштевнями. В мелких деталях гобелен показывает, что викинги отбрасывали длинную тень на тех, на кого они вторгались на протяжении веков.

Банковское дело, торговля и коммерция в древней Финикии

Топ-11 самых известных викингов

 

8. Средневековый пир

Большой праздник
Большой праздник гобелена из Байе, 11 век, в Музее Виктории и Альберта, Лондон.

Другая панель изображает подготовку и пиршество Вильгельма Нормандского и его войск. Поварам показывают вращающихся цыплят, нанизанных на огонь. Другие готовят рагу на открытом огне, а другую еду — в уличной духовке. Затем еду раскладывают на столе, который кажется круглым, где обедают норманны. Исследования остатков керамики позволяют предположить, что кухня средневековой Англии претерпела некоторые изменения после норманнского завоевания.

Англосаксонская Англия потребляла больше говядины, баранины, баранины и козлятины, тогда как норманнская Англия отдавала предпочтение свинине. Однако остальная часть рациона Англии, похоже, не изменилась после нормандского завоевания.

 

9. Звезда гобелена из Байё

Комета Галлея на гобелене из Байе
Комета Галлея на гобелене из Байе, 11 век, через Европейское космическое агентство, Париж.

Гобелен из Байё — единственное в своем роде произведение искусства, изображающее события, которые были бы уникальными для средневековых мастеров, создавших его. На одной панели изображена группа мужчин, смотрящих и указывающих на что-то, что парит над ними. Сопроводительный текст гласит: «Эти люди дивятся звезде». Звезда — комета Галлея, которая появляется на горизонте Земли примерно раз в 76 лет. На данный момент ее появление на гобелене из Байё представляет собой самое раннее известное изображение знаменитой кометы.

Однако это было задокументировано в текстах древней Вавилонии, Китая, Японии, Индии, Ближнего Востока и Европы. Исторические летописцы увидели в комете дурное предзнаменование. Для Гарольда Годвинсона комета вполне могла быть сигналом плохих новостей, но для Вильгельма Завоевателя комета Галлея, возможно, предвещала великий триумф, увековеченный гобеленом из Байё.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий