История скифов, взлет и падение в Западной Азии

Скифы: Расцвет и Падение в Западной Азии Другое

Очаровательные скифы какое-то время были мощной группой кочевников в Западной Азии, пока не вступили в конфликт с мидянами. Вот их история.

Скифы были кочевым народом иранского происхождения, который бродил по евразийским степям на территории от современного Казахстана до Украины, включая Черноморский бассейн, Сибирь и Кавказ. Они были могущественны в регионе с 7 по 4 века до нашей эры. В этой статье мы рассмотрим их происхождение, их взлет и их возможное падение.

 

Скифы как индоевропейские кочевники

Скиф и его конь, реконструкция Д.В. Позднякова
Скиф и его конь, реконструкция Д.В. Позднякова. Скиф. Найден в кургане Олон-Курин-Гол 10, Горный Алтай, Монголия. Wikimedia Commons.

До сих пор ведется много споров о том, откуда пришли скифы, но все, похоже, указывает на Минусинскую котловину, расположенную недалеко от бассейна реки Енисей, которая находится между Красноярским краем и республиками Хакасия и Тыва в России.

По мнению Канлиффа (2019), «Долина реки Енисей, которая берет свое начало в восточных Саянах и течет через просторы Сибири к Северному Ледовитому океану, может справедливо претендовать на роль родины конных орд, которые должны были господствовать в степи».

Действительно, примерно в конце VIII в. до н. э. орды, известные нам как скифы, обнаруживают большое сходство с местными курганными захоронениями, а изображения животных в их искусстве сходны со своими восточными родственниками — карасукской культурой позднего бронзового века.

Повышение температуры и более влажные условия ознаменовали обилие лугов в этом районе, которые могли бы прокормить большое население. Эти устойчивые изменения открыли путь новым поколениям к миграции на запад, в Понтийскую степь. На этой уже заселенной земле множество оседлых культур позднего бронзового века подверглось давлению со стороны кочевых народов, занимающихся верховой ездой. Шли сражения, и многие из них были ассимилированы скифами, которые продвигались дальше, пока не достигли бассейна Черного моря. Они изгнали местных киммерийцев с их земель и превратили этот регион южной Украины в оперативную базу, откуда совершали свои частые набеги и нападения на Переднюю Азию и Ближний Восток.

«Скифы пришли на Ближний Восток не как земледельцы, ищущие хорошие пахотные земли, или как дипломаты, желавшие мирных отношений с народами региона, а как кочевые воины, намеревающиеся грабить». (Ривер, 2017)

 

Три десятилетия доминирования в Западной Азии

Золотой скифский пояс из Азербайджана
Золотой скифский пояс из Азербайджана, VII век до н.э., через Wikimedia Commons.

Ассирийские анналы Асархаддона являются первым источником, в котором упоминается о вторжении скифов на Ближний Восток. Они поселились в Маннее, к востоку от Ассирии, и наживались наемниками. Некоторые пытались изменить политическую ситуацию в своих интересах, и им это удавалось в разной степени на протяжении 28 лет как на Ближнем Востоке, так и в Малой Азии.

Асархаддон, царь Ассирии (681–669 гг. до н.э.), вел кампанию в Маннее, когда скифский царь Испакая присоединился со своей армией против ассирийцев. Однако Асархаддон одержал решительную победу, как сообщает одна летопись:

«Я топтал ногами нечестивых барнакейцев – жителей Тил-Ассура, которые на [наречии народа] Михрану называются питанеями. Я рассеял маннейский народ, несговорчивых варваров и поразил мечом войска Ишпакая, Скифа (Ассусая) – союз (с ними) не спас их». (Лакенбилл, 1989).

Кажется, Испакая погиб в этой войне, и его преемником стал король Бартатуа. В 672 г. до н. э. он попросил руки дочери Асархаддона Саритры (Иванчик, 2018). Ассирийцы, похоже, восхищались военными способностями скифов, и между ними был заключен союз против царства Урарту, сосредоточенного на территории современной Армении. Похоже, что ассирийцы видели в этом большую угрозу, чем скифы того времени (Ривер, 2017).

Брак между Бартатуа и Саритрой не упоминается в ассирийских текстах, но в тексте показано, как Асархаддон спрашивает оракула бога солнца Шамаша по этому поводу:

«Будет ли Бартатуа, если он заберет мою дочь, говорить слова истинной дружбы, сдержать клятву Асархаддон, царь Ассирии, и сделаешь все доброе для Асархаддона, царя Ассирии?» (Канлифф, 2019).

Никакого ответа не дано, но расцвели близкие отношения с Бартатуа и (Sulimirski & Taylor, 1991), что позволяет предположить, что Саритра могла быть матерью сына Бартатуа Мэдайеса.

Скифский всадник, золотая пластинка
Скифский всадник, золотая пластинка, 400–350 гг. до н.э., через Guardian.

После смерти Асархаддона в 669 г. до н. э. царем Ассирии стал его сын Ашурбанипал. Медовый месяц между двумя народами продолжался под властью Ашшурбанипала, пока ассирийский царь не решил сместить Ахшари, марионеточного царя, находившегося под скифским влиянием и правившего Маннеей. С этого момента две стороны отделились друг от друга, как сообщает нам один ассирийский текст:

 «В моем четвертом походе я направился прямо к Ахшери, царю маннеанцев. По приказу Ассура, Сина, Шамаша, Адада, Бела, Набу, Иштар Ниневийской, царицы Кидмури, Иштар Арбелы, Урты, Нергала (и) Нуску я вторгся (буквально, вошел) в страну Маннеи и двинулся вперед. победоносно. Его сильные города вместе с малыми, число которых было бесчисленно, вплоть до города Изиртуа, я захватил, я разрушил, я опустошил, я сжег огнем. Людей, лошадей, ослов, крупный рогатый скот и овец я ​​вывел из тех городов и считал добычей. Ахшери услышал о наступлении моей армии, покинул Изирту, свой царский город, и бежал в Иштатти, свою крепость и (там) южное убежище. . . Чтобы спасти свою жизнь, он раскинул руки, умоляя мое величество. Эрисинни, сына своего, он отправил в Ниневию и целовал мне ноги. Я смилостивился над ним и послал к нему своих посланников мира». (Лакенбилл, 1989)

 

Утрата власти: упадок скифов

Скифское царство в Западной Азии
Распространение Скифского царства в Западной Азии и Европе.

После того как скифы потеряли контроль над Маннеей, они направились на запад и навлекли на ассирийцев серию набегов по всей Сирии и Леванту. В конце концов они достигли египетской границы, которая до недавнего времени была частью ассирийского владычества.

Геродот говорит, что Псамтек I из Египта подкупил орду, чтобы та отступила обратно в Сирию. Ассирийцы столкнулись с проблемами со стороны вавилонян, которые получили независимость и вступили в союз с мидянами под предводительством Киаксара. Остатки Медеи вместе с неовавилонянами могли представлять ужасающую угрозу для ассирийцев. Однако на помощь пришли скифы под предводительством Мадея и успешно прорвали осаду, наложенную союзными войсками на ассирийскую столицу Ниневию. Там они разгромили мидян в генеральном сражении.

Это правда, что победа над ассирийцами была невозможна до тех пор, пока скифы не потеряли свою власть в Азии. В классической истории о предательстве это наконец произошло, согласно истории, которую рассказывает нам Геродот:

«В течение двадцати восьми лет господства скифов в Азии насилие и пренебрежение законом привели к абсолютному хаосу. Если не считать произвольно налагаемой и насильственно взысканной дани, они вели себя как простые разбойники, разъезжая по стране и захватывая народное имущество. Наконец Киаксар и мидяне пригласили большую часть из них на пир, на котором напоили их и убили, тем самым восстановив свою прежнюю власть. Они захватили Ниневию и покорили ассирийцев, всех, кроме территории, принадлежащей Вавилону». (Геродот, «История»).

Ассирийский дворец
Впечатление художника от зала ассирийского дворца из «Памятников Ниневии» сэра Остина Генри Лейарда, 1853 г.

Скифы потеряли большую часть своих самых выдающихся правителей, а некоторые из тех, кто выжил, участвовали в разграблении Ниневии вместе с мидянами и нововавилонянами. После этого ассирийцы так и не оправились, а скифы направились домой на север Кавказа и, вернувшись домой, сразу же столкнулись с проблемами со своими женщинами и детьми, которых они оставили 30 лет назад, хотя победу одержали именно ветераны.

«По возвращении они обнаружили немалую армию, готовую противостоять их входу. Ибо скифские женщины, когда увидели, что время идет, а мужья их не возвращаются, вступили в брак со своими рабами… Поэтому, когда от этих рабов родились дети, а скифские женщины повзрослели и поняли обстоятельства своего рождения, они решили противостоять армии, возвращавшейся из Мидии». (Геродот, «История»).

 

Открытие скифов

Скифские лучники
Золотая нашивная аппликация на одежду в виде двух скифских лучников. 350-400 гг. до н.э. Вероятно, с Холма Пепла, Крым. Коллекция Британского музея. Wikimedia Commons.

Античность породила множество интересных обществ и народов, и скифы были среди них. Они отличались своим своеобразным искусством, стилем ведения войны и культурой. Этот акцент на их культуре надеется стереть тени неизведанного и пролить свет на более увлекательные истории об их образе жизни и истории.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий