Скифы: кто они?

Скифы (VIII в. до н.э.—IV в. н.э., История, Территория, Занятия) Другое

На протяжении большей части античности Евразийская степь была владением скифов. Соседи боялись их военной доблести, но они также обладали яркой культурой.

Скифы были ранним кочевым народом с общей культурной, языковой и, возможно, генетической историей. Впервые они начали появляться в евразийских степях где-то в 8 веке до нашей эры, когда заменили киммерийцев в качестве доминирующей державы в регионе. Принято считать, что они были иранцами по происхождению и говорили на скифской ветви иранского языка.

В древности многие кочевые группы на обширной территории считались скифскими племенами. Несмотря на свою мощь и влияние, кочевая Скифская империя оставила после себя мало собственных записей, так что большая часть того, что мы знаем о ней, происходит из археологических находок и письменных отчетов ее соседей.

 

Литературное, археологическое и генетическое происхождение

Щит-табличка в виде оленя
Щит-табличка в виде оленя , около 600 г. до н. э., Государственный Эрмитаж.

По сообщению Геродота, скифы считали себя потомками Таргита, ребенка Бога-Неба и дочери великой реки Днепр. У Таргита было три сына, которые однажды наткнулись на четыре золотых орудия — плуг, ярмо, чашу и боевой топор, упавшие с неба. Только младший из троих детей смог прикоснуться к этим орудиям и не загореться, а его потомки стали правителями своего народа.

Сам Геродот считал, что скифы произошли из более южной части Центральной Азии, пока война с другой группой кочевников не вынудила их мигрировать на запад. Со времен Геродота современная археология и генетические исследования позволяют предположить, что они были связаны с несколькими индоиранскими кочевым группами. Некоторые относят их к культуре Срубны, предполагая, что они произошли от местных групп вдоль Черного моря. Другие связывали их с андроновской культурой Западной Сибири и Средней Азии или с ямной культурой.

 

Скифские племена и родственные им народы

Мемориальная доска с изображением пантеры изогнутой круглой формы
Мемориальная доска с изображением пантеры изогнутой круглой формы, VII-VI вв. до н. э., Государственный Эрмитаж.

Одной из причин, затрудняющих определение происхождения скифов, является то, как много различных групп существовало на такой обширной территории. Хотя существовали отдельные этнические группы, часто называемые классическими скифами, понтийскими, европейскими или западными скифами, существовала и более крупная культурная группа. Таким образом, большинство ученых используют термин «скифы» для описания кочевого иранского народа, который доминировал в Понтийской степи вокруг Черного моря с 7 по 3 века до нашей эры.

Две части скифской конской упряжи
Две части скифской конской упряжи, начало VI века до н.э., Государственный Эрмитаж.

Помимо классических скифов, существовало множество народов, которые считались принадлежащими к более крупной культурной группе и имели аналогичное оружие, конское снаряжение и искусство. Среди тех, кто признан частью этой культурной группы, можно назвать абиев, агатирсов, армадов, амиргов, андрофагов, апрахараев, будинов, киммерийцев, дахцев, гелей, гелонцев, хамаксобиев, камбохов, массагетов, меланхленов, ортокорибантов, саков, сарматов, синдов, спали., тапуры, тавры и тиссагеты, а также ранние славяне, балты и финно-угры. Многие другие либо были описаны как потомки, либо заявляли, что произошли от них несмотря на то, что не имели к ним никакого отношения. К ним относятся гунны, остготы, авары, франки, турки, хазары, русы, венгры, поляки, гэлы, пикты, шотландцы и ирландцы.

 

Раннее бедствие

Скифские наконечники стрел
Скифские наконечники стрел , конец VII — начало VI века до н.э., со скифским шлемом , VIII-VII века до н. э., Государственный Эрмитаж.

Утвердившись в качестве хозяев степи, скифы начали совершать вторжения через Кавказские горы на Ближний Восток. Их первой целью было царство Урарту, расположенное на Армянском нагорье Восточной Анатолии. К 670-м годам до н. э. они совершали набеги дальше на юг, в Ассирию. Ассирийский царь Асархаддон смог заключить с ними мир, заплатив им огромную дань и выдав свою дочь замуж за скифского царя Бартатуа. Однако после смерти Бартатуа в 645 г. до н.э. его сын Мадиус возобновил нападения. Мадиус провел «Великий набег» на Ближний Восток, который опустошил Левант и достиг Египта. Он также некоторое время доминировал над Мидянами где-то около 650–630 годов до нашей эры.

В 620-х годах до н. э. мидяне смогли вновь заявить о себе после того, как их царь Киаксар вероломно убил на пиру большое количество скифских вождей. Постоянные набеги серьезно ослабили Ассирийскую империю, которая была разрушена гражданской войной и вавилонским восстанием под предводительством Набопаласара. Обещая большие богатства, Киаксар смог заключить союз со скифами и начать внезапное нападение на Ассирию в 615 г. до н.э. После нескольких лет упорных боев скифы и их союзники захватили все крупные ассирийские города и в 612 г. до н. э. разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Война против остатков Ассирийской империи продолжалась до 608 г. до н.э. Однако участие скифов в операциях после 612 г. до н. э. неясно.

 

Скифская империя против ахеменидских персов

Мемориальная доска с рельефным изображением конного и пешего боя
Мемориальная доска с рельефным изображением конного и пешего боя, IV век до н.э., Государственный Эрмитаж

В VI веке до нашей эры скифы вступили в контакт с греками и персами. Отношения с греческими колониями на Черноморском побережье в это время были относительно мирными. Однако отношения между скифами и персами были решительно враждебными. Согласно Геродоту, около 529 г. до н. э. первый персидский царь Кир Великий развязал кровопролитную войну с массагетами. Хотя массагеты и не были классическими скифами, они были частью более широкой скифской культурной сферы. Их царица Томирис убила Кира в бою, затем обезглавила его тело и бросила голову в мешок с вином, полный крови.

Топ-10 свершений и достижений Дария Великого

Кир Великий краткая биография

Вскоре после этого в 513 г. до н.э. персидский царь Дарий Великий начал войну против Классической Скифской империи вокруг Черного моря. Скифы отреагировали на персидское вторжение отступлением, вводя персов в заблуждение с помощью уловок и набегов, а также отказывая им в снабжении с помощью тактики выжженной земли. Поскольку у них не было городов или поселков, которые нужно было защищать, Дарий не мог заставить их вступить в бой. Однако он смог сохранить инициативу, и скифы потеряли свои лучшие земли, а их союзникам был нанесен тяжелый урон. Персидская армия переправилась через Дунай к берегам Волги. В конечном итоге кампания зашла в тупик, но он заставил скифов, по крайней мере, уважать мощь персов.

 

Золотой век

Накладка на горит (футляр для лука и стрел)
Накладка на горит (футляр для лука и стрел), IV век до н.э., Государственный Эрмитаж

После поражения от вторжения Дария власть скифов быстро возросла. Они начали наступление на фракийцев, дошедшее до Херсонеса, прежде чем фракийское Одрисское царство в конце концов остановило их. После этого отношения между ними и Одрисским царством в целом были хорошими, между правящими династиями было много смешанных браков. Скифия также расширилась на северо-запад до современных Румынии и Болгарии. Возможно, их самые важные завоевания происходили на берегах реки Дон и северо-западной окраине Черного моря. Там они взяли на себя политический контроль над многочисленными греческими колониальными портами.

Скифский гребень с батальной сценой
Скифский гребень с батальной сценой, конец V — начало IV века до н.э., Государственный Эрмитаж.

Эти завоевания привели к расцвету скифской культуры в IV веке до нашей эры при их царе Атее, который объединил классические скифские племена, образовав единую Скифскую империю. Скифский контроль над греческими колониями вокруг Черного моря принес огромные богатства, поскольку они могли экспортировать огромное количество пшеницы, сыра и животных из своих стад в материковую Грецию. Однако большая часть их богатства была получена благодаря контролю над северной работорговлей. Залогом экономического успеха скифов было разделение труда. Кочевники -скифы занимались политическими и военными делами, в то время как оседлое городское население занималось торговлей и выполняло проекты, требующие ручного труда.

 

Скифы и Шелковый путь

Чаша с изображением львиной охоты
Чаша с изображением львиной охоты, V-IV века до нашей эры, Государственный Эрмитаж

Другим важным источником богатства классических скифов был Шелковый путь. Скифские культурные группы населяли земли, простирающиеся от Венгерской равнины до провинции Ганьсу в Китае. Эти кочевые народы зависели от своих оседлых соседей в получении различных товаров, которые они могли приобрести посредством войны или торговли. Контакты со скифами и их ненасытная потребность в товарах побуждали купцов путешествовать на большие расстояния по Средней Азии в поисках новых рынков сбыта для своих товаров. Торговля между различными скифскими группами через степь затем помогла переместить эти товары с востока на запад, способствуя созданию торгового пути, известного как Шелковый путь.

Большинство скифских групп населяли земли к северу от торговых путей Шелкового пути. По существу, они не были прямыми бенефициарами большей части осуществляемой торговли. Однако у них было достаточно возможностей для организации набегов на торговые караваны или сбора пошлин. Многие скифы также торговали с купцами, путешествующими по Шелковому пути, поэтому их товары были найдены от Западной Германии до Центрального Китая. Скифские воины также путешествовали по Шелковому пути, чтобы продавать свои услуги в качестве наемников или телохранителей.

 

Сарматы и упадок

Навершие в виде грифона
Навершие в виде грифона, вторая половина IV века до н.э., Государственный Эрмитаж

К середине IV века мощь и влияние скифов начали снижаться, поскольку они столкнулись с растущим давлением со стороны Востока и Запада. Экспансия Атея на фракийские земли привела скифов к конфликту с растущей мощью Македонии. Филипп Македонский убил Атея в битве в 339 г. до н. э., но более поздняя кампания, которую возглавил один из полководцев Александра Великого в 331 г. до н. э., закончилась поражением Македонии. После конфликта с Македонией кельты вытеснили скифов с Балкан. Тем временем греческие колонии на северо-восточном побережье Черного моря начали восстанавливать свою независимость. Некоторые из этих городов объединились, образовав мощное Боспорское царство, что стало крупным политическим и экономическим ударом по скифам.

Пожалуй, самым важным фактором, способствовавшим упадку Скифской империи, был приход сарматов. Сарматы были конфедерацией восточноиранских кочевых племен, принадлежавших к более крупной скифской культурной группе. В 310/309 г. до н. э. сарматы и Боспорское царство разгромили скифов в битве на реке Татис. После этого скифы в основном ограничились полуостровом Крым. Они были разбиты армиями Митридата Великого во II веке до нашей эры и Рима в I веке нашей эры. Это привело к присоединению их территории к Боспорскому царству и скифам, перенявшим более оседлый образ жизни. В последующие века скифы были ассимилированы соседними сарматами, аланами и ранними славянами.

 

Золотое наследие скифов

Конус с грифонами, пальметтами и лотосами
Конус с грифонами, пальметтами и лотосами, IV-III вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

Скифы долгое время оставались в памяти их более оседлых и цивилизованных соседей как воплощение дикости и варварства. В период поздней античности и средневековья «скифы» стали термином, используемым для описания всех кочевых «варваров», живших в Понтийской степи вокруг Черного моря. Когда страх перед кочевниками отступил, эти народы стали романтизироваться. Многие современные нации и этнические группы до сих пор заявляют о своем происхождении, реальном или воображаемом, от кочевой Скифской империи.

Сегодня мы, скорее всего, встретимся со скифами через их искусство и археологические находки, которые они оставили после себя. Поскольку они были кочевниками, большая часть археологических находок была обнаружена в их курганах или курганах. Предметы, извлеченные из этих курганов, составили основу российского Эрмитажа, когда они были подарены Петру Великому в XVIII веке. Большинство артефактов относительно малы, поскольку их необходимо переносить. Однако скифы оставили после себя и большие каменные стелы возле своих курганов. В иконографии присутствовали энергично стилизованные животные и люди, изображенные поодиночке или в бою, антропоморфные фигуры, чудовища, божества и энергичные геометрические мотивы. Еще долгое время после их исчезновения их иконография продолжала оказывать огромное влияние на народы Степи и создаваемое ими искусство.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий