Ян Вермеер: загадочный художник золотого века Голландии

Ян Вермеер (Загадки, Картины, История Искусства XVII в.) Другое

Жизнь Яна Вермеера, самого знакового представителя Золотого века Голландии, стала предметом многочисленных исследований. Некоторые из его картин, такие как «Девушка с жемчужной сережкой» или «Доярка», входят в число самых известных произведений искусства во всем мире.

Как и другие художники своего времени, Вермеер преуспел в жанровой живописи; он изображал обычные сцены повседневной жизни. Его техника живописи и использование света и тени, используемые для привлечения внимания к предметам, придают работам уникальность.

 

Кем был Ян Вермеер?

Вермеер - Сводница
Сводница, 1656 год, Wikimedia Commons.

Благодаря исследованиям историков и экспертов, начиная с XIX века, мы многое знаем о жизни Вермеера, его состоянии, его семье и даже о времени, когда он переехал к своей сводной семье. Голландский художник был известным художником своего времени; он заручился поддержкой богатых покровителей. Тем не менее, его слава при жизни не распространялась за пределами его родного города Делфт.

29 декабря 1653 года, в возрасте 21 года, Ян Вермеер стал членом Гильдии Святого Луки Делфтского — строго регулируемой корпорации художников 17 века. Всего несколькими месяцами ранее он женился на Катарине Болнес, католичке из семьи богатых купцов. Хотя он родился в протестантской семье и жил в реформированной стране, в конце концов обратился в католицизм. Его католическая приемная семья навязала этот выбор.

На сегодняшний день нам не хватает конкретной информации о том, где и у кого учился живописи Вермеер. Может быть, за пределами Делфта? В Утрехте или Амстердаме? Должно быть, у него было хорошее художественное воспитание у известного учителя, поскольку он стал членом Гильдии Святого Луки и, в конце концов, впервые возглавил ее в 1662 году, в молодом возрасте 30 лет.

 

Мастер жанровой живописи

Вермеер - Маленькая улица
Маленькая улица, между 1657 и 1658 годами. Wikimedia Commons.

Ян Вермеер был частью группы опытных художников. Как и другие художники, он заимствовал сюжеты своих картин из устоявшегося репертуара тем. Тем не менее, он достиг новизны в своей технике и исследовании своих предметов.

Ему приписывают около тридцати пяти картин. Его шедевры включают мифологическую картину, несколько религиозных картин, пейзажей и портретов. Однако голландский художник в основном известен своими жанровыми сценами.

Термин «жанровая живопись» впервые был использован для названия этого вида живописи французским архитектором и искусствоведом Антуаном-Златоустом Катремером де Квинси в 1791 году, спустя целое столетие после Вермеера. Поскольку жанровые картины реалистично изображают сцены повседневной жизни, они противопоставляются религиозной, мифологической или исторической живописи.

Вермеер - Доярка
Доярка, около 1658 г. Wikimedia Commons.

Любимыми сюжетами были портреты молодых женщин с атрибутами, отсылающими к музыке, писательству или алкоголю. Его сцены происходят в буржуазных интерьерах со светлыми стенами, небольшим количеством декоративных элементов и мощеными полами.

Вермеер - Любовное письмо
Любовное письмо, около 1669 г. Wikimedia Commons.

Свет становится центральным элементом картин. Обычно он исходит из левой части холста и фильтруется через панельные окна и легкие занавески. На картине свет изображен не совсем рационально. В отличие от других художников своего времени, пытавшихся точнее передать реальность, Вермеер предлагает личную интерпретацию.

 

Скрытое сообщение?

Кружевница, картина Яна Вермеера, 1669–1670 гг
Кружевница, 1669–1670 гг., Лувр.

Есть ли какое-то скрытое послание в искусстве Вермеера? Возможно, ничего подобного мы не имеем удовольствия себе представить. Вместо того, чтобы наполнять свои картины символами, чтобы зритель мог угадать скрытое послание, скрывающееся за его картинами, Художник упростил свою работу. Изучая основные эскизы, мы можем заметить, что художник включил элементы, которые он предпочел не рисовать в окончательном произведении.

В реформированных Нидерландах искусство показывало и критиковало то, что противоречило принципам морали. Его искусство не было исключением. Например, на его картине «Кружевница» 1669 года Библия сидит рядом с женщиной, что означает адекватность рукоделия как занятия, хорошо подходящего для женщин.

Астроном, картина Иоганна Вермеера, 1668 год
Астроном, 1668 год, Лувр.

В творчестве Вермеера и некоторых других голландских художников Золотого века есть загадка. Они сочиняли свои картины не как тайны, а так, чтобы заставить работать воображение зрителя. Художник не давал названий своим картинам. Другие позже приписали имена его работам. Например, на картине «Астроном» мужчина касается пальцем небесного глобуса. Такие элементы, как книги, предполагают, что он ученый. Это были настоящие книги времен Вермеера.

На заднем плане — картина «Нахождение Моисея», вероятно, находившаяся в коллекции Вермеера. Моисей считается в христианской культуре первым астрономом. Художник поместил его сюда, чтобы связать деятельность ученого с религией? Возможно, свет, заливающий комнату, исходит от небес и Бога. С другой стороны, мы могли бы также интерпретировать эту сцену как христианскую традицию, отодвинутую на задний план, в то время как астроном является ученым, а свет представляет собой свет Разума.

Помимо загадочного аспекта творчества, он был также мастером изображения повседневной жизни. Вермеер представляет то, что зритель уже знает. Он показывает нам вещи, на которые мы обычно обращаем мало внимания. Он иллюстрирует красоту простых предметов или жестов.

 

Вермеер и камера-обскура

Иллюстрация камеры-обскуры
Иллюстрация камеры-обскуры в Альбоме военного искусства, включая геометрию, укрепления, артиллерию, механику и пиротехнику, 17 век.

Весьма вероятно, что Вермеер и многие другие художники эпохи Возрождения использовали камеру-обскуру для создания своих картин. Камера-обскура — это оптический инструмент, прародитель камеры, который может проецировать реальное изображение на поверхность.

Фрагмент картины Девушка с жемчужной сережкой
Фрагмент картины Девушка с жемчужной сережкой.1665 г. via the Mauritushuis

Возможно, именно иезуиты познакомили Вермеера с использованием камеры-обскуры. Грегор Вебер, заведующий отделом изящных искусств Рейксмузеума, недавно объяснил, что: «Орден (иезуиты) рассматривал камеру-обскуру как инструмент для наблюдения божественного света Бога». Размытые контуры фигур и предметов, а также эффект светотени на картинах Вермеера — это подсказки, которые заставили некоторых думать, что для их композиции он использовал камеру-обскуру. Кроме того, из-за размера крошечного отверстия, через которое свет попадает в камеру-обскуру, изображение фокусируется на одном элементе, оставляя передний и задний планы размытыми.

Однако не все эксперты с этим согласны, и мы никогда не сможем быть уверены в правдивости этой теории. В любом случае использование камеры-обскуры не лишает художника гениальности. Любопытно, что мы видим крошечную дырку на холсте точно в том месте, где находится точка схода картины. Можно предположить, что Вермеер прикрепил к точке схода покрытую мелом соломинку, чтобы провести линию на холсте и построить композицию, следуя правилам перспективы.

 

Девушка с жемчужной сережкой

Вермеер (1632-1675) - Девушка с жемчужной сережкой
Девушка с жемчужной сережкой (1665). Wikimedia Commons.

Кого не очаровал портрет этой простодушной девушки? Она смотрит прямо в глаза зрителю, слегка приоткрыв губы. Какие тайны она скрывает?

«Девушка с жемчужной сережкой» — уникальная картина в творчестве Вермеера. То, что сегодня является его самым известным произведением, когда-то давно было забыто. Холст, масло, было вновь открыто только в 1881 году, когда коллекционер произведений искусства Арнольдус Андриес де Томбе купил его на аукционе и после своей смерти подарил портрет Маурицхейсу в Гааге.

Амедео Модильяни: 10 фактов о скандальном художнике и его короткой жизни

Почему картины Амедео Модильяни часто подделывают?

Вермеер написал этот очень простой портрет примерно в 1665 году. На самом деле это не портрет, а трони, изображение персонажа, а не реального человека. Живописец стремился вызвать влечение и любовь. Кто она? Художник универсализировал молодую женщину, не давая никаких указаний на то, кем она могла бы быть. О чем она думает? Почему она так на нас смотрит? Он оставил место для интерпретации. Мы злоумышленники или она нами интересуется?

Эта картина прекрасно иллюстрирует ключевой элемент техники живописи Вермеера: размытость краев. Как упоминалось ранее, эффект размытия, вероятно, возник в результате наблюдений художника с помощью камеры-обскуры. Художник сосредоточился на одном элементе, а остальная часть картины была выполнена с использованием эффекта размытия очертаний формы. Он имеет эффект фокусировки взгляда зрителя на одном элементе. В данном случае Вермеер не красил переносицу девушки, чтобы сделать акцент на ее глазах.

 

Ян Вермеер: от забвения к суперзвезде

Вид на Делфт
Вид на Делфт, Ян Вермеер,
с 1660 по 1661 год. Wikimedia Commons.

Хотя Ян Вермеер сделал успешную карьеру и при жизни был известным художником, его слава в основном ограничивалась его собственным городом Делфтом. Его работа была уничтожена после его смерти в 1675 году; Голландцы XVIII века предпочитали итальянскую или французскую моду и совсем забыли о жанровых картинах.

Все изменилось в конце XIX века, когда художник, который всегда был одним из многих, был возведен в ранг суперзвезды Золотого века Голландии. В 1822 году «Вид Делфта» — один из немногих пейзажей, написанных художником, вошел в национальные коллекции Нидерландов. Дело было не столько в таланте Вермеера, сколько в изображенном сюжете. Однако это событие, возможно, имело решающее значение для возрождения славы в конце XIX века.

Выставка «Моя девушка с жемчужиной», Мавритусейс, Гаага, через Джулиана ван Дикена
Выставка «Моя девушка с жемчужиной», Мавритусейс, Гаага, через Джулиана ван Дикена

Еще один решающий поворот произошел в 1866 году, когда французский искусствовед и журналист Теофиль Торе-Бюргер написал три статьи о Яне Вермеере в журнале Gazette des beaux-arts. Торе-Бюргер открыл для себя работы художника в 1842 году во время посещения музея в Гааге, где выставлялся «Вид Делфта». Он прозвал художника «Делфтским сфинксом», так как о его жизни было мало что известно. Торе-Бюргер посвятил все свои усилия созданию первого перечня работ живописца.

Торе-Бюргер пролил свет на творчество Вермеера, но эксперты и общественность признали гениальность голландского художника. Безумие охватило культурные круги, и конец XIX века превратился в охоту за сокровищами с целью найти все утраченные картины. Несколько произведений были ошибочно приписаны художнику. Вполне вероятно, что некоторые полотна исчезли или были уничтожены с течением времени.

«Девушка со светящимися серьгами», искусство искусственного интеллекта, Джулиан ван Дикен, на выставке «Моя девушка с жемчужиной», через Джулиана ван Дикена
«Девушка со светящимися серьгами», искусство искусственного интеллекта, Джулиан ван Дикен, на выставке «Моя девушка с жемчужиной», через Джулиана ван Дикена

С тех пор Ян Вермеер стал суперзвездой. Несколько историков изучали его творчество и жизнь в 20 веке. Научные исследования его картин помогли определить, какие из них были созданы рукой Мастера Золотого века Голландии.

Помимо древних картин, справедливо или ошибочно приписываемых художнику, процветали подделки, написанные только для того, чтобы обмануть экспертов и публику. По мере того, как росла слава, росло и количество подделок, появлявшихся тут и там. Голландский художник Хан Ван Меегерен, пожалуй, самый известный фальсификатор произведений Вермеера. Он настолько умел имитировать технику и стиль, что некоторые из его картин попали в коллекции известных музеев.

Помимо фальсификаторов, искусство Яна Вермеера вдохновило творчество многих современных художников. Силуэт «Девушки с жемчужной сережкой» настолько известен и узнаваем, что целая выставка в Маурицхейсе была посвящена интерпретации художника одной из самых известных картин мира.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий