Почему картины Амедео Модильяни часто подделывают?

Другое

Амедео Модильяни – один из самых выдающихся художников всех времен. Давайте посмотрим, почему.

На протяжении многих лет творчество великого итальянского художника Амедео Модильяни остается в центре внимания, когда мы рассматриваем всевозможные заговоры и мошенничества. Тем не менее, эти постоянные скандалы с мошенничеством и огромные аукционные цены не мешают многим коллекционерам искусства покупать его работы. Но почему Модильяни так привлекателен как для коллекционеров, так и для фальсификаторов произведений искусства? Продолжайте читать, чтобы узнать больше об увлекательной истории подделок Модильяни.

 

Кем был Амедео Модильяни?

Амедео Модильяни в студии
Амедео Модильяни (1884–1920) в своей мастерской в ​​Париже. 1915 год

Амедео Модильяни — один из самых выдающихся итальянских модернистов. Его работы также являются одними из самых дорогих на арт-рынке. Модильяни сначала изучал итальянских старых мастеров во Флоренции, а затем переехал в Париж, где познакомился с африканским искусством и парижскими авангардными движениями. Эти влияния породили его уникальный и узнаваемый стиль живописи. Однако его часто недооценивали современники.

Хотя Модильяни наиболее известен своими картинами, в определенный период своей жизни он также создавал скульптуры. На него повлиял друг, румынский скульптор Константин Брынкузи, который познакомил его с этим процессом. Модильяни был беден и не мог позволить себе покупать камень, не говоря уже о мраморе, и использовал каменные блоки, украденные на стройках.

Топ 7 скульптур Древнего Рима

Топ-11 скульптур Древней Греции

На самом деле он предпочитал скульптуру живописи, заявляя, что ему нравится, когда материал сопротивляется его руке. Но эта страсть была довольно недолговечной. В детстве он заболел туберкулезом, последствия которого усугублялись из-за постоянного вдыхания каменной пыли. Так что, к сожалению, быстро ухудшающееся здоровье заставило художника вновь заняться живописью.

Модильяни изо всех сил пытался добиться признания в мире искусства, и у него развилась зависимость от алкоголя и наркотиков. Эти пристрастия еще больше отразились на его хрупком здоровье. В 1920 году, когда ему было 35 лет, Модильяни умер в абсолютной нищете вместе со своей возлюбленной и коллегой-художницей Жанной Эбютерн. На следующий день после его смерти безутешная Эбютерн, на восьмом месяце беременности, выбросилась из окна родительской квартиры.

 

Почему работы Модильяни такие дорогие?

Лежащая обнаженная, Амедео Модильяни
Лежащая обнаженная, Амедео Модильяни, 1917-18 гг. Wikimedia Commons.

Картины Модильяни из года в год продолжают бить собственные ценовые рекорды, несмотря на многочисленные скандалы с подделками и проблемы с атрибуцией. В 2015 году работа «Лежащая обнаженная» была продана анонимному китайскому коллекционеру за поразительную сумму в 170 миллионов долларов. Но зачем кому-то платить столько за одну картину?

Частично привлекательность Модильяни заключается в его уникальном стиле. Влияние египетского и африканского искусства, наложенное на классическое итальянское художественное образование, привело к созданию единственного в своем роде стиля портретной живописи, который был глубоко психологическим, сложным и шокирующим для современников Модильяни. Однако многие эксперты утверждают, что причина такой чрезвычайной популярности — миф о гениальном замученном художнике, последовавший за Модильяни.

Драматическая история его жизни, бурные личные отношения и трагическая смерть повлияли на его последующую популярность. Он был непризнанным гением, любимым женщинами и ненавидимым коллекционерами произведений искусства. Короткая, но насыщенная событиями история Модильяни с годами романтизировалась, дав ему ту оценку, которой он никогда не видел за свою короткую жизнь.

Однако сам Модильяни не имел ни грамма сомнения в своей гениальности. Он сознательно избегал присоединения к художественным движениям и школам и держал свою практику при себе несмотря на то, что находился в центре богемной парижской жизни. Он знал, что в какой-то момент его оценят, и был прав.

 

Почему фальсификаторы произведений искусства так любят Модильяни?

Посвящение Модильяни Эльмира де Хори, 1950-е годы
Посвящение Модильяни Эльмира де Хори, 1950-е годы, через The New York Times

Есть так много дорогих и узнаваемых художников, но Модильяни, кажется, является фаворитом многих фальсификаторов произведений искусства. По мнению некоторых экспертов, до 70% известных работ Модильяни на самом деле созданы не им. Существует множество причин, по которым фальсификаторы произведений искусства предпочитают создавать подделки Модильяни.

Одна из причин – его фирменный стиль с выразительными линиями, вытянутыми лицами и гипнотизирующими глазами. Однако это не означает, что его стиль легко подделать. Работы Модильяни отличаются весьма специфическим набором пропорций и углов, а также сложной обработкой цвета и фактуры.

Пробелы в истории также ценны для фальсификаторов произведений искусства. Ни арт-дилеры, ни Модильяни не следили за его работами. Он работал быстро, часто заканчивая картину за несколько часов. Художник также часто раздавал свои рисунки совершенно незнакомым людям в обмен на их услуги. Он часто оплачивал счета в барах своими произведениями искусства. Художник также был известен тем, что в минуты отчаяния безжалостно уничтожал свое искусство. Все это делает Модильяни идеальным кандидатом на подделку произведений искусства. Работа по сохранению наследия Модильяни началась спустя десятилетия после его смерти, когда его дочь Жанна стала достаточно взрослой, чтобы бороться за признание своего отца.

 

Пример 1: «Утонувшие головы»

Женская голова, работа Амедео Модильяни, 1912 год
Женская голова, работа Амедео Модильяни, 1912 год, Wikimedia Commons.

В 1984 году Ливорно, родину художника, потрясла замечательная новость. В год столетия со дня рождения Амедео Модильяни в местном канале были найдены три резные каменные головы. Их почти единогласно приписывали Модильяни. Время было выбрано идеально, поскольку открытие совпало с открытием выставки Модильяни. Существовало и правдоподобное объяснение появления скульптуры. По мнению искусствоведов, в 1909 году Модильяни экспериментировал со скульптурой. Недовольный результатом, он выбросил камни из окна своей мастерской прямо в канал.

Однако волнение длилось недолго. Через несколько дней после революционного открытия трое ливорских студентов-художников выступили вперед и признались в подделке одной из голов. Они объяснили это безобидной шалостью, призванной почтить наследие мастера.

Второй фальсификатор вскоре раскрылся. Однако местный недооцененный художник по имени Анджело Фрогья настаивал на том, что его подделка не была шуткой. Это была сознательная попытка подчеркнуть, как шумиха в СМИ, вызванная открытием, может омрачить суждения не только общественности, но и многих известных экспертов. Однако Фрогья случайно испачкал свои скульптуры химической смолой, используемой для дорожного покрытия, которой не существовало во времена Модильяни.

 

Пример 2: Выставка, которой никогда не было

Женщина с рыжими волосами.
Женщина с рыжими волосами, автор Амедео Модильяни, 1917 год, через Wikimedia Commons.

При жизни Модильяни провел всего одну персональную выставку. Это была выставка обнаженных тел 1917 года, которую почти сразу же закрыла полиция по причине оскорбления общественной морали.

Подобное событие произошло сто лет спустя. В 2017 году Палаццо Дукале в Генуе организовала выставку картин Модильяни. За несколько дней до закрытия выставки прибыла полиция и конфисковала 21 работу из 60, представленных на выставке. После экспертизы 20 из них оказались фейками. Коллекционер произведений искусства и эксперт по Модильяни Карло Пепи дал информацию полиции. Он также участвовал в расследовании инцидента с каменными головами в 1984 году.

Скандал вызвал волну расследований по всей Европе. В 2018 году французские музеи начали тщательную проверку 29 работ Модильяни. Однако чиновники так и не обнародовали результаты исследования для широкой публики.

 

Пример 3: Проклятый каталог-резонне

Жанна Эбютерн в шапке и колье
Жанна Эбютерн в шапке и колье, Амедео Модильяни, 1917 год. Wikimedia Commons.

Каталог-резонне — это полное собрание всех известных и проверенных произведений одного художника, собранное в одном издании. Чтобы создать такую ​​компиляцию, искусствоведы тратят годы, если не десятилетия, тщательно соединяя фрагменты и проверяя подлинность каждой работы. Более того, его необходимо обновлять каждые несколько лет по мере появления новых открытий.

Обычно одного каталога-резонне более чем достаточно для одного художника. Но не для Модильяни: у него их шесть, седьмая находится в процессе создания. Ни один из существующих каталогов не является полностью достоверным. В 2018 году Кристиан Паризо, эксперт, работавший над одним из каталогов, был приговорен к двум годам тюремного заключения за подделку 77 рисунков партнерши Модильяни Жанны Эбютерн.

Топ-10 выдающихся картин Древнего Египта

Топ 10 самых известных картин Древнего Рима

Самая последняя попытка составить полный каталог-резонне принадлежит историку искусства Марку Рестеллини. В течение многих лет Рестеллини проводил исследования с использованием новейших технологий, чтобы раскрыть правду о многих Модильяни на арт-рынке. Более того, Рестеллини настаивает на уничтожении выявленных подделок, чтобы защитить целостность творчества художника. Книга должна была выйти в 2019 году. Хотя Рестеллини утверждает, что он все еще занимается работой, задержку можно объяснить тем, что ему неоднократно угрожали смертью за проведение исследования.

 

Тайна Амедео Модильяни

Жанна Эбютерн в желтом свитере
Жанна Эбютерн в желтом свитере от Амедео Модильяни, 1917 год, через Wikimedia Commons.

Почему кто-то так злится на объективную истину, угрожая жизни искусствоведа? Потому что не все заинтересованы в раскрытии истины. Люди, возражающие против исследования Модильяни, не обязательно являются фальсификаторами или мошенническими торговцами произведениями искусства, защищающими свой способ заработка.

Некоторые из них — искусствоведы, заработавшие себе репутацию на открытиях и атрибуциях. Разоблачение подделок может стать смертным приговором для их репутации. Есть также клиенты, которые тратят на искусство сотни миллионов. Для многих из этих людей искусство — это инвестиция, а не исторический артефакт, который превратится в пепел, как только окажется бесполезным. Окончательно обозначить все подделки Модильяни как подделки означало бы также раскрыть самые уродливые уголки арт- рынка и разрушить схемы, тщательно спланированные на протяжении десятилетий после смерти художника.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий