Искусство Древнего Египта краткая хронология

Искусство Древнего Египта Египет

Искусство Древнего Египта известно своим легко узнаваемым художественным стилем. Читайте дальше, чтобы узнать, как египетский стиль, культура и методы менялись на протяжении истории.

Не нужно быть экспертом, чтобы распознать канонический стиль древнеегипетского искусства. Однако необходимы определенные знания, чтобы отличить искусство от каждого периода древнеегипетской истории. Читайте дальше, чтобы узнать о периодах древнеегипетского искусства и уникальных характеристиках каждого периода.

 

Рассвет древнеегипетского искусства

Палетка двух собак, первое изображение Сета
Палитра двух собак, додинастический период (ок. 3200 г. до н.э.)

Когда возникло египетское искусство? Этот вопрос не так прост, как кажется. Глядя на додинастические произведения искусства, первое, что приходит на ум, — насколько это искусство отличается от более известного династического искусства. Это было в конце 4-го тысячелетия до нашей эры, когда появились первые цари Египта и был установлен четкий художественный канон. До этого художники имели свободу экспериментировать с формами, материалами, техниками и стратегиями изображения.

Одной из ярких тем додинастических изображений была борьба порядка с хаосом, мастерски представленная в так называемой «Палитре двух собак». Эта тонкая пластинка резного граувака использовалась для заземления пигментов либо для косметических, либо для ритуальных целей (или для того и другого). На нем изображено несколько животных, в том числе мифических, хаотично расположенных по всей его поверхности. Одно из животных играет на флейте, что заставляет некоторых ученых думать, что это самое раннее изображение бога хаоса Сета.

К счастью, эту хаотичную сцену содержат две огромные собаки, которые охраняют край палитры и даже как будто держат лапы. Симметрия часто использовалась, чтобы подчеркнуть символику порядка. Как только в Египте будет установлена ​​единая монархия, поддержание порядка останется прерогативой царя.

 

Искусство Древнего Царства: установление канона

Фараон Менкаур и его жена, Древнее царство (ок. 2490 г. до н. э.)
Фараон Менкаур и его жена, Древнее царство (ок. 2490 г. до н. э.)

Первые династии сформировали так называемый Тинитский период, время, когда фараоны еще не имели контроля над всей территорией. Однако ситуация изменилась с приходом Древнего царства, и некоторые историки утверждают, что фараоны 4, 5 и 6 династий были одними из самых могущественных за всю историю Египта. Пирамиды являются свидетельством их авторитета. В художественной сфере они также разработали царский канон — способ изображения царя и его семьи, который остался почти нетронутым до конца египетской истории.

Серые каменные статуи некоторых царей в сопровождении своих жен или других богов и богинь являются прекрасным примером египетских канонических изображений. Не только тела короля и королевы стилизованы, показывая, каким было идеальное тело в то время, но и регалии в полном расцвете: полосатый льняной головной убор, известный как немес, искусственная борода, прикрепленная к подбородку короля, и килт., называемый Шендит на египетском языке. Гладкая и блестящая поверхность статуй в сочетании с классическими египетскими пропорциями придают произведениям искусства гладкий и щеголеватый вид, который подходил и царю.

Топ-10 самых известных людей Древнего Египта

Топ-10 самых знаковых произведений искусства Древнего Египта

 

Искусство промежуточного периода: восстание местных чиновников

Стела привратника Маати, первый промежуточный период (ок. 2051–2030 гг. до н.э.)
Стела привратника Маати, первый промежуточный период (ок. 2051–2030 гг. до н.э.)

К концу Древнего царства власть фараона пришла в упадок, а местные администраторы, известные как номархи, быстро приобретали влияние среди населения. В искусстве этот исторический процесс отражен в ряде произведений искусства, на которых изображены не только фараон, но и другие люди. Местные номархи показаны во время охоты — занятия, которое раньше было королевской прерогативой. Их также изображали сидящими за столами, получающими подношения в виде всевозможного мяса, пива, фруктов, масел и так далее. Эта тенденция продолжалась даже тогда, когда в эпоху Среднего царства была восстановлена ​​единая монархия.

Промежуточные периоды традиционно описываются как эпохи кризисов и беспорядков, но на самом деле пострадала в основном единая монархия, поскольку люди продолжали вести свою обычную жизнь. Иногда дела у них шли даже лучше, чем раньше, благодаря свободе, которой местные власти пользовались в управлении своими владениями, о которых они хорошо знали.

Искусство Древнего Египта промежуточных периодов менее формально и более разнообразно, чем, например, во времена Древнего или Нового царств. Возникли региональные стили, и в зависимости от того, кто заказал произведение искусства, использовались разные техники, что делало королевское и провинциальное искусство четко различимыми.

 

Искусство Среднего Царства: литература и образ

Стела надзирателя крепости, Интеф, Среднее царство (ок. 2000 г. до н.э.)
Стела надзирателя крепости, Интеф, Среднее царство (ок. 2000 г. до н.э.)

Одним из наиболее важных событий, произошедших в эпоху Среднего царства, было появление настоящей египетской литературы. До сих пор письмо использовалось исключительно в бюрократических, ритуальных и религиозных целях. Теперь начали появляться настоящие романы и даже стихи, в том числе «История Синухе» и «Борьба Гора и Сета». Это в свою очередь. находит свое отражение в иконографии этого периода, поскольку иероглифическое письмо все больше смешивалось с изображениями для создания произведений искусства.

Даже в частных гробницах более широко использовались письменные повествования, чтобы рассказать о жизни и историях их обитателей. В некоторых случаях ловким художникам даже удавалось соединить изображения и иероглифы, создав чудесные гибридные композиции, передающие пластику египетского языка и искусства.

Еще одним важным аспектом искусства Среднего царства является детальный характер большинства произведений искусства, что означает, что художники проходили интенсивную подготовку, прежде чем им было поручено создавать долговечные изображения. Ни один пример такой утонченности и деликатности, пожалуй, не является более показательным, чем многочисленные фаянсовые бегемоты, созданные в этот период.

Эти маленькие статуэтки защищали умерших, поэтому их оставляли внутри гробниц. Их ноги были сломаны намеренно, чтобы их опасные силы были нейтрализованы, и они не причинили вреда владельцу гробницы. Это, в свою очередь, показывает еще один важный аспект египетского искусства: изображения предназначались не просто для того, чтобы на них смотреть или наблюдать. Некоторые из них обладали свободой действий и могли производить эффекты и отклики в мире.

 

Искусство Нового Царства: великолепие и политические волнения

Царь Эхнатон в образе Сфинкса, период Амарны (ок. 1340 г. до н. э.)
Царь Эхнатон в образе Сфинкса, период Амарны (ок. 1340 г. до н. э.)

Во время Нового царства Египетская империя достигла своего максимального исторического расширения, особенно во время правления Тутмоса III. Но трудности управления такой большой частью мира вскоре испытали его преемники. Одной из главных проблем королевских семей была власть, накопленная первосвященниками Амона, религиозной элитой, которая имела большое влияние среди населения и угрожала власти короля. Аменхотеп IV, десятый царь XVIII династии, решил взять дело в свои руки и провел крупнейшую религиозную реформу за всю историю Египта, заключавшуюся в понижении в должности поклонения Амону и вместо этого превращении бога Солнца Атона в единственного и самого важного бога. в пантеоне.

Реформе Амарны, как они стали известны впоследствии, встретили сопротивление первосвященников Амона, и после смерти Аменхотепа (который изменил свое имя на Эхнатон) они вернулись к тому, чтобы сделать Амона главным божеством египтян. Однако не все из правления Эхнатона было потеряно.

Среди сохранившихся артефактов немало примеров совершенно нового способа изображения человеческого тела, который теперь отличался удлиненными головами и членами, иными чертами лица и полным отсутствием каких-либо изображений богов. Единственным божеством, которое стоило изображать, был Атон, солнечный диск, и делалось это только в форме круга с исходящими от него лучами. На конце этих лучей у Атона были руки, дарившие царю знаки Анкха.

Эхнатон древнеегипетский фараон-революционер

Топ-25 фактов об Эхнатоне, которые вы должны знать

 

Искусство позднего периода: что вообще такое египетское искусство?

Статуя Хатор, защищающей Псаммитиха, поздний период (ок. 610 г. до н. э.)
Статуя Хатхор, защищающей Псаммитиха, поздний период (ок. 610 г. до н. э.)

Третий промежуточный период обычно характеризуется завоеванием Египта несколькими различными империями или государствами. Сначала была установлена ​​ливийская династия, которая была свергнута нубийскими правителями. К 8 веку до н. э. Ассирия завоевала землю Египта, и их власть оставалась неоспоримой до 663 г. до н. э., когда Псамметих I повторно завоевал Египет, установив первую за столетия местную династию. За это время египетское искусство изменилось и трансформировалось, хотя примечательно то, в какой степени последующие захватчики соблюдали канонические формы.

Искусство позднего периода Египта можно рассматривать как своего рода гибрид. В каком-то смысле он представляет собой возврат к традиционным стилям, используя те же идеализированные пропорции, что и в классическом египетском искусстве, и опираясь на симметрию и реализм для создания упорядоченных и аккуратных композиций. С другой стороны, все эти столетия иностранного влияния имели неизгладимые последствия для искусства того времени. Это влияние было не только ливийским, нубийским и ассирийским, но также греческим и персидским, с которыми египтяне имели интенсивные торговые и дипломатические отношения.

В этом смысле очень интересна статуя главного писца Псамметиха (который разделял это имя с фараоном, но не следует путать с ним), возглавляемого Хатхор, богиней-защитницей материнства и любви. Одежда Псамметиха сильно отличается от египетской одежды других периодов. Его головной убор не накрывает плечи, как на других статуях (см. иллюстрацию царя Менкаура выше), а его килт, кажется, плотно облегает тело, что не характерно для другого египетского искусства. Он также носит ожерелье — аксессуар, редко встречающийся в «классических» египетских изображениях мужчин. Наконец, черты его лица мало похожи на идеализированные лица канонического египетского искусства (опять же см. статую Менкаура).

 

Искусство Римского Египта: новые пути и старые привычки

Портреты мумий из Фаюма, римский период (I век н. э.)
Портреты мумий из Фаюма, римский период (I век н. э.)

Многие ученые считают Поздний период Египта последним периодом египетской истории. Это связано с тем, что с этого момента никакого местного правления так и не было достигнуто, и Египет впоследствии был завоеван македонянами при царе Александре Великом и римлянами при императоре Августе.

Однако, глядя на искусство, созданное в римской провинции Египет в этот период истории, нельзя не вспомнить классическое египетское искусство. Правда, фаюмские портреты явно римские по стилю, но черты лица многих умерших были североафриканскими. Не говоря уже о том очевидном факте, что погребальные ритуалы и практика мумификации были давними основными элементами египетской культуры.

Видимо, поскольку эти две культуры были слишком непохожи, портреты писали на деревянных досках и прикрепляли к завернутым в льняные мумии мумиям, а не непосредственно в обертках или в гробу. Один загадочный факт о портретах мумий Фаюма заключается в том, что большинство умерших были довольно молоды. Хотя это может указывать на короткую продолжительность жизни, это также может быть обычай, принятый высшими классами хоронить молодых только «по-египетски». Но возникает вопрос: существовало ли к тому времени какое-либо искусство, которое можно было бы назвать «египетским»?

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий