Топ 7 скульптур Древнего Рима

четыре тетрарха Рим

История Римской империи, охватывающая сотни лет и множество континентов, отражена в статуях и памятниках, оставленных ее гражданами. Древние римляне сочетали ранее невообразимую военную мощь со столь же неусыпной приверженностью общественному искусству, которое служило одновременно политической пропагандой и средством увековечения военных и дипломатических подвигов.

Тем не менее, Римское искусство имеет значительный долг перед Грецией. Хотя римляне победили греков в битве при Коринфе в 146 г. до н. э., Военная победа не сопровождалась культурным подчинением. Вместо этого элита римлян требовала репродукций знаменитых мраморных скульптур опытными греческими художниками, такими как Пракситель.

Однако большинство римских скульпторов никогда не добивались такой известности. Их копии часто оставались без подписи из-за низкого статуса ремесленников и общего предпочтения римлянами работ греческих мастеров. Сегодня многие из самых знаковых греческих скульптур сохранились только в виде римских репродукций.

Римляне оставили свой след в скульптуре, подняв портретную живопись до беспрецедентного уровня достоверности и создав обширные проекты общественных работ, изображающие сложные мифологии и военные победы. Начиная с Августа, первого императора, римские лидеры начали использовать статуи в качестве пропаганды. Эти работы, обычно сделанные из мрамора или бронзы, часто идеализировали их тела и подчеркивали (часто вымышленные) связи с великими военачальниками прошлого. Многие артефакты и произведения искусства сохранились с римской эпохи. Эти 7 скульптур Древнего Рима необходимы для понимания огромного вклада империи в историю искусства.

 

Оратор, I век до н.э.

Статуя оратора древний Рим

Бронзовая статуя в натуральную величину человека по имени Ауле Метеле, широко известного как Оратор, восходит к началу I века до н.э. и отсылает к истокам Римской империи. Оратор поднимает руку к толпе, хотя он этруск, но носит одежду, типичную для римского магистрата, короткую тогу и ботинки.

Скульптор написал на статуе свое этрусское имя и имена своих родителей, но его внешний вид свидетельствует о полном поглощении этрусков римлянами. Римом правили этрусские цари с 7 века до нашей эры до изгнания последнего в 510 году до нашей эры. Римское поглощение тысячелетней цивилизации было завершено к 1 веку до нашей эры. Статуя, которая сейчас находится в Национальном археологическом музее во Флоренции, говорит о ценности государственных служащих в ранней Римской республике, а также о ее полном господстве над любой культурой, в которую она вторглась.

Топ-11 скульптур Древней Греции

Топ 10 самых известных картин Древнего Рима

 

Голова римского патриция, I век до н.э.

Голова римского патриция, I век до н.э.

Морщинистое, старое лицо этого неизвестного римского гражданина из высшего сословия олицетворяет идеалы Римской республики, которая превыше всего ценила государственную службу и военную мощь своего общества. Вместо того, чтобы просто копировать греческие мраморные статуи, создавая идеализированные изображения своих лидеров как богов, граждане Римской республики хотели продемонстрировать свои ценности в человеческой форме. С этой целью этот бюст избегает представления объекта как молодого атлетичного человека, а скорее подчеркивает его возраст  и, следовательно, мудрость — посредством отчетливых морщин, вырезанных на его лице и шее.

Бюст, датированный I веком до нашей эры, также намекает на политику своего времени, ранняя Римская республика управлялась только патрициями. Эти аристократические римляне позже установили партнерские отношения с богатыми плебеями, но растущее социальное неравенство республики в конечном итоге привело к ее падению.

 

Август из Примы Порта, 1 век н.э.

Август из Примы Порта, 1 век н.э.

Закончив столетнюю гражданскую войну, Август пришел к власти и стал первым императором Рима. Август был ярым сторонником публичного искусства и использовал свои комиссионные, чтобы узаконить свою недавно созданную роль. Он заказал себе около 70 портретных статуй. В совокупности они предполагают, что его благородное происхождение восходит к Ромулу, основателю Рима.

Эта мраморная статуя в полный рост, датируемая I веком нашей эры, была найдена в руинах виллы Ливии (жены Августа) в Прима Порта и сейчас выставлена ​​в Ватикане. Он подчеркивает военную мощь Августа и относится к прошлому золотому веку Республики, в который он под своим правлением намеревался вернуться. Иллюстрируя эти амбиции, нагрудник Августа подчеркивает личную дипломатическую победу, на нем изображен парфянский царь, восстанавливающий военные стандарты, ранее захваченные у римских легионов. И чтобы укрепить божественное право императора на правление (и его божественное происхождение), Амур, сын богини Венеры, стоит у правой лодыжки Августа.

Здесь отвергается строгий веризм, вместо этого Август представлен как идеализированная фигура с атлетическим телосложением, более характерным для классической греческой скульптуры, чем для реалистичного римского императора. Его голова и тело напоминают статую Дорифора, или копьеносца, датируемую V веком до нашей эры, работы греческого скульптора Поликлета. Статуя идентифицируется как Август по прядям волос, которые официальные художники Августа всегда добавляли, чтобы сделать все статуи императора узнаваемыми для римской публики.

 

Бюст Фонсека, II век н.э.

Бюст Фонсека, II век н.э.

Бюст Фонсека, датированный началом II века н.э., в настоящее время находится в Римском Капитолийском музее. Портреты элитных римских женщин, как правило, были гораздо менее реалистичными, чем их коллеги-мужчины, поскольку им было поручено подчеркивать женскую красоту и новейшую моду, а не реалистичные изображения. Кудри, уложенные на макушке этой женщины, не только делают ее самой модной фигурой в этом списке, но и намекают на увлечение римлян сложными прическами. Состоятельные римские женщины нанимали стилистов, чтобы они завивали волосы утюжками или вшивали нарощенные волосы. (Те, у кого нет средств, необходимых для личного стилиста, могут пойти к местному парикмахеру.)

Этот бюст, скорее всего, изображает женщину из династии Флавиев (69–96 гг. н. э.). Портреты мужчин этой эпохи в значительной степени отдавали предпочтение реалистичным изображениям, но этот портрет идеален, чтобы подчеркнуть красоту натурщика. Есть много подобных примеров бюстов этого периода, на которых изображены женщины с искусно завитыми волосами в стиле Марии-Антуанетты, скульпторы смогли создать изящные завитки благодаря новым достижениям в сверлах и художественной технике.

 

Колонна Траяна, 110 г. н.э.

колонна траяна

Колонна Траяна — одна из многих общественных работ, построенных по заказу императора Траяна после того, как он завоевал Дакию (современная Румыния) в 107 году н. э., Победа, которая распространила Римскую империю до ее величайших размеров. Эта колонна, которая также служила могилой Траяна, имеет высоту более 100 футов и украшена непрерывным спиральным фризом в память о двух битвах против Дакии. Хотя колонна использовалась археологами для лучшего понимания как военной стратегии римлян, так и неуловимой дакийской культуры, остаются предположения относительно точности ее повествования.

Фриз содержит более 2000 фигур, вырезанных неглубоким рельефом, Траян представлен 58 раз. В одной из сцен солдаты Траяна преподносят ему две отрубленные вражеские головы. Колонна была шедевром пропаганды. Он был построен вскоре после битвы, около 110 г. н.э., и до сих пор стоит на своем первоначальном месте, на Форуме Траяна в Риме. Хотя первоначально он находился между двумя библиотеками, остальная часть форума превратилась в руины, что сделало колонну единственным напоминанием о военной доблести императора.

 

Конная статуя Марка Аврелия, ок. 176 г. н.э.

статуя марка аврелия

Бронзовое изображение Марка Аврелия верхом на лошади, возведенное, вероятно, около 176 г. н.э., служило образцом для большинства конных статуй на протяжении всей истории европейского искусства. Художник изобразил дуэт в движении, император, правивший с 161 по 180 год нашей эры, поднимает правую руку, а его лошадь поднимает правую переднюю ногу, демонстрируя впечатляюще детализированную мускулатуру.

Конные статуи были обычным явлением в Древнем Риме, они чтили военные и гражданские достижения, но немногие сохранились полностью. Многие языческие статуи были разрушены католической церковью в средние века, хотя эта конкретная работа была спасена, потому что ошибочно считалось, что она представляет Константина, первого христианского императора Рима.

Изначально статуя стояла в Латеранском дворце, где жили дворяне, а затем и в папской резиденции, в Риме примерно с 8-го века до тех пор, пока в 1538 году не была перенесена на площадь Пьяцца-дель-Кампидольо, на вершину Капитолийского холма. Там, Микеланджело, страстный поклонник его реалистичного чувства движения, обновил его. В 1981 году статуя была перенесена в Палаццо-деи-Консерватори для сохранения, копия теперь стоит на своем месте на площади.

 

Четыре тетрарха, 300 г. н.э.

скульптура четыре тетрарха

Четыре тетрарха, спрятанные в углу площади Сан-Марко, не замечают многие посетители Венеции. Тем не менее, сюжет, стиль и материалы скульптуры намекают на увеличенную структуру поздней Римской империи. Она сделана из порфира, редкого египетского камня с отчетливой красновато-пурпурной окраской, и призвана подчеркнуть имперскую мощь.

Скульптура представляет Тетрархию, правительство, созданное императором Диоклетианом для прекращения гражданских войн и иностранных захватчиков, которые десятилетиями осаждали Рим. Империя становилась слишком большой для одного человека, чтобы править, поэтому он создал Тетрархию, или «правило четырех», где он разделил империю пополам и назначил императора и вице-императора с каждой стороны.

Четыре похожие на вид фигуры разделены на пары, на каждой половине изображены один бородатый и один гладколицый император. Каждый из четырех императоров держит свой меч одной рукой, символизируя доблесть и власть, а другой рукой обнимает своих собратьев, подчеркивая дружбу. Эти фигуры, вероятно, не предназначены для обозначения конкретного правителя, а скорее напоминают о власти офиса.

Этот стиль подавления индивидуальной идентичности в пользу коллектива отклоняется как от веризма, так и от классицизма, и вместо этого больше напоминает раннехристианский стиль. Статуя не всегда была в Италии — ее украли из Константинополя в 13 веке, где она находилась почти 1000 лет.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий