Император Нерон: художник или антихрист?

Император Нерон художник или антихрист Рим

Император Нерон – один из самых известных римских императоров. Но человек, стоящий за этим мифом, кажется гораздо более сложным.

Император Нерон занимает особое место в зале позора истории. В конце концов, это человек, который убил своего сводного брата и претендента на престол, а также обеих своих жен. Более того, он пытался убить свою мать, и после нескольких неудачных попыток его убийцам удалось добраться до нее.

Император также был известен как безжалостный гонитель первых христиан (включая святых Петра и Павла). Наконец, печально известная сцена (почти мем) изображает императора, «веселящегося, пока Рим горел». Все эти обвинения, если они верны, действительно делают Нерона одним из худших римских императоров. И все же реальность гораздо сложнее мифа.

Большая часть того, что мы знаем об императоре Нероне, взята из работ трех историков: Тацита, Светония и Кассия Диона. Эти произведения, написанные спустя десятилетия после насильственной кончины Нерона, были созданы с явной антинероновской повесткой дня людьми, принадлежавшими к сенаторскому классу. Новая династия использовала эти источники для укрепления своей легитимности, запятнав имя предыдущих правителей.

Нерон, возможно, не был образцовым императором. И он не был особенно хорош. Он взошел на престол в молодом возрасте и слишком долго оставался в тени своей матери. Его политика и поведение считались неримскими элитами, которые ненавидели молодого правителя.

Тем не менее, он пользовался популярностью среди населения. Его необычные выходки и одержимость театром и играми сделали Нерона одним из редких римских правителей, которые искренне пытались понять своих подданных. Понять самого Нерона непросто, но можно разоблачить человека, стоящего за мифом.

 

Нерон: Невольный император

Мраморная статуя молодого Нерона, 50-54 гг. н.э.
Мраморная статуя молодого Нерона, 50-54 гг. н.э.

Когда Луций Домиций Агенобарб родился в 37 году нашей эры, он еще не подозревал, что однажды будет править величайшей империей мира. Луций был сыном Агриппины Младшей и Гнея Домиция Агенобарба, которые оба были родственниками первого римского императора Октавиана (Августа). Однако путь мальчику к трону не был гарантирован. Когда ему было всего два года, Агриппина была сослана за предполагаемое участие в заговоре против своего брата, правящего императора Калигулы. А через год умер отец мальчика.

Однако убийство Калигулы в 41 году н. э. снова повернуло колесо фортуны, вернув Агриппину из изгнания. В 49 году нашей эры она вышла замуж за императора Клавдия. В следующем году император усыновил Луция, дав ему новое имя — Нерон.

Луцию было всего 13 лет. Можно только предполагать, что произошло бы, если бы его мать была другой. Возможно, Нерона бы запомнили, как великого художника или успешного спортсмена. Однако матерью Нерона была Агриппина — одна из самых амбициозных женщин во всей римской истории.

Неясно, участвовала ли она в заговоре против Калигулы. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что Агриппина сыграла решающую роль в обеспечении места на вершине для своего сына и для себя. Чтобы приблизиться к Клавдию, Агриппине пришлось избавиться от своей конкурентки, жены императора Мессалины. Затем она устроила брак своего сына с младшей дочерью Клавдия Октавией, что еще больше укрепило притязания Нерона на трон.

Халцедоновый камео-портретный бюст Агриппины Младшей, 37-39 гг. н.э_
Халцедоновый камео-портретный бюст Агриппины Младшей, 37-39 гг. н.э_

В 54 году н. э. Клавдий умер либо естественной смертью, либо от яда. По мнению Светония, Агриппина сыграла роль в кончине Клавдия и пыталась помешать императору назначить своим наследником сына Мессалины Британника. Доклад Светония мог оказаться всего лишь слухом (ведь Светоний любил посплетничать).

Однако после смерти Клавдия армия и сенат единогласно провозгласили Нерона следующим императором. Мальчику еще не исполнилось 17. Агриппина осуществила свою мечту, став не только самой могущественной женщиной Римской империи, но и правительницей во всем, кроме имени.

 

Все женщины императора

Серебряная монета с совместными портретами Нерона и Агриппины Младшей
Серебряная монета с совместными портретами Нерона и Агриппины Младшей (аверс), лавровым венком с надписью (реверс), 54 г. н. э.

Агриппина оказывала значительное влияние на все римские дела, особенно в начале правления Нерона. Степень ее власти видна на монетах, отчеканенных в первый год правления ее сына. На аверсе одной из самых ранних монет изображена Агриппина — место, традиционно отведенное императору. На других монетах изображен совместный портрет матери и сына. Однако власть Агриппины вскоре начала ослабевать, поскольку Нерон пытался избавиться от властного влияния своей матери.

Во-первых, он сместил союзников Агриппины со всех высших постов. Участие Нерона в устранении своего сводного брата Британника также можно было истолковать как попытку устранить потенциального союзника Агриппины. Когда Агриппина попыталась подружиться с женой Луция Октавией, император изгнал его мать из дворца.

Брак Нерона с Октавией был прежде всего политическим делом, спровоцированным Агриппиной. Таким образом, отношения молодого императора с бывшей рабыней Клаудией Акте еще больше обострили конфликт между Нероном и его матерью. Больше не партнер и союзник, Агриппина стала обузой и препятствием.

Не исключено, что Агриппина, недовольная своим положением, ввязалась в заговор против сына. Источники о смерти Агриппины различаются и противоречат друг другу, но все они сходятся во мнении, что проблемная мать пережила несколько покушений. Самый известный из них касался самотонущей прогулочной баржи, с которой Агриппина чудесным образом спаслась и смогла доплыть до берега. В конце концов убийцы выполнили свою задачу. Агриппину убили или, возможно, заставили покончить жизнь самоубийством.

Кораблекрушение Агриппины, Гюстав Вертгеймер, 19 век
Кораблекрушение Агриппины, Гюстав Вертгеймер, 19 век.

Кончина Агриппины могла быть результатом ее противодействия роману Нерона с Поппеей Сабиной, еще одной важной женщиной в жизни императора. Поппея также стала причиной изгнания, а затем убийства (или самоубийства) первой жены Луция Октавии. В отличие от Октавии, которая якобы была бесплодна, Поппея родила Нерону ребенка, обеспечив тем самым продолжение императорской династии. Однако счастье внутри императорской семьи длилось недолго.

Дочь Нерона умерла всего через несколько месяцев после своего рождения. За этим последовала еще одна трагедия. Согласно источникам, охваченный яростью он ударил ногой беременную Поппею в живот, что привело к ее смерти. Эта история идеально соответствует устоявшемуся образу безумного императора.

Однако источники преследовали четкую повестку дня и появились спустя десятилетия после смерти Нерона, поэтому авторы не могли знать подробностей частной жизни императора. Далее, образ беременной женщины, забитой до смерти разъяренным мужем, появляется во многих произведениях древней литературы как лейтмотив, иллюстрирующий (само)разрушительные тенденции «безумных» тиранов.

Мраморный бюст, возможно, Поппеи Сабины, Италия, середина I века н.э.
Мраморный бюст, возможно, Поппеи Сабины, Италия, середина I века н.э.

Реальность менее скандальна. Поппея, вероятно, умерла от осложнений, связанных с беременностью. Если бы она родила сына (или даже девочку), императору было бы нелогично рисковать смертью столь желанного наследника даже в порыве ярости.

Смерть из-за фатальных осложнений в виде выкидыша или мертворождения была обычным явлением в ту эпоху. После кончины Поппеи Нерон погрузился в глубокий траур. Поппею не только удостоили государственных похорон, но и забальзамировали и обожествили. Вряд ли можно было ожидать такой преданности от мужа-убийцы.

 

Ненавидимый элитами и любимый народом

Портретный бюст императора Нерона, 17 век
Портретный бюст императора Нерона, 17 век

Несмотря на антинеронианскую программу, все источники сходятся во мнении, что первые годы правления Нерона были благоприятными. После своего восхождения на престол он отменил тайные суды над Клавдием и помиловал его. Если верить Светонию, Нерон, когда его попросили подписать смертный приговор, воскликнул, что ему хотелось бы никогда не учиться писать. В этот первый период его правления два компетентных и влиятельных человека предлагали руководство молодому императору, наставнику и советнику Луция Сенеке и префекту претория Буррусу.

Именно по совету Сенеки император организовал Нильскую экспедицию, которая повела римских исследователей вглубь субэкваториальной Африки. Нерон также одержал две военные победы. Его генералы подавили восстание иценов в недавно созданной провинции Британия, а римские легионы добились редкого успеха в Парфии, вернув Армянское царство на орбиту Рима. В 66 году н. э. новый армянский царь посетил Рим, чтобы получить корону от императора и выразить свою преданность.

Хотя народ любил его, элита ненавидела Нерона. Одной из основных причин их враждебности была глубокая любовь Нерона к Греции и Востоку. В детстве Луций получил образование у известных ученых -эллинистов и занимался искусством и поэзией. Если верить поэту Марсьялю, Нерон не был дилетантом.

Лишь немногие сохранившиеся примеры показывают, что император серьезно относился к поэзии. Возможно, слишком серьезно, поскольку Нерон — единственный римский император, лично участвовавший в различных спектаклях и конкурсах. Он любил смотреть театральные представления, а также играть в них. Такое поведение вызвало очередной скандал, поскольку в римском обществе актеры находились внизу социальной лестницы.

Монета с изображением бюста Нерона
Монета с изображением бюста Нерона слева и Нерона-лауреата, играющего на лире справа, 62 г. н.э.

Что еще хуже, император наслаждался еще одним любимым римским развлечением — гонками на колесницах. Несколько раз он лично управлял квадригой (колесницей, запряженной четырьмя лошадьми). Он даже выигрывал гонки! Нерон наслаждался лестью своего подданного. Ближе к концу своего правления император решил отправиться в Грецию и приказал грекам уместить все основные местные фестивали в один год.

Олимпийские игры также были перенесены, чтобы Нерон мог принять в них участие. Таким образом, Нерон принял участие более чем в тысяче мероприятий, «выиграв» все из них (включая даже те, на которых он не присутствовал). В качестве награды он «освободил» Грецию в 67 г. н.э., освободив ее от налогов (Веспасиан аннулировал это соглашение годом позже). Нерон не был обычным человеком.

При всем своем дружелюбии император был, прежде всего, самодержцем. Желанием Нерона было расположение его народа. Им ничего не оставалось, как подчиниться. Хотя население с радостью приняло такие отношения, элиты относились к своему филэллинскому императору с меньшим энтузиазмом.

Греция была центром культуры древнего мира, и многие сенаторы отправляли своих отпрысков на Восток для получения образования. Но слепая одержимость всем греческим воспринималась как недостаток, признак изнеженности и извращенности. Не помогло и то, что он, в отсутствие грандиозных военных побед и завоеваний, решил обременить богатых налогами на недвижимость для финансирования своих амбициозных строительных проектов. Сенат, естественно, отказался. Постепенно власть Нерона над империей начала ослабевать.

 

Великий пожар Рима

Римский пожар
«Огонь Рима», Робер Юбер, 1771 год

Одна из первых ассоциаций, возникающих в сознании человека при упоминании имени Нерон, — это полная фигура, одетая в тогу, в лавровом венке, стоящая на террасе с колоннадой и играющая на лире, в то время как вокруг него бушует огромный огонь, пожирающий Рим и его беспомощные граждане. Этот образ, увековеченный Голливудом, остается в нашей памяти. Это воплощение беспечного, безумного тирана, равнодушного к великой трагедии, разворачивающейся на его глазах.

Великий пожар в Риме – это не легенда. 18 июля 64 года нашей эры, на десятом году правления императора Нерона, в Большом цирке вспыхнул пожар. Несмотря на свой грандиозный внешний вид, Рим представлял собой плотно застроенный город, наполненный легковоспламеняющимися и плохо построенными зданиями. Однако масштабы этой конкретной катастрофы были беспрецедентными. Пожар полыхал девять дней. Когда его окончательно потушили, 10 из 14 городских районов были опустошены, а три — полностью разрушены.

Факелы Нерона, Генрих Семирадский, 1876 год
Факелы Нерона, Генрих Семирадский, 1876 год

Вопреки расхожему мнению, Нерон вряд ли виноват в катастрофе. К моменту начала пожара его даже не было в городе. Луций отдыхал на вилле в Анцио, в 50 км от Рима. Как только император был извещен о пожаре, он немедленно поспешил обратно в столицу, где лично возглавил спасательные работы. Нерон даже помогал жертвам.

Тацит, единственный историк, который был жив во время Великого пожара (хотя ему было всего 8 лет), писал, что император открыл Марсово поле и его роскошные сады для бездомных, построил временное жилье и привозил еду по субсидированной цене. цена. Император также предложил денежные стимулы для обеспечения быстрого восстановления города, а также принял и ввел в действие новые правила для предотвращения повторяющихся бедствий.

Но император не был полностью безупречен. Нерону пришлось найти козла отпущения, чтобы предотвратить вспышку насилия среди населения или полномасштабное восстание. Виновников он нашел в местных христианах — приверженцах восточной секты, которая уже доставляла неприятности. Трудно определить, какая часть рассказа Тацита точна, а какая — выдумка.

Тем не менее, рассказы о страшных актах насилия, совершенных против христиан, вызвали у них вполне понятное негодование. Ранние христианские писатели продолжали распространять эту историю, приукрашивая ее ужасающими подробностями по мере того, как росла власть секты, превращая императора Нерона в образцового антихриста.

 

Нерон, Строитель

Domus Aurea, украшение потолка зала Ахилла
Domus Aurea, Потолочное оформление зала Ахилла с деталью фрески из Зала Птичек, ок. 64–68 гг. н.э.

Нерон не разжигал пожар. Но он, несомненно, извлек из этого выгоду. После катастрофы император приступил к реализации амбициозной программы восстановления. По словам Тацита, Нерон взялся за это с таким рвением, что многие римляне вскоре начали сомневаться в том, что он вообще приказал поджечь огонь. Спустя столетие после смерти императора Нерона Кассий Дион увидел в этой радости решающее доказательство вины Нерона.

Строительный проект Нерона был воспринят как яркая иллюстрация мании величия императора. Действительно, Domus Aurea (Золотой дом) был символом богатства. Охватывая Палатин, Целий и Эсквилинские холмы Рима, это был крупнейший дворцовый комплекс в мире. Некоторые комнаты были покрыты золотом и украшены перламутром, драгоценными камнями, потолками из слоновой кости и специальными устройствами, распространявшими ароматы. В роскошном комплексе было множество бассейнов и фонтанов, изысканные сады и большое искусственное озеро. Изюминкой была круглая вращающаяся столовая, шедевр древней инженерии.

Несмотря на резкую критику, император Нерон следовал образцу, установленному его предшественниками. Как видно из виллы Тиберия в прибрежном городе Сперлонга, роскошной резиденции Калигулы в Хорти-Ламиани (на вершине Эсквилинского холма в Риме) и нимфея Клавдия в Байях (на берегу Неаполитанского залива), каждый правитель хотел превзойти своего предшественника.

Императорам разрешалось (и от них ожидалось) выставлять напоказ свое богатство и статус, но Нерон зашел слишком далеко. Или он это сделал? Недавние археологические раскопки позволяют предположить, что массивный Domus Aurea предназначался не для частной резиденции, а для общественного здания. Огромный новый дворец Нерона должен был стать домом для народа и его защитника и художника — императора.

реконструкция domus aurea
Визуальная реконструкция Domus Aurea, построенного после Римского пожара в 64 году нашей эры

Несколько общественных зданий, построенных в Риме во время правления Нерона, еще раз подтверждают эту гипотезу. Он построил великолепные общественные бани и большой крытый рынок. Особый интерес представляет Гимназия Нерона. До Нерона гимназии были роскошью, доступной только богатым. Он разрушил это разделение. Начиная с Нерона, эти объекты стали местами для всех граждан. Император также построил деревянный амфитеатр, чтобы удовлетворить потребность в общественных развлечениях.

 

Император Нерон: злодей или жертва?

Смерть Нерона, Василия Сергеевича Смирнова, 1888 год
Смерть Нерона, Василия Сергеевича Смирнова, 1888 год

В 65 году н. э. так называемому пизонианскому заговору не удалось убить императора. Ответ Нерона был быстрым и резким. Заговорщики были приговорены к смертной казни или сосланы. Среди убитых был старый советник императора, философ Сенека. Но недовольство элит деспотическим филэллинским императором не удалось сдержать. В 68 году н.э. губернатор Галлии восстал против императора, заявив о своей поддержке Гальбы, губернатора Испании. Галльские войска были разбиты, но враги императора завоевали расположение большей части армии.

Когда легионы в Египте остановили жизненно важные флоты с зерном, Нерон потерял поддержку народа Рима. Брошенный своими подданными и объявленный Сенатом врагом государства, он бежал из столицы, покончив жизнь самоубийством. Светоний сообщает нам, что последними словами незадачливого императора были: «Какой артист умирает во мне!» За этим последовал установленный римский протокол Damnatio Memoriae. Из-за снижения народной поддержки были проведены частные похороны, и прах Нерона был помещен в семейную гробницу его старой любовницей Актой.

В отсутствие законного наследника (У Нерона не было потомков) Империя погрузилась в хаос, известный как год четырех императоров. В конечном итоге Веспасиан одержал победу, основав новую династию Флавиев. Чтобы узаконить свои притязания, новый император стёр Нерона и его труды из памяти римлян.

Domus Aurea (который, вероятно, все еще строился) был заброшен и похоронен. В непосредственной близости от него новый император построил великолепный Колизей, который стоит до сих пор. От дворца Нерона сохранилась лишь небольшая часть, хорошо сохранились его великолепные фрески. И династия Флавиев, и Нерва-Антонины продолжали поносить Нерона, как и христиане, чьи беды совпадали с повествованием о безумном императоре.

Статуя императора Нерона работы Клаудио Валенти, установленная в 2010 году на набережной Анцио
Статуя императора Нерона работы Клаудио Валенти, установленная в 2010 году на набережной Анцио

Спустя столетия после его смерти историки и художники взяли на вооружение этот образ императора-монстра. Голливуд тоже присоединился, охотно разыгрывая карту «сумасшедшего», где великий Питер Устинов сыграл безумного императора Нерона в культовом классическом фильме «Quo Vadis». Лишь недавно ситуация изменилась: историки и археологи начали пересматривать личность человека, стоящего за этим мифом.

Нерон был неоднозначным императором — человеком, который неохотно занял трон, следуя грандиозному плану своей матери. Затем он попытался избавиться от ее властного влияния, и в конечном итоге ему удалось добиться независимости путем кровопролития. Он также был художником-императором, любимым народом и ненавидимым элитой. Нерон правил мирно и приступил к реализации нескольких грандиозных проектов. Он также столкнулся с одним из самых страшных бедствий, когда-либо обрушившихся на Рим. Несмотря на все это, он преуспел. Но этого было недостаточно.

Конфликт Нерона с Сенатом повторил конфликт его дяди Калигулы. В обоих случаях императоры пытались навязать свою волю и доказать свою верховную власть. В обоих случаях они были убиты задолго до своего времени. Их имена были запятнаны, и для будущих поколений их заклеймили как монстров. Единственная разница состоит в том, что, хотя кончина Калигулы привела к мирной передаче власти, смерть Нерона привела к хаосу. Кровавая гражданская война выдвинула на свет новую династию, которая прокляла не только Нерона, но и большинство Юлиев-Клавдиев, превратив историю в пропаганду. Таким образом, император, который хотел быть художником, стал антихристом.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий