Амедео Модильяни: 10 фактов о скандальном художнике и его короткой жизни

Амедео Модильяни (10 Интересных Фактов из Биографии) Другое

Воплощение трагического художника, Амедео Модильяни отказался от своего итальянского буржуазного воспитания и принял жизнь бродяги в Парижской школе.

Амедео Модильяни жил в то время, когда художественные движения меняли творческий ландшафт, а война формировала Европу и ее социальные структуры. Его вдохновляла жизнь в художественных кварталах Парижа, его художники-авангардисты, такие как Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек и Анри Матисс, а также такие поэты, как Зборовский и Жан Кокто.

Погрузившись в богемную жизнь в Париже, у него развилось возмутительное бродячее поведение и растущее пристрастие к алкоголю и наркотикам. Нанесенный в результате ущерб его и без того пошатнувшемуся здоровью стал смертельной ценой, в конечном итоге он ее заплатил. Однако он завещал миру обширное творчество, в том числе произведения, которые были названы скандальными, культовыми и великолепными.

 

1. Модильяни прожил короткую и беспокойную жизнь

Автопортрет Амедео Модильяни, 1919
Автопортрет Амедео Модильяни, 1919, холст, масло. Wikimedia Commons.

Амедео Клементе Модильяни появился на свет 12 июля 1884 года в Ливорно, Италия. Его семья была богатой, буржуазной и хорошо образованной семье евреев-сефардов (происходивших из Испании и Португалии). Она поощряла его амбиции и знакомила его с путешествиями, литературой и искусством.

Однако детство Модильяни было сопряжено с плохим здоровьем. В 11 лет у него развился плеврит, а год спустя он заболел брюшным тифом. В 16 лет у него снова развился плеврит, затем он заболел туберкулезом, что в конечном итоге привело к его смерти.  Пока он болел и бредил брюшным тифом, он умолял мать отвезти его во Флоренцию, чтобы посмотреть картины в Уффици и Палаццо Питти.

Его мать в конце концов отвела его к ним и, что особенно важно, записала его на занятия к мастеру живописи Гульельмо Микели. Там он изучал итальянское искусство девятнадцатого века, натюрморт, портретную живопись и обнаженную натуру в течение двух лет 1898-1900 гг. Его обучение закончилось с началом туберкулеза.

 

2. Знакомство с влиятельными художниками в Париже

Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Сальмон
Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Сальмон на старинном снимке, сделанном Жаном Кокто на Монпарнасе в Париже в 1916 году.

В 1906 г., в возрасте 21 года, стремясь развивать свою карьеру художника, Модильяни покинул Италию и уехал в Париж. Там, в районе Монмартра, он встретил со множество художников-авангардистов и своим будущим покровителем Полем Александром в Le Bateau Lavoir. Он познакомился с выдающимися художниками, как Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотрек, и работал с художником Моисом Кислингом.

Его ответом на погружение в бурный художественный плавильный котел Парижа стало большое количество полотен, рисунков и скульптур. Хотя Модильяни в начале своей творческой карьеры видел себя скульптором, за последнее столетие он стал более широко известен как художник портретов и обнаженной натуры.

В 1908 году Модильяни выставлялся в Салоне Независимых, независимой коллективной ежегодной художественной выставке в Париже.

Итальянец, еврей, плейбой, художник и скульптор, Модильяни вел тяжелую жизнь в крайней нищете. Он продавал свои творения за гроши, чтобы купить еду и алкоголь. Его условия проживания были суровыми, и он часто болел из-за пристрастия к вредным привычкам, что усугубляло слабости, оставшиеся от его детских болезней.

 

3. Модильяни приступает к пятилетнему конкурсу скульптуры

Кариатида работы Амедео Модильяни
Кариатида работы Амедео Модильяни, ок. 1914, известняк, Музей современного искусства. Wikimedia Commons.

Через три года после прибытия Модильяни в Париж покровитель и друг доктор Поль Александр познакомил его со скульптором Константином Бранкузи. Судя по всему, Бранкузи вдохновил Модильяни посвятить себя скульптуре и связанным с ней рисункам на следующие пять лет. Здесь же он познакомился с резьбой и масками африканских племен, а также с их стилями упрощения форм. Эти ранние мультикультурные влияния включали африканское, египетское, греческое и кхмерское.

Между 1909 и 1914 годами Модильяни собрал значительную коллекцию резьбы по камню, из которой сохранилось двадцать пять. Стоящая обнаженная — самая большая из каменных скульптур Модильяни, высота которой составляет 64,09 дюйма (162,8 см). Это единственная сохранившаяся отдельно стоящая скульптура в полный рост. Интересно отметить, что все его скульптуры изображали человеческую голову, за исключением «Стоящей обнаженной» ок. 1912, Австралийская национальная галерея и Кариатида ок. 1914, Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

 

4. Фовизм: художественное движение «диких зверей»

Жанна Эбютерн в желтом свитере
Жанна Эбютерн в желтом свитере от Амедео Модильяни, 1917 год, через Wikimedia Commons.

Во время своего пребывания в Париже Модильяни также стал активно участвовать в художественном движении фовизма. Для фовистских произведений характерна энергичная манера письма и насыщенные цвета как средство передачи эмоционального состояния художника. Фовисты, что переводится как «дикие звери», представляли собой собрание французских художников, наиболее известными среди которых были Анри Матисс и Альбер Марке.

Модильяни создал большое количество разнообразных работ, живя в парижском районе Монпарнас. В начале 20 века этот район был художественным и интеллектуальным центром Парижа.

За свою короткую и бурную творческую карьеру Модильяни разработал самобытный и узнаваемый стиль. Его картины хорошо известны элегантным изображением женщин с повторяющимися чертами лица, включая удлиненные изогнутые шеи и руки, а также пустые миндалевидные глаза.

За это время в Париже Модильяни стал популярен как Моди. Аббревиатура переводится с французского как «проклятая». Его современники продолжили это, называя его peintre maudit, что означает «проклятый художник».

 

5. Очарование Модильяни человеческими формами

Портрет Леопольда Зборовского работы Амедео Модильяни, 1919
Портрет Леопольда Зборовского работы Амедео Модильяни, 1919 год

Модильяни рисовал и расписывал человеческие формы, за очень немногими исключениями. С 1916 по 1919 год он создал не менее 26 картин с изображением обнаженных женщин. Они были заказаны польским писателем, поэтом и торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским, который предоставил ему художественные материалы, модели, стипендию и квартиру для работы.

Поскольку эти картины были созданы серией в течение трех лет с целью коммерческой продажи, они отличаются от его более ранних картин, изображающих любовников и друзей. Несмотря на то, что Модильяни заимствовал у других, более влиятельных художников, эти нарисованные обнаженные тела теперь считаются некоторыми радикальными и революционными в художественной культуре того времени.

Почему картины Амедео Модильяни часто подделывают?

Некоторые полагают, что они, возможно, изменили направление изображения женщин в искусстве. Однако успехи женщин в их социальной власти были обусловлены давлением мировой войны. Это было более вероятным стимулом для развития женщин и их явной уверенности в себе, проявляющейся в портретах и обнаженной натуре. Модильяни изображал женщин в соблазнительно уверенных позах в отличие от робости, выраженной в произведениях многих живописцев того времени.

Его изобилие портретов и обнаженных женщин во многом способствовало бы его репутации дикого плейбоя, которую он не пытался изменить.

 

6. Цензура обнаженной натуры

Картина «Лежащая обнаженная», Амедео Модильяни, 1919
Картина «Лежащая обнаженная», Амедео Модильяни, 1919 год

В 1917 г. состоялась премьера «пресловутой» персональной выставки Модильяни в галерее Берты Вайль. Большая группа людей собралась снаружи, чтобы посмотреть на обнаженную фигуру, висящую в окне. Это привлекло полицию, которая затем закрыла единственную персональную выставку в его жизни по причине непристойности.

Обнаженная натура считалась скандальной и неприличной, поскольку столь явное изображение лобковых волос, как это делал он, было неприемлемо в парижском мире искусства того времени. Однако эти обнаженные тела модернизировали нарисованные женские формы в то время, когда требования войны заставили женщин требовать большей независимости и силы. Моделирование для художников было прибыльной работой, поэтому у таких художников, как Модильяни, не было недостатка в привлекательных женщинах для рисования.

Большинство обнаженных тел из коллекции, созданной в 1916–1919 гг., сейчас хранятся в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Музее современного искусства, Нью-Йорк, Метрополитен-музее, Нью-Йорк, Музее Лонга в Шанхае и Курто. Галерея в Лондоне.

 

7. Любитель поэтов и писателей

Портрет Беатрис Гастингс работы Амедео Модильяни, 1915 год
Портрет Беатрис Гастингс работы Амедео Модильяни, 1915 год, картон, масло. Wikimedia Commons.

Модильяни был известен тем, что регулярно читал Данте и прочих известных поэтов. Среди писателей и поэтов, которых он писал, были Жан Кокто, Беатрис Гастингс, Блез Сендрар и Гийом Аполлинер. В 1914–1916 гг. Модильяни и Беатрис Гастингс жили в одной квартире на Монпарнасе. У них был бурный роман, и за два года совместной жизни он написал ее портрет 14 раз. Вместе они прожили необычайно творческую жизнь, пока вокруг них гремела война. Иногда питаясь в столовых, как и масса других голодающих творческих людей, художников и писателей.

 

8. Монументальная трагедия

Жанна Эбютерн в шапке и колье
Жанна Эбютерн в шапке и колье, Амедео Модильяни, 1917 год. Wikimedia Commons.

Живя и работая в Ле Бато-Лавуар, Модильяни встретился со студенткой Жанной Эбютерн, в последствии ставшей его любовницей, гражданской женой и музой. Она была главным предметом в его творения.

Хотя круг общения Модильяни и Эбютерн расширился и включил в себя Пьера-Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Дерена, они оставили Париж, спасаясь от войны. Живя в Ницце, где Эбютерн родила дочь Жанну Модильяни (1918–1984). Вернувшись в Париж в 1919 году, Жанна забеременела вторым ребенком и они обручились. Когда 21-летняя Эбютерн была на 8 месяце беременности, Модильяни остро заболел туберкулезным менингитом и умер 24 января 1920 года.

На следующий день Эбютерн отвезли в дом ее семьи, но она была настолько убита горем, что выбросилась из окна пятого этажа. Нерожденный ребенок умер вместе с ней. Их дочери Жанне было всего 14 месяцев.

На похоронах присутствовало множество представителей творческих кругов Монпарнаса и Монмартра. Модильяни и Эбютерн были погребены отдельно, пока в 1930 году ее семья не разрешила переместить ее тело в могилу и на одно надгробие. Его эпитафия гласит: «Пораженный Смертью в момент славы». На ее написано: «Преданный товарищ до крайних жертв», Фонд Модильяни.

 

9. Маска смерти

Посмертная маска Модильяни
Посмертная маска Амедео Модильяни (1884-1920), ок. 1920, Моис Кислинг, бронза, Метрополитен

Вскоре после его смерти современники Модильяни Моис Кислинг, Конрад Морикан и Жак Липшиц взяли двенадцать гипсовых форм и изготовили бронзовую посмертную маску Модильяни. Маска представляет собой последнее запоминающееся изображение художника, который настолько полностью увлекся парижским гедонизмом и богемой начала 20-го века, что это привело к концу его карьеры и ранней смерти. Но у нас остался объем работ, которые в некоторой степени изменили миры искусства и моды, и история жизни, столь же трагичная, сколь и захватывающая.

 

10. Nu Couché продана на аукционе за 170,4 миллиона долларов

Лежащая обнаженная, Амедео Модильяни
Nu Couché, Лежащая обнаженная, Амедео Модильяни, 1917-18 гг. Wikimedia Commons.

При жизни Модильяни был мало известен за пределами Парижа. За столетие, прошедшие после его смерти, его портреты и обнаженные тела заняли свое место среди самых значительных картин ХХ века.

В 2015 году картина Модильяни «Nu Couché – sur le côté gauche» («Лежащая обнаженная») была продана за девятизначную сумму на аукционе Christie’s в Нью-Йорке и стала одной из самых дорогих, когда-либо проданных на аукционе. Благодаря заголовкам о продажах его картин, которые попали в мировые новости, Модильяни, безусловно, стал одним из величайших мастеров мира искусства. «Ню Куше» — самая большая картина, которую он когда-либо создавал, и она была одной из подвергнутых цензуре обнаженных натур на его прерванной выставке в Париже в 1917 г.

Модильяни при жизни практически не удалось продать свои произведения искусства, и он умер почти без гроша в кармане. Его картины, рисунки и скульптуры сейчас находятся в уважаемых музейных коллекциях по всему миру и украшают стены сверхбогатых людей. Пока его произведения искусства переходят из рук в руки, аукционный молот обрушивается на постоянно растущие цены и растущую ценность «гениальных» произведений Амедео Модильяни.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий