- 1. Модильяни прожил короткую и беспокойную жизнь
- 2. Знакомство с влиятельными художниками в Париже
- 3. Модильяни приступает к пятилетнему конкурсу скульптуры
- 4. Фовизм: художественное движение «диких зверей»
- 5. Очарование Модильяни человеческими формами
- 6. Цензура обнаженной натуры
- 7. Любитель поэтов и писателей
- 8. Монументальная трагедия
- 9. Маска смерти
- 10. Nu Couché продана на аукционе за 170,4 миллиона долларов
Воплощение трагического художника, Амедео Модильяни отказался от своего итальянского буржуазного воспитания и принял жизнь бродяги в Парижской школе.
Амедео Модильяни жил в то время, когда художественные движения меняли творческий ландшафт, а война формировала Европу и ее социальные структуры. Его вдохновляла жизнь в художественных кварталах Парижа, его художники-авангардисты, такие как Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек и Анри Матисс, а также такие поэты, как Зборовский и Жан Кокто.
Погрузившись в богемную жизнь в Париже, у него развилось возмутительное бродячее поведение и растущее пристрастие к алкоголю и наркотикам. Нанесенный в результате ущерб его и без того пошатнувшемуся здоровью стал смертельной ценой, в конечном итоге он ее заплатил. Однако он завещал миру обширное творчество, в том числе произведения, которые были названы скандальными, культовыми и великолепными.
1. Модильяни прожил короткую и беспокойную жизнь
Амедео Клементе Модильяни появился на свет 12 июля 1884 года в Ливорно, Италия. Его семья была богатой, буржуазной и хорошо образованной семье евреев-сефардов (происходивших из Испании и Португалии). Она поощряла его амбиции и знакомила его с путешествиями, литературой и искусством.
Однако детство Модильяни было сопряжено с плохим здоровьем. В 11 лет у него развился плеврит, а год спустя он заболел брюшным тифом. В 16 лет у него снова развился плеврит, затем он заболел туберкулезом, что в конечном итоге привело к его смерти. Пока он болел и бредил брюшным тифом, он умолял мать отвезти его во Флоренцию, чтобы посмотреть картины в Уффици и Палаццо Питти.
Его мать в конце концов отвела его к ним и, что особенно важно, записала его на занятия к мастеру живописи Гульельмо Микели. Там он изучал итальянское искусство девятнадцатого века, натюрморт, портретную живопись и обнаженную натуру в течение двух лет 1898-1900 гг. Его обучение закончилось с началом туберкулеза.
2. Знакомство с влиятельными художниками в Париже
В 1906 г., в возрасте 21 года, стремясь развивать свою карьеру художника, Модильяни покинул Италию и уехал в Париж. Там, в районе Монмартра, он встретил со множество художников-авангардистов и своим будущим покровителем Полем Александром в Le Bateau Lavoir. Он познакомился с выдающимися художниками, как Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотрек, и работал с художником Моисом Кислингом.
Его ответом на погружение в бурный художественный плавильный котел Парижа стало большое количество полотен, рисунков и скульптур. Хотя Модильяни в начале своей творческой карьеры видел себя скульптором, за последнее столетие он стал более широко известен как художник портретов и обнаженной натуры.
В 1908 году Модильяни выставлялся в Салоне Независимых, независимой коллективной ежегодной художественной выставке в Париже.
Итальянец, еврей, плейбой, художник и скульптор, Модильяни вел тяжелую жизнь в крайней нищете. Он продавал свои творения за гроши, чтобы купить еду и алкоголь. Его условия проживания были суровыми, и он часто болел из-за пристрастия к вредным привычкам, что усугубляло слабости, оставшиеся от его детских болезней.
3. Модильяни приступает к пятилетнему конкурсу скульптуры
Через три года после прибытия Модильяни в Париж покровитель и друг доктор Поль Александр познакомил его со скульптором Константином Бранкузи. Судя по всему, Бранкузи вдохновил Модильяни посвятить себя скульптуре и связанным с ней рисункам на следующие пять лет. Здесь же он познакомился с резьбой и масками африканских племен, а также с их стилями упрощения форм. Эти ранние мультикультурные влияния включали африканское, египетское, греческое и кхмерское.
Между 1909 и 1914 годами Модильяни собрал значительную коллекцию резьбы по камню, из которой сохранилось двадцать пять. Стоящая обнаженная — самая большая из каменных скульптур Модильяни, высота которой составляет 64,09 дюйма (162,8 см). Это единственная сохранившаяся отдельно стоящая скульптура в полный рост. Интересно отметить, что все его скульптуры изображали человеческую голову, за исключением «Стоящей обнаженной» ок. 1912, Австралийская национальная галерея и Кариатида ок. 1914, Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
4. Фовизм: художественное движение «диких зверей»
Во время своего пребывания в Париже Модильяни также стал активно участвовать в художественном движении фовизма. Для фовистских произведений характерна энергичная манера письма и насыщенные цвета как средство передачи эмоционального состояния художника. Фовисты, что переводится как «дикие звери», представляли собой собрание французских художников, наиболее известными среди которых были Анри Матисс и Альбер Марке.
Модильяни создал большое количество разнообразных работ, живя в парижском районе Монпарнас. В начале 20 века этот район был художественным и интеллектуальным центром Парижа.
За свою короткую и бурную творческую карьеру Модильяни разработал самобытный и узнаваемый стиль. Его картины хорошо известны элегантным изображением женщин с повторяющимися чертами лица, включая удлиненные изогнутые шеи и руки, а также пустые миндалевидные глаза.
За это время в Париже Модильяни стал популярен как Моди. Аббревиатура переводится с французского как «проклятая». Его современники продолжили это, называя его peintre maudit, что означает «проклятый художник».
5. Очарование Модильяни человеческими формами
Модильяни рисовал и расписывал человеческие формы, за очень немногими исключениями. С 1916 по 1919 год он создал не менее 26 картин с изображением обнаженных женщин. Они были заказаны польским писателем, поэтом и торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским, который предоставил ему художественные материалы, модели, стипендию и квартиру для работы.
Поскольку эти картины были созданы серией в течение трех лет с целью коммерческой продажи, они отличаются от его более ранних картин, изображающих любовников и друзей. Несмотря на то, что Модильяни заимствовал у других, более влиятельных художников, эти нарисованные обнаженные тела теперь считаются некоторыми радикальными и революционными в художественной культуре того времени.
Некоторые полагают, что они, возможно, изменили направление изображения женщин в искусстве. Однако успехи женщин в их социальной власти были обусловлены давлением мировой войны. Это было более вероятным стимулом для развития женщин и их явной уверенности в себе, проявляющейся в портретах и обнаженной натуре. Модильяни изображал женщин в соблазнительно уверенных позах в отличие от робости, выраженной в произведениях многих живописцев того времени.
Его изобилие портретов и обнаженных женщин во многом способствовало бы его репутации дикого плейбоя, которую он не пытался изменить.
6. Цензура обнаженной натуры
В 1917 г. состоялась премьера «пресловутой» персональной выставки Модильяни в галерее Берты Вайль. Большая группа людей собралась снаружи, чтобы посмотреть на обнаженную фигуру, висящую в окне. Это привлекло полицию, которая затем закрыла единственную персональную выставку в его жизни по причине непристойности.
Обнаженная натура считалась скандальной и неприличной, поскольку столь явное изображение лобковых волос, как это делал он, было неприемлемо в парижском мире искусства того времени. Однако эти обнаженные тела модернизировали нарисованные женские формы в то время, когда требования войны заставили женщин требовать большей независимости и силы. Моделирование для художников было прибыльной работой, поэтому у таких художников, как Модильяни, не было недостатка в привлекательных женщинах для рисования.
Большинство обнаженных тел из коллекции, созданной в 1916–1919 гг., сейчас хранятся в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Музее современного искусства, Нью-Йорк, Метрополитен-музее, Нью-Йорк, Музее Лонга в Шанхае и Курто. Галерея в Лондоне.
7. Любитель поэтов и писателей
Модильяни был известен тем, что регулярно читал Данте и прочих известных поэтов. Среди писателей и поэтов, которых он писал, были Жан Кокто, Беатрис Гастингс, Блез Сендрар и Гийом Аполлинер. В 1914–1916 гг. Модильяни и Беатрис Гастингс жили в одной квартире на Монпарнасе. У них был бурный роман, и за два года совместной жизни он написал ее портрет 14 раз. Вместе они прожили необычайно творческую жизнь, пока вокруг них гремела война. Иногда питаясь в столовых, как и масса других голодающих творческих людей, художников и писателей.
8. Монументальная трагедия
Живя и работая в Ле Бато-Лавуар, Модильяни встретился со студенткой Жанной Эбютерн, в последствии ставшей его любовницей, гражданской женой и музой. Она была главным предметом в его творения.
Хотя круг общения Модильяни и Эбютерн расширился и включил в себя Пьера-Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Дерена, они оставили Париж, спасаясь от войны. Живя в Ницце, где Эбютерн родила дочь Жанну Модильяни (1918–1984). Вернувшись в Париж в 1919 году, Жанна забеременела вторым ребенком и они обручились. Когда 21-летняя Эбютерн была на 8 месяце беременности, Модильяни остро заболел туберкулезным менингитом и умер 24 января 1920 года.
На следующий день Эбютерн отвезли в дом ее семьи, но она была настолько убита горем, что выбросилась из окна пятого этажа. Нерожденный ребенок умер вместе с ней. Их дочери Жанне было всего 14 месяцев.
На похоронах присутствовало множество представителей творческих кругов Монпарнаса и Монмартра. Модильяни и Эбютерн были погребены отдельно, пока в 1930 году ее семья не разрешила переместить ее тело в могилу и на одно надгробие. Его эпитафия гласит: «Пораженный Смертью в момент славы». На ее написано: «Преданный товарищ до крайних жертв», Фонд Модильяни.
9. Маска смерти
Вскоре после его смерти современники Модильяни Моис Кислинг, Конрад Морикан и Жак Липшиц взяли двенадцать гипсовых форм и изготовили бронзовую посмертную маску Модильяни. Маска представляет собой последнее запоминающееся изображение художника, который настолько полностью увлекся парижским гедонизмом и богемой начала 20-го века, что это привело к концу его карьеры и ранней смерти. Но у нас остался объем работ, которые в некоторой степени изменили миры искусства и моды, и история жизни, столь же трагичная, сколь и захватывающая.
10. Nu Couché продана на аукционе за 170,4 миллиона долларов
При жизни Модильяни был мало известен за пределами Парижа. За столетие, прошедшие после его смерти, его портреты и обнаженные тела заняли свое место среди самых значительных картин ХХ века.
В 2015 году картина Модильяни «Nu Couché – sur le côté gauche» («Лежащая обнаженная») была продана за девятизначную сумму на аукционе Christie’s в Нью-Йорке и стала одной из самых дорогих, когда-либо проданных на аукционе. Благодаря заголовкам о продажах его картин, которые попали в мировые новости, Модильяни, безусловно, стал одним из величайших мастеров мира искусства. «Ню Куше» — самая большая картина, которую он когда-либо создавал, и она была одной из подвергнутых цензуре обнаженных натур на его прерванной выставке в Париже в 1917 г.
Модильяни при жизни практически не удалось продать свои произведения искусства, и он умер почти без гроша в кармане. Его картины, рисунки и скульптуры сейчас находятся в уважаемых музейных коллекциях по всему миру и украшают стены сверхбогатых людей. Пока его произведения искусства переходят из рук в руки, аукционный молот обрушивается на постоянно растущие цены и растущую ценность «гениальных» произведений Амедео Модильяни.