Когда студентов или посетителей музеев просят назвать примеры искусства древних времен, они часто перечисляют примеры из Египта, Греции или Рима. В зависимости от страны их происхождения, они могут также включать работы из Китая и Индии.
Историки обычно считают древний период Египта примерно с 3150 по 332 год до н. э., Греции-с 1200 по 600 год н. э., а Рима-с 800 г. до н.э. по 600 год н. э. Историки считают, что древний период Китая простирается от основания династии Ся, в начале 21 века до нашей эры до начала 7 века нашей эры с установлением династии Тан. Цивилизация реки Инд и Хараппская цивилизация, которая охватывала юго-восточный Пакистан и Северо-Западную Индию, были хорошо развиты к 2700 году до нашей эры.
Каждая из этих цивилизаций оставила после себя прекрасные образцы своего искусства. Египтяне оставили пирамиды и другие фантастические памятники своим умершим. Греки и римляне оставили бесчисленные храмы и статуи по всему средиземноморскому миру. Китайцы оставили рукописи, терракотовые статуи и многое другое. Цивилизация реки Инд оставила сложные скульптуры и примитивный письменный язык.
Самые древние из этих примеров, как мы видим, относятся к Древнему Египту – которому в некоторых случаях около 5000 лет. Однако все вышеприведенные примеры довольно молоды по сравнению с цивилизациями, которые развивались в Месопотамии, на землях современного Ирака и Кувейта. Первая известная Месопотамская цивилизация, шумерская, возникла примерно 6000 лет назад, в 4000 году до нашей эры. К другим месопотамским культурам относятся Аккадская, Древневавилонская и Нововавилонская, а также Хеттская.
Слово «Месопотамия “по-гречески означает” земля между двумя реками». В данном случае речь идет о реках Тигр и Евфрат, которые протекают примерно параллельно друг другу от своих истоков в горах Восточной Турции, а затем на юго-восток до Персидского залива. Евфрат, самый южный из двух, также протекает через северо-западную часть Сирии. Обе реки являются крупными судоходными на большей части своей протяженности, и, особенно в древние времена, Ил, оставшийся в этом районе от наводнения, оставил почву богатой питательными веществами, необходимыми для поддержания сельского хозяйства.
За тысячи лет до возникновения Шумера главной заботой людей было выживание. Одним из результатов медленного перехода человека от существования в кочевых группах охотников-собирателей к оседлым культурам, которые полагались на сельское хозяйство и одомашнивание животных в качестве пищи, было то, что впервые не все члены общества были обязаны выращивать или обеспечивать пищу. Люди становились чиновниками, ремесленниками и художниками, среди прочего.
По мере развития этих цивилизаций художники (часто по указанию правителей и жрецов над ними) стали изображать окружающий мир, свои представления о загробной жизни и царствах богов, прославлять своих вождей.
Здесь мы перечислим девять величайших произведений искусства древних культур Месопотамии:
Топ-10 самых знаковых произведений искусства Древнего Египта
9. Белый Храм и Великий зиккурат Урука
Расположенный на Евфрате, на территории современного юго-восточного Ирака, Урук является домом для, возможно, самого важного шумерского храма богов — Белого Храма и Великого зиккурата. Урук был крупным городом для ранней шумерской культуры и домом для великого шумерского героя Гильгамеша, который фигурирует в знаменитой эпической поэме с таким названием, одном из самых ранних примеров повествования, сохранившихся до наших дней.
Остатки одного из самых важных храмов Древнего Шумера сейчас согревает иракское солнце. Туристам, историкам и археологам требуется большое воображение, чтобы представить зиккурат таким, каким он был на самом деле 5000 лет назад. Время, солнце, ветер и эрозия наложили свой отпечаток на эту структуру, но из письменных источников и с помощью археологических экстраполяций мы можем построить картину того, как выглядела эта структура на пике могущества Шумера.
Как и многие другие культуры, шумеры верили, что боги живут в небе, поэтому они построили многие из своих храмов на возможно самой высокой точке и сделали их настолько высокими, насколько позволяла строительная технология того времени. Зиккурат — это ступенчатая пирамида. В данном случае это широкий храм с большой плоской площадкой на вершине, где был воздвигнут массивный храм. Здесь жрецы возносили молитвы и приносили жертвы богам, а также получали послания от самих богов.
Белый храм был высотой 12 метров, построен из кирпича (пригодный для использования камень был редкостью в этом регионе) и занимал площадь 17 х 22 квадратных метра. Историки подсчитали, что на строительство храма потребовалось 1500 рабочих в течении пять лет. Внутри храма археологи обнаружили обгоревшие останки скелетов леопарда и льва, ряд каменных табличек, отражающих бухгалтерский учет храма, и яму для сожжения жертвоприношений. Кроме того, они полагают, что нашли доказательства наличия фонтана или системы водоснабжения внутри храма, что указывает на уровень технологического понимания, выходящий за рамки того, что мы обычно ассоциируем с очень древними временами.
8. Статуи Телль Асмара
В фильме 2009 года «Четвертый вид» психолог работает с людьми, которые якобы были похищены, а их тела населены инопланетянами и подвергаются всевозможным ужасам. Вскоре ее саму посещают эти инопланетяне, и она начинает записывать их визиты. Она также нанимает команду экспертов по НЛО, чтобы помочь ей добраться до сути тайны. Один из этих экспертов — историк, который проследил историю похищений и посещений инопланетянами на протяжении всей истории. Он убежден, что существа с другой планеты посещают Землю уже тысячи лет. Чтобы «доказать» свою теорию, он указывает на различные статуи и фризы шумерской и других месопотамских культур, таких как эламиты могущественного города Эшнунна.
Две из фигур, которые, по его мнению, могут быть изображениями инопланетян, — это обетные статуи Телль-Асмара около 2700 года до нашей эры. Их большие глаза похожи на те, что ассоциируются у нас с пришельцами. Другие правдоподобно звучащие сходства придуманы, чтобы заставить нас поверить, что, возможно, инопланетяне посещали нас и правили нами на протяжении веков.
Истинная история этих фигур такова: точно так же, как верующие зажигают свечу и произносят молитву, чтобы вспомнить своих близких в некоторых христианских церквях сегодня, эти статуи представляли умерших. Во многих случаях имена были найдены в нижней части рисунков, наряду с написанной молитвой. Двенадцать фигур Телль Асмара (десять мужчин и две женщины) были найдены близко друг к другу в районе храма. Считается, что большие, похожие на инопланетные глаза статуэтки должны были убедиться, что они способны видеть любые послания или ответы, данные богами, независимо от того, насколько они малы или тонки.
Восемь статуй сделаны из гипса, две из известняка и одна из алебастра. Темные, слишком большие глаза сделаны из битума (угля), а зрачки одной фигуры сделаны из лазурита. Бороды мужчин и другие темные отметины и тени на фигурах были также инкрустированы битумным углем.
7. Штандарт из Ура
Найденный в 1920-х годах британскими археологами (Ирак тогда управлялся Великобританией), Штандарт Ура — прекрасное произведение искусства, которому 4600 лет. штандарт на самом деле представляет собой мозаику, а не кусок ткани, как можно было бы предположить из названия. Хотя большая часть этого произведения была утеряна временем и ворами, значительная его часть находится сегодня в Британском музее в Лондоне.
Штандарт выполнен из красного известняка и лазурита (который образует синий фон). Эти материалы не были дешевыми, и мозаика была подготовлена для гробницы царя УР-Пабилсага, который умер около 2550 года до нашей эры. Мозаика представляет собой частичную историю его жизни и правления и дает нам представление о Месопотамской культуре.
Первоначально считалось, что мозаика покрывает полую четырехгранную коробку, на самом деле она довольно мала-8,5 дюйма в ширину и 19,5 дюйма в длину, – но содержит множество подробностей об аспектах жизни в Древней Месопотамии. Два сохранившихся фрагмента были помечены как «Война» и «мир». На первом изображен царь, двумерная, возвышающаяся фигура, наблюдающая за процессией обнаженных пленников (некоторые из них были ранены), проходящей мимо его колесницы. Месопотамские солдаты изображены в шлемах с оружием наготове.
Мы также видим несколько колесниц, запряженных лошадьми. Из этих изображений мы знаем, что носили эти солдаты, и с чем (и как) они, вероятно, сражались. У лошадей нет удил во рту, так как это изобретение появилось тысячу лет спустя. Вместо этого они были направлены другими средствами, такими как веревки вдоль или внутри носа. Враги маршируют перед ними и топчутся под колесницами.
Другой фрагмент, «мир», снова изображает огромного царя во главе пира, в который входят певец, лирист, рыба и другие животные, а также различные фрукты и овощи.
6. Победная стела Нарам-Сина
Еще одной древней Месопотамской культурой была Аккадия, которая правила большей частью Месопотамии примерно с 2334 по 2154 год до нашей эры. Аккадцы контролировали большую часть судоходных участков рек Тигр и Евфрат, что давало им огромную власть. Как и другие цивилизации на протяжении веков, аккадцы воздвигали памятники в честь своих великих царей и воинов и в процессе этого возвели их в своего рода богоподобный статус.
Победная стела Нарам-Сина увековечивает победу аккадского царя Нарам-Сина над Луллуби, жившими в горах Загрос на территории современного Ирана. Мы можем многое рассказать о царе Нарам-сине, просто взглянув на эту стелу. Большинство военных / триумфальных фризов Месопотамии и более поздних являются горизонтальными, с царем, марширующим или едущим впереди или позади процессии солдат, священников и / или заключенных. В этом случае стела изображает победу Нарам-Сина в восходящей, полутреугольной форме, с царем на ее вершине и намного больше, чем фигуры под ним, которые уменьшаются в размерах по мере приближения к нижней части камня.
Аккадцы верили, что только умершие цари становятся богами, но здесь Нарам-Син носит шлем Бога, а его лицо изображено как лицо льва, что, как говорят нам другие произведения, предназначено только для богов. Как и многие завоеватели, пришедшие после него, Нарам-Син, должно быть, имел некоторое эго.
5. Ашшурбанипал и его царица в саду
Ашшурбанипал был царем Ассирийской империи с 668 по 627 год до н. э., относительно недавним царем по сравнению с теми, о которых мы уже упоминали. На самом деле, если вы думаете только с точки зрения времени, царствование Ашшурбанипала ближе по временной шкале к нам сегодня, чем к людям Ура 3200 лет назад.
На этом фризе, изображающем царя и его жену, мы видим жизнь царского двора в домашней обстановке. Здесь царь и царица отдыхают и наслаждаются жизнью. Это показывает, что царица должна была быть либо очень важной персоной, либо король должен был очень сильно любить ее – или и то, и другое. Царицы появлялись в ассирийском искусстве не так часто, в отличие от египетского искусства, с которым мы больше знакомы.
Говоря о Египте, мы можем видеть оружие на заднем плане фриза, что указывает, возможно, на недавнюю кампанию против египтян. Мы видим кубки с вином, фрукты, рабов и отрубленную голову на заднем плане. Мы также видим курильницы с благовониями и рабов, отгоняющих пустынных мух. Некоторые историки отмечают, что в этой работе лица царя и царицы (которые изображены почти трехмерно) были искажены, в то время как лица рабов и слуг — нет. Это наводит историков на мысль, что Ашшурбанипал и его царица, должно быть, были ненавистными фигурами.
4. Бычья Лира
Одним из самых красивых произведений искусства, найденных в Месопотамии, является бычья Лира. Найденная в гробнице царицы Пуаби (около 2680 года до н. э.), лира должна была помочь царице бороться с одиночеством в загробной жизни и в путешествии к ней. Лира имеет 112 см в высоту, 73 см в длину и 7 см в ширину. Корпус представляет собой нечто вроде прямоугольного ящика, стоящего на одной из его нижних сторон, из которого вырастает корпус лиры. Передняя часть лиры украшена мордой синего быка (выполненной с помощью Ляпис-лазурной инкрустации), а на груди быка изображены сцены из придворных сцен. Была ли Лира на самом деле использована по прямому назначению? Когда она была создана, неизвестно.
3. Стела Хаммурапи
Хаммурапи — один из самых известных древних царей. Он правил Вавилоном с 1810 по 1750 год до нашей эры и является автором одного из и первых сохранившихся письменных кодексов права. Кодекс Хаммурапи, якобы данный ему Богом Шамашем, подробно описывает законы, окружающие многие аспекты жизни в Древнем Вавилоне, и эти законы были вырезаны на каменной стеле, чтобы их мог видеть каждый. Высекая свои законы на этой стеле, Хаммурапи также сделал заявление, которое будет хорошо запоминаться в будущем. Хаммурапи заявлял, что закон не должен быть произвольным и приниматься по прихоти. Несмотря на то, что стела была произведением государственного управления, она с тех пор приобрела аспект искусства, в основном благодаря использованию клинописи.
Клинопись, что в переводе с латыни означает “клиновидная», была одной из самых ранних письменных систем в истории. Он начался около 6000 лет назад как серия пиктограмм и развился в клиновидный или треугольный алфавит для точности и понимания. Со временем артефакты из Вавилонии и Месопотамии, выгравированные клинописью, стали считаться произведениями искусства. Начиная с конца XIX века и до наших дней, художники — Нео-примитивисты будут включать клинопись в свои работы, чтобы добавить атмосферу или смысл.
2. Ламассу
В Месопотамской культуре Ламассу были покровительственными богами с головами Царственных людей, телами быков или Львов и крыльями птиц. Подобно львам-хранителям, львиным собакам и драконам Китая, Ламассу охраняли храмы и дворцы, чтобы не причинить вреда королю и жрецам и чтобы молитвы были защищены.
Лица Ламассу (а некоторые из них все еще существуют) — это то, что большинство людей связывают с появлением месопотамских правителей или жрецов. Они носят большие митровые шляпы с плоским верхом (что-то вроде головного убора восточно-православных чиновников) и длинную квадратную бороду, закрученную в кудри. Во многом так же, как мы думаем о царе Тутанхамоне или Сфинксе как о типичных представителях Древнего Египта, люди часто ассоциируют лицо Ламассу с правителями Месопотамии.
Большинство сохранившихся фигур Ламассу большие и внушительные — они должны были быть, так как они были стражами храмов и врат к богам. Самая знаменитая пара Ламассу, в храме Саргона II в Хорсабаде на севере Ирака, стоит гораздо выше и шире, чем люди. Еще один интересный факт об этих телосложениях быка или льва состоит в том, что они часто имеют пять ног.
1. Врата Иштар
Ворота Иштар, реконструированные и выставленные в Пергамском музее в Берлине с 1930 года, были созданы во времена самого продолжительного правления вавилонского монарха Навуходоносора II (634-532 до н. э.). Найденные на северной стороне руин Вавилона в аварийном состоянии, ворота были реконструированы с использованием оригинальных кирпичей и перекрашены. Сегодня Ворота Иштар считаются многими лучшим образцом месопотамского искусства.
Сами ворота большие: 4,26 м. в высоту и 30,48 м. в ширину. Его зубчатые башни демонстрируют архитектурное мастерство, а золотая и желтая мозаика указывала на то, что вы проезжаете в богатый и могущественный город. Судя по остаткам красителей и красок, реставраторы полагают, что Ворота Иштар были окрашены или увенчаны ляпис-лазурью. Краска цвета лазурита была дорогой и указывала на важность структуры.
Считается, что Ворота Иштар были просто последним сооружением на длинной дороге, ведущей в северную часть города. Историки и археологи считают, что дорога, ведущая к воротам, была выложена миниатюрными башнями замка, все зубчатые, как вершина ворот Иштар — было ли это чисто эстетическим, чтобы защитить лучников, или и то, и другое неясно.