Узнайте, как город был прославлен с помощью чуда света древнего мира. Это история Колосса Родосского.
Сегодня внутри постамента, пожалуй, самой известной статуи в мире (Статуи Свободы в Нью-Йорке) установлена бронзовая доска, на которой записан сонет. Сонет, написанный поэтессой Эммой Лазарус в 1883 году, был призван собрать деньги на строительство постамента статуи. Однако название сонета «Новый Колосс» и его содержание отсылают к древнему происхождению Леди Свободы:
«Медный гигант греческой славы с победоносными конечностями, шагающий верхом от земли к земле»
. Греческим гигантом, о котором говорил Лазарь, был Колосс Родосский, одно из семи чудес древнего мира.
Знаменательна и другая строка стихотворения Лазарус, процитированная выше. Идею о том, что Колосс путешествует по разным землям, конечно, можно рассматривать с самых разных точек зрения. Как обсуждается ниже, это может относиться к позе древнего гиганта. Или это может относиться к универсальному символизму колосса, проводя прямую параллель между древней статуей и современным чудом. Однако это также подчеркивает природу канонического списка семи чудес древнего мира.
Список чудес, составленный на основе различных и часто фрагментированных текстовых источников, отражает расширение эллинистического мира после завоеваний Александра Македонского в IV веке до нашей эры. Под чудесами понимались теаматы (θεάματα), или вещи, которые стоит увидеть, но это были вещи, которые стоит увидеть с более широких горизонтов эллинистического периода, охватывающих не только Грецию, но также Висячие сады Вавилона и Великую пирамиду в Египте. Хотя Колосс Родосский, возможно, начинался как символ явного местного триумфа, как и другие чудеса в списке, вскоре он занял важное место в гораздо более широком мире.
Празднование выживания: Колосс и осада Родоса
История Колосса Родосского начинается в беспокойной и лихорадочной атмосфере, которая сложилась вокруг расширившегося эллинистического мира после смерти Александра Великого в 323 году до нашей эры. Преемники Александра — диадохи — каждый украл по кусочкам обширной империи бывшего правителя, и теперь бывшие товарищи соперничали друг с другом за превосходство. Это также включало в себя поиск альянсов, и именно на этом фоне начинается история Колосса.
В последние годы IV века Деметрий Полиоркет осадил Родос. Его целью было сломить решимость города и заставить его отказаться от своих близких отношений с Птолемеем, который к тому времени был правителем прежних завоеваний Александра в Египте, включая город Александрию. В то время Родос был мощной и богатой военно-морской силой в Эгейском море. Деметрий был сыном Антигона I Монофтальма (Антигона Одноглазого) и членом династии Антигонидов, контролировавшей Македонию и часть Греции. Осада Родоса была еще одним примером напряженности, возникшей между диадохами в их попытках обеспечить превосходство.
Осада, начавшаяся в 305 г. до н.э., оказалась тяжелым испытанием для Деметрия и его союзников (среди которых было множество пиратов!). Город Родос, как и его главная гавань, были сильно укреплены. Хотя его сухопутные войска в какой-то момент смогли прорвать городские стены, они были отброшены с большими потерями, и оборона была восстановлена. В конечном итоге осада была прекращена через год в 304 г. до н.э. Пытаясь сохранить лицо, удрученный правитель Антигонидов представил осаду как победу, поскольку родосцы якобы согласились оставаться нейтральными (так же, как они делали это до осады…).
Отказавшись от осады, Антигониды оставили большую часть своего снаряжения. Находчивые родосцы собрали этот материал и продали его. В мире, раздираемом межкоролевской войной, оставленное оборудование стоило немалых денег. Теперь, ставшие на 300 талантов богаче, родосцы решили, что лучшим использованием денег будет посвящение божеству-покровителю города, богу Солнца Гелиосу.
Для проекта они наняли художника Чареса, уроженца острова. Его происхождение не вызывало сомнений: он не только ранее участвовал в монументальных посвящениях, но и учился у самого Лисиппа, великого скульптора из бронзы, которому покровительствовал Александр Великий. Памятник победы Родоса будет пропитан культурой эллинистического мира.
Дом гиганта: Родос в древнем мире
Родос был важным действующим лицом на протяжении всей истории, от античности до наших дней. Его важность частично обусловлена его масштабом: это самый большой из островов Додеканеса. Он также выиграл от своего местоположения; Расположенный на юго-востоке Эгейского моря, остров является своего рода перекрестком между Европой, Африкой и Ближним Востоком. Существуют археологические свидетельства взаимодействия с минойской культурой Крита, по крайней мере, с 16 века до нашей эры, что свидетельствует об этих связях. Точно так же остров находился под властью Персидской империи в начале V века.
Сам город Родос был основан в конце V века до нашей эры. В 408 г. до н. э. три меньших города (Ялисос, Камирос и Линдос) объединились в единое целое (т. е. Родос). До этого оно проходило между сферами влияния двух доминирующих греческих государств. Во-первых, Родос входил в состав Афинской гегемонии (Делийского союза). Он восстал против афинского господства примерно в 412 г. до н.э., прежде чем встал на сторону Спарты в последних агониях Пелопоннесской войны.
В четвертом веке остров установит связь с еще одним чудом древнего мира. На Родосе будет гарнизон карийского сатрапа Мавсола, покровителя монументального Мавзолея в Галикарнасе, который увековечит его наследие. Остров также был оккупирован македонцами под властью Александра Великого, и остров сохранил определенное значение как порт и союзник в войнах последующих преемников. Родосская автономия просуществовала до прихода римлян в эллинистический мир. В 164 г. до н. э. Родос стал территорией Римской империи.
Гелиос: представитель Древнего Бога
Гелиос был одним из разнообразных божеств, составлявших древнегреческий пантеон. В религии и мифологии Гелиос был богом и олицетворением Солнца. Солнечное божество легко узнаваемо в самых разных материалах, включая керамику и рельефную скульптуру. Обычно бог изображается с сияющей короной (символизирующей лучи света) и/или рисующей по небу колесницу с лошадьми; именно это вызывало ежедневный восход солнца. Бог занимает видное место в нескольких самых известных мифах Древней Греции.
Это его смертный и порывистый сын Фаэтон был сбит с колесницы своего отца одной из молний Зевса, а труп оставлен гнить в реке Эридан. Он также ответственен за то, что убедил Зевса уничтожить команду Одиссея., который так нечестиво съел священный скот Гелиоса в Финасии.
В то время как его сын Фаэтон стал одним из непреходящих мотивов древнего (и современного) искусства, важность мифологической генеалогии Гелиоса ощущалась повсюду в древнем Средиземноморье. Бог солнца, который, естественно, был братом богини луны Селены, как и другие греческие божества, производил множество потомков. Среди них примечательными были семь сыновей, которые у него были от нимфы Родос. Сыновья некоторых из этих детей стали выдающимися героями трех важнейших городов Родоса (Ялиссос, Камирос и Линдос), что помогло укрепить отношения между островом и поклонением богу Солнца как их божеству-покровителю.
Фактически, еще до того, как родосцы решили воздвигнуть Колосс, на острове находилась Галия. Этот фестиваль, получивший свое название от дорической формы Гелиоса (Халиоса), включал в себя скачки на колесницах и лошадях, а также гимнастические и музыкальные состязания. По словам римского грамматика Феста, жившего в конце второго века нашей эры, во время этого праздника родосцы также приносили в жертву морю колесницу с четырьмя лошадьми в честь ежедневного путешествия бога Солнца по небу.
Рождение: строительство древнего чуда
Чудеса, как и следовало ожидать, не строятся за один день. Родосцам потребовалось двенадцать лет, чтобы построить Колосса. Процесс строительства начался в 292 г. до н.э., более чем через десять лет после решения Деметрия снять осаду. Сообщения о строительстве, представленные в разных источниках, различаются по ряду деталей, но из них можно выделить несколько непротиворечивых деталей. Например, существует широко распространенное мнение, что высота Колосса составляла около 70 локтей, что соответствует примерно 32 метрам.
Плиний Старший, который, по общему признанию, мог видеть только упавшую статую, производит впечатляющее впечатление от ее огромных размеров: «немногие мужчины могут сжать большой палец в своих руках, а его пальцы больше, чем у большинства статуй». Римский писатель также дает нам некоторое представление об инженерном опыте, который был использован при строительстве Колосса. Всматриваясь в пещеристые пространства внутри статуи, Плиний описывает большие массы камней. Они были добавлены к скульптуре, чтобы обеспечить устойчивость во время ее установки.
Считается, что посвященный текст, сопровождающий Колосса, сохранился в антологиях греческой поэзии. Надпись проясняет вотивную природу статуи (т. е. данную в знак благодарности за попытку осады Деметрия) и личность статуи (Гелиоса).
Менее ясно видно позу и расположение статуи; Во многих изображениях чуда в завершенном виде бог солнца стоит на входе в гавань на Родосе, поставив одну ногу по обе стороны, и сквозь него проходят корабли. Это кажется маловероятным по той простой причине, что это потребовало бы от родосцев закрытия своей гавани почти на весь период строительства. Для общества, столь зависимого от морских и торговых связей, это кажется немыслимым!
Гораздо легче представить себе, как выглядел сам бог. Регулярные изображения Гелиоса в столь многих материалах культуры древнего мира, в том числе и позднее в Римской империи, гарантируют, что мы можем с уверенностью предположить, что бог был украшен своими обычными завитыми локонами и лучистой короной, как показано на современных изображениях. Чеканка Родоса.
Взлет, падение, разрушение: жизнь и наследие колосса Родосского
Из всех семи чудес древнего мира до наших дней сохранилась только Великая пирамида. Среди остальных Колосс Родосский прожил одну из самых коротких жизней. Огромная статуя, известная во всем Средиземноморье, была свергнута, простояв всего 54 года. Землетрясение в 226 году до нашей эры привело к обрушению статуи (а также нанесло значительный ущерб городу и его гавани). Судьба статуи придает дополнительный вес аргументу о том, что ее нельзя было устанавливать на берегу гавани: если бы она упала с этого места, она заблокировала бы гавань на Родосе, что еще больше разрушило бы город.
Огромные останки Колосса оставались на земле Родоса еще восемь столетий. Посетители по-прежнему стекались на остров, чтобы увидеть остатки чуда несмотря на то, что бог Солнца теперь находился в лежачем положении. Плиний задокументировал останки Колосса, как и географ Страбон. Примечательно, что он пишет, что существовала возможность восстановить статую, сломавшуюся в коленях, но родосцы отвергли эту идею после предупреждения оракула.
В конечном счете, кажется, что у Колосса Родосского была вполне цикличная судьба. Там, где он впервые был сделан из военных трофеев, павший гигант в конечном итоге стал добычей завоеваний. В 653 году генерал Муавия, командующий арабской армией, захватил Родос. По сообщению византийского летописца (Феофана Исповедника), великий Колосс был переплавлен, а металл продан.
Правдивость этой истории в конечном итоге сомнительна (вероятность того, что такое огромное количество металла останется неиспользованным на протяжении долгих столетий, крайне маловероятна — особенно в таком стратегически важном месте, как Родос). Тем не менее, это, возможно, апокрифическое повествование представляет собой убедительное подведение итогов жизни Колосса.
Искусство и амбиции: загробная жизнь колосса Родосского
Хотя Колосс Родосский, возможно, возвышался над жителями острова в течение коротких полувека в III веке до нашей эры, он сохранил гораздо более прочное культурное наследие. Статуя захватывала воображение историков, художников и политиков даже дольше, чем павшая великая форма бога Солнца.
Обычно подражание — это самая искренняя форма лести, но что, если вы подражаете богу? В середине I века нашей эры император Нерон официально захватил государственную землю в центре Рима и превратил ее в роскошную частную виллу (domus aurea, или Золотой дом). В центре обширных владений императора находилось озеро, рядом с которым он воздвиг себе огромную статую, соперничающую по размерам с Колоссом Родосским. Конечно, когда Нерон пал и его память была осуждена, статую пришлось перепрофилировать. Поэтому его преемник Веспасиан просто черпал вдохновение в огромной архетипической статуе: нероновский колосс был перепрофилирован в статую римского бога Солнца Сола.
Со временем озеро рядом со статуей будет осушено, а на земле, украденной у народа Нероном, будет построена большая общественная арена. От соседней колоссальной статуи Амфитеатр Флавиев получил свое непреходящее прозвище: Колизей.
Как и в случае с Нероном, мания величия всегда присутствовала в истории Колосса. Популярное представление о Колоссе, возвышающемся над гаванью Родоса, было воспроизведено в так называемом Родосском Колоссе. Названный в честь британского империалиста конца XIX века Сесила Джона Роудса, он затронул осведомленность общественности о древнем мире, чтобы проиллюстрировать желание Британской империи присоединиться к своим африканским владениям от Каира до Кейптауна по железной дороге и телеграфу.
Возможно, именно такие попытки похитить преданность родианцев своему богу-покровителю побудили Эмму Лазарус взмолиться: «Сохраните, древние земли, ваше легендарное великолепие!». Для американского поэта новый Колосс олицетворял нечто иное. Несмотря на это, невозможно избежать непреходящего воздействия Колосса Родосского на историю.