Древний Рим иногда с теплотой вспоминают за его приверженность республиканской демократии. Однако уже к I веку нашей эры начал активно развиваться культ императора.
Поклонение человеку как богу – практика, присущая не только культуре Римской империи, особенно в Древнем мире. Например, египетские фараоны считались воплощениями божеств. Древневавилонские правители также считались сыновьями божеств, как и императоры Древнего Китая. Однако императорский культ в Риме имеет особое значение в западной истории благодаря своей связи с христианством.
Александр Македонский создал ключевой прецедент обожествления императора

Традиционные греческие и римские божества имели предания о происхождении, согласно которым они начинали как люди, а это означало, что у них могли быть потомки, способные достичь выдающихся результатов. Но насколько выдающихся? Могли ли они стать богами?
Одним из людей, считавших, что это возможно, был Александр Великий. Его отец, Филипп II Македонский, предпринял несколько попыток само обожествления, прежде чем был убит. Он использовал монеты в качестве пропаганды и воздвиг свои статуи в храмах. Александр пошёл ещё дальше, продвигая себя в Египте и Малой Азии как сына Зевса. По мнению некоторых историков, Александр, возможно, был признан некоторыми аватаром Вишну после того, как вторгся в Пенджаб. Он намеренно ассоциировал себя с несколькими божествами по всей своей империи и, следуя примеру отца, чеканил монеты, провозглашающие его божественный статус. После его смерти его преемники также последовали его примеру.
Юлий Цезарь обрел божественную власть

Почти три столетия спустя Юлий Цезарь бросил вызов римскому сенату, «перейдя Рубикон» и войдя со своей армией в Южную Италию. Он одержал победу в последовавшей гражданской войне, утвердившись первым пожизненным единоличным правителем Рима.
Из-за человеческого происхождения римских богов существовало представление, что они естественным образом породили полноценных человеческих потомков. Неудивительно, что могущественные римляне претендовали на главенство как над богами, так и над богинями. Семья Юлия Цезаря считала себя потомками бога Энея, а также других божеств. Такое утверждение было свойственно не только его семье, но оно является частью предыстории, необходимой для понимания того, почему император мог считаться божеством.

Как и к Александру Македонскому, к Цезарю обращались с обожествляющими речами во время его походов в Малую Азию. Он ещё больше укрепил этот титул, печатая монеты, пропагандирующие эту идею. Он также устанавливал своё изображение в сооружениях, похожих на храмы. Цезарь также был избран верховным жрецом римской религии, что, несомненно, способствовало укреплению его божественного статуса.
Август Цезарь основал императорский культ

Преемником Цезаря стал его внучатый племянник Октавиан. Некоторые из подданных Октавиана в Азии официально запросили, чтобы им разрешили построить храмы для поклонения ему. Октавиан не позволил этого, вероятно, из-за опасений, что такое самореклама спровоцирует восстание некоторых членов римского сената. Вместо этого он дал разрешение на возведение храмов «Роме», тем самым обожествляя абстрактное понятие Римской империи.
В конце концов, был установлен прецедент поклонения императорам после их смерти, и Юлий Цезарь стал первым римским правителем, официально провозглашенным божеством. Таким образом, Август чеканил монеты, на которых его называли «сыном (бога)», поскольку Цезарь был официально провозглашен богом.

В дополнение к этим новым обычаям, должность первосвященника стала ассоциироваться с ролью императора (хотя не все императоры приняли её). Таким образом, роль императора при жизни заключалась в том, чтобы представлять римский народ перед Богом, а после смерти он принимал жертвы. Обычай поклонения императору распространился быстрее в грекоязычных провинциях, где существовало больше прецедентов почитания правителей, чем в латиноязычной части империи.
Как выглядело поклонение императору?

Некоторые из событий, которые историки описывают как почитание императоров, с высоты птичьего полёта выглядят как фестивали и спортивные состязания. В честь обожествлённого императора иногда устраивались гладиаторские игры, общественные охоты, скачки, бои животных и другие зрелища. Жертвоприношения животных и пиршества также были частью этих празднеств.
Таким образом, культ императора не обязательно был обременительным, поскольку он, по крайней мере, иногда возвращал часть богатств империи её подданным для их наслаждения. Обычно, однако, императорский культ состоял из того, что было характерно для традиционной римской религии: жертвоприношений, воскурения благовоний и жреческого совершения всего этого в храме.
Культ императора находит отражение в христианстве

Язык римского имперского культа может показаться странно знакомым многим в западных культурах сегодня, и это отчасти связано с отголоском его языка, сохранившегося в христианстве. Христиане говорят об Иисусе как о воплощении Бога, а также о том, что он сын Бога и хозяин всего сущего. Этот язык перекликается с римским империализмом. Но в отличие от римского культа императора, христианство имеет свои корни в иудейской культуре, в которой нет истории происхождения божественного, не говоря уже о том, что божественное когда-то было человеком. Объявляя Иисуса божественным, раннее христианство стремилось ниспровергнуть римские имперские претензии. Связывая свое происхождение с единым, вневременным божеством иудейской традиции, они утверждали монотеистическое мировоззрение, объявляя Иисуса новым императором мира.







