Греческий бог Дионис-Вакх, позже почитаемый римлянами как Вакх-Либер, был олимпийским богом вина, растительной жизни, разгула, безумия и дикой страсти. Обычно изображается как женоподобный длинноволосый юноша или как пожилой бородатый бог. Его символы включают тирс (столб с наконечником из сосновой шишки), чашу для питья и корону из плюща. Его обычно сопровождал отряд сатиров, мужчин-учеников бога, и менад, восторженных последователей-женщин.
Он был настолько ярким и противоречивым богом, что его окружало множество мифов, его поклонение превратилось в культ, с ритуалами и праздниками, сохранившимися на протяжении веков.
Но кем был Дионис и какие факты лежат в основе мифов?
1. Неоднозначное происхождение Диониса
Миф: Дионис был сыном Зевса, царя богов, и Семелы, смертной принцессы Фив. Бог был известен как «дваждырожденный», так как его мать была убита молниями Зевса во время беременности, а нерожденный ребенок был спасен его отцом, который имплантировал младенца ему в бедро и вынес его на свет.
Семела была смертной, дочерью фиванского царя Кадма, основателя города Фивы в Греции. Кадм был финикийским принцем, посланным в Грецию на поиски своей сестры Европы, похищенной Зевсом. Затем он поселился в Греции и основал свое царство.
«Мелампос [мифический провидец] был тем, кто научил греков имени Диониса и способу принесения ему жертвоприношений. . . Я [Геродот] считаю, что Мелампос научился поклонению Дионису главным образом от Кадма из Тира [мифического финикийского деда Диониса] и тех, кто пришел с Кадмом из Финикии в землю, которая сейчас называется Беотией». Геродот, Истории 2. 49 (пер. Годли) (греческий историк 5 в. до н.э.)
Факт: из этимологии имени Дионис мы получаем два слова – dio – либо относящиеся к его отцу Зевсу (Диас, Диос по-гречески), либо к числу два (dio по-гречески), что подразумевает двойственную природу бог и -нисус- указывают на место, где он вырос, гору Ниса. Двойственная природа бога – это, прежде всего, его связь с вином, он приносил радость и божественный экстаз, а также мог высвобождать жестокую и ослепляющую ярость, тем самым отражая двойственную природу вина.
Двойственность Диониса еще больше подтверждается тем, что он часто кажется стоящим где-то между богом и человеком, мужчиной и женщиной, смертью и жизнью. Идентифицируется как бог-мужчина, но всегда окруженный женщинами, его главными поклонницами. Его поклонение включало трансвестизм и довольно неясные сексуальные роли.
Мужчины и женщины были одеты в длинные одежды, покрытые оленьими шкурами, а женщины, словно вакханки, покидали свои дома и безумно танцевали на склонах гор. Дионис даже выглядит несколько неоднозначно в сексуальном плане, женственно в своих длинных локонах и бледном цвете лица. Дионис также, в отличие от большинства других богов, является сыном смертной женщины Семелы, которую он позже спас из подземного мира и сделал ее бессмертной.
Это означает, что по рождению он является родным сыном двух миров, смертного и божественного, двойственной природы человека, которая встречается в монотеистических религиях. Эта тема также проявляется в браке Диониса со смертной женщиной Ариадной. У многих богов были короткие связи со смертными; Дионис полюбил одну девушку и сделал ее божественной.
Топ-15 греческих и римских богов и богинь сходство и различия
2. Гора Ниса и связь с индуизмом
Миф: согласно мифу, Зевс, его отец, поручил младенца заботе нимф на горе Ниса. Гера, законная жена Зевса, так и не признала этого внебрачного ребенка своего мужа, поэтому ребенок был оставлен на попечение нимф горы Ниса, а позднее, будучи подростком, он странствовал по всему миру, где приобретал знания и обычаи у местных жителей. культурах и был связан со многими восточными божествами.
Его путешествия привели его в Индию, чтобы расширить свой культ. Он пробыл там два года и отпраздновал свой триумф верхом на слоне. На саркофаге выше изображена процессия Диониса и его последователей, триумфально возвращающихся из Индии в Грецию. В процессию входят сатиры, менады, а также экзотические для Греции животные – слоны, львы и жирафы. Справа на дереве скрывается змея. Сам Дионис находится позади процессии на колеснице, запряженной пантерами. На крышке саркофага слева направо изображены три сцены, в каждой из которых присутствует и Гермес: смерть Семелы, рождение Диониса из бедра Зевса и забота о младенце-боге, вверяемая нимфам Нисы. На обоих концах крышки изображены головы сатиров: один улыбается, другой хмурится, представители трагедии и комедии.
Факт: как греческое божество, его всегда считали импортированным богом, восточным и иностранным. Геродот, греческий историк, датирует рождение Диониса шестнадцатым веком до нашей эры, что хорошо подтверждается упоминанием божества на табличке с линейным письмом B. Культ Диониса был установлен где-то в шестом тысячелетии до нашей эры, в период неолита, и свидетельства этого найдены также в Микенах, Греция.
Гора Ниса расположена в нескольких местах по всему миру, от Эфиопии до некоторых мест в Греции и Малой Азии. Местом, которое преобладает среди исследователей, является гора Ниса в Индии. Дионис отождествляется с Шивой, гора Ниса — с горой Шивы, а Ниса — эпитет индуистского божества. Этот факт подтверждает историк Филострат, который утверждает, что индейцы называют Диониса Богом Нисы. Символы этой неолитической религии можно увидеть по всему древнему миру в Египте, Анатолии, Шумере и на Ближнем Востоке, простираясь от Индии до Португалии. Таким образом, неудивительно увидеть остатки культа Диониса в Индии, откуда он распространился в древний мир.
Хотя конкретное сравнение невозможно провести с исчезнувшей религией, изучение индуизма и влияния этой религии на культуру его народа может помочь дать некоторое представление о древнегреческой культуре. Поклонение индуистскому Шиве все еще распространено и имеет сходство и связь с греческим Дионисом, которого его поклонники считали восточным и чужеродным.
Помимо высокой горной обители олимпийцев, Дионис всегда ассоциируется с горой Ниса, как и Шива. Ученые предполагают, что Шива и Дионис были одним и тем же божеством, обряды и символы которого начали появляться в шестом тысячелетии до нашей эры, в период неолита. На приведенной выше индуистской картине изображены некоторые из символов, общих для двух богов: змея, Владычица гор, шкура леопарда и бык.
По крайней мере, культ Диониса принадлежал к восточной традиции, и эта традиция все еще существует сегодня в современных политеистических культурах.
3. Связь между Дионисом и Осирисом
Миф: В греческой и египетской мифологии Титаны, гиганты, которые были божествами до олимпийских богов, согласно мифу, расчленили Осириса, египетского бога, который позже был спасен и возрожден благодаря божественному вмешательству его жены Исиды. Этот миф о смерти и возрождении был распространен в греческой мифологии, поскольку у Диониса была похожая судьба. Гера, все еще завидующая неверности Зевса и рождению его внебрачного ребенка, организовала титанам его убийство. Титаны разорвали его на куски; однако Рея, женщина-бог и сама Титан, вернула его к жизни.
В другой версии того же мифа Дионис родился дважды, первый младенец был убит титанами, спасен и собран заново Зевсом, который затем оплодотворил Семелу тем же младенцем и, таким образом, возродился, как мы видим в первом мифе.
Факт: Диониса с древних времен отождествляли с Осирисом. История расчленения и возрождения была общей для обоих, и уже в пятом веке до нашей эры два бога считались одним божеством, известным как Дионис-Осирис. Наиболее примечательное упоминание об этой вере можно найти в «Историях» Геродота, написанных около 440 г. до н.э.
«До людей правителями Египта были боги. . . последним из них, правившим страной, был Осирис…. он был последним божественным царем Египта. Осирис на греческом языке — Дионис». (Геродот, Истории 2. 144).
Плутарх также описал свою веру в то, что Осирис и Дионис были идентичны, заявив, что любой, кто знаком с тайными ритуалами, связанными с обоими богами, распознает очевидные параллели и что их мифы о расчленении и связанные с ними общественные символы являются достаточным дополнительным доказательством того, что это один и тот же бог, которому поклоняются два бога. разные культуры.
Если мы внимательно рассмотрим приведенную выше фигурку, мы заметим, что в ней причудливо сочетаются сильные элементы египетской и греческой мифологии. Здесь рассматривается мнение, что Анубис изображен в греческом военном костюме и нагруднике, что означает его роль борца с врагами Осириса. Он держит посох, увенчанный конусообразным предметом – тирсом, который носят последователи Диониса, с которым греки приравнивали Осириса. В другой руке он держит сокола.
Фараоны эллинистической эпохи, потомки Птолемеев Александра Великого, заявляли о прямом и божественном происхождении и родстве как с Дионисом, так и с Осирисом. Двойная идентичность Диониса-Осириса также устраивала династию Птолемеев, поскольку они правили как греческими, так и египетскими подданными. Воплощением этого соединения стала церемония обожествления Марка Антония, римского полководца, и его возлюбленной царицы Клеопатры, где он стал богом Дионисом-Осирисом, а она была объявлена реинкарнацией Исиды-Афродиты.
Топ-10 интересных фактов которых вы не знали об Исиде и Осирисе
4. Дионис-Вакх и рождение театра
Миф: Дионис был одним из самых популярных богов греческого Пантеона. Однако, поскольку его называли «иностранным» богом, его популярность было нелегко заслужить. Для жителей Афин, центра религии и культуры, Дионис Элевтерий (Освободитель), как его называли, не приобрел популярности до VI века до нашей эры, во время правления Писистрата. Поклонение богу изначально было сельским праздником в окрестностях Афин. Когда в Афинах была установлена статуя Диониса, афиняне тут же отказались ему поклоняться. Затем Дионис наказал их чумой, поразившей мужские гениталии. Чума уменьшилась после того, как культ был принят афинянами, которые отпраздновали это событие массовым шествием по городу с фаллосами в честь бога.
Эта первая процессия затем стала ежегодным ритуалом, посвященным Диониса. Таким образом, Дионисийские /Вакхические мистерии, которые были в основном сельскими и представляли собой второстепенную часть греческой религии, были приняты крупным городским центром Афинами, а затем распространились по всей эллинистической и Римской империям.
В Риме самыми известными праздниками Вакха были Вакханалии, основанные на более ранних греческих практиках Дионисии. Говорят, что эти вакхические ритуалы включали спарагмос и омофагию, расчленение и поедание сырых частей животных в память о том, что Дионис пострадал от титанов, как реконструкцию смерти и возрождения младенца. Этот ритуал также вызывал «энтузиазм», греческая этимология этого слова описывает, как позволить богу войти в человеческое тело и стать им.
Факт: Культ Диониса быстро стал одним из важнейших в Греции и распространился по всему древнему миру. Афины стали эпицентром поклонения Богу, чуть ниже скалы Акрополя мы находим архаический храм Диониса в святилище Диониса Элевтерия и расположенный рядом с ним старейший театр в мире, посвященный Диониса.
Греческая драма, как трагедия и комедия, имела глубоко религиозные корни и объяснялась поклонением Диониса.
На южном склоне Акрополя находится, вероятно, старейшее театральное сооружение в мире, где проходил Дионисий, один из крупнейших театральных фестивалей древнего мира. Он сформировал и стал пионером жанров и форматов исполнительского искусства, которые мы используем сегодня, и распространил театральную практику во многие другие области древнего мира.
Дионисия праздновалась в марте. В течение трех дней в течение дня исполнялись три трагические пьесы, а в завершение выходного дня следовала непристойная пьеса сатиров. Эти пьесы оценивали знатные горожане, выбиравшие лучших из драматургов. Пьеса победителя была записана и сохранена для будущего использования, поэтому произведения Эсхила, Софокла и Еврипида сохранились, переведены на все современные языки и исполняются сегодня по всему миру. Четвертый день был отведен для комедий, призванных не только развлекать граждан, но и критиковать проступки правительства. Это были сатиры, сатирические пьесы, уходящие корнями в ритуалы Диониса. Самым выдающимся комедийным драматургом был Аристофан, комедии которого также сохранились и выпущены в изобилии до сих пор.
5. Брачный союз Диониса и Ариадны
Миф: Ариадна была смертной принцессой, дочерью известного критского царя Миноса. Когда афинский герой Тесей посетил Крит в своем стремлении убить Минотавра, Ариадна помогла ему в его задаче и влюбилась в него вопреки желанию своего отца. Она сбежала и сбежала вместе с героем на борт его корабля. Когда они высадились на острове Наксос, Тесей бросил ее, пока она спала. Оставшись обездоленной в чужой стране, она была в большом горе, когда появился Дионис, спас ее и сделал своей женой. Она стала бессмертной, поднялась на Олимп, и вместе у них родилось пятеро детей и гармоничный брак.
Злой бог вина, ритуальных оргий и экстаза держал Ариадну своей законной женой, чрезвычайно любя ее и из-за своей привязанности к ней поместил ее среди небесных звезд как «Корону Ариадны», созвездие Короны. Borealis, Северная Корона.
Факт: Ариадна и Дионис, их мифическая любовь и брак стали предметом множества произведений искусства, а некоторые из лучших древних произведений, посвященных драгоценным камням, статуям и картинам, до сих пор сохранились и украшают музеи по всему миру. мир.
Картина Тициана, написанная между 1518 и 1525 годами для Алебастровой комнаты герцогского дворца Феррары, является шедевром, иллюстрирующим этот миф. Появляется Вакх со своей опекой, чтобы найти брошенную Ариадну. Мы все еще можем видеть уплывающую лодку Тесея и расстроенную девушку Ариадну, испуганную появлением бога. Любовь с первого взгляда! Он прыгает к ней со своей колесницы, запряженной двумя гепардами, и это начало великой истории любви, благословенного брака, где Дионис предложил ей бессмертие, где звезды над ее головой представляют созвездие, бога, названного в ее честь. Короткое видео о Вакхе и Ариадне Тициана, созданное Национальной галереей в Лондоне, просветит наших читателей дальше о взгляде великого мастера на миф.
Чтобы завершить это увлекательное путешествие по мифам и фактам, связанным с этим многогранным богом и его обширным влиянием на религиозные, социальные и культурные аспекты наших дней, нельзя не взглянуть на Диониса-Вакха глазами другого великого мастера, Петра Павла Рубенса, который запечатлел пожилого Вакха в отличие от его традиционного изображения стройного юноши с красивым лицом. Вместо этого Рубенс показал его тучным, вялым гулякой. Сидящий на бочке с вином, словно на троне, положив одну ногу на тигра, Вакх выглядит одновременно отталкивающе и величественно.
Рубенс суммирует в этом необыкновенном шедевре суть жизни как круг жизни и смерти. Дионис или Вакх был задуман художником как апофеоз плодородия земли и красоты человека и его природных инстинктов. По технике живописи «Вакх» — одна из жемчужин Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Россия. Используя утонченную гамму цветовых градаций, Рубенс добился эффекта глубины и тесной связи фигур с пейзажем, а также ясности формы и живой теплоты человеческих тел.
Среди мифов и фактов, окружающих этого универсального бога, который существовал в греческой, римской, египетской, индийской мифологии и сплетал замысловатые сказки. Убедительно, что он представляет потребность людей выразить свой долг перед природой как грозной репродуктивной силой, а также взаимодействие людей с этой силой посредством веселья и ритуалов, вызывающих состояния экстаза. Люди должны были идентифицировать себя с природой, они чувствовали себя обязанными умиротворять ее силы и каждый год праздновать ее возрождение, а Дионис был богом, который вел путь и учил их жить как единое целое с природой.