Почему Константин Великий выбрал христианство?

Император Константин Великий Рим

Каковы могли быть основания и мотивы решения Константина обратиться в христианство вместо того, чтобы подписаться на культ Sol Invictus или Аполлона?

Обращение римского императора Константина Великого, а впоследствии и всей Империи, рассматривается как исторический переломный момент в римской истории. Связь, из которой классический мир политеистического языческого Рима начал свой переход к средневековому миру монотеистического христианства и ислама.

Во многих отношениях это изображение верно, поскольку до его обращения христианское население составляло лишь около 5% от общей численности населения Империи, то есть 3 из 60 миллионов человек. Это означает, что без покровительства Константина ранняя церковь могла бы остаться восточным культом городской бедноты.

Однако обращение Константина стало кульминацией большей тенденции к божественной законности среди правителей древнего мира. В этой статье мы рассмотрим, как развивалась эта тенденция на протяжении веков, и попытаемся определить, почему из ряда вариантов Константин выбрал христианскую веру.

 

Имперский культ: до того, как Константин Великий выбрал христианство

Статуя Константина Великого возле Йоркского собора, Йорк, Англия
Статуя Константина Великого возле Йоркского собора, Йорк, Англия

Молодая римская республика изгнала последнего из семи своих царей в 509 году до нашей эры. Отныне политическая система была организована так, чтобы разделить и ограничить власть любого человека. Исполнительная власть и военное командование в этой республиканской системе были разделены между двумя консулами, срок полномочий каждого из которых составлял один год. На протяжении всего этого периода римский пантеон богов процветал и принимал новых божеств в свои системы верований, поскольку римский мир расширялся и доминировал в бассейне Средиземного моря.

После почти двух десятилетий потрясений в ходе гражданских войн (49–31 гг. до н.э.) политическая власть в Римской республике была консолидирована под властью одного человека, Августа. Его власть положила начало явлению императорского культа. Установленная государством власть императора вызывала трепет у римского народа своим масштабом и охватом, и после его смерти Август был прославлен сенатом и проголосовал за божественный статус римского императора.

Александр Великий, из Александровской мозаики в Помпеях, ок. 100 г. до н. э.
Александр Великий, из Александровской мозаики в Помпеях, ок. 100 г. до н. э.

Слияние смертного человека и божественного существа не было новой идеей эпохи Августа. Современные римляне не знали, что у китайцев и японцев были божественные императорские божества. Ближе к дому египтяне поклонялись своим фараонам как живым богам до династии Птолемеев. Вместо этого Птолемеи использовали эллинский имперский культ Александра Великого в качестве краеугольного камня легитимности, наследие, которое также уважали римляне.

У эллинов также была давняя традиция слияния смертного и божественного. Известно, что боги греческого пантеона вмешивались в дела людей и производили на свет полубожественных полусмертных детей, таких как Геракл и Персей. Казалось, что где бы ни была сосредоточена сила или непревзойденные способности, на смертных окутала аура божественности как объяснение их уникальных обстоятельств или исключительных достижений.

 

Третий век

Свадебный банкет Купидона и Психеи с изображением главных римских богов, автор Рафаэль, около 1518 года
Свадебный банкет Купидона и Психеи с изображением главных римских богов, автор Рафаэль, около 1518 года

Эта тенденция апофеоза продолжилась в Риме после Августа для уважаемых императоров и членов императорской семьи. Лишь немногие императоры предпочитали править как живые боги, особенно Калигула и Домициан. Это был слишком большой шаг для большей части римской элиты, которая предпочитала, чтобы их правитель был первым гражданином, а не божественным начальником.

Императоры, достигшие божественного статуса, обнаружили, что их династические наследники получили легитимность, которая на какое-то время маскировала их индивидуальные недостатки, особенно в случае с родословными Флавиев и Северов.

Предпоследний правитель линии Севера был импортирован из провинций Восточной Сирии. Элагабал попытался заменить Юпитера, главу римского Пантеона, восточным богом Солнца Элагабалом, первосвященником культа которого он был. Его религиозные особенности в сочетании с его сексуальным вырождением привели к его убийству в 222 году нашей эры в возрасте 18 лет.

Кризис третьего века, карта смертей императора
Кризис третьего века, карта смертей императора

К настоящему времени видимость полусогласованного принципата, созданного Августом, уступила место более явному осуществлению политической и военной власти, которая стала известна как доминантная. В III веке преобладали политические кризисы и гражданские войны, поскольку легитимность принципата оказалась под угрозой, а бремя такой огромной империи стало очевидным.

Поскольку сила и легитимность императоров колебались, религиозные культы Империи росли на протяжении всего III века. Граждане Империи больше, чем когда-либо, начали верить в Sol Invictus, Митру и Христа, отвергая традиционный пантеон, поддерживаемый римской элитой, и стремясь объединить моральную философию и религиозный авторитет.

 

Философские и религиозные культы в Римской империи

Афинская школа Рафаэля, ок. 1509–11 год
Афинская школа Рафаэля, ок. 1509–11 год

Средиземноморский мир изобиловал религиозными божествами и философскими школами. Каждая провинция и даже каждый город приносили новых существ в римский Пантеон, в то время как академия в Афинах и десятки других школ по всей Империи каждый год выпускали выпускников по философии и риторике. После присоединения к Империи Греция с ее философскими традициями начала проникать в основную римскую культуру, обращаясь к филэллиническим слоям римской аристократии.

Ко II веку в римском обществе были известны две основные школы мысли: стоицизм и эпикурейство. В то же время обмен культурами на обширных дорогах и торговых сетях Империи привел к появлению восточных культов на холмах северной Британии и позволил римскому пантеону процветать на равнинах Сирии и Египта. Хотя император сохранил титул Великого Понтифика, он не был духовным лидером в том смысле, в котором современный Папа Римский, а скорее ритуальным номинальным главой.

Тиберий Римский Император

На протяжении первых нескольких столетий этого имперского проекта культурного осмоса религиозные верования и моральная философия народов Римской империи оставались разделенными. Однако эти два аспекта повседневной жизни в сочетании с преобладанием веры в потенциальную божественность смертных людей означали, что появление у философского лидера культовых последователей и божественного статуса будет лишь вопросом времени.

Во время правления Тиберия, назначенного преемником Августа (14–37 гг. н. э.), еврейский плотник из восточной провинции Иудея собрал небольшое количество последователей своего учения о любви, мире и прощении. Его учение во многом было совместимо с иудейской верой, за исключением одного утверждения. Что этот плотник-философ Иисус был сыном Божьим.

 

Раннее христианство

Иисус, распятый римлянами в Иерусалиме, Гарри Андерсон
Иисус, распятый римлянами в Иерусалиме, Гарри Андерсон

Это утверждение о божественном происхождении было неприемлемо для еврейской общины Иудеи, которая обратилась к римскому правителю Понтию Пилату с просьбой: заклеймить Иисуса как опасного бунтовщика. Провинция была аннексирована совсем недавно и явно представляла собой пороховой ящик социальных и религиозных разногласий. Пилат приказал арестовать Иисуса и казнить его через распятие.

Это стало бы концом еще одного восточного всплывающего культа, если бы не появились сообщения о том, что Иисус воскрес через три дня после своей смерти. Как стало известно, это «воскресение» было приходом Царства Божьего и доказательством того, что все человечество может получить отпущение грехов и возродиться снова после смерти. Когда новости об этом чуде дошли до Тиберия, он спросил, считает ли сенат, что Иисуса следует избрать в римский Пантеон богов наряду с Юпитером и Марсом. Они отказались.

Первые ученики Иисуса Христа, апостолы, распространились по римскому миру и распространили учение Христа. Первоначально их принимали только рабы и бедняки, поскольку их послание о милосердии и любви к ближнему было плохо встречено богатыми. По сути, римская элита продолжала рассматривать их как ответвление и без того причудливой монотеистической еврейской веры.

Во II веке их считали надоедливыми фанатиками, отчаянно желающими умереть за своего Бога. К III веку они стали заметной группировкой и стали объектами нескольких преследований. Рост такой маленькой секты был поразительным: современные наблюдатели составили несколько математических моделей, чтобы попытаться объяснить это, хотя в целом римский Пантеон оставался основной верой римского мира.

 

Попытки установления божественной легитимности в III веке

Монета, отчеканенная во времена правления Аврелиана, на которой изображены он и Sol Invictus
Монета, отчеканенная во времена правления Аврелиана, на которой изображены он и Sol Invictus

После неудачной попытки Элагабала перепрыгнуть через своего божества-покровителя на главу римского Пантеона, в римском мире 50 лет доминировал гражданский конфликт. Во время этого император Деций попытался преследовать растущий христианский культ, и возникли другие существенные культы, такие как культы Митры и Sol Invictus. Разваливающаяся Империя была воссоединена солдатом-императором Аврелианом (270-275 гг. н. э.), который начал называть себя dominus et deus (Господин и Бог) под культом Sol Invictus, родственника Элагабала, занявшего первое место в римском Пантеоне.

Аврелиану, должно быть, казалось очевидным, что его исключительные способности полководца и императора были результатом его отношений с непокоренным солнцем, что давало ему политическую легитимность и квалифицировало Сола как главного божества римской религии. Аврелиан был убит своими войсками по делам, не связанным с его религией.

Вскоре после Аврелиана Диоклетиан стал хозяином римского мира. В рамках своей диархической и тетрархической систем правления он называл себя и своего имперского коллегу Максимиана Иовием и Геркулием (Юпитером и Геркулесом). Это сделало римских императоров богами среди людей. Это была попытка установить божественную легитимность, которая не могла быть основана на каких-либо династических притязаниях, и поэтому отпугивала любых потенциальных узурпаторов посредством явного благоговения.

Это сработало, поскольку Диоклетиан смог оставаться у власти в течение 20 лет, решил уйти в отставку, и его бывшие коллеги умоляли вернуть трон после его ухода. Здесь мы видим, в десятилетия, предшествовавшие восхождению Константина, растущую тенденцию добиваться легитимности правителя от божественной власти после разрушения династических методов, существовавших до III века.

 

В поисках легитимности Константина

Видение креста Константину, картина Рафаэля
Видение креста Константину, картина Рафаэля

Жизнь Константина была драматичной и насыщенной. Он правил более 30 лет, устранив всех своих соперников и заложив основы христианской империи и города Константинополя, который пережил его более чем на тысячелетие. Но в начале своего правления он был всего лишь одним из шести самопровозглашенных Августов в императорской коллегии, стремившихся утвердить свою легитимность в качестве римских императоров.

Несмотря на то, что Константин был сыном бывшего цезаря Констанция и показал себя способным полководцем и лидером людей, Константин знал, что ему понадобится дополнительный уровень легитимности, если он хочет основать прочную династию.

Пропагандисты Константина первоначально утверждали (310 г. н.э.), что он был приемным наследником императора Клавдия II Готика; один из немногих хорошо помнящихся и, главное, обожествленных правителей темного III века. Поскольку это была очевидная выдумка, это было легко проигнорировано. В 312 году н. э. он разбил войска Максенция у Мильвийского моста к северу от самого Рима.

Эта победа оставила Константину во владении всю Западную Империю и позволила ему заявить о божественной милости для своего дела, установив уникальную легитимность. Константин был непредвзятым молодым человеком, получившим гуманитарное образование и много путешествовавшим. В результате он оставил при дворе несколько разных личностей, в том числе некоторых христиан. Однако это не обязательно означало, что его обращение в веру Христову было гарантировано.

 

Выбор Константина

Христос как Бог Солнца, в гробнице Юлия (мавзолей «М») в некрополе Ватикана, III век н.э.
Христос как Бог Солнца, в гробнице Юлия (мавзолей «М») в некрополе Ватикана, III век н.э.

Сохранившийся в Панегирике VI (21) Panegyrici Latini, Константин предположительно стал свидетелем видения бога Аполлона по пути к Мильвийскому мосту. Аполлон явился Константину в одном из своих славных храмов и предложил ему божественное посвящение, лавровый венец и 30 лет правления римским миром. Все это из-за сходства Константина с Богом Солнца. Взамен Константину нужно было бы расширить поклонение этому божеству и приносить ему жертвоприношения.

Как и Аполлон, Sol Invictus, Непокоренное Солнце, было связано с пропагандой Константина. Константин принял Сола как личное божество не позднее 305 г. н.э. и продолжал чеканить монеты с изображением божества Солнца до 319 г. н.э., через семь лет после своей победы на Мильвийском мосту.

Солнце использовалось в попытках Клавдия II и Аврелиана подтолкнуть Империю к монотеистическому богу под руководством единого императора в качестве политического средства для предотвращения постоянной узурпации и гражданской войны. Похоже, что Константин изначально пошел по их стопам, но в какой-то момент решил объединить Непокоренное Солнце с Иисусом Христом в качестве своего божества-покровителя.

Победа Константина на Мильвийском мосту 312 г. н. э., Рафаэль и Джулио Романо, 1520–25 гг.
Победа Константина на Мильвийском мосту 312 г. н. э., Рафаэль и Джулио Романо, 1520–25 гг.

И суббота, и воскресенье (день Солнца), и Рождество произошли от практик и обрядов культа Sol Invictus. Культ Бога Солнца также пропагандировал отпущение грехов, возрождение, воздержание, воскресение, монотеизм и форму крещения. Константин рассказал Евсевию (1.29) свое видение Креста, появляющегося в свете солнца, с указанием «In Hoc Signo Vinces», этим знаком побеждайте.

В других сообщениях говорится о других видениях, и вполне вероятно, что Евсевий, христианин, убедил Константина, что это был знак христианского Бога. Сообщается также, что солнечный сигнал подарил Константину греческие буквы Хи и Ро, первые две буквы Христа и, следовательно, еще один знак христианского Бога. Хотя Хи-Ро также ассоциировался с Кроносом, Сатурном, учеником Солнца.

В конечном счете, хотя вполне вероятно, что Константин действительно был свидетелем какого-то солнечного явления до своей битвы у Мильвийского моста, столь же вероятно, что сведения, донесенные до нас в истории, были подвержены неправильной интерпретации и ревизионизму. Хотя первоначально он, возможно, интерпретировал этот знак как поддержку Sol Invictus, христианские советники, вероятно, убедили Константина, что его защитил их Бог. Это могло бы объяснить продолжающуюся чеканку монет во имя Солнца до 319 г. н.э. и постепенное слияние календарей и обычаев христиан и Непокоренного Солнца.

 

Почему Христос?

Святые Константин Великий и Елена, картина Афанаси Валахии, 1699 г.
Святые Константин Великий и Елена, картина Афанаси Валахии, 1699 г.

Империя пережила крах династической легитимности после Северанцев в начале III века. В конце III века императоры начали экспериментировать с установлением легитимности по модели «один бог, один император». Диоклетиан успешно позиционировал себя как богоподобный император, хотя и действовал через призму традиционного римского пантеона. Константин, похоже, стремился утвердить свою легитимность монотеистическими средствами. Элагабал, Клавдий II и Аврелиан — все играли с идеей Sol Invictus как своего «единого бога», и Константин также имел тесные семейные связи и симпатии к этому культу.

Было также очевидно, что, как к одному из самых могущественных людей Империи, к Константину будут обращаться все секты, пытающиеся соблазнить его в своих целях. Он оставался непредубежденным, сохраняя открытость и подвижность суда. Традиционные римские политеисты, должно быть, пытались склонить его к Аполлону, хотя он знал, что продолжение традиционного пантеона сделает его уязвимым для посягательств на его легитимность. Сол казался многообещающим, хотя уже трижды его пытались опробовать, но он потерпел неудачу. Сол также уже был очень популярен среди римской элиты и поэтому мог использоваться в качестве божественного покровителя для другого могущественного римлянина, стремившегося претендовать на императорский трон.

Христианская секта оставалась относительно небольшой, хотя и не незначительной, имела последователей по всей империи, хотя и не среди своих собратьев по элите, и проповедовала мир и пацифизм. Как доктрина, она сослужила бы ему хорошую службу, произведя революцию в римской религии, позволив ему реконструировать общество в качестве нового основателя Рима, вознаграждая лояльных новообращенных в свою доктрину и облегчая выявление потенциальных языческих соперников. Кроме того, это позволило бы ему усмирить воинственное и беспокойное население, направив его энергию на поклонение, а не на войну.

Все это было поводом отдать предпочтение христианам, но самое главное — это было монотеистическое вероучение, ставившее за правление Константина все силы единого Бога. Для глубоко религиозного населения это сделало бы его суверенитет неоспоримым. Это также подняло вопрос относительно того, был ли сам Константин набожным христианином или просто действовал прагматично?

 

Итак, почему Константин Великий выбрал христианство?

Распространение христианства до и после обращения Константина
Распространение христианства до и после обращения Константина

Обращение Константина и 30-летнее правление Римской империей можно рассматривать как кульминацию религиозных, философских и политических тенденций, охватывающих столетия. Древняя вера в апофеоз и отношения между человечеством и богами, распространение философских школ мысли и необходимость божественной политической легитимности после потрясений III века.

В совокупности эти факторы привели к важному решению Константина принять христианство и продвигать его как единственную религию Империи в его дальнейшей жизни. Хотя он официально не обратился в христианство незадолго до своей смерти, оставаясь оглашенным большую часть своей жизни, его окончательное обращение навсегда изменило мир.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий