Похищение Персефоны Аидом и долгие поиски ее матерью Деметрой — трагический этиологический миф, объясняющий смену времен года в греческой мифологии.
Согласно греческой мифологии, было время, когда мир не знал осеннего упадка и зимнего холода. Вместо этого всегда царили лето, весна и обильный рост. Всё изменилось, когда Аид похитил Персефону, дочь Зевса и Деметры. Деметра пренебрегла своими обязанностями богини земледелия и начала искать свою дочь по всему миру. Похищение Персефоны и поиски Деметры навсегда изменили мир природы. Узнайте больше о похищении и о том, как это использовалось для объяснения природы.
Дева Персефона

Персефона была единственным ребенком Зевса, царя богов, и Деметры, богини земледелия, плодородия и урожая. До того, как стать царицей подземного мира, она была известна как Кора, «дева», и была богиней весны и растительности. Она поддерживала свою мать, Деметру, и была связана с прорастанием семян и зарождением новой жизни. Дуэт матери и дочери был неразлучен, и из-за их тесной связи и общих владений им часто поклонялись вместе как «Две богини» или «Две Деметры».

Богиня Кора Персефона, образец красоты и невинности, часто ассоциировалась с любовью, женственностью, девичеством и женскими обрядами, такими как рождение ребенка и брак. Ее титул «дева» подчеркивал ее целомудрие, качество, которое яростно охраняла ее мать Деметра. Несмотря на внимание многих богов, включая Гермеса, Гефеста, Аполлона и Ареса, Деметра гарантировала, что ни один бог или смертный не приблизится к ее дочери. Она должна была прожить жизнь, похожую на жизнь других добродетельных богинь, таких как Афина, Артемида и Гестия. В некоторых версиях мифа чрезмерная опека Деметры заставила ее спрятать дочь на Земле, подальше от злобных глаз Олимпа.
Похищение

Пока Деметра яростно оберегала свою дочь от посягательств олимпийских богов, статус Персефоны как целомудренной богини весны и растительности казался прочным и вечным. Однако у судьбы были другие планы на неё. Захватив подземный мир, Аид обратился к Зевсу с жалобой на отсутствие подходящей супруги, которая могла бы править вместе с ним. Эта жалоба положила начало череде событий, навсегда изменивших мир природы.
В некоторых версиях мифа Аид требует от Персефоны руки и сердца, либо увидев её бродящей по плодородным равнинам Земли, либо после того, как по велению Афродиты в него попала стрела Купидона. Во многих других версиях Зевс предлагает руку и сердце своей дочери, чтобы умилостивить владыку мёртвых.
Как бы то ни было, ни боги не хотели, чтобы их чрезмерно опекающая сестра Деметра и Персефона узнали о брачном соглашении. Вместо того чтобы объявить о своём плане, братья придумали способ обеспечить тихий и, следовательно, травматичный переход Персефоны в подземный мир.

Когда Персефона собирала цветы вместе со своими спутницами и подругами: Океанидами (нимфами, дочерями титана Океана), Палладой (воительницей, дочерью Тритона) и Артемидой (богиней охоты), она заметила вдалеке чудесный сияющий цветок. Этот необычный и прекрасный цветок источал более сладкий и восхитительный аромат, чем любой аромат, который когда-либо встречала богиня растительности. Пленённая очарованием этого таинственного растения, Персефона отделилась от подруг, чтобы рассмотреть и сорвать этот необычный цветок.

Когда она опустилась на колени, чтобы сорвать растение, земля вокруг него треснула, и Аид, владыка мертвых, вырвался из тьмы на великолепной золотой колеснице. Схватив Персефону, он похитил ее, помчавшись обратно в глубины Подземного мира. Она боролась и кричала о помощи, отчаянно зовя своих спутников, мать и отца, но ее мольбы остались глухими. Только всевидящий Гелиос, бог солнца, и Зевс, притворившийся невежественным, стали свидетелями ее похищения. Тем временем, по воле судьбы или намерения, Геката, богиня магии, призраков, перекрестков и ночи, уловила слабые крики Персефоны из ее пещеры.
Поиск

Внезапное и таинственное исчезновение Персефоны было замечено её друзьями и служителями, которые немедленно начали её поиски. Несмотря на все усилия, им не удалось её найти. Когда Деметра узнала об исчезновении дочери, её охватили паника и страх, она испытывала боль утраты любимого человека. В глубокой скорби и тревоге богиня урожая начала вырывать свои прекрасные золотистые волосы, оплакивая свою дочь.
Деметра воспользовалась своей силой, чтобы даровать крылья нимфам, служанкам Персефоны, чтобы те помогали ей в поисках. Со временем эти служительницы стали известны как сирены — существа с нижней частью тела птиц и верхней частью тела женщин, которые заманивали моряков на смерть своими чарующими песнями. Разные версии мифа предлагают разные причины превращения Деметрой служанок. В некоторых версиях Деметра даровала крылья, чтобы помочь в поисках, в других — в наказание за пренебрежение их обязанностями заботиться о Персефоне и присматривать за ней.

Поиски Персефоны поглощали Деметру, пока она искала по земле, отказываясь есть, пить и мыться. Никто из олимпийцев не пришёл на помощь Деметре, и она безуспешно искала по миру девять дней. Однако на десятый день появилась Геката с двумя факелами, чтобы помочь Деметре в поисках дочери. Геката слышала крики Персефоны и тоже искала её, но безуспешно. С факелами в руках Геката предложила спросить Гелиоса, бога солнца, наблюдающего за всем, что происходит между богами и людьми, не видел ли он, что случилось с пропавшей.

Гелиоса было легко найти, и Деметра с Гекатой поднялись к сияющему солнцу, чтобы задать ему вопросы. Бог солнца был рад поговорить, пока в одиночку тащил солнце по небу. Он рассказал, что десять дней назад видел, как Аид схватил Персефону и увез в Подземное царство на своей золотой колеснице. Деметру охватили смешанные чувства. Она наконец узнала, что произошло и где находится её дочь, но известие о причастности брата Аида разозлило и встревожило её.
Слова Гелиоса отбросили противоречивые чувства Деметры, оставив её с чувством преданности. Он рассказал ей, что видел, как Зевс и Аид заключили сделку о том, что Персефона станет его женой, за несколько дней до её похищения. Открытие о том, что Зевс, добровольно позволил Аиду забрать их дочь без ведома Деметры, наполнило её яростью и неверием. Предательство Зевса ошеломило Деметру, превратив её сердце и душу в лёд, пока она пыталась принять эту новую реальность.
Первая зима

Воля Зевса была непреложной. Несмотря на мольбы Деметры, узнавшей правду об исчезновении дочери, одних её слов было недостаточно, чтобы убедить его расторгнуть брачный договор с Аидом. Однако это не означало, что Деметра должна была принять волю Зевса. Она отвернулась от Олимпа, избегала всех олимпийцев и пренебрегала всеми своими обязанностями богини. В результате земля стала твёрдой и холодной, посевы начали увядать и погибать, а почва стала бесплодной. Впервые в ещё молодой истории человечества наступила холодная и суровая зима, отражавшая холодное, сломленное и преданное сердце некогда благосклонной богини земледелия.
Пока земледельцы с трудом сеяли и выращивали новые культуры, Деметра скиталась, охваченная гневом и горем. Богиня приняла облик старухи и бесцельно бродила по бесплодной земле. Из-за неурожая и истощения запасов продовольствия люди стали реже делиться с прохожими тем, что имели. Однако, когда Деметра достигла города Элевсин, царица Метанира и царь Келеус тепло встретили её и пригласили на трапезу и предложили кров. В благодарность за их доброту переодетая Деметра предложила стать кормилицей их новорождённого сына Демофонта.

Испытав невыносимую боль и горе из-за потери Персефоны и предательства Зевса, Деметра нашла утешение в Элевсине. Она подружилась с другой служанкой по имени Иамба. Её лёгкий нрав и едкий юмор помогли богине справиться с депрессией, вернув ей смех и улыбки впервые после похищения дочери.
Деметра очень привязалась к Демофонту, ухаживая за ним несколько месяцев. Не желая потерять ещё одного ребёнка в мире мёртвых, она решила сделать Демофонта бессмертным. Каждый день она окропляла Демофонта амброзией, а каждую ночь держала младенца над ревущим пламенем очага, используя свою силу, чтобы сжечь его смертность. Это был сложный и трудоёмкий ритуал, но, к сожалению, он так и не был завершён.

Царица Метанира заподозрила неладное в ночных похождениях своей пожилой кормилицы. Однажды ночью она проследила за ней, чтобы узнать, что она делает. Увидев, как её ребёнка держат над огнём, царица закричала, позвала на помощь и потребовала, чтобы кормилица остановилась. Впервые за много месяцев Деметра сбросила маску, выпрямилась во весь рост и повернулась к Метанире, глупой смертной, которая осмелилась приказать ей, олимпийке, остановиться.
Вне всякого контекста ответ Метаниры был понятен, но это не помешало Деметре сделать ей выговор. Деметра объяснила Метанире, какой дар она пыталась даровать её сыну. Однако Деметра лишила её благословения из-за глупого вмешательства царицы, и Демофонт был обречён на смерть, как и все остальные смертные.
В некоторых версиях крики Метаниры отвлекают Деметру во время ритуала, и Демофонт трагически погибает в огне. Более того, Деметра приказала царю и царице Элевсина построить величественный храм, посвящённый ей, чтобы ещё больше умилостивить её гнев. Элевсин имел огромное значение для культа Деметры и её дочери.
Цикл возвращения

К тому времени, как Деметра покинула Элевсин, мир уже несколько месяцев был лишен возможности заниматься сельским хозяйством и выращивать урожай. В результате по всей планете разразился великий голод, и бесчисленное множество людей умерло от голода. Хотя олимпийцы не нуждались в еде, им требовались поклонение и жертвоприношения в виде продуктов питания и скота. Не имея возможности прокормить свои голодающие семьи, не говоря уже о жертвоприношениях, человечество воззвало к богам с мольбами положить конец великому голоду, который, казалось, грозил уничтожить их.
Деметра игнорировала всех олимпийцев, пытавшихся увидеть её после похищения Персефоны. Тогда они послали Ириду, богиню-вестницу радуги, поговорить с ней. Несмотря на мольбы Ириды, Деметра отказалась слушать или идти на компромисс. Она ясно дала понять, что только одно может изменить её решение: возвращение дочери.
Деметра загнала Зевса в угол, и у царя богов не было иного выбора, кроме как подчиниться ее воле или столкнуться с вымиранием человечества. Неохотно Зевс отложил свою гордость в сторону и поручил Гермесу, богу путешествий, торговцев, посланников и проводнику душ, отправиться в Подземный мир и договориться о возвращении Персефоны. Аид сначала отказался от требований, но Гермес пояснил, что Зевс пригрозил лишить Аида дальнейшего доступа к душам в его царстве, если он не подчинится. Неохотно Аид согласился вернуть пленницу, но потребовал, чтобы ему позволили провести с ней еще одну ночь. Гермес согласился, пообещав вернуться завтра, чтобы отвести Персефону обратно к Деметре.

После ухода Гермеса Аид сказал Персефоне, что она вернётся к матери на следующий день. Аид, бог подземного мира и богатства, был жадным и ненавидел всё, что покидало его владения, в том числе и свою новую жену. Поэтому Аид придумал план, как обмануть олимпийцев и пленницу. В качестве прощального подарка Аид дал ей съесть шесть зёрен граната. Персефона провела в доме Аида несколько месяцев и ничего не ела. Она жадно съела все шесть зёрен, наслаждаясь их сладким, сочным вкусом и предвкушая воссоединение с матерью.

К сожалению, без ведома Персефоны, её поступок определил её судьбу как царицы подземного мира и повлиял на фундаментальную структуру природы и смену времён года. В греческой мифологии употребление в пищу всего, что произрастало в подземном мире, было запрещено, а те, кто ел, были обречены провести вечность в мире мёртвых.
Гермес был богом границ, выступая одновременно и хтоническим, и олимпийским божеством, имеющим влияние как в мире живых, так и в мире мёртвых. Это позволило трикстеру разгадать обман Аида и понять, что случилось с Персефоной, когда он пришёл за ней.

Чтобы вернуть Персефону в мир живых, необходимо было заключить компромисс с Аидом. В конце концов, Гермес и Аид пришли к соглашению: Персефона останется в Подземном мире на количество месяцев, равное числу съеденных ею гранатовых зёрен. В результате шесть месяцев в году она будет проводить в Подземном мире как жена Аида, а остальные шесть месяцев – с Деметрой в мире живых. Когда переговоры наконец завершились, Гермес вывел пленницу на поверхность, воссоединив её с Деметрой возле её нового храма в Элевсине.

После долгой разлуки Персефона и Деметра наконец воссоединились, что позволило им вместе исполнять свои обязанности. Деметра вернула плодородие и жизнь полям, а дочь завершила долгую зиму, принеся с собой живительную весну, которая принесла новую жизнь и рост. Однако, проведя шесть месяцев рядом с матерью, она спустилась в Аид и стала править вместе с мужем, став царицей подземного мира.
Каждый раз, когда Персефона уходила, Деметра скорбела и пренебрегала своими обязанностями, что приводило к упадку осени и зимы. Когда она возвращалась, мать и дочь праздновали приход весны, обновление жизни и приносили летнее тепло.

Похищение Персефоны и её циклическое возвращение стали этиологическим мифом, объясняющим смену времён года в греческой мифологии. Две богини были центром поклонения в Элевсинских мистериях, прославляя и почитая цикл смерти и обновления, приносимый каждым временем года. Участники, предположительно, воспроизводили сошествие Персефоны в подземный мир и её возвращение для воссоединения с Деметрой.







