Богиня войны Древнего Египта Сехмет (7 фактов)

сехмет Египет

Сехмет, Кровожадная, могла быть и любящей матерью, и безжалостным врагом.

Сехмет была древнеегипетской богиней войны и врачевания. Она также была божеством-покровителем врачей и целителей и когда-то могла распространять болезни и лечить их. Львица Сехмет, которой в равной степени боялись и которой поклонялись, была, без сомнения, одной из самых выдающихся богинь египетского пантеона. В этой статье мы рассмотрим ее характер, мифы о ней и объясним, почему египтяне называли ее Кровожадной.

 

1. Кем была египетская богиня Сехмет?

Сехмет и Птах

В египетском пантеоне было множество могущественных богинь. Самая известная из них, конечно же, Исида, Великая Волшебница и мать всех богов. Но у Хатхор, богини любви и музыки, в древние времена было гораздо больше последователей. Она принимала несколько разных форм, большинство из которых были очень полезными и защищали народ Египта. Но всякий раз, когда Хатор злилась, она принимала форму Сехмет, Кровожадной, устрашающей львицы, которая питалась кровью и страхом перед своими врагами. В египетском искусстве ее изображали в виде женщины с головой львицы, а иногда ее кожу окрашивали в зеленый цвет, как у Осириса. Она несла анкх, знак в левой руке и цветок лотоса на длинном стебле в правой руке. Ее голову венчал большой солнечный диск, связывающий ее с богом солнца Ра, и урей, змей, связанный с египетской царской властью.

Имя Сехмет происходит от прилагательного sekhem, означающего «могучий», а окончание -t является суффиксом женских имен. Из множества ее эпитетов все были одинаково ужасны. В египетских текстах она иногда упоминается как «Та, перед которой трепещет зло», «Владычица ужаса», «Мучительница» или «Госпожа резни».

Хотя она родилась как аспект Хатор, со временем обе богини превратились в совершенно отдельные божества, главным образом потому, что их характеры сильно отличались друг от друга. Во времена Среднего царства Сехмет стала ассоциироваться с Бастет, богиней-кошкой, и впитала в себя атрибуты и личность Мут, богини творения.

Топ-10 самых почитаемых богинь Древнего Египта

Топ-10 самых почитаемых древнеегипетских богов

 

2. Происхождение и владения Сехмет

Амулет Сехмет

Происхождение Сехмет неясно, но, похоже, она родилась в районе Дельты, где львов редко можно было увидеть, и поэтому они считались таинственными и волшебными зверями. Согласно Мемфисской теологии, важному тексту, выгравированному на знаменитом камне Шабако, львица Сехмет была женой Птаха, бога-покровителя ремесленников, и матерью бога-лотоса Нефертума. Она также была первенцем бога солнца Ра. Во время Нового Царства Ра, Сехмет и Нефертум стали известны как «Мемфитская триада». Их обожали как группу во времена египетской истории, когда Мемфис был столицей Египта, особенно во времена 18-й и 19-й династий, вплоть до правления Сети I (715–664 гг. до н. э.).

Ее также почитали как «Госпожу Ашеру» в храме Мут в Карнаке, и ее культ был силен в районах Луксора, Мемфиса, Летополиса и всей Дельты. В некоторых храмах ей предлагали кровь недавно принесенных в жертву животных , чтобы успокоить ее гнев. Если ее гнев сдерживался, это давало ее поклонникам контроль над своими врагами, а также энергию и силу для преодоления слабости и болезни.

Жрецы каждый день совершали ритуалы перед новой статуей этой египетской богини, чтобы успокоить ее сильный гнев. Именно поэтому до наших дней дошло так много разных изображений Сехмет. В храме Аменхотепа III было найдено до 700 статуй Сехмет. В Леонтополисе (город льва, по-гречески) некоторые источники сообщают, что были прирученные львы и львицы, которых держали в неволе как живые образы Сехмет.

 

3. Сехмет Кровожадная

Золотой защитный амулет Сехмет

Известно, что Сехмет наслаждалась вкусом крови. Каждый год в праздник Хатхор и Сехмет, египтяне отмечали спасение человечества, выпивая обильное количество пива, окрашенного гранатовым соком. В сохранившихся записях таких пиров говорилось о том, как они делали это, чтобы поклоняться «Хозяйке и Хозяйке гробницы, Милостивой, Разрушительнице восстания, Могущественной чарами». Во время празднования статуя Сехмет была одета в красное лицом на запад, а статуя Бастет была одета в зеленое и обращена лицом на восток. Бастет считалась двойником или близнецом Сехмет, и во время фестиваля они воплощали двойственность, что было важным понятием в египетской мифологии. Сехмет представляла Верхний Египет, а Бастет — Нижний Египет. Бастет была ручной, доброй богиней, а Сехмет была Кровожадной, хаотичной и опасной богиней войны и любви.

Такая плохая репутация была присуждена этой египетской богине из-за мифа, в котором она угрожала уничтожить человечество. Единственное, что мешало ей покончить с человечеством, это напиться пива, окрашенного в красный цвет, как кровь. Так, во время ее ежегодного праздника, проводившегося в начале года, египтяне танцевали, играли музыку и напивались, пытаясь успокоить гнев богини. У этого ритуала было и другое значение, а именно предотвращение чрезмерного разлива Нила, который каждый год становился кроваво-красным, неся вверх по течению ил.

 

4. Богиня войны

Разрушенные статуи Сехмет

С ее жестокой и порочной репутацией было вполне логично, что она стала ассоциироваться с военными действиями. Сехмет была принята многими египетскими фараонами в качестве военной покровительницы, поскольку, как говорили, она выдыхала огонь против врагов Египта. В бой шли знамена и флаги с изображением Сехмет, символизирующей мощь фараона в битве. В статуе, воздвигнутой в храме Мут в Карнаке, она упоминается как «сокрушительница нубийцев». Во время военных походов горячие пустынные ветры считались дыханием Сехмет, и после каждой битвы в честь Сехмет устраивались празднества, чтобы ее можно было умилостивить и не продолжать свое разрушение. Могущественный фараон Рамсес II гордо носил образ Сехмет как символ воинствующей силы. На фризах битвы при Кадеше в Карнаке Сехмет изображена верхом на коне Рамсеса, выжигающей тела врагов своим пламенем.

 

5. Если она не была счастлива, она распространяла болезни

Статуя Сехмет в храме Рамзеса III

В египетской Книге Мертвых Сехмет неоднократно упоминается как созидательная и как разрушительная сила. Но даже в своем разрушительном аспекте она, прежде всего, хранительница космического равновесия или Маат. Однако иногда она слишком старалась удержать баланс между жизнью и смертью, прибегая к крайним методам контроля над населением. Чуму в Древнем Египте часто называли «посланницей» или «убийцей» Сехмет, ибо она должна была выполнять ее команды. Один интересный отрывок из «Истории Синухе», сказал, что страх перед королем «охватил чужие земли, как Сехмет во время чумы». Это потому, что она была известна как «Госпожа Мора» и «Красная Леди», намекая не только на кровь, но и на красную землю пустыни. Известно, что гнев Сехмет навлекал язвы и болезни на тех, кто осмеливался ее провоцировать.

 

6. Уничтожение человечества

Сидящая статуя Сехмет

В египетской мифологии есть длинная и интересная сказка, в которой рассказывается история Сехмет. Она известна как «Уничтожение человечества» и появляется в самом начале более длинного мифа под названием «Книга небесной коровы». Конечно, «небесная» корова — это египетская богиня Хатхор. Эта история написана на погребальном папирусе времен Нового царства (1539–1292 гг. до н. э.), и рассказанная в ней история необыкновенна. История гласит, что в начале времен, когда среди людей жили боги, возникло восстание, направленное на свержение Ра, царя богов. Несмотря на то, что он был богом, Ра состарился и слабел с каждым днем, пока люди не решили, что он не подходит для управления ими. Перед этим восстанием Ра был готов отказаться от престола и вернуться к Нун, первозданному океану. Но теперь он был зол на человечество и вырвал один из его глаз, который превратился в Сехмет. Затем он приказал глазу поразить мятежников жаром, близким к солнечному: «Пустыня окрасилась кровью человеческой, а Око преследовало предателей и убивало их одного за другим. Это не прекращалось, пока пески не покрылись телами. Затем, временно пресытившись, Сехмет с триумфом вернулась к своему Отцу».

Сехмет продолжала убивать всех мужчин и женщин в поле зрения в течение следующих нескольких дней, но в какой-то момент Ра посчитал, что наказания было достаточно, и решил пощадить остальное человечество. Теперь проблема заключалась в том, как помешать Сехмет выполнить ее задачу. Ра приказал своему Оку/Сехмет прекратить убийства, но безрезультатно, потому что «ее Око попробовало человеческую плоть, и ей это понравилось. Она снова решила убить». Единственный способ остановить Сехмет от убийства — напоить ее пивом, ее любимым напитком. Ра принес из пустыни красный пигмент и измельчил его в мелкий порошок, который смешал с пивом. Затем он сделал семь тысяч кувшинов красного пива и вылил их в Нил. Когда Сехмет увидела красную жидкость, она подумала, что это кровь, поэтому жадно пила ее, пока не напилась слишком сильно и не уснула. Когда египетская богиня наконец проснулась, она забыла о своей цели убить каждого человека и чувствовала себя сытой. Затем она вернулась к своему отцу Ра, который приветствовал ее возвращение и вознаградил за ее услуги.

 

7. Сехмет — египетская богиня исцеления

Сехмет ухаживает за королем Тахарко

До сих пор мы подчеркивали большинство разрушительных качеств Сехмет. Но она была, как и большинство египетских богов и богинь, очень неоднозначной. Она была способна на невообразимую жестокость, у нее было достаточно силы, чтобы уничтожить человечество, и у нее была и хорошая сторона. Как мы видели, эта египетская богиня была тесно связана с царской властью. В некоторых письменных источниках Древнего царства она описывалась как мать малоизвестного львиного божества по имени Маахес. Маахес был покровителем и защитником фараона. В «Текстах пирамид», корпусе ранних текстов, которые очень трудно интерпретировать, говорится, что сам фараон был зачат Сехмет. Это, в свою очередь, подтверждается рядом изображений Сехмет, кормящих грудью разных фараонов, таких как Ниусерра (5-я династия), а также очень поздних царей, таких как Тахарко. В храме Сети I, одном из лучших образцов архитектуры Нового Царства, есть рельефы, изображающие фараона, которого кормит грудью Хатор. Чуть ниже этого изображения иероглифическая надпись гласит: «Хатор, хозяйка особняка Сехмет».

Одним из эпитетов Сехмет было «Хозяйка жизни». Поскольку она была способна распространять болезни, у нее также было противоядие от них. Ее целебные свойства были настолько оценены и почитаемы, что Аменхотеп III (ок. 1390-1353 гг. до н.э.) изготовил сотни статуй Сехмет, чтобы разместить их в своем погребальном храме на Западном берегу недалеко от Фив. Они должны были защищать фараона в загробной жизни, если ему понадобится лекарство или исцеление. Египетские целители и врачи также ценили покровительство Сехмет, особенно те, кто заботился о царе.

Поделиться с друзьями