- Преемственность: император Адриан, Траян и римский сенат
- Адриан и Римская империя: Греция, культурная столица
- Адриан и Римская империя: имперские границы
- Стена Адриана
- Адриан и Вторая иудейская война
- Император и архитектор: Адриан и город Рим
- Антиной и Адриан
- Конец путешествия: смерть и обожествление императора Адриана
Император Адриан известен как странствующий император Рима. От Черного моря и Сирийской пустыни до северной Британии Адриан способствовал распространению римской культуры по всей империи.
Период истории между правлением Траяна и смертью Марка Аврелия — с 98 по 180 год нашей эры — обычно характеризуется как расцвет Римской империи. Этот период был признан золотым веком отчасти из-за характера самих императоров; началось это, конечно, с Траяна – оптимуса принцепса.
Примечательно, что все императоры в этот период усыновили своих преемников. Не имея собственных биологических наследников, они вместо этого назначали своих преемников из числа «лучших из доступных людей»; Меритократия, а не генеалогия, по-видимому, была принципом, который привел этих императоров к имперской власти. Можно было бы подумать, что такая политика положит конец любым вопросам, связанным с преемственностью.
Случай с Адрианом развеял любые подобные представления. Его правление, продолжавшееся со 117 по 138 год нашей эры, характеризовалось великолепным культурным выражением римского творчества. Однако он также был отмечен периодами конфликтов и напряженности.
Преемственность: император Адриан, Траян и римский сенат
Адриан родился в 76 году н.э. и был родом, как и Траян, из города Италика (недалеко от современной Севильи) в Испании, в семье аристократического итальянского происхождения. Двоюродный брат его отца был человеком, который впоследствии стал императором Траяном. Будущий император будет заботиться об Адриане, когда его родители умерли, когда ему было всего 10 лет.
В ранние годы Адриана было мало сюрпризов, и они следовали ожидаемому ходу аристократической юности. Это включало хорошее образование и его продвижение по Cursus Honorum. (традиционная последовательность государственных должностей для людей сенаторского ранга). Его зачислили в армию. Именно во время службы в качестве военного трибуна Адриан впервые познакомился с махинациями императорской власти.
Именно Адриан был отправлен к Траяну сообщить ему известие о своем усыновлении Нервой (это все, что смог сделать старик, чтобы подавить волнения после убийства Домициана). Позже Адриан будет сопровождать Траяна в качестве императора во время его дакийских и парфянских кампаний, получив важное влияние на солдат, которыми он однажды будет командовать.
Его связь с семьей Траяна еще больше укрепилась примерно в 100 г. н. э. благодаря его женитьбе на Вибии Сабине, внучатой племяннице Траяна. Брак не пользовался особой популярностью у императора. Несмотря на их семейные связи, даже в конце правления Траяна не было никаких признаков того, что Адриан удостоился какого-либо особого отличия, отмечающего его как императорского наследника.
Предполагается, что жена Траяна — императрица Плотина. — повлиял не только на брак Адриана с Сабиной, но и на его возможную преемственность, поскольку она заботилась о смертельно больном Траяне на его смертном одре. Некоторые источники предполагают, что именно Плотина, а не император, подписала документ об усыновлении, подтверждающий Адриана как императорского наследника. Еще одним нарушением было географическое расстояние между двумя мужчинами; Римское право требовало присутствия всех сторон на церемонии усыновления, однако, пока Траян умирал в 118 году н. э., Адриан оставался в Сирии.
Сами древние историки разделились во мнениях относительно законности наследования. Кассий Дион подчеркивал попустительство Плотины, в то время как в Historia Augusta — всегда забавной, но не всегда фактической биографии императоров IV века — говорилось, что: «Адриан был объявлен усыновленным, и то только посредством трюка Плотины …»
Смерть четырех ведущих сенаторов вскоре после этого часто упоминалась как еще одно свидетельство макиавеллистской политики, действовавшей в преддверии преемственности Адриана. Их смерть также способствовала бы напряженности в отношениях с сенатом, которая преследовала Адриана на протяжении всего правления, несмотря на популярность, которой он пользовался в других местах.
Адриан и Римская империя: Греция, культурная столица
По общему мнению, отношения Плотины с Адрианом, которые сыграли решающую роль в его вступлении на престол, основывались на их общих убеждениях и культурных ценностях. Оба они понимали, что Империя — обширные территории римского правления и ее разрозненное население — построена на фундаменте общей эллинской, то есть греческой, культуры.
С юности Адриан был очарован культурой греков, за что получил прозвище Грекул («Греческий»). По общему мнению, он отдавал предпочтение греческой одежде и носил греческий плащ на банкетах в присутствии сенаторов. К моменту своего воцарения Адриан уже провел значительное время в Греции в рамках своего образования. В Афинах, греческом полисе, к которому он имел особую привязанность, Адриан уже получил гражданство и другие почести. Сюда входил архонт (главный магистрат) города в 112 г. н.э.
Будучи императором, его интерес к Греции не ослабевал. Это не обязательно было бы хорошо принято в Риме; последний император, проявлявший слишком большой интерес к Греции, — Нерон — очень быстро потерял поддержку своих эллинистических и культурных склонностей (особенно на сцене). Несмотря на это, Адриан снова отправился в Грецию в рамках своего путешествия по империи в 124 году нашей эры, а затем вернулся в 128 и 130 годах нашей эры. Путешествуя по Греции, Адриан часто переезжал, не ограничиваясь Афинами.
Его путешествия поощрялись ведущими греческими деятелями, такими как знаменитый афинский дворянин Ирод Аттик. Примечательно, что эти люди неохотно относились к слишком откровенному участию в римской политике до правления Адриана. Прямое, личное взаимодействие императора с местной аристократией, судя по всему, послужило катализатором для этих богатых людей, конкурирующих за спонсирование великих проектов в имперских провинциях. Ирод Аттик, например, оставил неизгладимый след в афинском городском пейзаже несколькими памятниками.
В более широком смысле, попытки Адриана достичь единства указывают на его веру в общую средиземноморскую культуру. Отражая это, он также активно участвовал в эллинистических культовых практиках, наиболее известными из которых были Элевсинские мистерии в Афинах. (в котором он участвовал несколько раз).
Однако именно в архитектуре наиболее ярко проявился его интерес ко всему греческому. Его путешествия в этот регион часто были периодами великого строительства, начиная от грандиозных сооружений (таких как Афинский храм и Зевс Олимпийский, строительством которых он руководил) и заканчивая практическими, включая множество акведуков. Некоторые из этих общественных работ были завершены во всем греческом мире: инженерные работы по доставке пресной воды в город Аргос; полис на протяжении веков считался жаждущим и даже описывался как таковой в эпосе Гомера!
Адриан и Римская империя: имперские границы
Почти все римские императоры путешествовали. Фактически, те, кто предпочел остаться в Риме, такие как Антонин Пий, были в меньшинстве. Однако их различные путешествия часто совершались во имя войны; император отправится в поход и, в случае успеха, пойдет извилистым путем обратно в Рим, чтобы там отпраздновать триумф. В мирное время императоры чаще полагались на отчеты своих представителей, как это ясно видно из переписки между Траяном и Плинием Младшим.
Адриан, однако, особенно прославился своими странствиями. Для него путешествия, похоже, были почти смыслом существования. Фактически он провел более половины своего правления за пределами Италии, и его знакомство с культурой Империи оставило неизгладимое наследие в культуре Империи Адриана. Помимо времени, проведенного в Греции, его путешествия привели его к дальним северным границам империи в Британии, по азиатским и африканским провинциям империи, вплоть до богатого торгового центра Пальмиры (получившего имя Адриана Пальмира). в честь своего визита), в Северную Африку и Египет. Куда бы он ни пошел, он демонстрировал свидетельства своего понимания и признания классической культуры. В Египте он руководил восстановлением гробницы Помпей Великий, даже сочинил эпиграф к великому сопернику Юлия Цезаря.
Важным аспектом путешествий Адриана по империи был осмотр Лимса, имперских границ. Правление Траяна, его предшественника, привело к тому, что Империя достигла своего наибольшего географического расширения после завоевания Дакии и кампаний в Парфии. Однако Адриан решил отменить откровенно экспансионистскую политику Траяна. Некоторые территории, завоеванные Римом на востоке, были отданы, и вместо этого Адриан был заинтересован в установлении безопасных и фиксированных оборонительных границ империи.
Стена Адриана
Эти имперские пределы известны и сегодня. Например, стена Адриана на севере Англии обозначала северную границу Империи; за ним находилась непокоренная территория Каледонии. Это оборонительное сооружение, пожалуй, самая известная из границ Римской империи, простирается от Уолсенда на реке Тайн на северо-востоке Англии до Боунесс-он-Солуэй на западе, на расстоянии 73 миль.
Историки отмечают, что такое сооружение оказало бы глубокое психологическое, а также физическое воздействие: возможность построить такую обширную оборонительную сеть сообщила бы народу Британии по обе стороны стены о мощи Римской империи, и император. Подобные структуры в Северной Африке — fotassum Africae. — также были приписаны Адриану и указывают на южные границы Империи. Решение императора отказаться от этих территорий вызвало неодобрение некоторых слоев римского общества.
Адриан и Вторая иудейская война
Рим пережил бурные отношения с Иудеей. Религиозная напряженность, усугубленная жестким имперским (неправильным) управлением, ранее приводила к восстаниям, в первую очередь к Первой римско-еврейской войне 66-73 гг. н.э. Эта война завершилась только осадой и разрушением Иерусалимского храма Титом, сыном императора Веспасиана. Хотя после этого регион все еще находился в состоянии руин, Адриан во время своего путешествия посетил Иудею и разрушенный город Иерусалим.
Однако религиозная напряженность, судя по всему, вновь привела к вспышке насилия. Имперский визит и интеграция региона в империю должны были быть основаны на том, чтобы население принимало активную роль в римской религии. Это означало бы не отказ от иудейской веры, а, скорее, то, что эта вера практиковалась наряду с традиционным римским культом, особенно в честь самого императора.
Такая политеистическая интеграция была обычным явлением по всей империи, но, естественно, противоречила монотеистической вере евреев. Всегда проблематичная Historia Augusta предполагает, что восстание было частично вызвано попыткой Адриана отменить практику обрезания. Хотя доказательств этому нет, оно служит полезной отправной точкой для понимания несовместимости римских и иудейских религиозных верований.
Быстро вспыхнуло восстание, подогреваемое антиримскими настроениями, которое возглавил Симон бар-Кохба. Это была Третья римско-еврейская война, которая длилась примерно с 132 по 135 год нашей эры. Потери были тяжелыми с обеих сторон, особенно много крови пролили евреи: Кассий Дион сообщает о гибели около 580 000 человек, а также о разрушении более 1000 поселений различного размера.
После поражения восстания Адриан стер еврейское наследие региона. Провинция была переименована в Сирию Палестину, а сам Иерусалим был переименован в Элию Капитолину (переименованную в честь него самого — Элии — и бога Юпитера Капитолийского).
Император и архитектор: Адриан и город Рим
Адриану не без причины было присвоено прозвище Грекул. Несмотря на то, что его карьера императора была дана ему в юности, он демонстрирует постоянное участие и интерес к культуре Греции. Наиболее ярко это проявляется в архитектуре Империи, сохранившейся со времен его правления. Сам город Рим обязан, пожалуй, своим самым знаковым сооружением — Пантеоном — Адриану. Этот «храм всех богов» — буквальное значение слова «Пантеон» — был восстановлен Адрианом после его разрушения пожаром в 80 году нашей эры.
Первоначально он был построен Марком Агриппой, правой рукой Августа, и реконструкция Адриана примечательна тем уважением, которое она оказывает своему происхождению. На портике гордо красуется надпись: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT». В переводе это гласит: Марк Агриппа, сын Луция (Lucii filius), консул в третий раз, построил это.
Уважение к первоначальным строителям было постоянной темой в проектах восстановления Адриана по всему городу и империи. Это резко контрастирует с другими императорами; прямо под надписью Адриана на Пантеоне император Септимий Север оставил еще одну, гораздо более длинную, надпись, прославляющую его собственную (менее существенную) реконструкцию сооружения. В другом месте Рима он отвечал за Храм Венеры и Ромы, напротив Колизея, на окраине Римского форума.
На окраине Рима, в Тиволи, Адриан также построил обширную частную виллу площадью около 7 квадратных миль. Архитектура там была великолепна, и даже сегодня размеры того, что осталось, красноречиво свидетельствуют о богатстве и великолепии этой бывшей императорской резиденции.
Работы над виллой начались в начале правления Адриана, хотя свидетельства, представленные штампами на кирпиче, показывают, что работы продолжались на протяжении всего его правления; а также портреты его преемников, от Антонина Пия до Каракаллы., были найдены в Тиволи, показывая, что вилла оставалась популярной роскошной альтернативой Палатину. Что еще более важно, ранняя дата строительства наводит на мысль о желании Адриана как можно скорее дистанцироваться от центра Рима, намекая на непростые отношения императора с традиционной римской элитой.
Это также передало влияние космополитизма Адриана. Многие конструкции виллы были вдохновлены культурами империи, особенно Египта и Греции. Точно так же скульптурное убранство виллы также свидетельствовало о широте путешествий Адриана и его культурных интересах. Были имитации кариатид, характерные скульптуры из Эректейона в Афинах, а также статуи египетского бога Беса.
По общему мнению, в «Истории Августы» также намекает, что мятежной царице Пальмиры Зенобии было разрешено дожить свои дни в Тиволи после того, как она была захвачена Аврелианом в третьем веке.
Однако, что типично для правления Адриана, под поверхностью кипела напряженность — даже в такой, казалось бы, безобидной области, как архитектура. По общему мнению, его собственное высокое мнение о своих архитектурных способностях привело его к конфликту с Аполлодором Дамасским, выдающимся архитектором, который работал с Траяном и был ответственным за строительство чудесного моста через Дунай. По словам Диона, архитектор резко критиковал планы Адриана построить храм Венеры и Рима, что настолько разгневало императора, что он изгнал архитектора, прежде чем приказать его убить!
Антиной и Адриан
Брак Адриана с Сабиной, внучатой племянницей Траяна, был далек от брака, заключенного на небесах. Ее политические выгоды трудно переоценить, но с точки зрения отношений между мужем и женой она оставляла желать лучшего. За время правления мужа Сабина получила множество общественных почестей — беспрецедентных со времен Ливии, жены Августа и матери Тиберия.
Она также много путешествовала со своим мужем и была хорошо известна во всей империи, часто появляясь на монетах. В одном скандальном эпизоде «Истории Августы» секретарь Адриана — не иначе как биограф Светоний — уволен из суда за слишком фамильярное поведение по отношению к Сабине. Однако, что касается императорского брака, между ними, похоже, было мало любви – или даже тепла.
Скорее всего, Адриан, как и Траян до него, предпочитал мужскую компанию и гомосексуальные отношения. Большой его любовью был Антиной, юноша из Вифинии (север Малой Азии). Он сопровождал Адриана в его путешествиях по Империи и даже был посвящен в Элевсинские мистерии вместе с императором в Афинах. Однако при загадочных обстоятельствах молодой человек погиб, когда императорская свита плыла по Нилу в 130 году нашей эры. Утонул ли он, был убит или покончил жизнь самоубийством, остается неизвестным и является предметом спекуляций.
Какова бы ни была причина, Адриан был опустошен. Он основал город Антинополис на месте, где умерла его великая любовь, а также организовал его обожествление и культ. О важности Антиноя свидетельствует богатство сохранившихся скульптур, свидетельствующих о распространенном по всей Империи культе красивого юноши. Некоторые, однако, критиковали сильное горе, которое Адриан выразил по Антиною, особенно с учетом холодности его брака с Сабиной.
Конец путешествия: смерть и обожествление императора Адриана
Адриан провел последние годы своей жизни еще в столице империи; он оставался в Риме с 134 г. н.э. Его последние годы были отмечены печалью. Его победа во Второй римско-еврейской войне была сравнительно сдержанной — восстание ознаменовало провал попыток создать единую эллинистическую культуру по всей Империи. Точно так же Сабина скончалась в 136 году нашей эры, положив конец браку по политической необходимости, который прошел без детей. Не имея наследника, Адриан оказался в таком же положении, как и его предшественник.
В конечном итоге он остановился на Тите Аврелиусе Фульве Бойонии Аррии Антонине, который впоследствии стал править как Антонин Пий. С 134 г. он также руководил строительством Мавзолея Адриана. Известный сегодня как Кастель Сант-Анджело (благодаря своей загробной жизни как средневековой крепости).
Адриан умер летом 138 года нашей эры в возрасте 62 лет. Он скончался на своей императорской вилле в Байях, на побережье Кампании, его здоровье постепенно ухудшалось. Его 21-летнее правление было самым продолжительным со времен Тиберия в первом веке и останется четвертым по продолжительности из всех (уступая только Августу, Тиберию и Антонину Пию — его преемнику). Его наследие, похороненное в мавзолее, который он построил для себя в 139 году, оставалось спорным.
Империя, которую он покинул, была безопасной и культурно обогащенной, а смена власти прошла гладко. Однако сенат по-прежнему не хотел обожествлять его; их отношения оставались непростыми до самого конца. В конце концов, он был удостоен чести построить храм на Марсовом поле (который сегодня перепрофилирован под Римскую торговую палату).
Этот храм был украшен многочисленными рельефами, изображающими олицетворения провинций его империи, узнаваемые по их знаковым атрибутам, космополитизм Адриана, проявленный в мраморе. Для странствующего императора Рима не могло быть лучших стражей, которые охраняли бы его храм.