Читайте дальше, чтобы узнать о 10 знаменитых скандинавских богах и богинях и о том, что делает их такими интересными во времени.
Глядя на то, как скандинавские боги воплощают архетипические фигуры, представляющие фундаментальные аспекты человеческого существования, такие как любовь, сила, мудрость и справедливость, а также то, что они символизируют в отношении наших собственных стремлений, желаний и борьбы, эти мифологические боги предлагают призму, через которую мы может исследовать и понять состояние человека. Более того, истории об этих божествах включают в себя эпические битвы, героические поиски и невероятные повествования, взывающие к нашему врожденному чувству приключений и воображению.
10. Хель
История гнусной скандинавской богини Хель появляется в нескольких сохранившихся документах, таких как «Поэтическая Эдда» 13-го века и «Прозаическая Эдда», стихи 9-го и 10-го веков в «Саге о Хеймскрингле и Эгилсе», а также латинский труд 12-го века «Gesta Danorum». Археологические свидетельства Хель также изображены на нескольких брактеатах и имитационных медальонах периода миграции. Известно, что Хель правила загробной жизнью вместе со своей собакой Гармром. Ее часто изображают полумертвой-полуживой, с синей кожей и грустным видом. Ее отцом был знаменитый скандинавский бог Локи, а матерью – великанша Ангрбода. Братьями и сестрами Хель от одних родителей были Ёрмунганд, змей, обвивающий мир, и Фенрир, волк.
Как правительница подземного мира, Хель управляла судьбами душ, которые так и не добрались до Валгаллы. Ее владения были местом контрастов, где ледяные пейзажи встречались с равнинами, залитыми огнем. Она была сложной фигурой, олицетворявшей и тьму, и милосердие. В своем царстве она приняла свою долю мертвых: бесчестных, нечестивых и тех, кто умер от старости и болезней, предлагая им сострадание, справедливое суждение, утешение и понимание.
9. Хеймдалль
Скандинавский бог Хеймдалль был «Стражом богов» и сыном короля Одина и девяти матерей. Он обладал необыкновенным зрением и слухом и поэтому был назначен хранителем Биврёста, радужного моста, соединявшего Асгард (царство богов) с Мидгардом (миром людей). Истории о Хеймдалле подробно описаны в веретеновидной надписи Солтфлитби в Англии, в Поэтических и Прозаических Эддах, а также в стихах 9-го и 10-го веков в Хеймскрингле. Хеймдалль также считается фигурой, держащей большой рог и меч на каменном кресте с острова Мэн и кресте Госфорда 9-го или 10-го века в Камбрии, Англия.
Самым важным имуществом Хеймдалля был его золотогривый конь Гуллтоппр и «звенящий» рог под названием Гьяллархорн, который предупреждал богов о приближении их врага (гигантов) во время Рагнарека, предсказанного конца мировой битвы в скандинавской мифологии. Интересно, что величайшим врагом Хеймдалля был Локи. Согласно некоторым версиям скандинавской мифологии, пара убивает друг друга во время великой битвы.
8. Бальдр
Сообщения о нежном, справедливом и лучезарном скандинавском боге Бальдре предоставлены Саксоном Грамматиком и другими датскими латинскими летописцами, включая «Поэтические и прозаические Эдды». Бальдра обожали и боги, и смертные, однако, поскольку этот сын Одина и Фригг был таким добрым и чистым, его мать заставила всех существ пообещать никогда не причинять ему вреда. Все согласились на клятву, кроме омелы, поскольку она была слишком молода, чтобы давать такой обет. Поэтому, обнаружив эту единственную слабость, Локи украл омелу, превратил ее в копье и обманом заставил слепого брата Бальдра, Ходра, бросить ее в него. К сожалению, омела пронзила сердце Бальдра, мгновенно убив его.
Несмотря на попытку асов (богов) воскресить Бальдра, богиня Хель вернет Бальдра только в том случае, если мир оплачет его. Великанша Токк – возможно, замаскированный Локи – отказалась пролить слезу, и поэтому Бальдр остался мертвым. Его смерть якобы ознаменовала начало Рагнарёка, после которого ему суждено было переродиться, чтобы возвестить новую эру света и мира.
Согласно «Гилфагиннингу» — разделу «Прозаической Эдды» — женой Бальдра была Нанна, а его сыном Форсети. У Бальдра также было судно под названием Хринггорни и сияющая крепость Брейдаблик, известная своей замечательной и непревзойденной красотой.
7. Тир
Тир был скандинавским божеством, связанным с храбростью, героической славой, справедливостью, самоотверженностью, соблюдением клятв и соглашений, а также войной. Согласно исландскому манускрипту XVIII века ÍB 299 4, Тир был идентифицирован как древнеримский бог Марс. Он также изображался как сын йотуна Хюмира в «Химисквиде» Поэтической Эдды или сын Одина в «Скальдскапармале» Прозаической Эдды. Локасенна из «Поэтической Эдды» потенциально намекает на его существование как безымянного и загадочного супруга.
Один увлекательный миф повествует об участии Тира в связывании чудовищного волка Фенрира. Хитростью Тир вложил руку в рот Фенрира в знак доверия, заманив волка в ловушку и позволив его связывать. Однако, когда Фенрир обнаружил обман, он откусил Тиру руку. Этот поступок продемонстрировал непоколебимую приверженность бога поддержанию порядка и выполнению своих обязанностей, даже ценой больших личных жертв.
Со временем известность Тира пошла на убыль с возвышением Одина как центральной фигуры скандинавской мифологии. Характер Тира служит напоминанием о сложных моральных ценностях и этических стандартах, которые управляли обществом эпохи викингов. Позже, как говорили, он был сожран Гармром — грозной собакой богини Хель — во время Рагнарёка.
6. Фригг
Скандинавская богиня-покровительница Фригг была женой Одина и матерью Бальдра. Будучи сторонницей супружеских уз, плодородия и мудрости, Фригг изображается в исландских повествованиях как пытающаяся сохранить жизнь своего сына, но терпящая неудачу. В различных мифологических источниках она представлена как образ материнской преданности и печали, связанных с прядением и ткачеством, в то время как другие подчеркивают отсутствие у нее морали.
Исторические документы, в которых упоминается эта скандинавская богиня, — это Origo Gentis Langobardorum VII века; «История Лангобардорума» Павла Диакона VIII века; Второе Мерзебургское заклинание X века, найденное в Мерзебурге, Германия; Поэтические и Прозаические Эдды; и саги о Хеймскрингле и Вёльсунгах. Стена XII века в Шлезвигском соборе в земле Шлезвиг-Гольштейн, Северная Германия, также изображает богиню в плаще и верхом на большой кошке. Рядом с ней находится еще одна женщина в чадре, тоже одетая в плащ, но верхом на прялке. Учитывая заметное иконографическое сходство с текстовыми сообщениями, ученые полагают, что обе фигуры представляют скандинавских богинь Фригг и Фрейю.
5. Фрейя
Хотя богини Фригг и Фрейя имеют некоторое сходство, в скандинавской мифологии это разные божества с разными женскими характеристиками, сферами деятельности и ролями. Фрейя встречается в различных источниках, от древних текстов до современного фольклора. Она засвидетельствована в «Поэтической Эдде», «Прозаической Эдде», «Хеймскрингле» и нескольких исландских сагах, включая известный рассказ «Sörla þáttr». Влияние Фрейи распространяется и на поэзию скальдов, а в наше время и на скандинавский фольклор, обеспечивая ее постоянное присутствие в культурном наследии региона.
В отличие от Фригг, чувственная и страстная Фрейя ассоциируется с любовью, красотой, желанием, плодородием, войной и материальным богатством. Она была членом богов ванов и обладала даром магии и гадания, включая практику сейра, формы скандинавского колдовства. Самым ценным имуществом богини были ее ожерелье Брисингамен, плащ из соколиных перьев, колесница, запряженная двумя кошками, и вепрь Хильдисвини.
Фрейя также была связана с небесным царством Фольквангром, где она приветствовала воинов, павших в битве. Согласно историческим источникам, она была замужем за Эдом, который разделяет культурную персонификацию с Одином, имела двух дочерей (Хносс и Герсеми) и была сестрой-близнецом бога Фрейра.
4. Фрейр
Ученые признают Фрейра важной фигурой в скандинавской мифологии, связанной с изобилием, плодородием, королевской властью, процветанием, дождем и Солнцем. Как бог ванов, он был тесно связан с миром природы, особенно с сельским хозяйством, и воплощал в себе качества мира, дипломатии и доброжелательности. Мифологические отчеты подчеркивают его роль в установлении гармонии и разрешении конфликтов, включая его заметное участие в мирных переговорах между асиром и ваном.
Исторические источники, такие как «Сага об Инглингах» и «Поэтические и прозаические Эдды», дают представление о божественных атрибутах Фрейра, отношениях с другими богами и его месте в скандинавском пантеоне. Более того, археологические свидетельства, такие как вотивные подношения и изображения на таких артефактах, как рога Галлехуса, предоставляют ощутимые доказательства существования Фрейра.
Рожденный от бога Ньёрда и его неназванной сестры-жены, Фрейр был подарен Альфхеймом, царством эльфов, в качестве подарка на прорезывание зубов. Среди примечательных вещей, приписываемых ему, — блестящий кабан Гуллинбурсти, созданный гномами, и складной корабль Скидбладнир, парусами которого всегда дует ветер. Помимо связи с культом лошади, Фрейр считается предком шведского королевского дома.
3. Один
Это главное божество в скандинавской мифологии почиталось за его мудрость, знания и поэтическое мастерство. Обладая хитрым и любознательным характером, Один преследовал скрытые истины и тайны космоса, обладая титулом бога войны и смерти, ведя павших воинов в Валгаллу. Записи об Одине встречаются в произведениях от римской эпохи до периода переселения народов; от эпохи викингов до эпохи после викингов Поэтические и прозаические Эдды, Хеймскрингла и саги; и современный фольклор. В скандинавских текстах он изображен как сын Бестлы и Борра и имеет родство со своими двумя братьями, вили и Ве.
Как свидетельствуют исторические источники, Один «Всеотец» требовал от своих собратьев асов восхищения и преданности. Тем не менее, поскольку он овладел древними искусствами, такими как шаманизм и сейдр, его характер символизировал свет и тень. Жажда Одина к мудрости и власти заставила его принести великие жертвы, в том числе одним своим глазом, и он сыграл решающую роль в формировании скандинавской культуры и религии. Археологические данные также богаты изображениями Одина, например, на золотых брактеатах, пластинах шлемов, камнях с изображениями, брошах, гобеленах, формах для литья, рунических камнях, серебряных статуэтках и символах.
Одина часто узнают по его одноглазому лицу, длинной бороде и копью по имени Гунгнир. Его животные-спутники — волки Гери и Фреки и вороны Хугинн и Мунинн — составляли ему компанию в его путешествиях и собирали знания со всего Мидгарда. На своем восьминогом коне Слейпнире — подарке Локи — Один пересек небо и нырнул в подземный мир. Как уже упоминалось ранее, женой Одина была Фригг, и вместе у них было несколько детей: Бальдр, сияющий символ чистоты; Ходр, слепой бог, чьи трагические действия привели к печали; Видар, молчаливое и мстительное божество; Вали, рожденный, чтобы отомстить за смерть своего брата; Браги, красноречивый бог поэзии; и Тор, могучий бог грома.
2. Тор
Тор — культовое божество, занимающее позицию бога грома, силы и защиты. В «Поэтических и прозаических Эддах» он описан как атлетическая фигура с рыжей бородой, владеющая могучим молотом Мьёльнир, способным выравнивать горы и вызывать грозы. Особое значение имеет изображение Тора с молотом. Молоты, известные как «Молоты Тора» или «Мьёльнир», находили в качестве амулетов или подвесок в различных археологических контекстах. Эти символы, вероятно, были связаны с защитой, силой и вызовом сил Тора.
Тор известен своими приключениями, сражаясь с грозными гигантами и чудовищными существами и защищая богов и людей от их злонамеренного влияния. Gesta Danorum («Деяния датчан»), средневековый латинский труд, написанный в XII веке Саксоном Грамматиком, содержит рассказы о Торе как часть датской истории и мифологии, а «Сага об Инглингах», часть «Хеймскринглы», включает информацию о происхождении Тора. скандинавских королей, восходящих к богу Одину и Тору.
Несколько рунических надписей, найденных на археологических раскопках, еще раз упоминают Тора, предоставляя ценные исторические свидетельства поклонения и почитания бога среди скандинавских народов. Такое культурное влияние на элементы Тора можно найти в произведениях искусства, литературе и даже топонимах на исторических скандинавских территориях.
1. Локи
На первом месте находится многогранный и очаровательный скандинавский бог хаоса Локи. В «Поэтических и прозаических Эддах» он изображается как озорное и хитрое божество, известное своими способностями к изменению формы, сообразительностью и действиями, которые приносят вред и необходимые изменения в скандинавском пантеоне, что делает его персонажем как положительным, так и отрицательным.
Саги о Вольсунгах и Инглингах являются литературными произведениями, а не историческими повествованиями, но часто включают в себя элементы скандинавской мифологии, включая рассказы о Локи и его подвигах. Согласно таким историческим записям, Локи является сыном великанов Фарбаути и Лауфея и женился на богине по имени Сигюн. У них было двое сыновей: Нарфи и Вали. Однако семейные отношения Локи сложны и различаются в зависимости от источника и интерпретации. В некоторых источниках он упоминается как кровный брат Одина благодаря проведенному ими ритуалу, в результате чего Локи был признан богом.
Другой миф подробно описывает его отношения с Ангрбодой и их потомками: чудовищным волком Фенриром, змеем Ёрмунгандром и полумертвым-полуживым Хель. Также есть история о том, как он был навечно привязан к скале, в то время как змея капала на него ядом — наказание, назначенное богами в качестве компенсации за многие злые дела Локи, особенно за убийство Бальдра. В целом документально подтверждено, что бог хаоса внес свой вклад в последовательность событий, приведших к Рагнареку, вызвав широкомасштабные разрушения и последующее возрождение мира.
В последние годы скандинавские боги приобрели внимание и популярность, особенно в популярной культуре, например, в книгах, фильмах и видеоиграх. Хотя Один и Тор хорошо известны, Локи, особенно благодаря роли Тома Хиддлстона, стал очень знаменитым.